Встреча с прошлым

Римма Стаханова
      Стоял морозный январь. Столбик термометра опустился до тридцати пяти градусов, но это не остановило Виктора в его решении побывать в своей деревне, где вырос и жил самые лучшие годы. Он возвращался с кладбища, где был похоронен его друг, с которым дружил со школы.  Сказочно разукрашенные деревья скрывали деревушку, спрятавшуюся среди леса. В деревне осталось несколько жилых домов, в основном  там жили бабушки и дедушки, а всё молодое поколение подалось в город за лёгкой жизнью. Виктор шёл на лыжах, иногда останавливаясь, чтобы отдохнуть, да выкурить сигаретку. Он вспоминал своё детство и друга Юрку, который умер в расцвете сил, умер так же тихо, как и жил.
     Перед глазами то и дело всплывали картинки из детства и юности, когда они были молодыми ребятами, и всё у них тогда было впереди. Юра был замечательным другом, и не раз выручал Виктора, а в последствие, когда  работал следователем, часто вытаскивал своего друга из беды. Виктор не понимал, как у того ловко получалось отводить от него все подозрения. А ведь могло быть всё гораздо прозаичнее. Каждый раз, когда он выходил сухим из воды, благодарил друга за помощь и… только, выводов никаких не делал.
     Друзья были совершенно разными и внешне, и по характеру. Виктор всегда был крепким, подтянутым, но… бесшабашным, а Юрка пухленьким, маленьким, но… целеустремлённым. Его не интересовали девчонки, он мечтал стать хорошим сыщиком. А Виктор пользовался не малым успехом у женского пола, но так и не встретил свою единственную. Всю свою смекалку и силы тратил на себя любимого, ввязывался в разные афёры, лишь бы жить лучше других. Но так уж сложилось, что очевидная разница подхода к жизни не мешала их дружбе. Виктор уважал своего друга именно за его бескорыстие и желание помочь, а Юра был безотказным, только поэтому их дружба продолжалась в течение всей их жизни. Теперь, оглядываясь назад, Виктор думал: « Юра был достоин лучшего друга. Почему он помогал мне? Ведь я не очень-то и ценил его, как друга, скорее пользовался его положением. А вот умер – и стало тоскливо на душе.  Как жаль, что поздно я это понял, уже ничего не исправишь». 
… Виктор закончил Пединститут, кафедру физкультуры. Устроился преподавателем в школу, деньги получал не большие и все хотел вырваться из нищеты, в которой жили тогда большинство людей.  Вот тут и пригодилась его смекалка. Привозил дешёвые вещи и втридорога продавал. Несколько раз его за «спекуляцию» грозились посадить, попросили уйти из школы, но с него, как с гуся вода. Да, как давно это было… Смешно вспоминать…Теперь спекуляция сплошь и рядом…узаконенная.
  … Молодой мужчина пробирался сквозь стройные ряды елей, которые чинно выстроились по обеим сторонам лыжной тропы. До его деревни оставалось ещё метров двести, но уже темнело, и он поторопился, чтобы успеть пройти лес, пока ещё была различима лыжня. Он вспоминал своё детство,  и на душе была такая тоска, что хотелось волком выть. Он очень жалел, что не успел на похороны и не проводил в последний путь своего товарища. «Прости меня, Юрка. Не смог я приехать. Знаю, что буду теперь всю оставшуюся жизнь винить себя за это. Ведь ты приходил ко мне на выручку всегда, не считался со временем. Как я теперь смогу загладить свою вину?»
    Виктор уже не шёл, а бежал по лыжне. Лыжи легко скользили по снегу. Он разогрелся и решил больше не останавливаться. Когда вдали показались огоньки, он с облегчением вздохнул и был крайне удивлён, когда увидел свет в окне своего дома. За занавеской мелькала чья-то тень. Кто-то ходил по комнате. «Интересно, кто это может быть?» - подумал он и открыл калитку. Навстречу ему выскочила собачонка и громко залаяла. Сначала в окне показался силуэт женщины, а потом она сама вышла во двор.
