Любовь, длиною в век. Повесть. Глава 5. Неожиданна

Галина Третьякова Николаева
                5. Неожиданная  встреча
       Молодёжь продолжала встречаться всё там же, где и два года назад - на пустыре между Селяниновой  и  Лежнёвкой. Им нипочём события, происходящие в стране и в деревне. Вот только Демьяновцы всё чаще стали там появляться. Первый раз так, нехотя, подрались, для приличия - всё-таки Демьяновцы приехали! Второй раз просто перебранку затеяли, а потом утихомирились. А что делить-то? Тем более многих  парней унесли эти войны,  начиная с четырнадцатого года. До сих пор нет-нет кого-то забирают на фронт. Вернутся ли? Живые или раненые? Правда не стало уже гуляний весёлых и озорных. Чаще  то кадриль танцуют под гармошку Ивана Селянинова, то песни поют. Но всё больше грустные и жалобные.
  Ульяна не ходила на гульбища. Кончилось для неё и детство, и юность в тот день, когда Прохор приехал свататься.  После этого Ульяна поссорилась с тятенькой, плакала и просила отдать её замуж за Прохора. Никогда даже голос отец не поднимал на любимую дочь, а тут отстегал. Вожжами три раза стегнул по спине.
-Если уж так замуж захотела, отдам тебя за сына лавочника. Самый подходящий, - заругался отец.
Ульяна убежала из дома, два дня жила у старшего брата Степана. Пока мать за ней не пришла и не увела домой.
А через два месяца тятенька сообщил, что завтра сваты приезжают, готовьтесь.
- А кто жених? - воскликнула  Ульяна. В душе она всё ещё надеялась, что смирится тятя и отдаст за любимого.
-Я  же сказал – Сенька Полуэктов,- ответил отец.
-Я не пойду за него! Что ты привязался ко мне с этим лавочником? Я же сказала, что замуж выйду только по любви!- топнула ножкой  молодая невеста.
-Я те сейчас устрою любовь! – отец опять взял в руки вожжи. –Где она, твоя любовь? Говорят,  уехал из Демьяновки. В город уехал. Не нужна ты ему.
Ульяна в чём была выскочила из дому.  «Уехал… бросил меня… Как он мог? Мог бы добиваться. А сейчас тятя отдаст меня за этого рыжего Сеньку. Да я лучше в петлю.» Не заметила как добежала до Степанова дома. Опять прожила там неделю. И снова мать пришла за ней, уговорила, сказала, что отец сам отказал  Сеньке.

А потом пожар. Ульяна как в страшном сне вспоминает эту ночь. В одной ночной сорочке  она выскочила в окошко и не помнит куда и как долго бежала по снегу. Кругом темень. Только высоко ввысь взметает пламя от  родного дома. А  потом её кто-то нашёл, утащили в дом к брату. Две недели провалялась в лихорадке. Даже не смогла схоронить тятеньку с маменькой, прощения попросить, попрощаться.
И начались её трудные дни. Привыкшая к неге, к ласке родительской, к нарядам, отцова любимица.  А тут - ничего нет, маменьки с тятенькой нет… Прохора нет. Она чувствовала себя лишней в доме брата – трое детей мал - мала меньше, жена Серафима с грудничком  на руках. Помощников немного. Ульяна считала, что только она должна помогать брату  в поле и на сенокосе. Раньше у тятеньки по пять человек работников было, а сейчас кого в армию забрали, а кто-то перестал наниматься – свою землю обрабатывают. Помощница по хозяйству Арина и та ушла от Степана и Серафимы.
  Только мечты о Прохоре  успокаивали её и ласкали. Она всё ещё надеялась, что приедет любимый и посватает её. «Не мог он уехать и бросить меня. Наверняка просто уехал работать где - то, чтобы тятенька разрешил мне за него замуж выйти».  Но вспоминала, что тятеньки сейчас нет. Лежала и плакала. Ей так хотелось вернуться назад, хотя бы  на  полгода, когда живы были родители. «Ну и пусть уехал Прохор. Я и без него прожила бы,  - думала она – лишь бы родители были живы». Время шло, а Прохор не появлялся. Ничего не слышно было о нём.
 И тут пошли слухи, что Прохор Еремеев приехал в деревню каким -то большим начальником. Раза два она видела его в окошко. Глаз не могла оторвать - красивый, статный. Он гордо сидел на вороном коне, посматривая по сторонам и помахивая плёткой. Кожаная тужурка, модный картуз. Ульяна затаила дыхание. Сердце готово было выпрыгнуть от счастья. Ей хотелось выскочить на улицу, броситься к любимому и сказать, что любит его и согласна замуж. Но тут же одёрнула себя:  «А что это вдруг я побегу? А нужна ли я ему сейчас? Он  большой начальник, а я кто?  У брата живу в приживалках. Нет ни кола, ни двора, ни приданого. Нет, тогда он не нужен был моему тятеньке, а сейчас наверное я ему не нужна».
 Как-то видела его на сходе. Красавец! Все ему подчиняются, по имени и отчеству называют. Ульяна   незаметно, прячась за спины односельчан,  выскользнула из толпы и убежала домой.
А тут этот Данила приехал свататься. «Лучше в петлю» - она так и заявила  брату. Как ни странно - брат поддержал её. Сказал, что не отдаст сестру иродам, которые родителей сожгли. И сейчас ходит командует в своём комитете. Ишь, бедняк нашёлся! Да лентяй известный всем и пьяница! Стёпа сказал, что отвезёт сеструху в Бухаревку к тётке, за  сорок километров. Ульяна с омерзением вспоминала  Данилкины узкие злые глаза, которыми он смотрел на неё и как будто раздевал своим взглядам, как хватал её за руку. «Противный! Сроку он дал три дня. Если не смирюсь - силой возьмёт… Не успеет. Стёпушка сегодня же в ночь повезёт меня  к тётке.»

