Усадьба Борок на Оке художника Василия Поленова

Страницы Русской Истории
                Здесь золотая осень, ранний снег...
                Всё на брегах Оки расположилось -
                тАк на полотнах гения вместилось,
                что время вдруг замедлило свой бег.
               
                Е.Грислис.

                Более 100 лет на высоком холме над Окой стоит трехэтажный белый дом. Этот дом был построен в 1892 году по проекту Василия Дмитриевича Поленова, знаменитого русского живописца. Еще в 1887 году Поленов писал: «Мечтаю о домике на берегу Оки об том; как мы его устроим; как мы там заживем; сделаем большую комнату; где будет музей; картинная галерея; библиотека: Рядом будет столярная мастерская; адмиралтейство, рыболовство и терраса; а над этим будет моя живописна мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся». Все мечты были претворены в жизнь. В своей усадьбе Борок на берегу Оки, были написаны многие пейзажи художника Василия Поленова. Здесь он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба его имени. И пусть даже он и не был рожден на Тульской земле, его вклад в её развитие – огромен.

                Поленово можно назвать памятником великому русскому художнику. Здесь все дышит памятью о нем. Музей обладает одним из самых значительных собраний работ Поленова. Работы В.Д. Поленова хранятся во всех крупнейших музеях России: московская Третьяковская галерея и петербургский Русский музей гордятся несколькими десятками произведений художника. Но наиболее интересно его творчество представлено в музее-заповеднике «Поленово», близ Тарусы, в бывшей усадьбе «Борок», с любовью и размахом устроенной Поленовым на высоком берегу Оки. Но вначале о самом художнике.

               
                1

                Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (2 июня) 1844 г. в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Отец - Дмитрий Васильевич Поленов /1806- 1878/, дипломат, сын академика русской словестности, страстно увлекался археологией и библиографией. Мать - Мария Алексеевна Поленова (1816- 1895), внучка архитектора Н.А.Львова, была детской писательницей и талантливой художницей. В молодости она брала уроки у одного из учеников К. Брюллова - академика К.А. Молдавского. В.Д. Поленов говорил, что «страстную любовь к живописи» он унаследовал от матери. Родители стремились воспитать в своих детях трудолюбие, всячески поощряя увлечение науками и искусством. Из пятерых детей одним из самых одарённых был Василий Поленов, унаследовавший от предков  научный и художественный таланты.

                Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку Тамбовской губернии, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, знала и рассказывала внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Кроме этого Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью и даже устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль». Наиболее способными среди детей оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах, сам, будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова.
               
                В 1861—1863 годах Поленов учился и оканчивал Олонецкую губернскую мужскую гимназию в Петрозаводске. В память об этом на здании установлена мемориальная доска.  Учась затем параллельно в Петербургском университете и Академии Художеств, Поленов стал широко образованным человеком.  В 1871 г. он получает диплом юриста в звании кандидата прав и, одновременно с И. Е. Репиным, большую золотую медаль в Академии художеств - за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Ему явно не хватало европейской "школы". И, получив в 1872 году право на поездки по Европе в течении 6 лет на средства Академии, он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты.

                Наиболее сильное впечатление, произвела на него красота Венеции представшая, по его словам,  каким-то волшебным сном. А вот Рим его не вдохновил, как в своё время Гоголя. Зато в Риме произошла судьбоносная и очень важная встреча с семьей Мамонтовых, у которых собиралась артистическая молодежь. Следующий город в этом путешествии – Париж. В это время в Париже проходят первые выступления импрессионистов, произведения которых вызвали живейшие споры в художественных кругах. Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев.

            В целом,  искусство нового направления не затронуло Поленова, но явилось дополнительным импульсом к освоению им пленэрной (живописи на открытом воздухе) живописи. Он научился непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую гармонию. Вот как Поленов подвел итог своей командировки. «Пользу . . . она мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte [натюрморт] и т.д., и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь».

                С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Отличительным качеством новых работ В.Д. Поленова стало появление в них света и воздуха, которые так поразили критиков и ценителей искусства в его "Бабушкином саде", "Лете" и, конечно же, в "Московском дворике".

