5. Жизнь молодых офицеров в середине прошлого века

Иван Краснов 2
Скоротечная свадьба

Весть   о  разрыве   моих  отношений  с   невестой  из  Ленинграда  быстро  разнеслось  среди   моих  друзей.  Еще  бы ,  в  полку  знали   мою  знакомую, мы  даже   были   с ней на  двух  или  трех  свадьбах  моих    молодых  друзей,     на  одной  из  свадеб  было  объявлено,  что  следующая  свадьба     будет    наша.

И вдруг  я  получаю   такое   сообщение  от   моей  невесты,  что  наши   отношения  прерываются,   она  полюбила  другого  молодого   человека -  студента  из  Военмеха.   Все   мои  друзья  очень  переживали  за  меня.
Эта  весть  дошла и до  командира  полка  Владимира  Михайловича  Богатова.   Он не  один  раз  подвозил  меня в  Ленинград    на  встречу  к  моей  невесте.  Я уже  писал,  что и  привозил нас   с ней  в  Выборг к  родителям     студентки.  Владимир  Михайлович   был  хорошо  знаком  с  моей  невестой   и  даже  одобрил  наш с  ней  выбор. И  вдруг  до  него  доходит  слух,  что   моя  невеста  разрывает  наши  отношения.

В  один из  дней   командир  полка  пригласил  меня на  беседу. Тепло  поздоровавшись  со  мной,  Владимир  Михайлович  попросил  меня  все  рассказать,  что у нас  произошло с нашей  студенткой.  Он  ведь  даже  считал  себя  нашим  сватом с Риммой. Я  честно  признался,  что  инициативой  разрыва  наших  отношений был  моя  ленинградская  студентка.  Рассказал  о   её  письме  ко  мне, в  котором  она  писала, что  встретила  другого  молодого   человека  и просила  меня  забыть  её  и  больше не  писать.

Владимир  Михайлович  встал  со  стула,  прошелся  вокруг  стола и  по-отечески   стал  меня  выговаривать. -  Иван Иванович,  я  думал  ты  настоящий   офицер,  а  ты  испугался   при  первой  же  трудности. За  свою любовь  нужно  бороться и   доказывать   её  нужно  всеми  силами ежедневно. А  ты  при  первых  же  трудностях  сдался. Вот  что, скоро  в Ленинград  по  приглашению властей   выезжает на   юбилей 30-гвардейского    корпуса,   который   носит имя города "Ленинградский"  большая  делегация   офицеров. Ты  включен в  состав   этой  делегации. Сам  праздник  будет  проходить    9-го  мая,  в  день   Победы. (Тогда     девятое  мая  был  рабочим  днем). Мы с   тобой   выедем  на  служебной  машине,  а  заеду  домой и  тебе   передаю  служебную  машину на   весь  день.   Сделай  все,  что  угодно,  но  ты  должен  в  этот  день  расписаться  с  Риммой.  Иначе  ты  потеряешь  доверие  в  моих  глазах.  Придумай  любую  легенду,  я  тебя  поддержу. Переночуй  дома  у  родителей  водителя  служебной  машины и   с  утра  ты  поезжай   на  боевое   задание. 

Девятого   мама   водителя  напоила  нас  двоих   чаем,  помогла  мне  подогнать   форму.  Я  заранее  оповестил  телеграммой   мою невесту,  что   еду  к  ней  со  специальным  заданием  от   командования   полка.

Ровно  в  8.30  девятого  мая  я  был в  приемной  деканата, изложил    придуманную    командиром  полка  и   мной инструкцию о необходимости  Римме  быть   в  Выборге  по   семейным  обстоятельствам. В кафе  мы  втроем  заехали,  чтобы  дать  возможность  позавтракать  моей  невесте.  Я  изложил  весь  план  командования    похищения   студентки. А  план  был  простой:  я  изложил  версию, что    меня   отпустили на  четыре дня  из   ГСВГ (Группы  Советских  войск  Германии),  чтобы  за  эти  дни  я  мог  оформить  брак. 

Я  купил  букет  роз,  и  мы  втроем  поехали  в  Ждановский  бюро ЗАГС. Нас  встретила  в  кабинете   худенькая  женщина    лет   пятидесяти.  Я   представил  свою  невесту,  себя  как   прибывшего    в краткосрочный  отпуск  для  оформления   брака. Заведующая  ЗАГСОМ  Ждановского  района  Ленинграда  заявила,  что  для  этого  после подачи   заявления нужно  ждать   две недели.

