Поездка в Вифлеем

Альбина Сберегаева
- Граждане, мы подъезжаем к Палестино- Израильской границе, подготовьте паспорта, вещи и карманы к досмотру.

Пассажиры скинули  дремоту и припали к окнам.  Граница представляла собой высокую  бетонную змею, что извивалась  изрисованным телом по земле вечных войн.  Словно кадры в кино, пробегали непонятного  содержания граффити, разноцветные фразы  на иврите, английском, арабском.  Начинавший  приобретать восточные черты,  вечно живой герой Мира  Че Гевара с прищуром смотрел  в сторону Иерусалима.  Становились очень понятной и актуальной надпись « Make love, not war». И снова побежали чужие лица, чужие символы. Промелькнул портрет знакомого лица.
- Не Цой? – засмеялся Андрей.

Подъехали.  В открытые двери автобуса  вошли военные люди с автоматами через плечо, внимательно смотрели каждому в лицо. Казалось , они сканируют глазами даже мысли.

- Россия  ?

Все дружно  замахали  красными паспортами, так как русских пускают без проблем.
Попросили показать документы светлоликого Андрея. Спросили, везёт он наркотики и оружие. Честно ответил. Поверили.

Поднимается  шлагбаум и  мы въезжаем в Палестину.  Красная  земля, усеянная камнями истории и политая кровью Героев. На склонах усталых гор корявые кустарники оливок.

Очень быстро начинается  Вифлеем.  Интересно, если посмотреть назад, то хорошо виден зелёный, весело блестевший крышами Йерушалаим. Если вперёд, то закованный в пыльный  камень , замотанный  электропроводами город  Бейт-Лехем. 

Шли по улице, ведущей в Храм и боялись отклониться, потеряться  в растекающихся во все стороны маленьких улиц-ручейков.

- Мы правильно идём к Храму Рождества Христова? – постоянно сверяли карту у жителей. Те приветливо улыбались и показывали руками направление.

Ожидали, что вот- вот за поворотом откроется величественное здание  с красной звездой на шпиле. Вышли на большую  площадь, выложенную камнями, отполированными  до блеска мозолистыми подошвами истории.  Смиренно встали в огромную очередь, чтобы  нырнуть  в маленькое отверстие высокой стены.

Мы в Храме Рождества Христова.

Говорят, что арабы вредничали христианам и въезжали в великие праздники в Храм на ослах. Поэтому вход перестроили, значительно уменьшив.   А мне кажется, что  богохульствовали на конях крестоносцы во времена Крестовых походов.   

Храм внутри о большой, прохладный. Четыре  ряда колон поддерживают боковые своды, а центр уходит ввысь. Своды крыши, на высоте не менее 20 метров, сделаны из почерневших деревянных брусков, стянутых коваными скобами. На закопченных  колоннах еще видны изображения. Такое чувство,  как в  325 году царица Елена собственноручно их покрыла эмалью, так больше никто и ничего не восстанавливал. Открыты на полу небольшие фрагменты  древнеримской мозаики. Она великолепна.

Большая толпа паломников стояла перед Вифлеемской Божьей Матерью. Каждый хотел почувствовать свет  её улыбки.
Как всегда , всё простое и прекрасное обрастает мифами. Одни говорят, что образ Божьей Матери был написана в древней Руси. Другие, пророком- иконописцем Лукой еще при жизни Богородицы. Именно по этой причине считается, что этот образ, как можно точно показывает то, как выглядела Дева Мария при жизни.

«По одной из легенд Лука написал три образа и один из них показал самой Деве Марии. Образ сильно понравился ей, и она благословила его, добавив, что всем, кто будет перед ним молится прибудет благодать. Это единственный образ Девы Марии, на котором она улыбается».

Риза на иконе изготовлена из платья княгини Елизаветы Романовой (1864-1918 гг. Считается, что именно она передала эту икону в Вифлеем. Также существует легенда о том, что больная княгиня получила исцеление, помолившись перед этим образом.

В Храме находится пещера, где по преданию появился на свет Иисус Христос. Люди разных национальностей торжественно проходят путь из тридцати ступенек по крутой  лестнице вниз. Видела мужчину , что с парализованным телом  сползал  к месту рождения Христа, отказываясь от помощи. Ему было важно самому пройти этот путь.

Темные полукруглые своды, каменный пол, на стенах потемневшие от времени иконы. В центральной нише престол, а под ним, на мраморном полу, большая  Серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Она символизирует звезду Востока, которая, вспыхнув, возвестила о рождении Спасителя.   По внутреннему кругу звезды написано по латыни «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос».    Люди наклоняются над звездой, целуют её.

Над ней  висят 16 лампад: 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам.
Очень трудно передать чувства словами: радость, нежность, благость, святость…..
Хотелось посидеть, пожить ещё в этом состоянии, но пора выходить, освобождая своё место для ждущих наверху.

Продолжали осматривать Храм. Наше внимание привлекла колонна  с отверстиями, куда православные просовывают пальцы и загадывают желания. По преданию в седьмом веке пришли в храм персы и хотели разместить там конюшню, но из колонны вылетел огромный пчелиный рой и прогнал персов.  Я в такое не верю и не участвую.

Немного погуляли по пыльным улочкам Вифлиема. Было очень жарко. Чтобы спрятаться от сковородки Палестинского солнца , зашли в  первый магазин. Это был книжный. Долго стояли у вентилятора и рассматривали иллюстрации журналов.  Хозяин – продавец не выдержал, подошёл познакомиться  и подарил по красивой закладке столь прекрасным русским женщинам.

На обратном пути нас внимательно досматривали израильские пограничники. Но мне было всё равно. Все семь километров пути я глубоко и сладко спала, а мне улыбалась Вифлеемская  Дева Мария.