Прощание с Дальним Востоком

Александр Щербаков 5
Прощаться с Дальним Востоком я начал, сам того не подозревая, за 2 года до отъезда.  Просто в 2001 году, отдыхая в Приморье и, узнав прогноз погоды, что ближайшие три дня ожидается дождь и ветер, мы с женой решили навестить мою родню, живущую в Лазовском районе.  Это была семья старшей сестры моего отца тети Сони,  которая перебралась в Приморский край за несколько лет до этого из города Николаевска-на-Амуре. Там, в Николаевске, я увидел тетю Соню еще в 1955 году, а вот её дочь Лиду, мужа Лиды Лёню Залесского, её старшую дочь Олю с мужем Володей, уже много позже. Все они жили в Приморском крае уже несколько лет.

И вот наш автомобиль «Тойота Марк-II» бойко мчит нас в Лазовский район. Для этого по пути из Находки, где мы отдыхали, надо было проехать по  Партизанской долине с её пирамидальными тополями, и потом подниматься на один из перевалов хребта Сихотэ-Алинь.  Было начало сентября, и глаз радовало разноцветье листьев на сопках.  Мы забирались все выше и выше, я почувствовал, что автоматическая коробка передач не позволяет ехать активно в горы, из-за недостатка кислорода в воздухе не так, как на равнине, переключает передачи, и принудительно включил вторую передачу,  и машина поехала резвее.  Кончился асфальт и далее шла обычная грунтовая дорога. В те годы никаких навигаторов GPS или Глонасс не было, я пользовался только картой автомобильный дорог Приморья и ориентировался на дорожные указатели.

Наконец, мы заехали на самую высокую точку перевала и сделали привал. Перед нами, вернее, под нами, была очень запоминающаяся картина.  Большое количество видимых вдали  сопок с вершинами, заросшими деревьями, создавали иллюзию какого-то парка с аккуратно подстриженными кустарниками в виде шаров. Как я вычитал, высота перевала над уровнем моря была около 1 километра, так что ничего удивительного в этой картине не было.  Затем мы поехали на спуск, долгий и пологий, потом въехали в другую долину, и, руководствуясь указателями вдоль дороги, нашли ту деревню, где купили два небольших домика наши родственники.  Она оказалась представленной немногочисленными домами вдоль единственной дороги. С одной стороны дома стояли вдоль  подножья невысоких сопок, покрытых темно-зеленой  листвой,  а с другой протекала неширокая речка и далее тоже была гряда сопок.  Остановившись у сидящих на завалинке группы мужиков, мы спросили, как нам найти нужных людей, и они весьма охотно нам подсказали.

Остановившись у домика, на который нам указали, я нажал на клаксон. Раз, второй, пока  у калитки не показалась знакомая фигура моей кузины Лиды.  Мы с ней не виделись больше десяти лет, но она не очень изменилась. И когда я вылез из машины и позвал сестренку, она бросилась ко мне навстречу.

Остаток этого дня и начало следующего мы провели в разговорах и воспоминаниях. А с Лёней, большим любителем шахмат, сыграли пару партий. В одной из них победил я, потом он взял реванш.  С учетом нашего пребывания в этой деревне «Старая Каменка» был оставлен план, по которому мы с Лидой на следующий день поехали в районный  центр, село Лазо, где жила старшая дочь Лиды Ольга Прокопенко с мужем  и двумя сыновьями.  Ольга, которая была на семь лет младше меня, приходилась мне племянницей, работала главной медицинской сестрой в центральной районной больнице, а её муж служил пожарником.  Оба сына Ольги жили самостоятельно, и мы с ними не увиделись.  Как положено у русских, опять было застолье, небольшая экскурсия на машине по районному центру, и мы поехали обратно в «Старую Каменку».

Был сентябрь, время сбора урожая, и весьма богатого. Лёня, почти всю жизнь проживший в  Николаевске-на-Амуре недалеко от холодного Охотского моря, пошутил: «Мы в Николаевске выращенные помидоры считали  штуками, а тут  ведрами», намекая на то, что в этом Лазовском районе очень высокие урожаи сельскохозяйственной продукции. Действительно, Лазовская долина была защищена одним отрогом Сихотэ-Алиня от холодных северных ветров, а другим отрогом от туманов Японского моря. Так что климат здесь был намного теплее, чем в Николаевске, всего около -10 градусов зимой, что по сравнению с сорокоградусными морозами в Николаевске совсем не принималось за мороз.  И ветра здесь были редкими гостями, так что урожай овощей, ягод и некоторых видов фруктов был весьма неплохой.  Поэтому  по приезду из райцентра мы с женой стали помогать убирать урожай.  Потом Лёня привлек меня к столярным работам, ему надо было помочь кое-что смастерить из дерева.

