Мой маленький народ. Передача наследства. 4

Виктор Сорокин
/Продолжение/

На три опубликованных кусочка я получил втык от нескольких людей: оказывается, я должен подгонять свои воспоминания и чувства под общепринятое (то, что в Википедии) определение интеллигенции. Может быть, я как-то и учитывал это определение, если бы оно было написано интеллигентом в МОЕМ смысле этого слова. Но я почти уверен, что это не так. Формальное языкознание и реальная (особенно та, которая интересует меня) интеллигентность – вещи столь же разные, как, например, знание и вера. Так что мои записи большинству людей оказываются жестко непонятны и вызывают активное отторжение.

Но я получил и массу восхитительных отзывов. Я не сомневаюсь, что каждый из читателей имеет свои нюансы в понимании явления «интеллигентность». И общение на эту тему позволяет каждому открыть для себя нечто новое и значимое. Особенно меня тронул отзыв Любови Руновой: «Наверное мне не хватает той самой интеллигентности, которую ищет автор, чтоб написать, достойную этого произведения, рецензию. Но, я читаю с душевным трепетом и волнением главу за главой». Да, думаю, истинная интеллигентность – это особый эфир, растворенный в человеческом Духе и попытка втиснуть его в формальные рамки означает отрезать у него крылья.

Грустность ситуации определяется тем, чтот эта самая «настоящая интеллигентность», скорее всего встречалась как массовое явление лишь в российском обществе с середины 19 века до середины 20-го. Ее носители после 1917 года были в основной своей массе истреблены, и я занимаюсь, по существу, раскопками Трои. А формальное содержание термина «интеллигенция» меня совершенно не интересует: я говорю о ЯВЛЕНИИ, а НЕ о термине...

Прежде чем я перейду к рассказу о моих поисках интеллигентов после 1970 года, я не могу не остановиться на самом грустном историческом моменте истории МОЕГО (понятно, Белого) народа, или, как его называет сегодняшняя власть с хорошо охолуевшим большинством (холуйство означает беззаветную преданность своему Хозяину, так что это – не оскорбление), Пятой колонны. Но предварительно еще раз обращаю внимание на принципиальное различе двух народов: Пятая колонна живет по любви, а патриоты – по ненависти; Пятую колонну весь мир любит, а патриотов – либо боится, либо «уважает»; Пятая колонна считает, что патриоты имеют право на жизнь, а патриоты считают, что Пятую колонну нужно уничтожать, чем они вялотекуще и занимаются (за тридцать лет убито 300 либеральных журналистов и всего лишь один патриот Буданов!) А теперь возвращаюсь к обещанному отступлению.

Кто бы мог предположить, что загадочная интеллигентность расцветет буйным цветом в самой, казалось бы, неинтеллигентной среде – военной, а точнее – в военно-морском флоте. Прошло более семидесяти лет, а я все еще помню, как пятилетним пацаном разглядывал жуналы «Нива» начала 20 века, и самое сильное впечатление в них на меня производили фотографии моряков и адмиралов, участвовавших в Русско-Японской войне 1904 года. Это были не только исключительно красивые лица, но от них еще веяло миролюбием. Сегодня те лица в памяти заменились фотографиями из замечательного клипа «На сопках Манчжурии», посвященного Русско-Японской войне (https://www.youtube.com/watch?v=lIvZ8g6D6DE). И я продолжаю восхищаться теми лицами, КАЖДЫМ лицом! Откуда в них столько красоты и душевности?!.

Уникальным и последним документом о русских моряках является серия фильмов «Севастополь» Анастасии Ширинской, дочери командира Русской эскадры, покинувшей в 1920 году Россию (https://www.youtube.com/watch?v=JuA-SpRi5sY). Вместе с собой они вывезли и Родину, которая, увы, погибла в пучине Черного и Средиземного морей. (Вместе с добровольной и принудительной эмиграцией ученых и последующим физическим уничтожением почти всех представителей либеральной культуры, с учетом весьма устойчивой зверской диктатуры власти, российское общество было опущено до первобытного состояния. Причем, как показывают прошедшие десятилетия, необратимо.) Так вот, если у человека не содрогается сердце от этой информации, то он точно не русский человек!..

В начале 1980-х годов в Париже мне посчастливилось застать в живых нескольких человек из той волны эмиграции. Это действительно были ДРУГИЕ люди – в них отсутствовало угрессивное хамство...

Это теперь, после десятилетий моего интереса к к этой теме, я знаю, что феномен интеллигентности появлялся не сам по себе, а в результате довольно жесткого воспитания в семье или в специальных учреждениях (в кадетских корпусах и институтах благородных девиц). А самовоспитание такого результата дать не может. Так что мне остается лишь завидовать...

Взглянитесь в портрет самой Насти Ширинской, когда ей было лет десять. Это же стопроцентное благородство! В ее мимике нет ни одного штриха, нарушающего гармонию и гипотезу об абсолютной интеллигентности! А ведь она в это время еще играла в озорные игры с мальчишками, лазила с ними по заброшенным кораблям! Ее абсолютная красота порождена достойными манерами поведения. При этом она знает и цену себе: в случае чего, может и оплеуху врезать! К таким девчонкам с ухмылочкой не подходи! (Однажды, в пятом классе, в очень похожей ситуации я-таки заработал...)

В фильмах «Севастополь» есть фотографии и современных российских моряков, но, сравнивая с теми, видишь, что это небо и земля! Объясняется ли это дедовщиной или нет, но последняя заведомо не воспитывает благородства и чувства собственного достоинства.

Для меня существен не вопрос, можно ли считать офицеров царского флота интеллигентами, а чем определяется духовная притягательность русского офицерства? Смотришь на их лица и чувствуешь, что это – ЛЮДИ, ради которых не тяжело и жизнь отдать...
==============

На фото: Анастасия Ширинская.

/Продолжение следует/