Размышления о Мире

Шабанов
               
                РАЗМЫШЛЕНИЯ О МИРЕ.
                НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ
                100 ЛЕТ СПУСТЯ

                В. И. ШАБАНОВ




Шабанов Василий Иванович — руководитель Благотворительного фонда «За мир и согласие на Планете», Заслуженный юрист Российской Федерации, с учётом мнений известных философов, политологов, священнослужителей, ученых , государственных деятелей, предлагает своё видение современной Национальной идеи России.


                «Я жизнь постиг...
                И с грустью тайной и сердечной
                Я думал: жалкий человек
                Чего он хочет!... небо ясно,
                Под небом места много всем,
                Но беспрестанно и напрасно
                Один враждует он — зачем?»


                М.Ю. Лермонтов
                Стихотворение «Валерик» 1840 год






               



                О Г Л А В Л Е Н И Е


1. Введение.
2. Конец истории.
3. Русская идея.
4. Богочеловечество.
5. Национальная идея  России.
6. ООН как международная основа сохранения мира и согласия на Планете.
7. Заключение.

1. Введение


           20 декабря 2015 года на телеканале «Россия  1» я посмотрел документальный фильм  Владимира Рудольфовича  Соловьёва « Миропорядок», в котором автор вместе с известными политиками, учеными, деятелями культуры, журналистами и священнослужителями размышляет о новом миропорядке, о новой шкале ценностей. Вот высказывания некоторых из них.
            Депутат Бундестага (ФРГ) Сара  Вагенкнехт, давая оценку  современным
международным отношениям, указывает: «Тот кто называет современное мироустройство идеальным, должно быть циник».
           Кинорежиссёр (Сербия)  Эмир  Кустурица в своих размышлениях отмечает: «Война в Югославии показала все стороны исчерпанности нашей цивилизации . Не осталось идеалов».
           Патриарх Коптской Церкви Феодор II  указывает, что «Кризис морали есть у всех, а не только у христиан».
           Доминик  Стросс-Кан , бывший директор - распорядитель МВФ (2007-2011), рассуждая о современном положении дел в мире, говорит: «Современный мир совсем несправедлив. Сделать мир справедливым единственная политическая амбиция».
            Лорд   Дэвид   Оуэн — бывший министр иностранных дел Великобритании   
(1977-1979 годы) делает акцент на следующем: «В мире нет более важной задачи, чем установление мира во всем мире».
            Президент Российской Федерации   Путин  В.В. в своих комментариях отмечает, что «...после того как ушел с политической арены СССР, рухнула биполярная мировая конструкция и нашим политическим оппонентам была удобная ситуация, чтобы стать моральными лидерами вновь складывающихся мировых отношений, но они продолжали думать и действовать по старинке, в их головах осталось клише холодной войны...», а позже 27 октября 2016 года, выступая на пленарном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» в городе  Сочи,  Путин обратил внимание на то, что: «Существует совершенно точно дефицит стратегии и идеологии будущего, это создаёт атмосферу неуверенности, которая прямо влияет на общественное настроение. Социологические исследования, проведенные по всей планете, показывают, что жителям разных стран и континентов будущее, к огромному нашему сожалению, чаще всего кажется смутным и мрачным, будущее не зовет, оно пугает, при этом люди не видят реальных возможностей и механизмов что-либо изменить». Автор  фильма В.Р. Соловьёв, отмечая, что мировое сообщество находится на переломном моменте истории, призывает зрителей: «Смотреть и думать, слушать и анализировать».
              Я  решил откликнуться на призыв автора фильма и подумать о складывающейся в настоящее время шкале ценностей, о новом миропорядке и
месте России в нём.
              Я согласен с В.В. Путиным , что действительно наши оппоненты  упустили свой шанс, и, на мой взгляд, Россия должна воспользоваться этим,  и сама стать моральным лидером  в складывающихся международных отношениях. Время России пришло и она должна сказать своё слово.
Это ответственная и нелёгкая ноша. Что для  этого необходимо сделать? Мне представляется, что мы должны начать с обозначения нашей Национальной идеи России, она станет тем краеугольным камнем, на котором возвысятся и политика, и экономика, и право, и государственность, и человек. Это создаст новую процветающую Сильную и Свободную Россию, устремленную в будущее и достойно  исполняющую свою национальную и мировую миссию.
               Я, как и автор фильма, буду размышлять вместе с известными философами, политологами, учеными, служителями религии, государственными деятелями, работы или высказывания которых я буду здесь приводить.  Постараюсь это сделать максимально лаконично.

                2. Конец истории.


            Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению вопроса о Национальной идее России я думаю будет уместно остановиться на  книге  влиятельного американского философа и политолога японского происхождения Фрэнсиса  Фукуямы «Конец истории и последний человек», вышедшей в 1992 году, в которой автор утверждает, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества. Книга была переведена на многие языки мира,  в том числе и на русский. Я с большим интересом прочитал её. Написана она свободным и доступным для широкого круга читателей языком.
             В данной работе автор развивает тему истории не как последовательность определённых событий, а историю, понимаемую как единый последовательный эволюционный процесс в развитии человеческого общества от племенного уклада к  теократиям, монархиям и  аристократиям, а от них - к современной либеральной демократии. При этом он в своей аргументации ссылается на Канта, его работу 1784 года «Идея всеобщей истории с всемирно — гражданской точки зрения».  Эта небольшая  работа определила основные направления для всех последующих попыток написания Универсальной Истории. Кант предполагал, что история имеет конечную цель и в качестве такой цели он рассматривал осуществление человеческой свободы. Ф.  Фукуяма также ссылается на  Гегеля и Маркса, указывает, что они оба верили в то, что эволюция человеческого общества не бесконечна, что она остановится, когда человечество достигнет той формы общественного устройства, которая удовлетворит его самые глубокие и фундаментальные чаяния. Для  Гегеля, как указывает автор, это было либеральное государство, а для Маркса — коммунистическое общество.
                Автор пытается и сам анализировать объективный ход истории через экономику, науку и через то, что Гегель называет «борьбой за признание». Поскольку человек, по мнению Гегеля, помимо естественных потребностей и желаний в еде, питье, жилье и самосохранении является еще личностью с чувством достоинства, справедливости и свободы, и это чувство, согласно Гегелю, играет значительную роль в продвижении исторического процесса. После американской и французской революций, с принятием Декларации  независимости и Декларации прав человека и гражданина,  за каждым гражданином признаётся его человеческое достоинство  всеми другими гражданами и государством. В связи с этим Гегель стал утверждать, что история подходит к концу, так как желание, двигавшее политический процесс — борьба за признание достоинства личности — теперь удовлетворено, следовательно
никакие дальнейшие исторические изменения невозможны.
                В результате  Фукуяма приходит к утвердительному ответу, что либеральная демократия - конечная станция в развитии человеческого общества. Как  один из аргументов он приводит  то, что в последние десятилетия XX века многие авторитарные режимы потерпели крах. На их смену пришли демократические силы. Получили распространение либеральные принципы экономики, которые позволили значительно поднять уровень материального благосостояния народов. Этому способствует развитие науки и новой  техники, которые существенно увеличили производительность труда, что, в свою очередь, создает возможность удовлетворить практически все потребности человека. Растёт взаимосвязь обществ через глобальные рынки, происходит слияние потребительских культур.
                В подтверждение своих выводов  Фрэнсис  Фукуяма ссылается  и на  французского философа русского происхождения Александра Кожева, который  решительно заявлял, что история закончилась, поскольку либеральная демократия, которая разрешила вопрос о равном признании людей, и то, что искал  человек, что двигало историю вперёд, он наконец нашёл и полностью удовлетворён.
                В адрес автора книги за прошедшие годы было высказано немало критики, но  Фукуяма и сегодня отстаивает основной вывод своей работы в оценке либеральной демократии, тем более, что политические элиты Запада
с такой оценкой солидарны.
             Да, наверное, действительно необходимо признать, что Западное общество сегодня достигло конечной точки своего развития. Что дальше?
               По моему, всем прекрасно известно, что  остановка на пути развития чревата  расколом общества и началом деградации  и первые признаки этого  уже дают о себе знать.
                В 2006 году Ф. Фукуяма выпускает новую книгу «Америка на распутье»,  которая также переведена на русский язык.
                То что, Америка и весь Запад, действительно, находятся на распутье показали президентские выборы  в США в 2016 году и выход Великобритании из Евросоюза.
                В своей инаугурационной  речи 20 января 2017 года  президент США Дональд Трамп заявил: «Слишком долго небольшая группа людей в столице извлекала выгоду из правления, в то время как, народ за это расплачивался. Вашингтон процветал — но люди не получали свою долю. Политики преуспевали — но люди теряли работу, а заводы закрывались. Истеблишмент защищал сам себя, но не граждан  нашей страны. Их победы не были вашими победами; их триумфы не были вашими триумфами; и пока они предавались радостям в столице, у боровшихся за выживание семей по всей стране было мало поводов для праздника.
                Всё меняется прямо здесь и сейчас...
                Мы будем искать дружбу и доброжелательность со странами мира, мы делаем это с учетом того, что право любой страны — ставить превыше всего собственные интересы...
                Мы не стремимся навязывать наш образ жизни кому-либо, но скорее станем блистательным примером для подражания... Мы будем укреплять союзы и создавать новые... В Писании сказано:-«...как хорошо, когда люди живут в единстве»".
                К сказанному Дональдом Трампом хотелось бы добавить:"Дай Бог, чтобы за этими словами последовали дела".
                К сожалению, утвержденная Трампом в декабре 2017 года новая Стратегия национальной
безопасности США по своему содержанию далеко отстоит от его инаугурационной речи.

                3.Русская идея

  Теперь перейдём  к Русской идее, которая является прологом Национальной идеи России.
                Зарождением идеи об особом пути русского народа  и российского государства можно считать ХVI век с концепции псковского  монаха Филофея «Москва — Третий Рим», в которой он стремился обосновать  мессианскую роль России  в мировой истории. Филофей видел предназначение российского государства в том, чтобы, после падения в 1453 году православного царства Византии стать Святой Русью, средоточием не материальной силы, а силы духовной.
                Следующим этапом в развитии Русской идеи можно считать первую половину ХIХ века, когда возник спор между славянофилами и западниками о судьбе России и её призвании в мире. Считается, что начало этому обсуждению положил П.Я. Чаадаев своим «Философическим письмом», адресованном Е.Д.Пановой и опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 году. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - пишет Чаадаев в своём письме, - мы — народ исключительный». Наиболее известными представителями течения славянофилов были — А.С. Хомяков, Ю.Ф.Самарин, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья И.С. и К.С. Аксаковы. Они верили в особое предназначение России в преображении мира.  Выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России. Считали, что Россия должна объединить всех  славян под лозунгом православной христианской веры и православной монархии. Они выступали за возрождение Земских соборов, на которых народ будет доносить свой голос до царя. Призывали дворянство к сближению с народом, к изучению народного быта и культуры, так как видели в народе некую неизменную «духовную сущность», субстанцией которой является православие и общинность.
                Одновременно со славянофилами формировалось течение западников, среди которых наиболее известными были Н.П.Огарёв, А.И.Герцен, В.Г.Белинский. Они полностью приняли реформы Петра I, стремившегося создать Сильную Россию, и будущее страны видели в том, чтобы она шла западным путём. Западники восторгались порядками в Англии и Франции, общественное устройство которых ставили в пример России, выступали за сближение России со странами Европы, были сторонниками конституционной монархии, выступали за  развитие гражданских свобод, свободы предпринимательства, образования и научных знаний. Они критиковали систему власти в России, выступали за отмену крепостного права, возмущались самоуправством чиновников, отсталостью экономики.
                Дальнейшее развитие Русская идея уже с использованием данной
терминологии получила в работах русских мыслителей второй половины ХIХ века   и первой половины ХХ века. Наиболее яркими философами России того
времени можно назвать Николая Александровича Бердяева, который в 14 лет прочел «Критику чистого разума» Канта и «Феноменологию духа» Гегеля, Владимира Сергеевича Соловьёва, Ивана Александровича Ильина.
                Бердяевым по вопросу Русской идеи  были написаны работы:
«Самопознание», «Судьба России», «Русская идея». Что можно сказать о Н.А. Бердяеве как о личности? В работе «Самопознание» он сам признаётся: «Я  не любил «жизни»   прежде и  больше «смысла», я «смысл» любил больше жизни, «дух» любил больше «мира». Далее в этой же работе он пишет: «В школьной философии проблема свободы отождествлялась со «свободой воли». Свобода мыслилась как свобода выбора , как возможность повернуть направо или налево.  Выбор между добром  и злом  предполагает, что человек поставлен перед нормой, различающей добро и зло... Для меня свобода всегда означала что-то совсем другое. Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и свобода есть моя творческая сила, не выбор между  поставленным передо мной  добром и злом, а моё созидание добра и зла».
                Взгляды Бердяева на Русскую идею характеризуются его словами из работы «Судьба России», где он указывает: «С давних времён было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия — особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась чувством богоизбранности и богоносности России». Стремясь развить  Русскую идею,  он пишет: «Нужна новая славянская и новая  русская идея, идея творческая, обращенная вперёд, а не назад... Ныне мы вступаем в новый период русской и всемирной истории и  старые, традиционные идеи не годны уже для новых мировых задач, которые ставит перед нами жизнь. Мы слишком много пережили, слишком многое переоценили и нет для нас возврата к старым идеологиям».
        В своей работе по проблемам философии истории «Русская идея»  Бердяев в первых её строках формулирует стоящую перед ним задачу: «Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том,что замыслил Творец о России,  умопостигаемый образ русского народа, его идея».
                Таким образом, из вышеизложенного следует, что основная парадигма Русской идеи на протяжении многих веков формировалась как религиозная.         
Наряду с этим в Русской идее  присутствует составляющие познания, справедливости, свободы и творчества .