    Виктор снял лыжи, поставил их в угол дома и внимательно посмотрел на гостью, которая каким-то образом проникла  в его дом.
   - Простите, вы кто? – задал он вопрос и заметил, как женщина улыбнулась.
    - Здравствуйте, Виктор, - поздоровалась она. – Проходите в дом.
   -  Да? А можно?– как-то странно спросил он.
     Она пропустила его вперёд. В доме был полный порядок. На столе стоял самовар, чашки и полное блюдо пирожков. « Меня тут ждали. Странно всё это», - подумал молодой мужчина и, раздевшись, сел за стол. Женщина тоже села, налила ему в чашку чай и на блюдце пододвинула к нему. Они молча пили, иногда поглядывая друг на друга. Виктор не знал эту женщину. Кто она и почему она здесь? Он вроде никогда не терялся в присутствии женщин, а тут вдруг его взяла робость. Он в сердцах ругал себя и заставлял что-то сказать, но упорно молчал. « Но ведь скоро спать ложиться,- вдруг вспомнил он и подумал: «Не собирается ли она здесь ночевать?»
   Женщина, как будто угадав его мысли, тихо произнесла: «Виктор, я сейчас уйду, а завтра, если вам что-то понадобится, постучите в соседний дом, я буду там», - и она ушла, оставив мужчину в полном недоумении. Оставшись один, он переоделся в спортивный костюм и лёг на диван. Всё-таки дорога с кладбища дала о себе знать. В ногах была слабость, и он не заметил, как уснул. Проснулся он от того, что кто-то скрёбся  за дверями. Выглянул на улицу и увидел собачку, которая встречала его вечером.
     - Ну, заходи. Как звать-то тебя? – сказал он ласково и потрепал собачонку по загривку. Та заюлила хвостом, вбежала в дом, и улеглась у порога.
   Виктор не был в родительском доме уже года три, но казалось, что только вчера вышел из него. Дом был протоплен, на скамейке у порога стояло ведро с водой, в умывальнике тоже была вода. « Нужно спросить у этой женщины, откуда она узнала, что он должен был приехать», - подумал он и решил это сделать тут же. Вышел на улицу и увидел, что соседка  убирает снег. Оглядевшись, увидел, что и его двор был завален чуть ли не по самые окна. Оказывается, ночью был сильный снегопад. Не раздумывая, взял лопату и начал чистить дорожку к крыльцу. Украдкой, каждый поглядывая на соседний двор, сделали своё дело и уже хотели разойтись, но вдруг оба остановились и посмотрели друг на друга.
   - Может, ко мне зайдёте? Я блинов напекла, - пригласила женщина соседа.
   - Хорошо, только переоденусь, - ответил он незамедлительно и пошёл в дом.
« Да что это со мной? Чего я как маленький ребёнок, двух слов связать не могу. Надо выяснить, кто она и положить этому недоразумению конец».
    - Виктор, проходите, не стесняйтесь, - сказала она как-то по-домашнему.
    - Спасибо. Как-то неудобно получилось. Вы встретили меня, а я даже не знаю, как вас зовут.
    - Меня зовут очень просто, Любой. А о том, что вы приедете, узнала от  жены Юры.
    - Вот как? А я ведь мог сюда и не зайти.
      - Но ведь зашли. А ключи от вашего дома мне дала ваша мама, когда  я за ней ухаживала.
      И только тут Виктор вспомнил ту худенькую, рыжеволосую девчушку, с большими голубыми глазами, которая постоянно торчала у них дома и всякий раз, когда Виктор к ней обращался, краснела. Но та Люба была совершенно не похожа на неё! Эта женщина вроде и ростом выше, и волосы у неё тёмно-каштановые, и очки…
    - Так это были Вы? Сколько лет Вам тогда было? – спросил он удивлённо и внимательно посмотрел на женщину.
