Иордания. Петра. Влюбиться и вернуться. Часть 3

Шестакова Евгения
Аль Хазне Солнечная

Рядом с основным входом в город  набатеев находится туннель. Он справа от гор. Туннель полностью вырублен в камне и предназначен для отвода проточной воды от самых ворот города. Каменная труба в 80 метров длинной уходит куда-то вдаль.

Мы зашли в небольшой магазинчик сувениров, и гид нам всем на запястья нанес крем на  основе амбры.  Сначала мы не поняли, зачем он это сделал.. НО понимание пришло буквально через 5 минут.   Внутри узких скал Петры… ВОНЯЕТ! Местами аж глаза режет от запаха навоза от пробегающих вверх-вниз лошадей.

И вот мы подходим к смыкающимися над головой красным скалам. Здесь начинается узкое ущелье Сик. Где-то вверху видны остатки старой арки. Под ногами вовсе не древняя почва, помнящая следы набатеев. Под нашими ногами много метров нанесенного песка и камней, от 5 до 8 метров по разным сведениям. Древний «пол» ущелья под всем этим твердым грунтом. Раскопают ли когда-нибудь все это полностью- гид нам сказал, такие планы есть, только никто не спешит их осуществлять.


Сик считается главными воротами в Петру.  Это ущелье длиной 1200 метров, и если бы его не было, или произошло серьезное обрушение этих скал в результате мощнейшего землетрясения, то попасть к основным храмам и склепам Петры было бы весьма проблематично.

Скалы Петры вовсе не острые, все углы закругленные и реально возникает ощущение, что это работа воды за долгие столетия. Даже не ветра, потому что если вспомнить наш Чарынский каньон, где ветер выдувает песчаник - острые углы попадаются на каждом шагу.

Как только оказываешься внутри скал, весь мир снаружи будто исчезает. Только  бешеные повозки заставляют вас вспоминать о том, что в свой мир мы еще вернемся.
Внутри ущелья прохладно, но терпимо.  Сильный ветер дует только на площадке с самым знаменитым фасадом в мире. Но до него еще нужно дойти. Почти на всем пути к Аль-Хазне мы видим остатки старого водопроводного желоба.

Схожие ощущения у меня были в итальянском городке Сиена. Идешь там идешь по узким, кривым улочкам без солнца, и кажется конца и края нет этим страшненьким домам и тут еще и шаг – и просто обалдеваешь от красоты – перед тобой открывается огромная площадь и огромный бело-зеленый мраморный высоченный собор в готическом стиле….

И вот в Петре перед нами открывается кадр из фильма про приключения Индианы Джонса
Аль Хазне Села Солнечная. Древний храм или Сокровищница.

Увиденное впечатляет даже тех, кто уже объехал пол света. Поражает и непонятно откуда взявшийся ветер и дикий холод.

И третье, что меня  удивило ущелье Сик – в стоявшей рядом бедуинской палатке с сувенирами принимают кредитные карточки. *улыбка*

Черте где от цивилизации,  в каком-то заброшенном мифическом городе я могу расплатиться карточкой. В центре Алма-Аты это порой трудно сделать – терминал не работает, есть жи..

Стоя перед гигантским фасадом и реально ощущая себя муравьем, понимаешь, вернее не понимаешь КАК ЭТО могли сделать люди – дикие кочевники далекого прошлого?

Фасад высотой 39 метров и вырублен в скале в 2 этажа. Верхний этаж не имеет прохода внутрь, нижний имеет – но сейчас он закрыт для туристов. Потому что внутри туристы не просто бросали мусор, классическое  – Здесь был Вася – украсило стены древнего храма.

Три верхних прямоугольника когда-то были пустыми, затем на них вырезали фигуры античных богинь. Это произошло  уже в гораздо более позднее время. Вообще на всем фасаде больше женских скульптур, чем мужских.

Чуть дальше по ущелью есть еще один фасад, который называется Монастырь. Он примерно схож с Сокровищницей. По нему и можно понять, как выглядела Сокровищница первоначально.

Набатейской ( Если принять факт, что Петру построили таки набатеи) архитектуре в Петре присуща одна черта – колонны всех мавзолеев являются неотъемлемой частью фасада – монолита из которого вырублено все остальное. Колонны неотделимы от скалы, может быть, поэтому фасады храмов так хорошо сохранились после многочисленных землетрясений.



Но, это еще не все. Любопытные ученые начали капать ниже и ниже, и под Сокровищницей, в которой, к слову говоря, не было найдено сокровищ, раскопали новые гробницы, ушедшие вниз на 5 метров. Гид нам рассказал, что есть планы капать и под ними…В этих гробницах найдены были неглубокие ниши и сосуды. Предполагается, что эти помещения принадлежали древним арамеям и специально были «спрятаны» и засыпаны набатеями.

Если мы посмотрим на среднюю часть верхнего этажа, то увидим, что на макушку «насажен» обыкновенный горшок. До сих пор так и остается непонятным тот для чего этот предмет водрузили наверх – может быть это погребальная урна, или урна в которой хранили золото?

Здание снаружи кажется изрядно поврежденным, одна из колонн была разрушена, ее восстановили уже современные ученые, а про следы пуль на фасаде говорят, что это рассерженные бедуины, не нашедшие здесь сокровищ, обстреляли фигуры и сам фасад из ружей.

Есть еще и огромные дырки, не похожие на следу от пуль, эти дыры мне  попомнили дыры на фасаде Колизея. Гид нам сказал, что некоторые ученые предполагают, что фасад здания раньше был украшен мраморными плитами, которые затем безжалостно содрали. А дыры – это от креплений.

Кто помнит про Колизей, то как оказалось, это строение больше всего пострадало от местных жителей – которые растаскивали железные крепления и крюки себе в хозяйство.

Огромный фасад Аль –Хазны – это солянка сборная разных архитектурных стилей, если внимательно приглядеться, то мы увидим и рога – символ плодородия, скульптура богини нам напоминает египетскую Изиду… Если пристально рассматривать все элементы строения, то вообще непонятно, кто строил этот фасад – арамеи, греки, римляне…

Как выглядел фасад раньше, в середине 19-го века, мы можем судить по карандашным рисункам английского художника Дэвида Робертса. Интересны рисунки тех времен еще одного художника – Леона Де Лаборде, он посетил Петру в 1827 году и запечатлел еще один красивый фасад, который обрушился лет двадцать спустя. Всего художник оставил больше 70 работ, но самое ценное – это зарисовка эпитафии на греческом языке с рухнувшего фасада. Скорбные строки говорят о том, что человек по имени Арианос умер в 27 лет от какой-то болезни, и что его старенькую мать ждет вечное горе.

Когда видишь эти рухнувшие фасады, то понимаешь, как хорошо, мы  успели увидеть это чудо, потому что кто его знает, когда произойдет следующее крупное землетрясение и увидят ли Петру наши внуки…