                В марте 1877 года Поленов поселяется в Москве, где снимает квартиру в Трубниковском переулке (на Арбате). Однажды из окна своей квартиры он увидел окруженный незамысловатыми постройками, покрытый свежей зеленью дворик с играющими на земле детьми. Этот дворик поразил его, привыкшего к петербургским дворам-колодцам, самим своим существованием, своей простотой и безыскусственностью. Он пишет этюд запечатлевший вид из окон мастерской, на основании которого будет написана его наиболее прославленная картина «Московский дворик».

Старой  Москвы  уголок -
Притчи назойливый ролик:
Пеклом не тронутый дворик,
Каменный особнячок...

Солнце ласкает фасад,
Тени вокруг вытесняя.
В гости к себе приглашая,
Веет прохладою сад.

Воздухом дышит пейзаж...
Баба бредёт с коромыслом.
Но деревенский коллаж
Нас привлекает не смыслом -

Русских младенцев судьбой!
Те ж, как цветы, безответны:
Радости, скорби и бой
Рвутся в сердечках соцветий.

Тёмны пристройки двора -
Ветхой провинции вехи.
Куры кудахчут с утра,
Лошадь готовится к бегу.

Жизни колодец той срыт,
Выйдут сарая все сроки.
Храм же доселе стоит...
Прочь отметая  мороки.
      
Церкви в зелёной листве
Былью тех лет просияют.
А облака в синеве -
Кистью о прошлом вещают.

                (Е.Грислис. В. Поленов. Московский дворик. 30.12.17)


                «Московский дворик» - первая картина Поленова, экспонированная у передвижников, делу которых он давно сочувствовал. Передвижники - художники, входившие в прогрессивное российское демократическое художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ). Товарищество образовалось в 1870 в Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова в ходе борьбы передовых художественных сил страны за демократические идеалы и в противовес официальному центру искусства - петербургской АХ. Развивая лучшие традиции Артели художников (руководитель которой Крамской стал идейным вождём ТПХВ), испытывая постоянное воздействие общественных и эстетических взглядов революционных демократов В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, передвижники решительно порвали с канонами и идеалистической эстетикой академизма. Освободившись от регламентации и опеки АХ, они организовали внутреннюю жизнь ТПХВ на кооперативных началах, развернули просветительскую деятельность. С 1871 ТПХВ устроило 48 передвижных выставок в Петербурге и Москве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и других городах.

                Окончательно определившись в искусстве, Поленов привел в исполнение свое давнишнее намерение - связать свой жизненный путь с передвижниками и в 1878 году вместе с И.Е. Репиным вступил в «Товарищество передвижных выставок».  К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает на выставку такую «незначительную» вещь, как «Московский дворик», написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, что она окажется в числе жемчужин русской школы живописи. Следом за «Московским двориком» пишутся еще две блестящие картины, по сути, - трилогии: «Бабушкин сад», которая была экспонирована на Передвижной выставке в 1879 году, и «Заросший пруд».

                Работа «Бабушкин сад», соединившая в себе пейзаж с жанровой сценой, об уходе со сцены одной эпохи и появление другой. Происходит это спокойно, с грустью, закономерно. Это даётся в противопоставлении старости и молодости. На переднем плане изображена бабушка и внучка. На бабушке, выходящей в сад своей молодости, стародавний темный салоп и белый нарядный чепец, а платье девушки сшито по новейшей моде 1870-х годов. Они изображены во время прогулки, прямо над ними на заднем плане возвышается классически изящный  фронтон здания - их родового дворянского гнезда, уже изрядно обветшавшего.

Век девятнадцатый. Дворянское гнездо.
Двух поколений странный вернисаж:
Проходит старость в бархатном манто,
Пленяет внучки стиль и антураж.

Сопровождает лет апофеоз
Прекрасной девы праздничный наряд,
Представ  букетом долгожданных  роз...
Вид излучает свет  и аромат.

Как совместить ту дряхлость в кружевах,
Которой  имя вечного покоя,
Со свежестью… не торопящей  шаг,
Блистающей изысками покроя?!

