Маршрут

Юрий Кутьин
                Мы по одной дороге ходим все./Рубцов/

Осенний вечер. С женой вышли, как обычно, на прогулку перед сном. Маршруты таких вылазок разнообразим в зависимости от настроения и погоды. Но сегодня маршрут традиционный.  Идём сначала улицей, потом через парк по тополиной аллее выходим к реке.  На речном просторе легче дышится. На берегу есть пара скамеечек, на них можно передохнуть и понаблюдать за рекой. Хороший маршрут, так как почти весь проходит вне зоны передвижения транспорта и в пределах досягаемости ногами из любой точки нашего микрорайона. Но несмотря на явные достоинства,  почему-то маршрут этот малолюдный.

Из окон нашей квартиры хорошо просматривается парк с тополиной аллеей и я не раз был свидетелем того,как там время от времени  появлялись новые ежедневно с упорством гуляющие строго по часам  люди.  Погуляет так человек месяца два – три, а потом выходит всё реже и реже и пропадает. По ухудшающейся координации движений и другим признакам понимаешь, что и этому бедолаге прогулки не добавляют здоровья, а даже наоборот. Да,"поздно пить боржоми". Дохаживает и он своё, запинаясь всё больше и неуверенно ступая. Поэтому для своих прогулок они выбирают часть маршрута - подальше от глаз людских и посильного им.  «Маршрутом доходяг» называют  меж собой этот участок люди. Такая репутация  отпугивает просто гуляющих.  Рассказал на ходу об этих наблюдениях жене.  Она, оказывается, даже кое-кого из тех,"упорно гуляющих", знала.
– Хорошие были люди. Жалко, что так у них случилось.  Но их вины в этом нет.  Не говори так о них, – попросила.
– Так это не только о них, со временем и мы все по этому маршруту пойдём, – согласился я,- и тоже будем доходягами.

Проходим с женой мимо автобусной остановки. Вижу боковым зрением на скамеечке в остановке сидят незнакомые мне мужчина и женщина.  Скольжу по ним беспристрастным беглым взглядом и отвожу. У мужчины замечаю вроде какое-то то ли движение навстречу, то ли незавершённый кивок, который затухает, не встретив ответа. Всматриваюсь повнимательней. Нет, не знаю. Хотя чувствую его пристальный  взгляд мне вслед, в спину. Шаг, другой и парочка остаётся за стенкой автобусной остановки...

–Ты чего не признался? Мужчина так на тебя смотрел. Я его не знаю, но сидел он рядом с Зоей П..., должно быть муж её, – замечает жена.
Сопоставляю полученную информацию со своими ощущениями и как ударило. Да это же Славка П..., давно не виделись, но знакомы хорошо, когда–то  вместе гаражи строили! Тогда он был здоровяк: что тебе мешки с цементом, что вёдра с раствором, у него  так и летали.  Режимил, не пил, не курил, штангист разрядник. Но как изменился, на себя не похож...

Разворачиваюсь, возвращаюсь назад, заглядываю в остановку и натыкаюсь на два насторожённых взгляда и оборвавшийся на полуслове разговор.  Да, это Славка. Трясу его руку двумя руками, приобнимаю. Куртка на нём висит, как на плечиках, под ней совсем нет тела, а лицо –  череп, обтянутый кожей с желтинкой.  Благодаря моему  предыдущему беспристрастному взгляду, удаётся сохранить внешнее спокойствие. Зоя, наблюдавшая наши гляделки со Славкой, не скрывает радости на лице от того, что всё выяснилось и я всё-таки узнал и вернулся.
–Слава, извини подлеца, сразу не узнал! Ты так изменился!
–Ничего. Меня сейчас многие не узнают.– Славка  знакомо  упрямо ставит голову, так  он делал раньше всегда, когда собирался говорить о наболевшем.
– А мы с Зоей сейчас о тебе говорили. Обсуждали, что хорошо было бы, если бы все вот так, как ты – посмотрел на меня(два раза даже)  и прошёл мимо.
–Ну, не узнал, Слава, виноват да и темно уже.
–Нет, Иваныч, на самом-то деле невыносимо, оказывается, когда как раз  узнают, и пытаются лицом изобразить дежурное участие.  Честнее,когда тебя вообще  не трогают,  ничего в тебе не ломают и ничего не выспрашивают, – итожит Славка и продолжает, а  в глазах пустота. Пе епеерходящая в жалость и уг
А во  взгляде пустота, жалость и испуг.
 продолжает,
--От таких взглядов ещё тоскливее. И сам сбит с толку 
не понимаешь, что лучше, когда тебя вообще  не трогают,  ничего  не говорят и ничего не выспрашивают, – итожит Славка и продолжает, – или бывает,  нарываешься в "шутейном разговоре" на взгляд явно  укоряющий, в котором читается, мол, всё ясно с этим доходягой, других причин - почему загибается и чахнет работяга  у них  просто не бывает –«допил, докурился, дозлоупотреблял» до дела, вот и пожинай.
 - Не видели, молокососы, жизни настоящей, а уже судить, рядить, оценивать,людей  Ярлыки вещают – распаляется Славка обличая кого-то за верхоглядство и ненаблюдательность.