                4. Богочеловечество.

                Наиболее глубоко и всесторонне  Русскую идею проработал    Соловьёв Владимир Сергеевич. Соловьёва В. С.  называли российским Гегелем , а его вклад  в русскую философию сравнивали с вкладом Пушкина в русскую литературу. Философия Соловьёва начинается не с понятия небытия, как противопоставления бытию у Гегеля, а с понятия сущего, абсолютного  первоначала. Абсолютное начало Соловьёв называет  абсолютно-сущим,  свободно-сущим Богом. То есть речь идёт об обосновании творения мира Богом.  Абсолютное начало мира есть Бог. Он же источник его единства. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая 29 января 2016 года на пленарном заседании IV Рождественских  парламентских встреч в Совете Федерации  ФС РФ, назвал В.С.Соловьёва русским философом номер один.
              В своих работах Соловьёв предложил концепцию синтеза важнейших идей жизни и знания, из которых вырисовывалась главная идея поступательного преображения мира, направляемого промыслом Божиим. Патриарх Кирилл в вышеназванном выступлении привёл слова Господа из Откровения Иоанна «Се творю, всё новое (откр.21:5)», при этом обратил внимание на то, что Он творит новое, а не уже сотворил новое. Эту идею, можно сказать,  косвенно подтвердили и лауреаты Нобелевской премии по физике 2011 года, открывшие в 1998 году ускоренное расширение Вселенной американцы Сол  Перлмуттер, Адам Рисс и Брайан Шмидт. 
            Главной работой Соловьёва, в которой глубоко и системно сформулированы основные вопросы развития жизни и человека, является его труд «Чтения о Богочеловечестве». Его идеи  о Богочеловечестве и смысле мирового процесса остаются актуальными и сегодня, а может быть сегодня актуальны как никогда.  Начиная свои чтения в 1878 году, Соловьёв произнёс следующее: «Я буду говорить об истинах положительной религии, о предметах очень далёких и чуждых современному сознанию, интересам современной цивилизации. Интересы современной цивилизации — это те, которых не было вчера и не будет завтра. Позволительно предпочитать то, что одинаково важно во всякое время».   Эти  слова являются квинтэссенцией всех его чтений.
                Я попытался сначала изложить идеи Соловьёва, раскрытые в этой работе, своими словами, сопровождая их отдельными выдержками, но получилось очень блёкло и невыразительно,  терялась гениальность этого произведения,  а  оно является ключевым в подготовке Национальной идеи России. Поэтому я решил изложить его конспективно, но максимально сжато.               
               В первом чтении Соловьёв указывает,что религия есть связь человека и мира с безусловным  и всецелым началом, с Богом.               
               
