глава 1 Русская эмиграция

Наталья Мосевич
        Случалось ли вам разбивать зеркало? Может  быть  в далёком детстве? 
Вы ошеломлённо взирали на груду осколков, поражённые,  во что превратилась это, ещё минуту назад прекрасное творение. Ощущение безвозвратности потери  потрясало. Сверкающие осколки были причудливых размеров и очертаний  и  в каждом из них, даже самом  маленьком,  отражался  окружающий мир. 
 


 Однажды, думая о прошлом,  я неожиданно осознала,  что была свидетелем жизни людей, которым   сейчас  перевалило бы за  ста лет. Шутка ли?
Моя бабушка, рассказы которой я любила слушать родилась в 1896г. Это было поколение людей, чья ранняя молодость пришлась на время Революции и Гражданской войны.

   Пролетели годы, наполнив жизнь повседневной суетой.  Когда пишешь о событиях столетней давности, хочется,  по-возможности, быть краткой. Всё давно уже превратилось в Историю. Мой рассказ о хорошо знакомых мне людях по судьбам  которых эта История прошла своей чугунной поступью, навсегда изменив ход их жизни.

  В конце пятидесятых  годов  (теперь уже прошлого,  двадцатого века) в нашей семье произошло знаменательное событие. Нас нашло сообщение, что жива младшая, родная сестра моей бабушки.

Когда-то после трагической гибели  в одночасье всех мужчин в семье, в порыве отчаяния,  убитая горем мать, буквально выпихнула своих младших дочерей 15 и 17 лет  в перегруженный корабль, отплывающий в неизвестном направлении от берегов Крыма. Судьба их была не известна.  Огромный корабль, унёс испуганных людей от родных берегов в неизвестность. Старшую дочь с двумя малолетними детьми, обезумевшую от горя, спасать было невозможно.

  Пропустим подробности жизни и тех, кто остался  на Родине и тех, кто был выброшен за её приделы.  Много  литературных произведений написано об этом времени,  много снято правдивых кинолент.  Тяжёлые,  роковые  события переживал наш народ в те несчастные годы.

   Выживая,  годами ждали хоть какую-то весточку о тех дорогих, с которыми расстались. Колесо Истории неумолимо поворачивалось, не обращая внимания, на мольбы и стенания людей. Долгие годы не доходило никаких известий. Излишней активностью люди боялись навредить друг другу. Оставалось разговаривать только с Богом. Годы шли. Изломанным семьям пришлось пережить ещё и Великую Отечественную, и  опять у всего народа  не возместимые  потери,  всего, что могло  быть опорой  уже  новому поколению.

  По-прошествии  почти  четырёх десятилетий,  известие  о,  казалось потерянных навеки,  родных.   Бабушка с волнением вглядывается в  письмо, написанное родным почерком. Поначалу она  даже  не в силах читать.

Вот вкратце история жизни детей,  которую, умирая, отчаянно пыталась узнать мать.   Одна из дочерей живя во Франции, вскоре трагически погибла вместе со своей, рождённой на чужбине  дочерью.
    Младшей повезло больше. Её приютила Болгария.  Король Болгарии, помня добро, которое сделала Россия для освобождения его страны, приютил детей русских эмигрантов и даже назначил им стипендии,  тем самым,  давая возможность получить образование.

Совсем не длинное письмо,  вместило в себя скупые сведения о долгой жизни вдали от Родины.     Дальше следовало приглашение приехать в гости.  Бабушка с надеждой взглянула на маму.

      Мама была очень общительным, неудержимо активным человеком и, пройдя все нелёгкие, устрашающие по тому времени процедуры, она отправилась на свидание к родным людям.

    Мне хочется сказать,  что у того поколения людей, была неимоверная любовь и страдание за родных.  Я понимаю – любят во все века, но это носило характер ещё и романтизма, присущего видимо тому веку,  в отличие от последующего -  века  материализма. Это, конечно, моё субъективное мнение.

    Поездка мамы была замечательной. Она приехала помолодевшая, загорелая, нарядная, привезя замечательные подарки, любовно выбранные вновь обретёнными  родственниками. Мы все стали удивительно красивыми в разноцветных шерстяных кофточках  (теперь смешной  дефицит того времени).
  Мама без конца рассказывала о Болгарии, о том какая была встреча.
Наши родные жили тогда в сельской местности, недалеко от Казанлыкской Долины Роз, и когда мама, утром проснувшись, выходила ,  - на крыльце дома стояли корзины с  отборными  фруктами – подарок соседей, с запиской – « Для гостьи из России».
   Память о русских освободителях чувствовалась во всём.

     Тетя рассказала ей о своем первом общении с людьми из деревни.
Годы напряжённой учёбы и молодой врач  едет на работу в глухую болгарскую деревню. Очень страшно,  пугают не люди из глухого селения -  страшнее
отсутствие опыта   и полное профессиональное одиночество.  Не будет  человека,  способного что-то  подсказать и разделить ответственность в сложном случае. Только книги - целая подвода.  Книги и медикаменты первой необходимости. 

Предчувствие не обмануло.  Не успела  встать на твёрдую землю, – испуганные люди вручили ей  шестнадцатилетнего  мальчишку, который, съехав со стога сена, напоролся на стоявшие внизу вилы. Время  шло на минуты. Может секунды.  Оторванные части тела могли погибнуть навсегда. Перед глазами, «с Божьей помощью»,  ярко, слово в слово, всплыло то, чему учили в институте. Какое-то   одно, из многочисленных, за четыре года учёбы занятие. Она молилась. «С Божьей помощью»  справилась, и люди,  благодарные люди, стали родными навсегда.

   Удалось стать уважаемым доктором.  Смогла наладить и свою личную жизнь и теперь у неё большая  семья и любимая работа.  Вот уже и дочь  замужем  за красавцем болгарином. Чудесные внуки.

   Мама рассказывала, рассказывала.  Потом, захлестнутая  волной потрясающих воспоминаний, села и по просьбе сослуживцев написала очерк для стенгазеты  -
 «Моя поездка в Болгарию». Написала и причину, по которой она очутилась в этой стране.    Вот эта- то, не скрытая причина и была самым необычным откровением  в то непростое время.
   Мама была хорошим библиографом, и многие научные работники были ей благодарны за помощь в подборке литературы,  для работы над диссертациями.   

Тогда ведь не было компьютера и много зависело от знаний  и интуиции в подборе необходимого материала.  Помню маму,  бесконечно просматривающую   редкие журналы,  всевозможные справочники, словари.  Мне это казалось скучным,  а она говорила: «Главное - понять, где искать нужные сведения. Это – полдела  и  очень увлекательно».

    На работе продолжали читать мамин необычный  очерк и были рады всему. Особенно поражало и радовало отношение к русским. Становилось светло на душе.
Жизнь шла своим чередом. Но однажды…..


Продолжение следует