Куклы для сцены

Татьяна Никитина 7
После фестиваля в польском Ольштыне коллектив Гродненского театра кукол вернулся  заряженным новыми идеями. Родились они после просмотра спектакля чешских коллег «Щенок, или шпинат». На сцене были задействованы не только куклы, но и актёры, а еще видеокадры. А больше всего покорила самоотдача действующих лиц. Гродненцы тоже не ударили лицом в грязь – сказку «Пилипка и ведьма» показали на польском языке.

К каждому новому спектаклю здесь готовят свой комплект кукол. В театральном хранилище, а проще говоря, на складе в подвешенном состоянии ждут своего выхода на сцену десятки кукольных героев. Кто-то появляется перед публикой чаще, иные куклы и спектакли годами остаются вне репертуара, но с ними не расстаются – возможно, когда-нибудь в театре появится свой музей.

Рождение новой куклы – процесс сложный. Начинается он с того, что режиссёр приносит пьесу главному художнику театра Ларисе Микиной. Если в пьесе много героев, ей остается только вздохнуть – на изготовление одной куклы уходит месяца два, занимаются вместе с ней этой интереснейшей и сложной работой еще четыре человека. Мысленный поиск образа куклы сопровождается набросками на бумаге, пока наконец цветной чистовой эскиз не предъявляется режиссёру – годится? Если да, готовится шаблон куклы – чертёж с указанием технологии изготовления.
 
Самая кропотливая работа – над головой и руками. Если физиономия непростая, Лариса сама лепит её из пластилина, а бутафоры Настя, Юля и Женя накладывают папье-маше, раскрашивают. Ладошки кукол вырезают ножичком из дерева. Пропорции неодушевлённого артиста, строение суставов диктуются действием, в котором тот будет участвовать. Всей механикой куклы (какой бы она ни была – марионеткой, тростевой, перчаточной или планшетной) занимается Настя, у нее этот конструкторский дар от природы.
 
Обшивает и живых артистов, и кукольных Алёна. Она, как волшебник, может сделать всё – и чопорный фрак, и роскошное вечернее платье, и исторические костюмы. Причёсками, париками, усами и бородами занимается сама Лариса, а исходным материалом служат старые парики, кусочки меха, шерстяные нитки. Кукольные мастера обязаны присутствовать на премьере – а вдруг что-то невзначай оторвётся и нужно срочно пришить?

Как и у всякого творческого человека, у Ларисы Микиной нет нелюбимых кукол, каждая памятна и чем-то дорога.

- Не люблю то, что не получается, не выходит так, как хочешь, - признаётся она. – Сама не ожидала, что куклы для спектаклей «Поэма без слов» и «Дорога в Вифлеем» так получатся! Вот они мне нравятся.
 
Училась Лариса в Санкт-Петербургской театральной академии, но учёба, по её мнению, это только скелет, а всю мускулатуру профессии даёт практика. Как верно!


Так, в подвешенном состоянии, хранятся куклы. Фото автора.