Вечер мы собирались провести за разговорами и воспоминаниями, но не тут-то было.  Вдруг к концу дня к нам завалилась целая ватага людей – Ольга с несколькими сотрудницами больницы. Видимо, она хотела похвастать родственными связями с высоким начальством в медицине. Я ведь еще год назад был заместителем директора департамента здравоохранения Хабаровского края.  Они привезли почти все для застолья, и через полчаса оно началось. Моя тетя Соня,  в очередной раз сменила кофточку.  (Прим. - по фотографиям, сделанным в эти дни, я посчитал, что за 3 дня тетя Соня одевала 5 разных нарядов.  Ничего себе старушка в 89 лет!)  И когда застолье было уже в самом разгаре, вдруг из темноты нарисовалась фигура еще одного моего племянника – Шурика Залесского.  Оказалось, что его   рыболовецкое судно пришло в бухту Преображения, расположенную в 100 километрах от Старой Каменки, и он решил навестить родителей.  Для него, и для всех нас, это была неожиданная встреча.  Сабантуй продолжился с новой силой.

Так закончился первый этап прощания с Дальним Востоком, с моим родственниками, живущими там.  Никто этого не знал. Это была встреча с Ольгой, её мужем Володей, с Шуриком через 32 года, а вот с тетей Соней, Лидой и Лёней мы встречались и позднее. Но та встреча, которую я описал, была последней,  и с тетей Соней, и с Лёней и Лидой, и с Володей, которые через несколько лет ушли в мир иной.

В феврале 2003 года я получил предложение занять должность директора больницы в городе Нефтеюганске, тогдашней столице «Юкоса».  Больница большая, по числу коек стационара на уровне краевой или областной больницы (930 коек), а по числу сотрудников даже больше, учитывая большую амбулаторно-поликлиническую сеть – две взрослых и две детских поликлиники, женская консультация, врачебная амбулатория, обслуживающие больше 100 тысяч населения города. Должность директора была введена в больницах 1 и 2 категории, а Нефтеюганская городская больница как раз и относилась к больницам 1 категории.  Надо было подготовиться к отъезду, тем более что с нами собрались переехать один сын и дочь с семьей.  Требовалось продать две квартиры, собрать все вещи,  утрясти вопросы увольнения. Так что забот хватало.  Первым тронулся в Нефтеюганск сын Сергей, а потом собралась ехать жена с внуком Костей, а последними мы с дочерью и её мужем.

Накануне отъезда жены в нашей квартире собрались родственники – моя тетя Нина с дочерью Ириной, ей мужем Евгением Королевым и сыном Денисом, моя кузина Наталья Ленчик с дочерью Владой. И совершенно неожиданно в это время в Хабаровске оказался мой троюродный брат Ян Щербаков с сыном Андреем.  Вот такой компанией мы собрались в нашей квартире на улице Шевчука в Затоне.  Мы очень хорошо посидели, сделали несколько фотографий на прощание.  Тетя Нина сетовала, кто же будет ей помогать с лечением, вспоминала, как я несколько раз помогал лечиться у настоящих профессионалов своего дела.  Нам все пожелали хорошо устроиться на новом месте.

На следующий день мы с дочерью проводили жену и внука на вокзал и посадили в поезд, который повез их в далекую Тюмень, чтобы там пересесть на другой поезд, который доставит их до города Пять-Яха.  Вот такая станция, с экзотическим названием на местном наречии хантов,  является конечной точкой путешествия по железной дороге.  Дальше их повезет автотранспорт.

А мы с дочерью и зятем стали укладывать вещи в многочисленные картонные коробки, которые я брал в магазинах в нашем околотке. В скором времени коробками была уставлена почти вся комната, там как за долгие годы накопилось много хороших вещей, которые еще должны нами носиться. Но часть своих книг отдал в районную библиотеку, где работала моя знакомая.  Иначе все коробки просто бы не вошли в 5-тонный контейнер, который мы заказали.  Был решен вопрос продажи и нашего автомобиля знакомому, с которым я договорился отдать ключи в последний вечер перед отъездом.

За неделю до отъезда я получил расчет в компании «Дальхимстекло», где работал директором, и у меня появилось много свободного времени, которое я решил потратить, чтобы объехать знаковые для меня места в городе Хабаровске.  В первый день поехал на подсобное хозяйство краевой психбольницы, где долгое время жили мои дедушка и бабушка и где я проводил школьные каникулы.  Подъехал к знакомому дому по адресу улица Тракторная, дом 19. Постучался в калитку и зашел во двор. На вопрос новой хозяйки, что мне надо, объяснил,  что я родственник тех хозяев дома, которые им продали его.  Хозяйка радушно показала мне, как через 25 лет после продажи выглядит дом, все надворные постройки.  Осмотрев все, я попрощался с хозяйкой и уехал. Мне было грустно, ведь я наверняка больше никогда все это не увижу.

Потом я поехал в другой поселок, расположенный впритык с Южным микрорайоном Хабаровска. Когда-то на этом месте было огромное поле, и где-то вдалеке частные  домики, и здесь я бегал кроссы, будучи студентом и занимаясь легкой атлетикой.  А уже почти двадцать лет назад на этом месте появился огромный микрорайон, в котором стали жить больше 80 тысяч человек. И добраться к поселку стало очень просто. Так что я скоро уже стоял около дома № 31 по улице Южной, где много лет прожили наши соседи еще по моему родному поселку Херпучи Агния Иннокентьевна и Иннокентий Семенович Кокорины, и в этом домике я провел на один день и ночь. И вот я с этим знакомым для меня местом прощаюсь навсегда.

