Итоги сирийской операции

Игорь Кутузов
К настоящему времени министерство обороны России официально признало гибель 38 военнослужащих в Сирии.По неофициальным данным, реальные потери значительно выше.

В начале августа 2017 года агентство Рейтер опубликовало расследование, в котором подсчитало, что с начала российского вмешательства в сирийскую войну в 2015 году там погибли минимум 76 граждан России. С тех пор эта цифра выросла.

Среди 40 россиян, погибших в Сирии только в этом году, был 21 частный военный специалист и 17 военных, статус еще двоих установить не удалось, говорилось в расследовании Рейтер.

На данный момент последним и самым высокопоставленным российским военным, погибшим в Сирии, стал генерал-лейтенант Валерий Асапов. 23 сентября командный пункт в провинции Дейр-эз-Зор, в котором он находился, попал под минометный обстрел.

СМИ сообщали и о других погибших, но эти данные не подтверждало министерство обороны. 26 сентября стало известно о гибели в Сирии полковника Юрия Хабарова из Ярославля, в начале месяца в Новосибирской области хоронили солдата Алексея Гору, а в Новокузнецке - полковника Степана Борщева.
Российская армия тратит на операцию в Сирии от 2,3 млн до 4 млн долларов в день, оценивали аналитики британского издательства IHS Jane's в октябре 2015 года. Тогда же российское издание РБК подсчитало, что день операции обходится примерно в 2,5 млн долларов в день "по самым заниженным оценкам" (156 млн рублей по курсу на то время).

В Кремле опровергали информацию издания, отмечая, что не понимают, откуда оно взяло такие цифры.

Для сравнения: коалиция во главе с США расходовала по 13,6млн долларов в день (официальная отчетность с 8 августа 2014 года по 30 июня 2017-го). Всего на операцию союзники потратили более 14 млрд долларов, или свыше 800 млрд рублей по нынешнему курсу.

В марте 2016 года Путин заявил, что военная операция в Сирии обошлась российскому бюджету в 33 млрд рублей (570 млн долларов), что было близко к оценке РБК, за два дня до выступления президента России назвавшего цифры в 38 млрд рублей (657 млн долларов по нынешнему курсу).

Эти деньги были запланированы в бюджете минобороны на учения и боевую подготовку, отмечал Путин: "Лучше использовать, расходовать, тратить боересурс в бою, чем на полигоне".

Спустя год РБК оценил годовые расходы России на операцию в Сирии в сумму не менее 58 млрд рублей (около 1 млрд долларов).
В 2015 году Сирия получила от России товаров на 19,7 млн долларов, которые проходили в отчетности таможенной службы как благотворительная помощь.

Учитывая, что с 2010 года страна в документах таможни не упоминалась, ее возвращение в список получателей можно связать с сирийской операцией.

В 2016 году таких поставок в таможенной статистике зафиксировано не было, в первом полугодии 2017 года из России в арабскую республику ушло еще товаров на 16,1 млн долларов.

Итого за два с половиной года Сирия получила благотворительной помощи на 36 млн долларов (около 2 млрд рублей по текущему курсу).

Военные затраты, связанные с сирийской кампанией - расходы на топливо, пуски ракет, содержание военных баз, довольствие для военнослужащих, не могли не оказать влияние на экономику Россию, считают эксперты.

"Когда заказываются ракеты, они же где-то в России производятся, рабочие получают зарплату, и они ее тратят внутри страны, как правило. В результате стимулируется спрос", - сказал Русской службе Би-би-си заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) Валерий Миронов.

Военные расходы - это вложения в краткосрочный рост, пояснил он. В долгосрочном плане российская экономика понесет потери, писали Александр Кнобель и Бекхан Чокаев из Центра исследований международной торговли Российской академии народного хозяйства в "Ведомостях" в мае 2015 года.

Увеличивая расходы на оборону и безопасность, государство жертвует расходами на образование, науку и здравоохранение, считают ученые.
Операция в Сирии является в том числе и своего рода испытаниями для многих российских систем вооружений.

"Были специально обкатаны новые системы, важные для российской армии, включая потенциальные средства доставки тактического ядерного оружия - ракеты "Искандер", "Калибр", авиационные крылатые ракеты (Россия использовала в Сирии ракеты Х-101), береговые комплексы "Бастион", которые стреляли по земле, - а также все типы новых боевых самолетов, которые Россия приняла на вооружение", - рассказал Би-би-си старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Василий Кашин.

Кроме того, в Сирии прошли испытания российские комплексы радиоэлектронной борьбы, бронетехника, включая новейшие бронемашины "Тайфун-К", роботехнические инженерные машины, боевые роботы, беспилотники и средства связи.