 Очевидно, что если  признавать действительность такого безусловного начала, то  им  должны определяться все интересы, всё содержание человеческой жизни и сознания, от него должно зависеть и к нему относиться всё существенное в том, что человек делает, познаёт и производит. Если же религиозное начало отвергается, как это происходит в современной западной цивилизации, то естественно появляются временные  центры жизни и сознания, сколько есть у нас различных потребностей и интересов, вкусов и влечений, мнений и взглядов, но мы видим, продолжает автор, что современная западная цивилизация, отвергнувшая религиозное начало, как  оказавшееся субъективным и бессильным в данной своей форме, и эта цивилизация, однако, стремится вне религиозной сферы найти некоторые связующие начала для жизни и сознания, стремится заменить чем-нибудь отвергнутых богов.
                Анализируя основные положения социализма и позитивизма,  а также плоды Французской революции, лозунгом которой были  свобода, равенство, братство, Соловьёв приходит к выводу, что и социализм и позитивизм, если последовательно развивать их принципы, приводят к требованию  религиозного начала в жизни и знании, и только религиозное начало является как единственное действительное осуществление свободы, равенства и братства.
                Завершая первое чтение , Соловьёв указывает, что великий смысл отрицательного западного развития, великое назначение западной цивилизации в том, что она представляет полное и последовательное отпадение человеческих и природных сил от божественного начала, исключительное самоутверждение их, стремление на самих себе основать здание вселенской культуры. Через несостоятельность и роковой неуспех этого стремления является самоотрицание, которое приводит к свободному воссоединению с божественным началом. Но по закону разделения исторического труда, один и тот же культурный тип, одни и те же народы не могут осуществить двух мировых идей, сделать два исторических дела, и если западная цивилизация имела своею задачей, своим мировым назначением осуществить отрицательный переход от религиозного прошлого к религиозному будущему, то положить начало самому этому религиозному будущему суждено другой исторической силе.
                Во втором чтении Соловьёв, исходя из того, что царство мира должно быть подчинено царству Божию, мирские силы общества и человека должны быть подчинены силе духовной, но какое здесь разумеется подчинение и как, какими средствами и способами оно должно быть осуществлено?            Очевидно, пишет Соловьёв, что характер и способ этого подчинения должен соответствовать тому безусловному божественному началу, во имя которого требуется подчинение. И если в христианстве Бог признаётся как любовь, разум  и свободный дух, то этим исключается всякое насилие и рабство, всякая слепая и тёмная вера: подчинение мирских начал началу божественному должно быть свободным и достигаться внутреннею силой подчиняющего начала.
                Современное сознание, отмечает автор, признаёт за  человеческой личностью божественные права, но не даёт ей ни божественных сил, ни божественного содержания, ибо современный человек и в жизни, и в знании допускает только ограниченную условную действительность, действительность, частных фактов и явлений и с этой точки зрения человек есть только один из этих частных фактов. Человеческое "я" безусловно в возможности и ничтожно в действительности. В этом противоречии - зло и страдание, в этом — несвобода, внутреннее рабство человека. Освобождение от этого рабства может состояться только в достижении того безусловного содержания, той полноты бытия, которая утверждается бесконечным стремлением человеческого "я". «Познайте истину и истина сделает вас свободными».
                В завершение второго чтения Соловьёв делает вывод, что старая традиционная форма религии исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная внерелигиозная цивилизация исходит из веры в человека, но она остаётся непоследовательною, - не проводит своей веры до конца; последовательно же проведённые и до конца осуществлённые обе эти веры — вера в Бога и вера в человека — сходятся в единой полной и всецелой истине Богочеловечества.
                В чтении третьем Соловьёв указывает на безусловный характер человеческой жизни  и на личность человеческую, как на носительницу безусловного содержания, и как скоро мы допустим, что жизнь мира и человечества не есть случайность без смысла и цели,  а представляет определённый цельный процесс, так сейчас же  требуется признать содержание, осуществляемое этим процессом, содержание, которому все материальные  условия процесса, весь механизм относились бы  как средства к цели, как способы выражения к выражаемому.
                Да, жизнь человека и мира есть природный процесс; да, эта жизнь есть смена явлений, игра естественных сил: но эта игра предполагает играющих и то, что играется,  предполагает безусловную личность и безусловное содержание или идею жизни.
                Точно также и духовные силы: воля разум и чувство — имеют значение лишь  как способы или средства осуществления определённого содержания, а не сами составляют это содержание.
                Так как божественное начало есть действительный предмет  религиозного сознания, то есть действующий на это сознание и открывающий в нём своё содержание, то религиозное развитие есть процесс положительный и  объективный , это есть реальное взаимодействие Бога и человека — процесс богочеловеческий.
                Ясно, что вследствие объективного и положительного характера  религиозного развития ни одна из ступеней его, ни один из моментов религиозного процесса    не может быть сам по себе ложью или заблуждением.
Из различия в степенях религиозного откровения нисколько не следует не- истинность низших степеней.
                Из сказанного ясно, что высшая степень религиозного развития, высшая форма божественного откровения должна, во-первых,  обладать наибольшей свободой ото всякой исключительности и односторонности,  должна представлять величайшую общность  и, во-вторых,  должна обладать наибольшим богатством положительного содержания, должна представлять величайшую полноту и цельность. Оба эти условия соединяются в понятии  положительной всеобщности (универсальности). Религия должна быть всеобщею и единою.
                Положительный религиозный синтез, истинная философия религии должна обнимать всё содержание религиозного развития,  не исключая ни одного положительного элемента, единство религии  искать в полноте, а не в безразличии.
                Приступая к логическому  развитию религиозной истины в её идеальном (идейном) содержании, мы будем следовать, пишет автор,  тому порядку, в котором эта истина исторически раскрывалась в человечестве, так как  исторический и логический порядок в содержании своём очевидно совпадают. Откровения в природе — это первая ступень религиозного развития, на которой божественное начало скрыто за миром природных явлений и прямым предметом религиозного сознания являются лишь служебные существа и силы, непосредственно действующие в природе и ближайшим образом определяющие материальную жизнь и судьбу человека — эта первая  главная ступень представляется  политеизмом в широком смысле этого слова, то есть всеми мифологическими  или так называемыми религиями природы. Эту ступень можно назвать естественным и непосредственным откровением. На следующей, второй ступени религиозного развития божественное начало открывается в своём различии и противоположности с природой как её  отрицание. Это называется отрицательным откровением, чистейший   тип его представляется буддизмом. Наконец, на третей ступени божественное начало открывается в своём собственном содержании. Эта третья ступень -  положительное откровение.
                В четвёртом чтении Соловьёв раскрывает суть учения греческого философа Платона об идеях и приходит к выводу, что  постепенно восходя, мы доходим до самой общей и широкой идеи, которая должна внутренне покрывать  собою все остальные. Это есть идея безусловного блага, или точнее — безусловной благости или любви... Безусловная любовь есть именно то  идеальное всё, та всецелость, которая составляет собственное содержание божественного начала.
                В чтении пятом Соловьёв обращает внимание на то, что учение об идеях, правильно развитое, указывает нам объективную сущность  божественного начала или то,  что составляет  собственную метафизическую область его бытия,  независимую от природного мира явлений, хотя и связанную с ним.  Далее он обосновывает как Бог постепенно открывается людям. Если в  буддизме божественное начало определялось  отрицательно как Нирвана, или ничто, если в греческом идеализме  оно определяется объективно как идеальное всё или всеобщая сущность , то в иудейском монотеизме оно получает внутреннее субъективное определённое  как чистое  "я"   или безусловная личность.
                Это есть первое индивидуальное откровение божественного начала,  Бог иудеям является как внешнее безусловное существо и воля его - как внешний закон.
                Здесь,я думаю, будет уместно напомнить десять заповедей, данных Моисею на Скрижалях.
1. Я Господь, Бог твой,  Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед  лицом моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе в верху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома  ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его... ничего, что у ближнего твоего  (Исх.20:2-17).
                В чтении шестом Соловьёв показывает как Бог  в откровении своём во времени израильским пророкам является уже не как чистое  "я", подчиняющее себе человека внешнею силою, а как  внутренняя необходимость или истинная свобода.  Соответственно этому расширению  религиозного начала расширяется у пророков и национальное иудейское сознание. Поскольку Бог открылся как универсальная  идея, как всеобъемлющая любовь, необходимо освободиться от национального эгоизма, необходимо стать общечеловеческим. Еврейские пророки были величайшими патриотами, всецело проникнутыми национальной  идеей иудейства, но именно потому, что они были ею всецело проникнуты, они должны были понять её как всеобщую, для всех предназначенную, как достаточно великую и широкую, чтобы внутренне объединить  собою всё человечество и весь мир.
            Здесь, я считаю,будет удобно напомнить, что из еврейского  народа  вышел Иисус Христос, который в своей Нагорной проповеди  даёт девять  Заповедей Блаженства.
            1.Блаженны  нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
            2.Блаженны плачущие, ибо они тешаться.               
            3.Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
            4.Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они  насытятся.
            5.Блаженны милостивые, ибо  они помилованы будут.
            6.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
            7.Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
            8.Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
            9.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно               злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на    небесах.