Не мог я не заехать в знакомую до самого последнего канализационного люка, не говоря о более важных местах, городскую клиническую больницу № 11, где я проработал 12 лет, и где десять лет был парторгом больницы.  Пообщался с персоналом родного рентгеновского отделения, руководством больницы, заведующими отделениями. Многие  из них, такие, как начмед Штука Л.В., зав.  отделениями  Жестков Л.П., Руденко И.И. и некоторые другие, работали и при мне в этой больнице.

Попрощался с и руководством краевой клинической больницы – Пудовиковым С.С., Поляковой Т.И., Таенковой О.Н., заведующим рентгеновским отделением Автуховым В.А. и другими сотрудниками, с которыми бок о бок работал несколько лет в краевой больнице и немало поездил в командировки.  В последний раз зашел в здание администрации края, попрощался с коллегами в теперь уже Министерстве здравоохранения края.  А с заместителями министра Тропниковой Валентиной Евгеньевной и Писаревой Любовь Васильевной мы еще раз увиделись в кабинете ректора института повышения квалификации работников здравоохранения Сулейманова Салавата Шейховича, где тоже повспоминали в годах совместной работы.

Вещи были собраны в коробки и тюки,  помещены в 5-тонный контейнер и отправлены в Сибирь.  В квартире стало просторно, дочь навела порядок.  Оставалось навестить напоследок своего брата Витю, повидаться перед дорогой.  Я приехал к нему домой, где мы очень душевно пообщались,  каждый из нас надеялся, что эта встреча не последняя.  Мы с братом, учитывая большую разницу в возрасте, в детстве не очень много оконтактировали, разве что я старался его увлечь спортом,  и мы в нашем дворе  занимались футболом. И с возрастом наши контакты в основном были зимой, когда мы вместе ходили на каток играть в хоккей.  И вот наша с ним последняя встреча в реале. Уезжал я от него с тяжелым чувством, но жизнь есть жизнь,  и надо смотреть вперед.

Потом мы вместе с сыном Сашей и дочерью Наташей побывали на кладбище у наших родственников и на могиле Кокориных, положили цветы, попрощались.  Временами на глаза наворачивались слезы, но я крепился.  В эти же дни я оформил куплю-продажу квартиры, где жила дочь, а также оформил документы на свою квартиру, куда должна была переселиться семья старшего сына, продав свою. Так что все больше и больше я обрубал концы, которые связывали меня с Дальним Востоком.

Железнодорожные билеты в кармане, можно было непосредственно начать движение. Но я решил отметить свой 56-й день рождения не в поезде, а  в Хабаровске со своими коллегами по работе.  Мы сговорились поехать на Корфовскую, где готовили очень вкусные шашлыки.  В назначенный час я забрал из министерства здравоохранения края Валентину Ивановну Сысоеву, Людмилу Львовну Пиотрович и главного врача крайтубдиспансера Олега Карпенко, и мы рванули за город.  Была пятница, довольно много желающих было в этот день выехать на дачи, но мы успели вырваться на оперативный простор раньше, чем двинутся за город многочисленные горожане.

В шашлычной на Корфовской мы заняли беседку на свежем воздухе,  где было весьма приятно сидеть в этот теплый, солнечный июньский день.  Я заказал шашлыков и овощей, алкоголь и фрукты взял в городе.  Мы славно посидели, вспоминали многие эпизоды, связанные с нами. Все же такой компанией мы работали больше десяти лет, и лет очень напряженных, на изломе истории нашего государства.  И трудности, которые нам приходилось преодолевать в своей работе, нас еще больше сближали.  Мне было жалко расставаться с ними, а им со мной.  На обратном пути у стеллы на въезде в город мы сфотографировались.

На следующий день вечером я отогнал свой автомобиль Тойота Марк-II новому хозяину, который на нем же отвез меня ко мне домой.  А днем позже старший сын отвез нас всех к поезду, куда подошли проводить нас родственники. Мы стояли у поезда, разговаривали, и у всех было грустное настроение. Впервые я уезжал из ставшего мне родным городом не на время, а навсегда. Мы тепло распрощались, и заняли свои места в вагоне. И когда поезд тронулся,  и все стали нам махать, я понял, что это прощание навсегда, и слезы сами по себе  потекли по моим щекам. Прощай, Дальний Восток! Здравствуй, Сибирь!

Сейчас, задним число, анализируя жизнь на Дальнем Востоке, я убежден, что принял правильное решение. Жизнь на Дальнем Востоке продолжает быть очень дорогой, и особых перспектив для моих детей и внуков в родных местах не было.  Но тогда меня долго мучили сомнения, есть ли смысл снова начинать все с начала. Но  я быстро вошел в новое для меня дело хозяйственного руководителя крупной больницы и если бы не внешние обстоятельства, связанные в первую очередь с делом «Юкоса», неофициальной столицей которого был город Нефтеюганск, я бы мог до сих пор жить и работать в этом городе.