Главная задача церкви

Рыжов Александр Геннадьевич
Во внутрицерковном обиходе есть несколько риторических вопросов с красивыми ответами, которые довольно многое определяют в устройстве поместных церквей и общей динамике развития объединений поместных церквей. Один из таких вопросов: «Расположите в правильном порядке приоритеты «Бог», «церковь», «семья» (правильным каноническим ответом считается приведенный мной порядок, хотя при разговорах не под запись многие с этим не соглашаются).

Другой ключевой, как мне кажется, вопрос заключается в следующем: «Какова основная задача или назначение церкви на земле – благовестие и спасение грешников или работа с членами церкви, обеспечивающая их полноценное назидание и рост в вере?» Я регулярно слышу с кафедры фразу «Главное назначение церкви на земле – проповедь Евангелия и спасение грешников» (сегодня услышал в очередной раз). И по зрелом размышлении я с этой фразой не согласен. Объясню почему.

Если мы выбираем приоритетом благовестие, а не назидание, то по умолчанию благовествовать идут, как правило, незрелые христиане. Искренность и ревность – это хорошо, плохо, когда на благовестии повторяются одни и те же штампы, а на конкретные и невозвышенные вопросы на злобу дня актуальных библейских ответов не дается.

Далее, благовествующие оказываются в опасности считать, что раз они выполняют основное назначение церкви, то у них уже все в порядке. Начальствующие, в свою очередь, спокойны за благовествующих: молодежь вышла разово на библиотеку, вот и чудненько, молодежь при деле, да еще и при самом важном.

При этом важно учитывать, что если назидание стоит в церкви не на первом месте, то и на втором оно тоже стоять не будет: второе (как минимум) место железно занято музыкальным служением. Вот и выходит, что обучение и наставничество идет по остаточному принципу. Считается, что назиданию служат проповеди на общих собраниях. Но люди на местах, посещающие богослужения более полугода, давно говорят, что проповеди их не назидают либо назидают в очень недостаточном объеме.

Большое дело: проблема с качеством проповедей была признана вслух на съезде и упомянута в журнале «ВИ». Однако работа с проповедниками по факту ограничивается, как правило, несколькими уроками в год. Регулярно слышны в разных редакциях фразы «Нам нужны верные и послушные, а не способные и умные». Какая система ценностей и какой подход к удержанию власти привели к противопоставлению этих качеств?

Я упрощаю и утрирую положение вещей, набрасывая схему грубыми штрихами, конечно, ситуация много сложнее, чем я описал, но тенденции, как мне кажется, таковы.

Рассмотрим, опять же схематически, другой порядок: мы в голос признаем (пишем об этом в журнале и книгах, говорим об этом с кафедры), что главное назначение церкви на земле – обеспечение полноценного роста членов церкви и поместных общин. Молимся об этом, перераспределяем финансовые потоки, делаем конкретные шаги.

Окажется ли в накладе благовестие? Конечно, нет. Здоровые члены церкви (причем все) обязательно будут и благовествовать в том числе. С той разницей, что делать они это будут не только на «оптиченных» выездах и выходах, но и в быту: они смогут говорить о своей вере современным языком, обоснованно отвечая на современные вопросы, выражая при этом библейский взгляд на вещи.

В 1Кор.14 довольно подробно описываются собрания христиан. Относительно неверующих там выражен важный принцип: когда они придут на собрание, они должны услышать библейские истины в доступном для них изложении. «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1Кор.14:24-25).

Однако основной акцент в этой главе делается на служения, направленные на назидание верующих: «Так и вы, ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к назиданию церкви» (стих 12); «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию» (стих 26).

Конечно, сама постановка вопроса «евангелизация или назидание?» неправомерна, тут нужен подход не «или / или», но «и / и», однако если говорить о приоритетах, то я бы уделял особое внимание созиданию церкви, которое, в свою очередь, приведет к «переливанию через край» в виде благовестия. Благовестие должно быть результатом жизни с избытком.

«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф.4:11-16).

04.01.2018