- Скажите,  а  кто  может   решить  быстрее  эту  задачу  выше  Вас?
Мне  объяснила  заведующая,  что  нужно нам  ехать  в  городской  отдел  ЗАГС,  который  находится в  районе  Главного  штаба   ЛенВО.  Недолго   собираясь,  мы  быстро   сели  в нашу  «Победу» и  помчались  в  городской  отдел  ЗАГС. Предварительно  я  купил     заведующей  букет цветов.  Представился   офицером  из  группы  войск,  рассказал,  что  задача стоит в  том,  чтобы   расширить  круг    семейных  офицеров,    семья  укрепляет    дисциплину  среди  офицеров,  меньше   становится  нарушений и  ненужных  встреч   советских   молодых  офицеров  с  немецкими   девушками. 

Заведующая    городским  отделом  ЗАГСа  сама  оказалась   молодым  работником    милиции  и   быстро   уяснила  суть   вопроса.  Я объяснил   молодой  заведующей,  что  служу на   переднем крае  борьбы  с империалистическим лагерем,  международная обстановка  обостряется с  каждым  днем,   частенько   совершаются   провокации.

- Иван Иванович, - обратилась  она  ко  мне,-  садитесь  за  стол  и  пишите  заявление  о  разрешении  вам   досрочного   вступления  в  брак  и  скорейшего  возвращения  в  ГСВГ  для  выполнения    поставленных  перед  офицерами    своих  задач.   Заведующая  Городским   отделом   написала   резолюцию:  «Разрешаю  в  связи  со  сложной   международной  обстановкой   оформить  брак    9   мая  1957  года».

Через   полтора  часа  мы  с моей будущей  женой  были  уже  в  Ждановском  районном  отделе  Загса  (Ждановский  район  Санкт-Петербурга  давно  переименован  в  Пет роградский)
Заведующая  районным   отделом  ЗАГСа   с  удовольствием   выписала документ  о  вступлении   в  брак.  Свидетелем  на  церемонии   регистрации  в  районе  был  наш   водитель  гвардии  рядовой  Игорь  Марков    Итак,  с  12.00  9 мая  1957  года  моей  женой,  Красновой  Риммой  Кирилловной,   стала   бывшая  невеста  Клюшкина  Римма  Кирилловна. 

При этом   она строго-настрого попросила  меня, чтобы  завтра,  когда  их  учебная  группа  ровно  в  10.00 будет осуществлять посадку в поезд для       поездки  в поезд    на  практику  в  город  Харьков,  меня  на  вокзале не должно быть  во  избежание столкновений   с её существующим  ещё   женихом по  имени Николай. 

Я дал слово,  что  провожать на   вокзал в  поездку на  практику  свою  жену  я не  приду.  Слово  я  свое  сдержал, хотя желание  было  большое  посмотреть  на   подруг  жены и её бывшего  жениха.  Да и моя молодая   жена  до  самого  отправления   поезда никому из  своих    подруг не  сказала,  что  в  её  жизни  наступили  крутые   перемены, что  она  стала  женой    лейтенанта.

Вечером   девятого  мая 1957  года  я  прибыл  к командиру  полка  полковнику Богатову и  доложил  ему о выполнении его приказа  -  не допустить потери  офицером  гвардейского   артиллерийского   полка  невесты,  одобренной   командиром   полка. 
Вечером  девятого   мая 1957  года     мы   выехали  из  Ленинграда  в   наш  передовой  артиллерийский   полк   Выборга.  Впереди  маячила  свадьба, сроки  которой необходимо было согласовать с  невестой и командованием  полка.

Пока  же  по  приезде  в  Выборг я  зашел  к родителям теперь  уже  официальной  жены и   сообщил  им   новость,  что мы   (их дочь и я) только   вчера   9-го   мая зарегистрировали  наш  брак.  Я  принес  по  этому   поводу   бутылку шампанского,  чтобы  отметить  это  важное   событие. Тогда же    мы   договорились, что   будем устраивать   свадьбу  по   приезде  Риммы  с  практики.   