    - Пятнадцать, - ответила она и взглянула из-под очков на мужчину. - Когда вашей маме стало совсем плохо, я ухаживала за ней. Вот тогда она мне и сказала, чтобы я взяла запасные ключи от вашего дома, на всякий случай. Я не смогла вам их отдать, потому что вскоре уехала в город учиться. А когда приехала, Валентина Викторовна уже умерла. Я даже не смогла с ней попрощаться, - и женщина, пряча слёзы, отвернулась к окну.
    Перед глазами Виктора чётко всплыл тот день, когда он хоронил свою мать. Тогда рядом с ним был Юрка, он поддерживал друга в трудную минуту его жизни. А теперь их не было обоих.
     А Люба терзалась сомнениями: правильно ли  сделала, что приехала.
    За окном снова повалил густой снег. Мороз  сдавал свои позиции. Синоптики обещали потепление. А в доме было тихо, тепло и уютно.
    - Люба, а вы замужем?
    Она удивлённо подняла брови.
   - Это я так спросил.  Вы тут одна, поэтому я подумал, что Вы не замужем.
    - А разве муж должен быть всегда рядом с женой? – улыбнувшись, спросила она и добавила: «Он в городе. У него там дела».
    - А с Юрой вы часто виделись? – поинтересовался Виктор.
    - С ним нет, а вот с Галей, его женой, мы по сей день дружим, да и живём недалеко друг от друга. Она приезжает обычно сама. Ведь у Юры работа была такая: его вызывали и среди ночи, а  Нюра же трусиха, боялась в квартире одна оставаться, вот и приходила ко мне. Только в последнее время что-то у них не ладилось в семейной жизни. Юра стал попивать, а потом заболел.
    - А я в последнее время засуетился совсем, и как-то мы с Юрой потеряли связь. А когда он умер, я был в командировке, не смог приехать.
Люба с жалостью посмотрела на мужчину, понимая, что он испытывает угрызение совести, решила его подбодрить.
   - А Вы знаете, Юрий часто рассказывал про вашу дружбу. Он Вас любил.
    Виктора эти слова ещё больше ранили. Он понимал, что если бы не Юра, он бы получил приличный срок и вся жизнь пошла бы под откос.  Тому удалось закрыть  дело за недостаточностью улик, но он даже  не сказал другу, как ему удалось это сделать.
   - Люба, а его жена? Как она?
    - Первое время всё плакала, а теперь успокоилась, живёт, - немного помолчав, добавила: «Жаль только что детей у них не было. А может и лучше. Ведь сорок лет это ещё не древний возраст, сможет и замуж выйти и родить».
  -   Люба,  а Вы здесь живёте? Расскажите о себе.
    - А что рассказывать? Всё как у всех, - задумчиво произнесла женщина.
    - Очень интересно. Эксклюзивная автобиография.
    Люба посмотрела в окно. Валил густой снег, и было понятно, что к вечеру весь двор снова будет завален сугробами. Она не собиралась надолго задерживаться в деревне, но и добираться до станции в такую погоду не хотелось. Она взглянула на гостя и тихо произнесла: «Виктор, а Вы хорошо помните свои каникулы, проведённые в деревне? Вы тогда учились в городе и приезжали к матери».
   - Давай на «ты» перейдём. Я ведь не на много старше тебя.
   - Ну, хорошо. Так ты помнишь?
    - Я не помню, что было два-три года тому назад, а тут целых пятнадцать лет прошло. Считаешь, что я что-то должен вспомнить?
    - Нет, нет, - поспешно сказала Люба и предложила ещё выпить чашечку чая.
     Виктор задумался. Он начал вспоминать, но как не напрягал память, ничего не приходило на ум. Восстанавливал в памяти  года, но всё было тщетно. Его размышления прервала хозяйка дома.
     - Каждый раз, когда я приезжала сюда в деревню, я заходила в ваш дом. Правда жутко боялась, вдруг приедешь и застанешь меня тут, - и Люба засмеялась. Смеялась она красиво, как будто колокольчик звенел.