В той антитезе связи всех времён:
Осенний сад - весною воскресает.
А как  основа жизни и закон –
Храм Дома, что не оскудев, сияет!

Садовая дорожка стелет путь.
Вся выщерблена трещинами лет...
Но дышит негой трепетная грудь,
Встречая летом ласковый рассвет.

                (Е.Грислис. В. Поленов. Бабушкин сад. 3.01.18)               


           Причем, по мнению некоторых искусствоведов, прослеживается явная аналогия между произведениями «Бабушкин сад» и «Московский дворик». Возможно, что в картине «Бабушкин сад» изображен тот же усадебный дом, окружённый садом, что и в «Московском дворике».  При внимательном изучении этих двух полотен создается ощущение, что в картине запечатлен похожий особняк с разных ракурсов. Считается, что это дом Баумгартен, расположенный на Арбате, а именно на углу Дурноского и Трубниковского переулков.


                Картина «Заросший пруд» завершала собой определенный этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. Именно В.Д. Поленову суждено было стать на русской почве "мастером интимного пейзажа".

Дама сидит на скамейке,
Издали глядя на пруд.
Как и в плену канарейке,
Ей не бывать долго тут.

Пруд на глазах зарастает...
Мило кувшинки плывут,
Словно семьи странной стаи,
В тёмный затона уют.

Мост уж давно одиночит
В страхе дожить ветхий срок.
Только  осока не хочет
С илом делить сей урок.

Стелет тропинку назад
От водяного болота...
Где-то раскинулся сад -
Мир и чистилище Лота.

День утомлённый в тени -
Дремлет, готовясь к закату.
Птицы молчат в эти дни,
Предвосхищая расплату.

Кто тебя тиной объял -
Прудик, недавно счастливый -
Что, словно жемчуг, блистал
Под сиротливою ивой?

                (Е.Грислис. В.Поленов.Заросший пруд.2.01.18)
               

                Таким образом, в круг русских пейзажистов вошел еще один очень талантливый мастер, оказавший большое влияние на развитие пейзажной живописи. В Москве существенным фактором для Поленова в поисках «самого себя» стала семья Саввы Мамонтова и группировавшееся вокруг него сообщество художников, названное позже Абрамцевским художественным кружком. В него входили крупнейшие русские мастера - помимо Поленова и его ближайших друзей Виктора Васнецова, Репина и Марка Антокольского, также художники младшего поколения Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Врубель, Елена Поленова, Михаил Нестеров, Аполлинарий Васнецов, Илья Остроухов и другие художники, артисты, музыканты, просто любители искусства. Сплотившее художников тяготение к свободному, не скованному профессиональными и эстетическими канонами творчеству, нашло отражение во всей разносторонней деятельности содружества. Если мамонтовские собрания, музыкальные и драматические вечера давали Поленову духовную пищу, то в Абрамцеве, он нашел близкую ему своей скромной красотой природу.

                В марте 1881 года Поленова постигло глубокое горе - умерла его любимая сестра Вера Дмитриевна Хрущова, которая перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «серьезно» работать, то есть писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница». В семье Поленова настоящим большим искусством признавалась только историческая живопись, и потому занятиям художника пейзажем не придавалось серьезного значения. Вскоре после смерти сестры Поленов предпринимает путешествие в Египет, Сирию и Палестину. Путешествие началось в ноябре 1881 года и окончилось весной 1882 года. За время путешествия Поленов посетил Константинополь, Александрию, Каир, Иерусалим и другие восточные города. Путешествие на Восток дало Поленову богатый запас наблюдений, познакомило его с природой и архитектурой Палестины, с жизнью восточных городов, с обычаями, обликом и одеждой их жителей. Все это, несомненно, помогло в дальнейшем Поленову представить евангельскую легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед Иерусалимским храмом.

