Незримая нить

Лидия Рыбалко
 Я задыхалась от жары, меня мучила жажда,я металась в поисках воды,в голове моей что-то сильно звенело. Наконец, передо мной появилась река,которая переливалась всеми цветами радуги в лучах солнца.Я радостно закричала и проснулась,на тумбочке разрывался  телефон. Не открывая глаз,я протянула руку,сняла трубку и поднесла ее к уху.
--Спишь,соня,--услышала я голос подруги.
--Надежда,ты хоть иногда на часы смотришь,когда звонишь мне,--ответила я ей недовольно.
 --Приезжай ко мне,--жалобно попросила она.--На дачу приезжай,я сейчас здесь живу. Ты нужна мне.
В трубке горестно вздохнули, и послышался всхлип.
--Хорошо,--сказала я.-- Приеду.
Положила трубку,сон был нарушен,я потянулась в постели и встала. Надежда,это моя подруга. Мы дружим с детства.Она художник.
 Правда, ее картины никто не видит, кроме меня. Не раз я убеждала ее показать их специалистам,но она всегда отказывалась или просила подождать.
 Позавтракав,я заказала такси,и вскоре электричка везла меня все дальше от города.Через три часа я уже была у Надежды. В домашнем длинном халате,дымя сигаретой,она встретила меня возле калитки.
--Что случилось на сей раз?--с тревогой  спросила ее.-- И почему ты живешь на даче? А где же твой Казанова?
  --Мы расстались,--она всхлипнула и продолжила.-- Он снова спутался с девицей какой-то.
Присела на стул,посмотрела на меня и спросила:
--Вот чего ему не хватает? Тридцать лет живем,а он никак не угомонится,смолоду на сторону бегает,а потом возвращается,как побитая собака.
Я улыбнулась,стала освобождать сумки,выставляя содержимое на стол.
-- Он у тебя творческая личность, все ищет себе музу,ему без этого нельзя. Думаешь,так легко быть писателем? -- я снова улыбнулась и повернулась к ней.-- Ему без музы нельзя.
-- Ну да,-- она резко поднялась со стула и добавила.-- Только что-то муза с каждым годом все моложе становится.Поражаюсь этим девочкам,честное слово.Ведь ему уже полтинник,чем они смотрят? Вокруг столько красивых мальчиков ведь.
 После обеда мы уютно расположились в беседке. Надежда,покачиваясь в кресле-качалке,смотрела на меня,потом сказала:
--Понимаешь,иногда мы словно чужие,за день ни слова не скажем. А иногда,как с ума сходим от любви,забыв о возрасте,мы часами не вылезаем из постели, Потом на него что-то находит,он начинает пропадать, почти живет тогда в институте своем.
Я отпила глоток горячего чая,поставила чашку на столик.
--Знаешь,я так думаю,что вы любите друг друга. Просто бывают минуты,когда хочется что-то изменить в жизни,в себе. Вы оба творческие личности,вы талантливы,--я рассмеялась.-- И никто никогда не встанет между вами серьезно,
 На улице послышался детский крик,свист,лай собак,топот ног. Мы с Надей подбежали к забору и увидели,как по улице быстрым шагом,испуганно оборачиваясь на мальчишек,спешит старик.
 Хулиганы окружили старика,тыкали в него пальцами,смеялись и травили собак на него. Надежда не выдержала и выбежала за калитку.
-- Что вы делаете,изверги,--закричала громко она.
Мальчишки кинулись врассыпную,а она взяла старика за руку и завела во двор. Я удивленно смотрела на все.
-- Это дед Сашка,--сказала мне подруга.--Давно его не было видно.
-- Какой дед Сашка?--переспросила я
--Понимаешь,он говорить не умеет,контуженный какой-то. Здесь появился года три назад,никто его не знает.
Я смотрела на спасенного деда, и мы встретились глазами. Меня поразил этот взгляд,в нем было столько боли и отчаяния,что мне стало не по себе.
 На вид ему было лет семьдесят. Всклоченная седая голова,длинная белая борода,грязная рубаха и серые парусиновые штаны. Надежда заметила,как я сморщилась от запаха,исходившего от него. Взяла его за руку и увела с собой.
 Я присела на ее место и, тихо покачиваясь в кресле,задремала. Очнулась от шагов,в беседку вошли подруга и дед Сашка.Его было не узнать,видимо, принял душ,он улыбался,глаза счастливо сияли. Надежда дала ему чистую одежду. Подошло время ужина. Стол накрыли тут же,в беседке,ели жареную картошку и овощи, хлеб и молоко.