          В чтении седьмом автор развивает идею всеединства всего многообразного мира и Бога живого.
           В чтении восьмом он обосновывает, что человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой  противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением , или видимостью и поэтому человек является связующим звеном между божественным и природным миром и выводит из этого идею человеческого бессмертия и свободы.
                В чтениях девятом и десятом Соловьёв рассматривает проблему природного мира, который произошел из сверхприродного  или божественного мира,  но остаётся несоответствующим этому всесовершенному началу.  Причину этому Соловьёв видит в исключительном самоутверждении или эгоистическом противопоставлении себя всем другим, что является коренным злом нашей природы. Стремление поставить своё исключительное "я" на место  всего или  упразднить всё собою есть  нравственное зло, а плодом его является страдание. Можно ли это исправить?  Автор указывает, что природный порядок,  распавшийся реально, но сохраняющий своё идеальное единство в скрытой потенции и стремлении. Постепенное осуществление этого стремления, постепенная реализация идеального всеединства составляет смысл и цель мирового процесса. 
           Почему реализация божественной идеи в мире есть  постепенный и сложный процесс, а не один простой акт? Ответ на этот вопрос весь заключается в одном слове — это слово "свобода". Всё существующее в природе должно соединится с Божеством — в этом цель всего бытия, это единство, чтобы быть  действительным единством, очевидно должно быть обоюдным, то
есть  идти не только  от Бога, но и от природы, быть и её собственным делом.
            В чтениях одиннадцатом и двенадцатом Соловьёв даёт обоснование тому, что весь ход исторического процесса подготовил рождение человека духовного. Он пишет, что в лице Иисуса Христа есть явление нового духовного 
человека — Богочеловека.
                Таким образом, должное отношение между Божеством и природой в человеке, достигнутое в лице Иисуса Христа как духовного средоточия или  главы человечества, должно быть усвоено всем человечеством. Соловьёв указывает, что Восток прошел свой исторический путь,а Запад - свой. И оба эти исторические направления не только не исключают друг друга, но совершенно необходимы друг для друга. Сохранённый Востоком божественный элемент христианства может достигнуть своего совершенствования в человечестве, поскольку ему теперь есть на что воздействовать, есть на чем проявить свою внутреннюю силу,  именно благодаря освободившемуся и развившемуся  на Западе  человеческому началу.
                Какие же основные выводы напрашиваются из данной работы?      
                1. Автор пытается перевернуть наше сознание, вырвать его из устоявшихся предрассудков, абсолютизирующих только материалистический подход к пониманию мироустройства, и вернуть ему и  религиозное миропонимание.
                2. Ставит вопрос о всеобщности и единстве религии, а единство религии видит в ее полноте, которую можно постичь через разум, через познание.
               
                3. Соловьев обосновывает в своей работе идею всеединства всего многообразного мира и Бога живого. Постепенная реализация идеалььного всеединства в природе осуществляется через соработничество человека с Богом.
                4. Он рассматривает человека как средоточие мирского и божественного начала и как следствие этого человек является связующим звеном между божественным и природным миром, то есть происходит реальное взаимодействие Бога и человека- процесс богочеловеческий.
               
                5. Необходимыми условиями плодотворного соработничества являются Любовь и Свобода.

