Светило

Алексей Раздорский
     Это история, свидетелем которой я стал почти 30 лет назад. В начале 90-х, работая преподавателем японского языка в одном из столичных вузов, я перевёлся на полставки для того, что иметь достаточно свободного времени и заниматься устным и письменным переводом, что существенно пополняло небольшой семейный бюджет.
    Однажды меня пригласили сопровождать известного японского учёного, хирурга с мировым именем,  который не только хотел освежить воспоминания о Москве, но и встретиться с давними знакомыми, коллегами по профессии. Первым в списке друзей был наш именитый хирург, директор крупного медицинского центра. Ещё из Токио японский профессор пытался связаться со старым знакомым, но ничего не получилось. И тогда меня попросили позвонить и договориться о встрече.
     Набрав нужный номер, я сумел дозвониться в секретариат центра и поговорить с представителем по внешним связям. Пришлось долго объяснять, кому и зачем понадобилась встреча с директором, в итоге я оставил свои данные и стал дожидаться ответа. Через пару дней мне перезвонили и назначили день и час встречи. Японский профессор очень обрадовался. Когда-то в семидесятые они дружили и встречались целый год – тогда начала действовать система научного обмена учёными  –  к нам приезжали стажироваться японские специалисты, а наши, соответственно,  выезжали в японские научные центры для повышения квалификации.  И вот настал день встречи.
      Вежливая секретарша впустила нас во внушительного размера кабинет, к нам навстречу  вышел крупный мужчина за шестьдесят в синем балахоне и белом чепчике, как и положено оперирующему хирургу. Сразу же вспомнив старого друга, обнял его и после коротких взаимных воспоминаний повёл японского профессора знакомиться с клиникой.
      Свежий ремонт, шикарное оборудование не могли не удивить гостя.  Совсем не то, что он видел 20 лет назад. В музее клиники – всё от момента основания и стареньких кустарных приборов  до самых современных операционных систем.  Затем директор повёл нас в часовню,  которую специально построили для больных, желающих очиститься перед возможной последней дорогой в их жизни.
       Всё понравилось, вернулись в кабинет, а в соседней комнате уже был накрыт шикарный стол с чёрной икрой, блинами, осетриной, так что сразу же захотелось попробовать «вкусненького».   «Вот так мы теперь живём!» - убедительно говорил директор, - «Даже у вас в Японии  такого нет!».
      Потом пришло время тостов и крепких напитков.  Веселое настроение прервал голос секретарши по громкой связи: – «Иван Петрович, в блоке №9 начинается операция больного, за которого  просил сам Виктор Евгеньевич.  Вы ему пообещали лично присутствовать на операции».  Директор спокойно ответил: – «Наташа, скажи, пусть начинают без меня. Я пока занят».         
       Все продолжали поднимать тосты и делиться воспоминаниями, но через некоторое время вновь зазвучал беспокойный голос секретарши: - «Иван Петрович,  опять звонил хирург Сергеев, говорит, что не может стабилизировать давление пациента. Очень просит Вас срочно прийти в операционную и помочь бригаде».
Светило отвечает: – «Наташа, скажи, пусть делают всё так, как я им сказал. Я занят».   
       Ещё несколько тостов и снова дрожащий голос по громкой связи: - «Иван Петрович, Сергеев умоляет помочь. Они теряют пациента!».   Мне уже стало не по себе, но Иван Петрович спокойным голосом произносит, как приговор, надолго запомнившуюся мне фразу:  – «Скажи им, – вашему пациенту сегодня не повезло. Просто не его день! Всё. Больше меня не беспокоить!».
       Мы ещё полчаса сидели и выпивали, но у меня пропал аппетит, я вмиг протрезвел и уже не прикасался к рюмке 18-ти летнего виски и столовой ложке, наполненной доверху чёрной икрой.  Ведь «всё» означало конец жизни того самого пациента, о котором Иван Петровича просил могущественный Виктор Евгеньевич…  А как же клятва Гиппократа – задумался я.
       Иван Петровича уже нет на этом свете, как и Виктора Евгеньевича, а я до сих пор не могу забыть то, что происходило тогда в кабинете директора.  Однажды меня тоже сильно «прихватило», я через друзей вышел на очередного «светилу», хотел бесплатной квалифицированной помощи. На приём я попал, доктор принял меня почему-то неприветливо и раздражённым голосом  сказал: - «Ну что Вы всем голову морочите! У Вас нет даже необходимых анализов. Я не могу тратить на Вас время впустую».
      Больше я к «светилам» не обращался. Перед тем, как идти к врачам, коплю деньги, чтобы не просить, не клянчить, а просто покупать «бесплатную» медицинскую помощь… А история - правдивая, изменил только имена...