Каттамаххи

Руслан Исаев
Каттамаххи
        Селение это расположено в Акушинском районе, на Сюргинском участке (Сюрги – название горного хребта), в нескольких километрах от Шунудага. Как и все отселки («маххи») оно небольшое – порядка двадцати хозяйств. Переселились предки нынешних каттамаххинцев из селения Нахги, самого крупного из сюргинских поселений, несколько столетий назад.      Соседи-дахадаевцы зовут всех сюргинцев «нахганте», потому что большинство сюргинских отселков именно оттуда, из Нахги и название этого села восходит к библейскому Ною (Нуху по-арабски). Если учесть, что один из вариантов названия села звучит «Нохчи», то невольно вспоминаешь о единстве происхождения нахско-дагестанских языков. Вернемся же к нашему отселку – его название произошло от даргинского «хъатта» - «низина, овраг». Таким образом, Каттамаххи можно перевести как «село в низине». Как и все сюргинцы, каттамаххинцы живут в основном животноводством, благо набор произрастающих здесь трав самый богатый по разнообразию в Дагестане.       Для растениеводства климат слишком сырой и прохладный. Из фруктов растут лишь яблоки и сливы. Скотоводство позволяет поддерживать существование, ибо работы нет, колхозы и совхозы не функционируют. Удаленность от райцентра (40 км) и отсутствие транзитных дорог определяют довольно замкнутый образ жизни сюргинцев. Маршрутки до Акуша идут дважды в неделю, нет телефонной связи со внешним миром. По сути, лакцы ближе, чем акушинцы – до Цовкра-1, аула канатоходцев, два-три часа пешего ходу. До появления собственной средней школы многие сельчане ходили в Вачи – райцентр соседнего Кулинского района, некоторые из них проживали там в школе-интернате, а потому большинство из людей старшего поколения хорошо владеют лакским языком. Очень гостеприимны, любят веселье, «маевки», как они тут называются. Отдаленность от «Большой земли» позволила сохранить сюргинцам первозданную чистоту и естественность, простоту. Вот одна история про Каттамаххи. Случилась она в начале двадцатого века. Один каттамаххинец взял себе вторую жену, не получив согласия первой. Та в порыве ревности прирезала обоих молодоженов. Попала на каторгу в Сибирь. Но воинственный дух Кавказа не угас в решительной горянке и в местах лишения свободы – убив четырех охранников и одну сторожевую собаку, в ящике под вагоном, через всю Россию она добралась домой. Ей повезло – началась революционная смута, и никто не стал заниматься ее поисками, говорят, за убийство пса она получила бы гораздо больший дополнительный срок, чем за четверых сторожей! Так и скончалась она на родной земле и похоронена на кладбище рядом со своими предками…
         Выходцы из Каттамаххи достойно представляют свое село и в Дагестане, и за его пределами. Много их в Махачкале, Дербенте, Избербаше, на Ставрополье.