                5.Национальная идея России

                Перейдём непосредственно к рассмотрению содержания Национальной идеи России.
                Выступая 1 ноября 2016 года на открытии ХХ Всемирного  русского народного собора «Россия и Запад диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы», Святейший Патриарх Московский  и всея Руси Кирилл обратил внимание, что вопрос, вынесенный в повестку дня собора, на сегодняшнее время самый главный, самый основной, и чтобы сделать правильные выводы и правильные умозаключения необходимо попытаться рассмотреть проблему  с  мировозренческой точки зрения, и с исторической точки зрения, и точки зрения духовной. В своём докладе он призывает Россию избавиться от двух комплексов. Первый тот, что западное общество неизменно является носителем передовых идей и достижений, а российское отстаёт в своём развитии. И второе то, что между цивилизацией Запада и цивилизацией русского мира сложился непримиримый, врождённый антагонизм.
                Автор доклада отмечает, что «Бог сотворил человека свободным. И каждый отдельный человек, и целые народы и группы народов свободны выбирать свой путь — путь культурного творчества, путь развития и, говоря религиозным языком, путь соработничества с Богом.  Свобода, дарованная нам Творцом, исключает наличие единственного, безальтернативного пути развития, на котором одни народы преуспевают, а другие отстают». 
                1 ноября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на открытии в Москве XXI Всемирного русского народного собора, который был посвящен теме « Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития», сказал: « Мировое сообщество сегодня вплотную подошло к исторической черте, за которой начинается новая эпоха — эпоха, когда в жизни народов изменится очень многое, главным образом - мировозрение.»
                Чтобы эпохальные изменения в мире, о которых говорится выше, произошли без потрясений, необходимы кардинальные предложения о новых путях этих изменений, чтобы энергия мирового сообщества была направлена в нужное русло.                Председатель  Государственной  Думы Федерального собрания Российской Федерации Володин В.В., выступая на этом же  XXI  Всемирном русском народном соборе, сослался на Бердяева Н.А.: «Русский мыслитель Николай Бердяев, хорошо знавший предреволюционную и революционную реальность, говорил: «Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения... Сверху не происходило творческого развития, не излучался свет... не было творческих духовных сил для реформирования общества... и потому прорвалась тьма снизу».
               Мне представляется, что сегодня, в переломный момент, опираясь на работы наших мыслителей, великих сыновей России, которых беспокоила судьба их Родины, и они на протяжении многих веков разрабатывали Русскую идею,  мы должны предложить миру через свою Национальную идею, новый путь духовно-нравственного развития человечества. Последовать за нами или нет - это будет свободный выбор других народов. Мы должны чётко сформулировать основные положения Национальной идеи России и заявить о них миру, чтобы нам никто не пытался насильно навязывать свои ценности.
                Как я уже, отмечал на протяжении многовекового пути своего развития Русская идея всегда была насыщена религиозностью. Не случайно в 2008 году победителем телевизионного конкурса «Имя России» был признан святой  благоверный  князь Александр Невский.
                Митрополит Илларион (Алфеев) в своей книге «Иисус Христос жизнь и учение» в 6 кн.-кн.2 "Нагорная проповедь", развивая идеи Н. Бердяева о назначении человека, пишет: «Человек помешан на самом себе, на своём «я». Мы все грешны эгоцентризмом. Со стороны нет более комического зрелища.
Эгоцентризм искажает все перспективы жизни, всё видно в ложном освещении, ничему не определено надлежащее место. Нужно подняться на высоту, выйти
из ямы эгоцентризма, чтобы увидеть мир в истинном свете, чтобы всё получило правильные очертания, чтобы увидеть горизонт. Нужно увидеть центр бытия не в себе, а в Боге, то есть в подлинном центре, и тогда всё становится на своё место»(стр.88).
                Какие же религиозные положения мы можем включить в нашу Национальную идею России?
         В Евангелиях от Матфея, от Луки и наиболее полный текст в Евангелии от Марка изложен такой эпизод: «Один  из книжников...  подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?  Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, есть Господь единый; и возлюби Господа,  Бога твоего,  всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всей силой твоей, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной  больше сих нет».  (Мк. 12:28-34). В Евангелии  от Матфея  изложение этих заповедей  Иисус заключает словами: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40). Митрополит Илларион (Алфеев)  в своей выше названной книге,     давая  оценку этим заповедям, пишет: «Иисус  извлекает самую суть , сердцевину. Всё остальное, в том числе «малейшие» заповеди, о которых говорится в Нагорной проповеди, подвешено к этим основополагающим  и фундаментальным духовно-нравственным императивам...  Этим важнейшим — квинтэссенцией всего закона и пророков — и оказываются две процитированные заповеди».(стр.185).
                Представляется, что эти две заповеди и должны войти в Национальную идею России, так как в этих заповедях содержится  суть всех Авраамических религий и поэтому  эти две заповеди поддерживаются   данными  религиями. Об этом свидетельствуют и мусульманские ученые в своём обращении  к духовным лидерам христиан мира, размещённом в интернете.  Вот почему именно эти две заповеди будут объединяющим фактором всех конфессий России.
                Однако следует иметь ввиду, что данные заповеди включаются в Национальную идею России от имени граждан России и с учетом выводов Соловьёва  В.С. о наступлении новой эпохи, о нарождении духовного человечества, взаимодействующего с Богом, Богочеловечества, когда каждый человек добровольно и свободно откликнется на призыв Бога о любви и скажет я люблю Господа,  Бога моего, единого и люблю всех ближних моих. Поэтому, на мой взгляд,   эти заповеди должны быть  в Национальной идее Росии изложены следующим образом:
      
1. Господь, Бог наш, есть Господь единый и мы любим Господа, Бога нашего,  всем сердцем нашим, и всею душою нашей, и всем разумением нашим, и всею крепостью нашей.
 
               
 2.  Мы любим ближних своих, как самих себя, и желаем братьям нашим того же, что желаем сами себе.
               
          Какое положение могло бы войти в Национальную идею России следующим?
             «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». В этих
словах из Евангелия от Иоанна заложен огромный пласт деятельности человека. Учеба, творчество, наука,  передовые технологии — истинное познание мира как физического, так и метафизического должно стать основополагающим принципом каждого  гражданина России.  Неслучайно Российским университетом дружбы народов с 2011 года учреждён научный журнал «Метафизика».
                Поэтому следующее положение национальной идеи России можно   сформулировать так:

3. Мы свободно и творчески стремимся к познанию истины во всей её полноте.
         