                В 1882 году художник женился на Н.В. Якунчиковой - двоюродной сестре Е.Г. Мамонтовой. Жена Поленова с большим сочувствием относилась к замыслу картины «Христос и грешница» и по мере своих сил пыталась помочь художнику в его работе. Она не только шила костюмы для картины, но, что самое главное, постоянно поддерживала в Поленове вдохновенное отношение к взятой теме, старалась направить его на путь углубленной ее разработки. В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), «который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью». Сама картина, по сведениям Е.В. Сахаровой, писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете С.И. Мамонтова (в его доме на Садово-Спасской). Экспонирована картина была на XV Передвижной выставке 1887 года. Александр III, осматривавший выставку до ее открытия, приобрел полотно Поленова для своей коллекции.

                В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ. Его учениками были И. И. Левитан, К А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие известные впоследствии мастера. Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины ("Ранний снег", 1891; "Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства. Пейзажи - лучшее в его наследии.


                2               
 
                Дальнейшее  развитие художника В.Д.Поленова, как пейзажиста, неразрывно связано с жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться "на природе", Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение "Бехово" в бывш. Алексинском уезде, Тульской губернии. Поленову больше всего нравился высокий холм над Окой, носивший красивое название «Борок». Владела этой землей крестьянская община, которая не имела права продавать землю, поэтому был совершен обмен: 8 июня 1891 года Поленов получил во владение «Борок», а крестьяне — в два раза больше пахотной земли. 

               Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа "Борок". На Оке Поленов много работал: писал картины, сочинял музыку, сажал деревья в парке, строил дамбу, помогал строить лодки. Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х годов и можно сказать, во многом способствовал успешности этих поисков. Природа района благоприятствовала развитию у Поленова влечения к эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента стал настоящим поэтом Оки. Именно об этом картина В.Д.Поленова "Вид на Оку с восточного берега". 1886. А вот строки моего стихотворения:

                В. Поленов. Вид на Оку с восточного берега

                Жизнь – река,
                У речки берег с двух сторон.
                На пароме управляется Харон.
                Раиса Носова.

Крестьянской долюшки река.
На лошадях подъедут дроги
к той, что зовётся встарь – Ока…
и кони ждут другой дороги.

Но дно песчаное манит
своею щедрой чистотой:
немало тайн вода хранит,
даруя благость и  покой.

Трава и скопища кустов,
таят дней отшумевших меты;
прибрежных ив зелёный кров
обдаст прохладой знойным летом.

Недавно рысаков лихих
живой хозяин запрягал
и к  водопою вёл гнедых,
и скот домашний к руслу гнал.

Сжимала голода рука,
а дети  в радости росли:
улов богатый  бедняка
кормил ораву всей  семьи.

Днесь Дух его с покойных дрог
взирает на деревни рядом:
напротив - берег так полог,
что слёзы рассыпает градом.

Там ни проехать, ни пройти.
Обрыв… и смерть вершит злодейка.
А здесь к воде святой пути,
а значит -  к жизни есть лазейка!


                (Е.Грислис. 28.12.17)

                Вид же поленовского дома является производной его внутреннего устройства, но, помимо бытовых необходимостей, он  имеет более сложное и явно художественное объяснение. Его архитектура своеобразна и оригинальна. На органическую естественность и непосредственность в данном случае накладываются многие стилевые исторические ассоциации и в целом уже найденное Поленовым в живописи и многократно проверенное гармоническое мироощущение.

                Поленов как бы считал необходимым избавиться от всех эстетических догм, стилевых регламентаций и авторитета прототипов: внешний вид дома должен стать естественной проекцией быта его обитателей. В Доме размещается мастерская художника «Аббатство»,библиотека, насчитывающая десятки книг по истории искусства и религий, архитектуре, культуре древних цивилизаций, археологии, философии хозяйственные постройки. Он будто проецировал в пространство и на предметные формы свой внутренний духовный мир, вмещающий большой объем художественной культуры и исторической памяти.