-- Так,дед, ты останешься жить здесь,--обратилась она к нему.-- Будешь по хозяйству,я все равно ничего в этом не понимаю.
Увидев мое недоумение,обратилась ко мне:
-- Да,да,будет здесь,хватит ему мыкаться,--потом улыбнулась мне.-- Я его портрет нарисую,глянь,какая колоритная личность,так и просится на холст.
 Старик,видимо, понимая,о чем мы говорим,сидел смотрел на нас и широко улыбался.После ужина мы, уже втроем,сидели на крыльце и слушали вечернюю тишину.В густой траве слышался  стрекот кузнечиков,а вдали,где-то у реки,раздавался лягушачий хор-кваканье.Неожиданно, совсем рядом, красивый девичий голос запел ..."ничто в полюшке не колышется," Как зачарованные мы слушали и тихо подпевали певунье.
 -- Подруга,а что ты мне так и не покажешь ничего новенького?--спросила я Надежду.
--Хочешь посмотреть?-- улыбнулась мне.-- Ну пойдем. Дед,ты с нами?
Мы поднялись на второй этаж и вошли в "святую святых"--мастерскую. Она включила свет,который на миг ослепил нас,потом мы увидели мольберт,пахло масляными красками. Я подошла к нему и стала смотреть на картину.  Чем больше я смотрела,тем горячее становилось у меня в груди.На меня счастливыми голубыми глазами смотрела девочка в оранжевой панамке,прижимая к себе огромный букет ромашек.И все это на фоне голубого неба,яркого солнца и зеленого луга. От картины веяло счастьем и миром,
--Ты и правда талант,Надюша,--не выдержала я.-- Это должны видеть все.
 Неожиданно мы вздрогнули и оглянулись. Дед Сашка что-то громко мычал,показывая на портрет,на котором был изображен военный,при орденах и медалях, Дед был в таком состоянии,что мы не на шутку испугались за него.
-- Ты его знаешь?-- спросила Надежда старика,показывая на портрет.
Дед кивал головой,что-то продолжал мычать,размахивал руками,по щекам его текли слезы.
-- Кто на портрете?--спросила я Надежду.
--Я не знаю,правда.Это студент мужа принес фотографию деда и попросил написать портрет. Обещал хорошо заплатить за работу.
Мы вышли из мастерской,на улице уже совсем стемнело. Надя постелила деду на веранде,нам в доме. Вскоре стало тихо,только под полом слышалось шуршание мышей.
Я прилегла,но сон не шел.Долго крутилась,вертелась и баранов считала,наконец,не выдержала и встала,накинув халат, вышла во двор. Ночь была тихой,на небе ни облачка,миллиарды ярких звезд, они были так близко и в то же время так далеко.Постепенно всходила луна,освещая своим нежно-голубым светом все вокруг.
 В этом свете  я увидела деда,он сидел,обхватив голову руками. Покачиваясь из стороны в сторону,что-то жалобно мычал. Я не выдержала и подошла к нему,присела рядом и провела рукой по голове. Удивительно,но его седые волосы были мягкими,как шелк. Он поднял голову,посмотрел на меня,издал какой-то гортанный звук.
--Что с Вами? -- спросила я его.-- Как бы хотелось узнать,что мучает Вас,бедный Вы мой человек,
И тут он заплакал. Плакал, как ребенок,долго и безутешно. Я не останавливала его,потому что знала,слезы ему помогут, станет легче.
Утром,за завтраком,Надежда сказала:
--Я видела вас ночью,слышала все, и вот что я решила,поеду найду того студента,мне надо поговорить с ним.
 Она уговорила меня еще остаться у нее, сама поехала в город. Я занялась обедом,а дед Сашка что-то стучал во дворе.  Выглянув в окно,увидела, что он ремонтировал забор.По тому,как он ловко орудовал молотком и топором,видно было,что это он делал не впервые.
 Надежда приехала в институт,на вахте сидел дядя Миша. Никто не знал, сколько ему лет,да он и сам не мог назвать точную дату своего рождения.Это был добродушный старичок,встречал всех с улыбкой,но зорко охранял свой пост,наверно,даже мышь не проскочила бы мимо него.
Здравствуйте,уважаемый дядя Миша,--с улыбкой сказала Надя.-- Мой уже здесь?