А вечером  Серафима отправила её бельё прополоскать. Подцепив на коромысло вёдра с бельём, Ульяна пошла к озеру на плотик.
Выполоскала, собралась идти, но, услышала как скрипнула сухая ветка, кто-то спускался к озеру. Оглянулась - Прохор! Всё ближе - ближе… Вот уже на плотик зашёл… Глаза горят- такие милые – карие с длинными чёрными ресницами. Эти глаза ей снились ночами, о них мечтала она долгие три года. И вот они- рядом! Только руку протяни… Но она не протянула. Это Прохор обхватил её за талию, прижал…
Но в голове у девушки  пронеслось сватовство, пожар, маменька и тятенька  в гробу… Данила со своими мерзкими руками, как забирал у Стёпы из амбара трудом заработанный хлеб…   Она отшатнулась.
-Уйди прочь от меня!- закричала она.
-Ульянка! Ты что? Я люблю тебя! Выходи за меня замуж! Я скучал по тебе всё это время. Я ждал встречи с тобой. Ульянка!
-Уйди прочь!  Это не любовь. Ты бросил меня. Ты уехал. Ты такой же, как Данила.  Вы все заодно. Это   вы сожгли моих родителей и мой дом, это вы били Степана, когда приехали к нам за зерном. Я ненавижу вас всех!
     Она вырвалась из рук Прохора и со всей силой стукнула его по щеке. Убежала.
        Прохор был потрясён. Он ждал этой встречи. Часто представлял, как они встретятся, что он скажет ей. Но вот такой встречи он не ожидал.
Через несколько минут к озеру спустилась Серафима, забрала вёдра с бельём. Проходя мимо Прохора, сквозь зубы произнесла:
 -Сволочи! Уроды!
«А что я хотел? Я же совсем забыл, что она из богачей.  Что такие бедняки, как я, сожгли её родителей. И этот Данила, Федот, все эти комитетчики грабят и бьют зажиточных от моего имени. Оказывается, до Революции была одна преграда, сейчас другая.»
Дня через два Игнат Пантелеевич рассказывал, как матерился, рвал и метал Данил, когда снова приехал сватать Ульяну. Он с дружками обыскал весь дом, все амбары, съездил ко второму её брату, Гришке. Но Ульяна как сквозь землю провалилась.
-Это не ты хоть её спрятал? - спросил председатель.
-Нет,  Игнат Пантелеевич, был у меня с ней разговор, но… не по нраву я ей. По морде надавала, до сих пор щека горит, - засмеялся Прохор
–Не зря Вы тогда сказали, что не по зубам она мне, – толи в шутку, толи всерьёз добавил  Прохор.
       Но в самом деле  не до шуток ему было. Больше никто Ульяну в деревне не видел. Где она, что с ней? Разве Степан скажет?