            Интересно задуманный в пространстве, насквозь пропитанный искусством быт художника и его домочадцев задает общую композиционную идею усадьбы. Фасады дома различны, но при всей непосредственности их формообразования («изнутри - наружу») представляют собой вариационное развитие одной доминантной темы, в каждом варианте асимметрично уравновешенной. «Пенаты» тоже разнообразны со всех сторон, но в них нет (такое впечатление, что и не было изначально) единой композиционной идеи. И «Пенаты» и «Борок» представляют собой выразительные воплощения композиционной асимметрии, только «Пенаты» приобретали свой ассиметричный вид постепенно, а «Борок» уже задумывался асимметрично, то есть Репин шел к своей цели «ощупью», Поленов же определил ее сразу, следуя принципу «изнутри - наружу».

             Со свойственной ему энергией Поленов занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 20-е годы он создал диораму - кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.

               Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника. Еще в 1906 году в своем художественном завещании Поленов писал: "Смерть человека. которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил".


              Недалеко от самой чУдной в Тульской области турбазы "Велегож", где я, кстати, отдыхала летом 1981 года, расположена бывшая усадьба, а ныне музей заповедник известного русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Музей, куда мы заходили несколько раз, как в гости, всегда умиротворял своей атмосферой ушедшего времени. А реку Оку, где мы каждый день купались, помню очень хорошо.  Сколько солнца и искренности было в стране советской!
               
               Поленовский музей, по существу основанный  им в 1892 году, является первым народным музеем в русской деревне. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова — это один из крупнейших музеев-заповедников страны и один из самых известных в России и за ее пределами. Его территория (870 га) включает подлинный дом-музей, мастерскую художника «Аббатство», хозяйственные постройки, Троицкую церковь в с. Бехово, построенные по проектам В. Д. Поленова, а так же усадебный парк, сад, окружающие территорию усадьбы луга, леса, сельскохозяйственные угодья.

                В экспозиции музея находятся многочисленные коллекции, в том числе художественные произведения В.Д.Поленова, И.Е.Репина, К.Коровина и др., уникальная мебель и предметы старины, коллекция ДПИ от конца XIX в. до нынешних дней, личные вещи Поленова и членов его семьи, уникальная мемориальная библиотека. Большой Дом, где находятся основные коллекции, является центром усадьбы и всего заповедника. Усадебный комплекс включает в себя 17 мемориальных построек и парк. Уникальность усадебного комплекса заключается в том, что все здания созданы по Проекту В.Д.Поленова, отражающим архитектурные направления конца XIX века. Строительство усадьбы на живописном берегу реки Оки позволило художнику раскрыть еще одну сторону своего многогранного таланта. Он проявил себя мастером эпического пейзажа. Художник прожил в усадьбе до самой смерти,  и был похоронен рядом, на деревенском кладбище в деревне Бехово.

               
+        +       +


                Заокский район – это красивейшие места севера Тульской области. Это чистые воды Оки, Вашманы, Выпрейки, Скниги, Беспуты, Соены, Городейки, Соломинки, Ямницы и других рек и речек. Это зеленые леса (около 7% территории района), в которых водятся различные животные. В реках водится большое количество рыбы и раков. Повсеместно встречаются бобры. В лесах – достаточно большое количество диких животных.

                Здесь тульская земля славится двумя своими «жемчужинами» – поселком - курортным комплексом Велегож и музеем-усадьбой Поленово. Поселок пользуется очень большой популярностью из-за своих сосновых рощ и красивейших видов. Музей-усадьба им. В.Д. Поленова - уникальнейший объект русской культуры. Ведь она была построена на берегу Оки по проекту самого Василия Дмитриевича Поленова в конце 19 века. Еще при его жизни усадьба стала важным культурным центром. Его постоянно навещали известнейшие русские художники, при усадьбе работал детский театр. Благодаря авторитету Василия Дмитриевича, его имение не было национализировано во время революции 1917г. и усадьба сохранилась практически в первозданном виде до наших дней. Теперь она совмещает в себе музей и огромный парк, который также был полностью спланирован самим художником. До сих пор она является важным культурным центром, т.к. там функционирует музей художника, в котором выставлены многие его работы. При усадьбе работают театральные студии.

                В.Д. Поленов как-то в одном из писем обозначил свой нравственный императив,как человека-художника: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». Можно считать, что в этих словах заключен творческий принцип мастера, который он пронес через всю жизнь.

                Е.Грислис.
                январь, 2018