Зоя, поспешно одёргивает его, – ну это ты после хороших уколов  разговорился.  Раньше  на все эти нелепости и внимания не обращал. Многое сейчас не так, как было раньше,- вздохнула Зоя.
    И такой безысходной, смертельной тоской, таким холодом повеяло от вида Славки, этих славкиных слов, зоиной реплики, что холод  проник внутрь меня и засел там мелким ознобом.

   Да,–думаю я,– слышал об этом – в жизни попавшего в подобную беду человека наступает  такой период,  когда всё уже бесполезно и известно, что нет ему  выхода из этого замкнутого круга страданий и терпения, а другим туда входа тоже нет.
И, действительно, для сбережения последних сил человеку только и нужно, чтобы никто ничего в нём не ломал, не трогал, да и вообще бы желательно, чтобы прошли мимо, не обернувшись, просто приняв к сведению.
Бывает невыносимо об этом думать, но  сами собой напрашиваются аналогии и подозрения, что любой более-менее пристальный взгляд, как кажется  ему, приправляется не только укорами, но даже, возможно, злорадством тех, кто только сейчас на  фоне его такого сокрушительного несчастья вышли вперёд, стали ощущать себя  счастливыми и успешными, снизив требовательность к себе и глядя другим во след».   
Человеку  бывает неловко за любое навязчивое проявление внимания  к его персоне.  Чувствуешь себя после этого лузером. И упёрто отвергаешь и неприемлешь всякое сюсюкающее участие…
"Не пощады прошу, не помощи, не спасительного заклинания. Не уступок прошу, беспомощных. Одного прошу – Понимания."(с)


А, найти правильный тон со смертельно больным непросто. Поди пойми его, то ли у него это каприз, то ли гордыня. Но иногда это интуитивно получается. Когда актёр Виктор Авилов (Граф Монте–Кристо), потеряв время у шарлатанов, уже лежал дома и не вставал, к нему, умирающему, заглянул кто-то из друзей. Увидев Виктора в таком состоянии, вспоминает сам посетитель, я чтобы самому не разрыдаться, просто закричал на него матом, –"что бл…ина, допрыгался, доскакался по знахарям своим, шарлатанам и дальше в таком же духе…" Виктор тогда после этого оживился и даже смеялся в этот день…
     И я, конечно, говорил Славке какие–то слова ободрения и сочувствия, что традиционно говорят в этих случаях, но  чувствовал, что для него всё потеряло значение и мои слова тоже. Глубокая тоска не оставляла его ни на минуту, отнимала силы, изматывала, он на глазах стал одышлив и раздражителен...
 Спасибо хоть жене, вразумила меня вернуться, заглянуть в остановку. Свиделся со Славкой. Потом бы до меня, конечно, дошло, что это был он, но пристальный Славкин взгляд в мою уходящую спину так бы и остался со мной, укоряя. Зоя терпеливо ждала, пока мы наговоримся. По её скорбно застывшему лицу было видно, что она знает о Славке, больше, чем он сам о себе, но я чувствовал, что эту правду мне не стоит выпытывать.
–Ну что, до завтра. Увидимся здесь же, – говорю я нарочито бодро, подавляя непроходящий озноб внутри.
Славка бессильно качнул головой, Зоя только рукой махнула в ответ. Больше на этом, удалённом от глаз людских маршруте, я их не встречал.  Этот маршрут завершают, таясь,  по одиночке.

Музыкальная тема "холодное лето 53-го"
https://www.youtube.com/watch?v=rN8O29E_RPE