    Виктор смотрел на неё и понимал, что с этой женщиной его что-то связывало, но его прошлая бурная жизнь вытеснила всё. Он и сейчас не отказывался от флирта, и встречался с женщинами только для того, чтобы поддержать свой мужской потенциал.  С женой прожили десять лет, а потом как-то наскучили друг другу и мирно разошлись. Она вышла замуж и даже родила сына. А он так и остался в бобылях. Работа требовала частых командировок, и обзаводиться снова семьёй он не стал. А может просто не встретил ту, которая бы заполнила собой все его свободное пространство.
    Виктор взглянул на собеседницу, она улыбалась.
    - Что-то приятное вспомнила?
     - Да… Но это было давно и неправда, - ответила Люба и поднялась из-за стола. – Пойду Тузика посмотрю, что-то домой не идёт. Снегом что ли завалило?
     Когда хозяйка вышла из дома, мужчина огляделся по сторонам. На стене он увидел фотографию, на ней была молодая женщина с маленькой девочкой, лет пяти, а рядом стоял мужчина в военной форме. Виктор сидел, углубившись в воспоминания. А Люба зашла в сарайку, прислонилась к стене и беззвучно заплакала. Не так она представляла себе эту встречу.
    Она отчётливо помнила тот день, проведённый вместе с Виктором. Всего один день! Но как он был хорош! Они гуляли по лесу, собирали землянику, и впервые в жизни её поцеловал парень. Он был старше её года на четыре и конечно у него уже были девушки. Но он был таким ласковым, что она не смогла перед ним устоять. А когда на следующий день он уехал, даже не попрощавшись с ней, Люба несколько дней не выходила из дома. Внучка рассказала бабушке, что с ней случилось, и та велела молчать. « Не дай Бог, родители узнают, они меня со свету сживут», - сказала она.
    С тех пор прошло пятнадцать лет.  У Любы подрастала дочка и отцом она называла другого мужчину. А она сама всё это время жила той единственной встречей. Стоит ли теперь говорить Виктору, что у него есть дочь? Что это даст? Егор очень хороший отец, правда, он не знает, что дочь ему не родная, но он её очень любит.
    …Виктор выглянул в окно, мела метель. Люба не возвращалась, и он пошёл её искать. Она услышала, что хлопнула дверь и вышла ему навстречу.
    - Я уже иду. Не знаю, куда он убежал, вернётся сам, - сказала женщина и зашла в дом.
     - Люба, а это ты с дочкой?
     - Да, ей тут шесть лет.
    - Она на тебя похожа.
    - Наверное, только характером в отца.
       - А какой у неё отец?
Люба задумалась.
         - Ветреный, забывчивый…
        - Зачем же ты с ним живёшь? Разве мало хороших мужчин?
     Женщина промолчала, и Виктор понял это по-своему. На улице быстро темнело. Гость попрощался с хозяйкой и пошёл к себе домой. Весь вечер он думал о Любе. Ему хотелось пойти к ней, но удерживал себя и сам удивлялся: «Куда делась моя смелость? Ещё не было такой крепости, которую бы я не мог взять». А утром, когда он проснулся и вышел на улицу, увидел, что у соседки на калитке висит замок. Она ушла, даже не попрощавшись. «Странная женщина», - подумал Виктор и тоже стал собираться. И только когда стал выходить из дома, увидел на гвоздике у дверей ключи и записку: « Извини, не хотела будить. Прощай!»
    А Люба ехала уже на автобусе и вспоминала его серые глаза, такие же, как у дочери. «Не вспомнил, значит и не любил…Зря я приезжала… А на что я могла надеяться, ведь столько лет прошло… Да и не надо нам другого отца…Егор нас любит…Что ещё нужно?» Но слёзы сами текли и текли по щекам. Ей так хотелось вновь испытать те сладостные минуты мимолётного счастья…