--И Вам, здравствовать и не болеть,--почтительно склонив голову,ответил вахтер.-- Да,голуба моя,Евгений Николаевич с утра здесь,он на кафедре у себя,у него там первокурсница.
Надежда вспыхнула,но быстро взяла себя в руки и с улыбкой прошла проходную. Поднялась на второй этаж,нашла нужную дверь и прислушалась. Было хорошо слышно,благо,дверь была приоткрыта.
-- Милочка,--услышала  голос мужа.
Она прищурила глаза и подумала,что вот настал момент,сейчас она выведет своего Казанову на чистую воду.
-- Милочка,Вы учитесь на кафедре истории русской литературы. Русская классическая литература -- одна из самых интересных и читаемых в мире. Лев Толстой, Гоголь,Пушкин,Достоевский -- признанные мастера художественного слова. Читайте их,голубушка,читайте. Учитесь у них мыслить,говорить.Идите и читайте,а пока я Вам ставлю удовлетворительно,простите,но больше  не могу, Я не хочу,чтобы в какой-нибудь школе появился плохой учитель  литературы.
 Дверь резко открылась,Надежда едва успела отклониться,а то получила бы удар. Она вошла в аудиторию. Евгений Николаевич удивленно взглянул на нее.
--Наденька,что случилось?--спросил он.--Почему ты здесь и в такое время?
--Не обольщайся,--усмехнулась она в ответ.-- Я не соскучилась по тебе и, ни в коем случае,я не с проверкой.
Он подошел к двери,плотно прикрыл ее и повернулся к жене.Глядя на нее нежным взглядом, подумал,что жена его красавица,и как ей удается сохранить молодость?
--Так что же привело тебя сюда, в столь ранний час?--снова обратился  к ней.
 -- Помнишь,один твой студент,ну из любимчиков твоих,принес фотографию деда своего и просил написать портрет,хочет сделать подарок семье.
--Конечно, помню,это Семен Снегирев.--Евгений Николаевич внимательно посмотрел на нее.-- А что случилось?
-- Портрет написан,он может его забрать,--она помолчала.--Да история случилась тут интересная.
Она рассказала про деда Сашку,его реакцию на портрет.
 --Понимаешь,мне надо встретиться с этим мальчиком,-- подошла ближе к мужу.--Здесь какая-то тайна,я хочу помочь этому старому человеку. Ведь не всегда же он был один,ведь кто-то же есть у него, наверно. А вдруг его ищут?
Евгений Николаевич смотрел на жену и ее волнение передалось ему. Он взял ее за руки и,заглядывая ей в глаза, сказал:
--Я тебя понимаю,надо спросить Семена,--посмотрел на часы и добавил.-- Сейчас он придет сюда, у группы пара здесь.
В это время в аудиторию, с шумом и гамом, вошла группа студентов. Приветствуя профессора,они занимали свои места.
--Снегирев,--окликнул Евгений Николаевич невысокого парня.
Тот обернулся,улыбнулся,увидев Надежду, и подошел.
--Молодой человек,--сказала она.-- Что же Вы не приходите за портретом?
Парень смутился и спросил:
--А что,портрет готов?
--Готов,только,-- она  замолчала,но подумав,продолжила.-- Скажите,молодой человек,а Ваш дедушка жив?
-- Конечно, жив,--парень улыбнулся.--И чувствует генерал себя превосходно. Когда мне можно забрать портрет?
--Вот об этом я и хочу с Вами поговорить,-- она улыбнулась ему своей очаровательной улыбкой.--У меня к Вам просьба,не могли бы Вы привезти к нам дедушку. Понимаете,мне,как художнику,необходимо видеть человека,чтобы на полотне суметь передать характер и душу его. И еще одна причина есть,но о ней потом.
-- Я поговорю с дедом,но Вы говорите,что портрет закончен,как же тогда характер и душа?
Она рассмеялась его словам,потом ответила:
-- Мне кажется,что я угадала,просто хочу убедиться, так ли это.
Затем обратилась к мужу:
-- Я поехала на дачу,--снова подарила всем  улыбку,повернулась к Семену.-- Так я вас жду в воскресенье.
 По приезду домой, Надежда все рассказала мне,в конце добавила:
-- Мне показалось там,в институте,что я, наверно, не права,Евгений любит и всегда любил только меня. А я мучила себя сомнениями,подозрениями,когда надо было благодарить судьбу,что меня любит лучший мужчина. Одно не смогу себе простить,что не родила ему ребенка,а он так любит детей. Самолюбивая и бессердечная я,не смогла дать счастье одному,единственному,а он тихо был рядом всю жизнь.