Неприятное событие случилось для моей  жены после   внезапного заключения брака.  Родители Риммы  ежемесячно  высылали  дочери   по сорок  рублей   в  помощь  стипендии.  Когда  же я  родителям  сказал,  что  мы   поженились   с  Риммой,   родители   решили,  что   теперь   помогать   их  дочери   будет    муж, т.е. я.   Мне  же  и  в  голову не  пришло,  что я  теперь  муж  и  должен  высылать    молодой жене материальную  помощь. И всегда помнить, что у меня есть жена.

К этому  следует  добавить,  что  институт  не  выплатил  всей  группе студентов,  причитающуюся  им за  май стипендию. Подруги  Риммы,  узнав,  что у  неё   появился  муж-офицер,  понадеялись,  что  теперь  их   подруга  может иногда  выручать  их  с   получки  мужа. 

Я  в  ранее  опубликованных  повестях о  жизни   молодых  офицеров  уже   писал,  что   в  пятидесятые   годы прошлого   века    практически   все  лейтенанты  сухопутных  войск  получали  денежное  довольствие в размере   1400  рублей.  По нынешнему  курсу  это составляет  порядка 14 000 руб., т.е. офицеры  жили достаточно  скромно, хотя  ходили  слухи, что офицеры  получали  приличные  деньги. И  даже  бывший   жених Риммы написал  письмо её родителям,  что  она променяла  его на  офицера, т.е. на меня  из-за  денег. Родители  передали   письмо бывшего  жениха мне.  Естественно,  я  это  письмо  порвал.

Одним  словом,  если  все  суммировать, то  наши  ленинградские   студентки, находящиеся на  практике  в   городе   Харькове,  не  получив вовремя  стипендии,  около  месяца  жили   впроголодь,  родители её  и  других  студентов  в этот  месяц не  выслали тоже  своим  детям   вовремя   материальной помощи.   Моя  молодая  жена  постеснялась   обратиться  ко  мне за помощью.  Так  этот  месяц    замужества  надолго  запомнился  моей  жене   месяцем   голода  перед  свадьбой.

Поскольку  я  с родителями   моей  жены  договорился   готовить  свадьбу  по  возвращении  студентов  с  практики,  то   мы   начали  откладывать  деньги на свадьбу, которая была назначена  на  15  мая 1957 года.  Я  согласовал  эту  дату  с  командиром  полка;   на  свадьбу   комсорга  полка  было  приглашено  большое   количество  молодых  офицеров, а по существу   моих   товарищей и  к  этому  числу   нужно  прибавить  офицеров -политработников   полка,  с  кем  я уже   успел  подружиться. В  свою  очередь,  родители Риммы    пригласили на свадьбу  по предварительным  подсчетам  всех  родственников  и соседей по Выборгу.  По  предварительным  подсчетам  на  свадьбу  должно  было  приехать вместе  с  моими  военными    товарищами   человек   сорок.

Сразу  встало  несколько  проблем:  где   разместить  всех  гостей,  где и  как  накормить   их  и третье, самое  главное, где  купить  достаточное  количество  спиртного,  чтобы  все мужчины были    в полной  мере   удовлетворены  спиртными  напитками. (А их всегда в России  не  хватало).

 Я  продолжал   жить на  съемной  квартире  у  Марии   Ивановны.   Моя  служба   практически  не  изменилась, хотя  я  стал  иметь  новый  статус -   женатого  мужчины. 

В середине мая   весь  полк  с  зимних  квартир   перебазировался в  военно-полевой  лагерь, где   продолжалась  летняя   учеба,  которая  осенью  заканчивалась  боевыми  стрельбами. Всем  семейным  офицерам  в  лагерях  выдавался  фанерный небольшой  домик. Если  в  семье  были  дети,  такой  семье   выдавался   двухкомнатный   домик,  чтобы  была  комната  для  детей. Имелась в  каждом  домике  плита,  на  которой  готовилась  пища.  Плита  топилась дровами;  электричества в  фанерных   домиках не  было.
Также в  полевом  лагере   был  Дом  офицеров,  в  котором   в  субботние и  воскресные  дни  шли  кинофильмы,  иногда  в  Дом   офицеров  приезжали  с  концертами   артисты. 

Мне, поскольку  я  стал  семейным,  выдали  небольшой  фанерный  домик со  всеми  бытовыми  атрибутами  для  семейной  жизни.  Домики  политработников  полка  размещались  рядом,  что  было  очень  удобно  для  нашей   молодой  семьи. Я  написал   сразу   жене  в  Харьков,  что  она  будет  жить вместе  со мной в  лагере.  Между   тем  гости  на  свадьбу  уже  постепенно приезжали  и  размещались  среди  многочисленных   родственников,  которых   в  Выборге  оказалось  довольно  много.  Я же  в  этот  период   попал в  гарнизонный   госпиталь - у  меня  сильно заболел    локтевой  сустав по  причине  его  воспаления.