          Некоторые меня могут упрекнуть, что я пытаюсь  предложить новую религию. Хотел бы сразу им ответить. Если мы откроем любой словарь,  то увидим, что религия в  переводе с латинского religare означает связь, то есть  это связь между человеком и сверхъестественным миром. Это мировозрение, мироощущение, поведение и действия, основанные на вере в сверхъестественное. Акцент делается на вере. Я предлагаю акцент несколько сместить и сделать  его на третьем пункте, на познании истины, на познании    физического и метафизического мира.  На познании  естественного и сверхъестественного, о котором мы всегда стесняемся говорить, поскольку не можем его почувствовать и объяснить, но мы же не можем устройство Вселенной опускать до нашего нынешнего понимания, наверное, мы должны расширять наше сознание и понимание, чтобы охватить новые открытия во Вселенной. Поэтому предлагаемую Национальную идею России можно скорее назвать учением, чем религией. Национальной идеей мы не пытаемся подменить или отменить религии. Все религии, которые внесли  и вносят свой вклад в духовно-нравственное преображение человечества, будут оставаться и далее. Предлагаемая Национальная идея лишь стремится объединить религию, философию и науку, чтобы мы могли познавать мир во всём его единстве и многообразии и постараться найти ответы на вопросы, которые многие задают себе — о смысле жизни на земле и смысле жизни каждого человека. Ответы на эти вопросы будут способствовать духовно-нравственному преображению человечества.  Всё более и более разрастающиеся проблемы пьянства, наркомании, экстремизма, международного терроризма и другие не в последнюю очередь связаны с отсутствием ответа на эти сакраментальные вопросы. Мы должны сделать научный прорыв из условного в безусловное, познать всю полноту Бытия.
            Какие следующие положения могут войти в Национальную идею
России?
              «Независимая  газета» 23 января 2012 года опубликовала статью Путина  В.В. о  национальном вопросе в России, в которой автор подчеркивал: «В основе православия, ислама, буддизма, иудаизма, при всех различиях и особенностях- лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные 
 ценности: милосердие,взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда. Эти ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить, и их нам надо укреплять.
         Убеждён, государство, общество должны приветствовать и поддерживать работу традиционных религий России в системе образования и просвещения, в социальной сфере, в  Вооруженных силах. При этом должен быть , безусловно, сохранён светский характер нашего государства».
          Представляется, что эти базовые духовно-нравственные нормы также должны войти в Национальную идею России.
        В Евангелии от Матфея (5:42-48) мы читаем: «Будьте совершенны, как   Отец ваш Небесный». В этих словах выражен весь спектр  духовно - нравственных требований к человеку, чтобы он жил в гармонии со всем миром .   Традиционные ценности, весь нравственный  закон  вложен Создателем в человеческие сердца, в саму структуру мироздания. Они как скрепы соединяют земное и небесное, видимое и невидимое. И мы должны этими ценностями, этой правдой жизни руководствоваться и в политике, и в экономике, и в социальной, и других сферах деятельности. Поэтому следующее положение Национальной идеи России можно сформулировать следующим образом.

            4.Будем справедливы и совершенны  духовно и нравственно,
как Отец наш Небесный.

Следующее положение Национальной идеи России  можно изложить так:

            5. Будем трудиться, самовыражаясь в соработничестве  с Богом, творя добрые дела, укрепляя здоровье, развивая культуру и экономику, оберегая    природу,  создавая красоту и гармонию земную.
       
      При этом мы все вместе должны взять все лучшие достижения Запада, их передовые  идеи, научно-технический прогресс, производительность труда, выстроить свои современные технологии в политике, экономике, социальной сфере и создать всем нам  достойные условия проживания  в  России, обеспечить наше материальное благополучие.       
            Любовь к Родине и к Миру в целом предполагает следующий пункт.

            6. Мы за патриотизм  и всеединство Мира во всём его многообразии.

        Седьмая заповедь блаженств гласит: «Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами  Божиими».
               
          После первой и второй мировых войн, после Освенцима и Хиросимы , наверное, нет необходимости много говорить о важности поддержания мира и согласия на нашей Планете. В ходе второй мировой войны на встречах лидеров стран антигитлеровской коалиции  вырисовался облик будущей  Организации Объединенных Наций.  Основные решения о создании ООН были приняты в нашей стране на Ялтинской  конференции. Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско. Дата 
вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945 года считается днём
учреждения Организации Объединённых Наций.  В Преамбуле Устава ООН указывается следующее: «Мы, народы объединённых наций,  преисполненные решимости избавить грядущее поколение от бедствий войны, дважды в нашей жизни принёсшее человечеству  невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций  и создать условия, при которых могут соблюдаться  справедливость и уважение к обязательствам,  вытекающим из договоров  и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе.»
          Этими прекрасными  идеями, изложенными в Преамбуле, пронизаны все статьи Устава.
          Здесь   хотелось бы вспомнить русского философа Ивана Ильина. Он в своей работе «О сопротивлении злу силою» ставит в её начале вопрос: «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силой и мечом?». Проведя глубокое философское исследование, он приходит к положительному ответу на данный вопрос. Исходя из этого, можно сформулировать завершающий пункт Национальной идеи России.

            7. Мы за мир и согласие и считаем Организацию Объединённых Наций  основным международным   форматом  сотрудничества по поддержанию мира  и укреплению безопасности на Планете и всегда будем активны против зла и насилия.
 
               На мой взгляд, с такой Национальной идеей России будущее зовёт!

6. ООН -основа сохранения мира и согласия на Планете.