      Естественно,что меня заинтересовала эта история и я решила своими глазами увидеть ее финал. Дома все равно меня никто не ждал,и я осталась. В субботу мы с подругой напекли пирогов,приготовили различные закуски,все было готово к приезду гостей.В воскресенье утром Надежда вышла из своей комнаты,ее трудно было узнать. Голубое легкое платье так шло к ее глазам небесного цвета. Легкий макияж только подчеркивал  красоту ее лица. Удивительная женщина,сумевшая сохранить в себе все,чем наградила ее природа от рождения.
 Сигнал машины застал нас врасплох,все засуетились. Я стала зачем-то переставлять тарелки на столе,Надежда,ойкнув,выбежала во двор. В калитку входили Евгений Николаевич с букетом цветов, молодой человек,рядом с ним шел самый настоящий генерал,убеленный сединами,вся грудь в орденах. Они вошли в дом,сразу стало шумно. Дед Сашка медленно вставал со стула,не отрывая глаз от генерала. Потом стал что-то мычать,видно было,что очень волновался, Неожиданно все услышали,как он произнес:
-- То-ва-рищ ком-бат.
Генерал подошел к нему,долго внимательно смотрел на него,потом выдохнул:
--Скворцов? Ты жив?
Они обнялись,оба плакали,не стесняясь своих слез. Мы тоже стояли,каждый украдкой вытирал непрошенные слезы.
 Надежда очнулась первая,громко сказала всем:
-- Давайте, сначала позавтракаем,а потом послушаем генерала,
За завтраком были разговоры,тосты,затем все уютно расположились на террасе и попросили Илью Кузьмича,генерала,рассказать историю деда Сашки.
 -- Это Скворцов Василий Васильевич,-- начал генерал.--Лейтенант,командир пулеметного взвода.В 1943 году наш батальон участвовал в наступательной операции в районе города Городок в Белоруссии,был декабрь.В полосе наступления противник оказал упорное сопротивление. Нам была поставлена задача, и мы должны были ее выполнить,даже ценой жизни.В битве за маленький населенный пункт,немцы пытались сделать прорыв,чтобы зайти в наш тыл,Силы были неравные,в самом тяжелом положении оказался взвод лейтенанта Скворцова. Тогда погиб почти весь его взвод,он сам косил врага из пулемета,не давая им подняться и пойти в атаку.Вскоре подошли основные силы, и населенный пункт был взят,а лейтенанта нашла без признаков жизни похоронная команда. Я,правда, тогда подумал,что он погиб. Его посмертно представили к Ордену.
Дед Сашка смотрел на комбата,согласно кивал головой,губы его шевелились,глаза были влажными.
 --Скажите,--я обратилась к генералу.-- А у него есть кто-нибудь? Неужели его никто так и не искал?
-- Да нет у него никого,детдомовский он,сирота,--он посмотрел на деда Сашку.-- Ну думаю,что теперь у него будет дом,я заберу его с собой. Покажу врачам,мне кажется,что память может вернуться.
После всего Надежда принесла портрет. Семен долго смотрел на него,потом улыбнулся и сказал ей:
-- Мне кажется,что портрет получился. Я вижу человека,у которого есть характер,ум и душа,--он показал потрет всем и добавил.--Спасибо Вам,у Вас талант от Бога.
 После обеда гости стали собираться,дед Сашка подошел к нам,волнуясь и заикаясь,хватая нас  за руки,произнес:
-- Спа-си-бо.
Машина тихо тронулась с места и вскоре скрылась за углом, Мы остались втроем,на душе было как-то грустно и хорошо.
 Евгений Николаевич принес нам с Надюшей чай,и мы молча сидели,пили горячий,пахнущий травами, напиток. Приближался вечер,округа наполнилась чудесным ароматом цветущих трав ,цветов,нельзя было остаться равнодушным к такому летнему вечеру.
-- Как хорошо,--тихо произнес Евгений Николаевич,и сказал жене.-- Я решил остаться с тобой здесь,мне в городе без тебя  плохо.
В ответ она одарила его лучезарной улыбкой. Я подумала,что на земле все людские души соединены нитями,которые тянутся от одного человека к другому. Жить надо так,чтобы не дай Бог,не оборвалась где-нибудь незримая нить,чтобы не нарушилась эта связь между душами.