 Мне нужно  было  готовиться  к  свадьбе, а я  оказался  в   госпитале. Зато  родители  и  родственники   жены готовились  во  всю к  свадьбе. У  жены  отец  был  большой  любитель рыбалки.  Он  к  свадьбе  приготовил  много  различных   видов рыбы. В  пятидесятые  годы  Выборг  славился   обилием  рыбы.  Каждый  офицер - от командир роты и выше  считал  себя настоящим  рыбаком; почти  у каждого  второго офицеры  была  моторная лодка с  веслами,  сетью  и  "пауком".  Поэтому предстоящая  свадьба  была обеспечена  вяленой, сушеной  и  жареной рыбой  различных  пород.

В  выходной  день  Выборгский  залив  заливался   различными   моторными   голосами:  это  рыбаки  с  семьями   выезжали  на  рыбалку  или за   ягодами на острова.  Многие   офицеры  настолько  влюбились в  рыбалку,  что  навсегда  связали  свою  судьбу  с  Выборгом.


 Итак,  на   15  мая  в 15.00,  был  назначено    торжественное  начало    свадебного   торжества.  По  общему   согласию  торжественное  открытие  свадебного  торжества   было  поручено   нашему   командиру   полка полковнику   Богатову  Владимиру   Михайловичу. Нужно  сказать,  что  он,  как никто  другой,  подходил  для  этой роли: высокий,  статный,  стройный с   густым  достаточно  громким голосом , он  сразу обратил  на  себя  внимание.


Командир  полка, как  истинный  офицер,  сначала  обратился  к  родителям  молодой  жены.  Поблагодарил  их за такую  воспитанную  и  красивую  дочь, затем  обратился к  молодоженам и  пожелал  нам  большой и  настоящей  любви, быть  примером  для  молодых  семей. После   выступления  ведущего  произнесли  свои   речи  родители. Поскольку  они   были   выходцами  из  рабочих  семей,  то  они  постеснялись   говорить   долго и  эмоционально.

Несколько   омрачил  наш праздник майор Букреев,  недавно  назначенный  заместителем   командира  по  политической  части. Он  часто  провозглашал  тосты,  неумеренно  прикладывался  к  рюмке,  и   в  конце   концов   его  затошнило. В  этих  условиях   опять   показал  себя настоящим  командиром  Владимир  Михайлович: он  извинился  за  своего  заместителя,  взял   его  под   руки (а руки  у него  были  крепкие),   попрощался  со  всеми и  ушел с  ним к  машине.

После   ухода   командира  все  почувствовали  себя  более  свободно,  многие  старались  высказать  свои   эмоции и  только  мешали  друг  другу. Мне  надолго  запомнилось  поведение    на  свадьбе  моих  старших  товарищей - политработников   полка майора  Анатолия  Павловича Лукьянова  и  секретаря  партийного  бюро  майора  Палагина  Юрия  Константиновича,  которые  дали  мне  хорошие  уроки  отношения  к  своим  товарищам и  своим  культурным  поведением.  Поэтому они  остались в   моей  памяти на  всю жизнь  как образец  поведения   офицера.


Два  месяца  нашей   жизни  с  молодой  женой в  полевом   лагере   пошли  ей на  пользу.  Она  научилась   готовить еду  на  двоих,  продовольственный  магазин был  рядом,  снабжался  продуктами  хорошо.  Если  что  было  непонятно, ей  всегда  приходили на  помощь  жены   моих  старших  товарищей  по   службе.


Когда  Римма   через  два  месяца  вернулась в   институт на  пятый  курс,  подруги не  узнали её, выглядела  она прекрасно,  и   говорили, что  она  побывала в военном санатории.

 В   сентябре 1957  года  мне  было  предложено  выехать  в  город  Львов  на  курсы  политсостава  Советской  Армии  для  переподготовки   военных  журналистов. Так   по  существу   закончилась  моя  служба  в качестве молодого  офицера  прошлого   века. Начинался  новый  интересный  период  моей служб.
 
Осень 2017  года,
Санкт-Петербург.