              Я думаю, что будет правильным в этом разделе привести выдержки из выступлений на Генеральной Ассамблеи ООН глав двух ведущих государств мира.
              На пленарном заседании юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке  28 сентября 2015 года, выступил Президент Российской Федерации  Путин В.В, который заявил: «70-летний юбилей Организации Объединенных Наций — хороший повод обратиться и к истории, и поговорить о нашем общем будущем. В 1945 году страны, разгромившие нацизм, объединили усилия, чтобы заложить прочные основы послевоенного мироустройства.
            Напомню, что ключевые решения о принципах взаимодействия государств, решения о создании ООН принимались в нашей  стране на Ялтинской встрече лидеров антигитлеровской коалиции. Ялтинская система               
была действительно выстрадана,   оплачена жизнью десятков миллионов людей, двумя мировыми войнами, которые прокатились по планете в ХХ веке, и, будем объективны, она помогла человечеству пройти через бурные, порой драматические события последних семи десятилетий, уберегла мир от масштабных потрясений.
                Организация Объединенных Наций — структура, которой нет равных по легитимности, представительности и универсальности. Да, в адрес ООН раздаётся в последнее время немало критики. Якобы она демонстрирует недостаточную эффективность, а принятие принципиальных решений упирается в непреодолимые противоречия, прежде всего между членами Совета Безопасности.
                Однако, хочу отметить, что разногласия в ООН были всегда, на протяжении всех 70- лет существования организации.  И право вето применялось всегда: им пользовались и Соединенные Штаты Америки, и Великобритания, и Франция, и Китай, и Советский Союз, а позднее Россия. Это совершенно естественно для столь многоликой и представительной организации. При основании ООН  и не предполагалось, что здесь будет царить единомыслие. Суть организации, собственно, и заключается в поиске и выработке компромиссов, а её сила — в учёте разных мнений и точек зрения.
                Обсуждаемые на площадке ООН решения согласовываются в виде резолюций или не согласовываются, как говорят дипломаты; проходят или не проходят. И всякие действия любых государств в  обход этого порядка не легитимны и противоречат Уставу Организации Объединённых Наций, современному международному праву.
                Мы знаем, что после окончания «холодной войны» -  все это знают -  в мире возник единственный центр доминирования.  И тогда у тех, кто оказался на вершине этой пирамиды, возник соблазн думать,  что если они такие сильные и исключительные, то лучше всех знают, что делать. А следовательно, не нужно считаться и с ООН, которая зачастую вместо того, чтобы автоматически санкционировать, узаконить нужное решение, только мешает, как у нас говорят, «путается под ногами». Пошли разговоры о том, что Организация в том виде, в котором она была создана, устарела, выполнила свою историческую миссию.
                Конечно, мир меняется и ООН должна соответствовать этой естественной  трансформации. Россия на основе широкого консенсуса готова к этой работе по дальнейшему развитию ООН со всеми партнёрами, но считаем попытки расшатать авторитет и легитимность ООН крайне опасными. Это может привести к обрушению всей архитектуры международных отношений. Тогда у нас действительно не останется никаких правил, кроме права сильного.
                Это будет мир, в котором вместо коллективной работы будет главенствовать эгоизм, мир, в котором будет всё больше диктата и всё меньше равноправия,  меньше реальной демократии и свободы, мир, в котором вместо по-настоящему независимых государств будет множиться число фактических               
протекторатов, управляемых извне территорий.
             Ведь что такое государственный суверенитет, о котором здесь уже коллеги говорили? Это, прежде всего, вопросы свободы, свободного выбора своей судьбы для каждого человека, для народа, для государства.
            Кстати говоря, уважаемые коллеги, в этом же ряду и вопрос о так называемой легитимности государственной власти. Нельзя играть и манипулировать словами. В международном праве, в международных делах каждый термин должен быть понятен, прозрачен, должен иметь единообразное понимание и единообразно понимаемые критерии.
         Мы все разны и к этому нужно относиться с уважением. Никто не обязан подстраиваться под одну модель развития, признанную кем-то   раз и навсегда единственно правильной». 
             Позже, выступая на Параде Победы над фашизмом 9 мая 2017 года, Путин В.В. сказал: «Эту чудовищную трагедию не удалось предотвратить прежде всего из-за попустительства к преступной идеологии расового превосходства, из-за разобщенности ведущих стран мира...  Для эффективной борьбы с терроризмом, экстремизмом, неонацизмом, другими угрозами необходима консолидация всего мирового сообщества, мы открыты для такого сотрудничества. Россия всегда будет на стороне сил мира с теми, кто выбрал  путь равноправного партнёрства, кто  отрицает войны как противные самой сути жизни  и природе человека.»
         Здесь же на площадке ООН, выступая последний раз в качестве Президента США 20 сентября 2016 года на 71-й сессии Генеральной Ассамблеи Барак  Обама признал совершённые ошибки и, улавливая происходящие перемены  в американском обществе и в обществах других стран, особенно среди молодёжи, заявил: «Национальные государства очень часто находили удобным определять самих себя тем, что они ненавидят, а не теми идеями, которые связывают нас всех. Выбор людей привёл к созданию Организации Объединенных Наций, чтобы  навсегда исключить войны. Каждый из нас - лидер, каждая нация может пойти на выбор: отвергнуть тех, кто призывает к нашим самым тёмным побуждениям и поддержать тех, кто взывает к тому лучшему, что есть в нас. Мы можем показать, что мы готовы избрать лучшую историю.
                Находясь в тюрьме, молодой Мартин  Лютер  Кинг писал: «Прогресс человечества никогда не катится на колёсах неизбежности, он  наступает благодаря неустанным усилиям людей, которые готовы быть соработниками  Господа».
                Изучая эти идеи, когда я встречаюсь с молодыми людьми  Америки и других стран, я вижу, что этот дух присущ молодым людям, которые более просвещены, более терпимы, готовы к инклюзивности и разнообразию, которые более созидательны, чем наше поколение. Которые относятся с симпатией и сочувствием к своим братьям, другим людям, чем предыдущие поколения и часто это опирается на уникальные идеи, что будущее в обязательном порядке связано с судьбой других людей, которые живут в других частях мира».
             Завершил своё выступление Обама словами: «Мы все можем быть
соработниками Господа».
              Ещё более остро уловил новые идеи американского  общества Дональд Трамп, что обеспечило ему победу на выборах.
                Но как долго будут тормозить позитивную  социокультурную эволюцию Америки и всего Запада старое мышление и старые элиты покажет время.   
                7. Заключение.


                Предложенная Национальная идея России зародилась в ХVI веке и собой восстанавливает целостность исторической ткани духовно-нравственных основ России.  Представляется, что она позволит  во времени сплотить все народы России в единую Российскую нацию. Некоторые могут сказать, что я предлагаю единую Национальную идею, что противоречит Конституции РФ.  Да, действительно, статья 13 Конституции Российской Федерации предусматривает идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.  Я думаю, что такое требование правильное и должно оставаться и далее.  Я предлагаю Национальную идею России, которая должна быть принята добровольно и свободно умом, душою и сердцем каждого человека.  Это невозможно сделать через закон. Для этого, на мой взгляд, необходимо чтобы политическая партия, которая считает возможным включить эту Национальную идею в  свои программные документы, должна использовать  свои возможности, как политическая партия, чтобы  Национальная идея России стала духовно-нравственным стержнем всех граждан нашей страны. Думаю, что и основные конфессии поддержат  такую Национальную идею. Конечно, потребуется широкое обсуждение, по результатам которого возможно будут внесены какие-то изменения- это естественно.
                Сто лет назад была другая национальная идея . О ней на протяжении века было много сказано, еще больше написано. Я остановлюсь только на    одном известном многим выражении: «Религия — это опиум для народа». Сегодня я хочу напомнить другое известное высказывание: «Я есть Путь, и  Истина, и Жизнь». (Ин.14:6).
                История продолжается!
                Россия вперёд, вперёд и только вперёд!
                Святая, Сильная, Свободная  Россия!