Менталитет писателя и его творчество

Владимир Сандовский
         
          Менталитет писателя и его творчество
          ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

          Примечание
          ~~~~~~~~~~~
Данное эссе подходит для рубрики «психология творчества».
Ввиду её отсутствия размещена в рубрику «литературоведение».


Под менталитетом писателя подразумеваются его способ мышления, его склад ума и мировосприятия.

Под творчеством писателя проще и лучше понимать следующее: умственная деятельность, с целью создания литературных произведений философского, художественного и иного содержания.

Под словами писателя мы понимаем не то, что он говорит, а то, что он пишет. С учётом того, что всё написанное проходит редакционную правку.

Ещё раз обратимся к менталитету писателя.
Способ мышления — это самое главное и определяющее в писательском деле. Нет мышления — нет ума и его склада, нет и мировосприятия.

Существует несколько классификаций способов мышления. Каждая классификация рассматривает различное количество способов мышления и единого мнения на этот предмет (на данный момент времени) не существует. В этом эссе приведены выборочные, основные способы, имеющие значение для писателей.
— Логическое мышление;
— Мышление писательскими стандартами (шаблонами);
— Интуитивное, подсознательное мышление;
— Диалоговая форма мышления;
— Образное мышление;
— Вхождение в образ.


Логическое мышление.
Его процесс справедливо характеризуют как линейный.
Этим способом писатель выстраивает логику сюжета и фабулы. Идёт последовательное (умозрительное) воплощение логически построенного замысла. В своей работе этот способ самый медленный. Любая логика требует словесного (т. е. озвученного в сознании) дублирования образа мыслей. Идёт внутренний диалог.
Для писателей научной фантастики способ логического мышления особенно востребован. Писатель умозрительно делает ряд допущений (а что, если...) и старается логически придти к выводу (если — тогда...). Этот способ требует хорошей базы знаний аналогичной литературы, а так же знаний энциклопедических и научно-технических.

Мышление писательскими стандартами (шаблонами).
Обычно, писатели сами приходят к необходимости использования этого способа, когда выходят на определённый уровень профессионализма, и условия работы требуют сериала произведений, объединённых общей тематикой. Хорошая база литературных знаний писателя даёт необходимую информацию для выработки шаблонов-модулей, из которых строятся сюжеты и фабула. По сути, мысли формируются в виде уже знакомых, отработанных блоков информации. Чаще всего этим способом пользуются писатели детективов и любовных романов. Мышление шаблонами напоминает инженерное создание конструкций из готовых модулей.

Интуитивное, подсознательное.
Этим способом пользуются писатели, имеющие большой опыт общения с редакторами, читательскими аудиториями. Писатель чувствует востребованность именно этой темы, этого литературного стиля, именно таких персонажей и героев. Можно сказать, что писатель интуитивно пишет книгу на заказ, не получая при этом никаких указаний извне. Руководствуется принципом: «Я знаю, чего от меня ждут и что нужно писать».

Диалоговая форма мышления.
Чаще всего используется писателями для философских произведений, с глубоким осмыслением жизни и её проблем. Писатель как бы разделяет себя на двух разных людей. Один сочиняет (пишет), другой, в роли оппонента, критически оценивает написанное. Этот способ не самый распространённый, и не слишком активно используется в разных жанрах. Диалоговая форма мышления придаёт текстам живое звучание. Помогает улучшить литературный стиль и логику развития сюжета.

Образное мышление. Абстрактное.
С точки зрения нагрузки на мозг самое лёгкое, самое быстрое. Словно прозрачные, воздушные образы персонажей, их действий выстраиваются в этюд произведения. По сути, этот способ мышления даёт полную картину произведения, от начала до конца (завязка, конфликты, развязка). Память хорошо и надолго запечатлевает образы. Логические тексты или фразы, сюжетные линии, красивые обороты речи (если писатель сразу же не записывает их содержание) часто забываются писателями. Образы — практически никогда. Можно сказать, что это необходимый способ мышления для любого писателя. Но им может пользоваться далеко не каждый.

Вхождение в образ.
Писатель входит в образ другого человека, или придуманного им разумного существа, пытаясь мыслить и чувствовать, как придуманный им персонаж. Не зря же поэт и писатель, Александр Сергеевич, в стихотворении «Элегия» сказал: «...Над вымыслом слезами обольюсь...». Вероятно, он входил в придуманный им образ настолько глубоко, что этот образ, существующий только в его сознании, начинал материализовать реальные чувства. Флобер тоже не скрывал: «Мадам Бовари — это я».
Интересна для примера и литературная судьба Остапа Бендера. Он был придуман Ильфом и Петровым, как одноразовый персонаж, чтобы сказать одну-единственную фразу: «Может быть, тебе дать ключ от квартиры, где деньги лежат?». Но... произошёл маленький парадокс. Бендер вполз, внедрился в душу и мозг писательского тандема, стал в романе главным действующим лицом и оттеснил Кису Воробьянинова (виновника авантюрного сюжета) на второй план.

Работа головного мозга человека, носителя разума, укрыта тайнами за семью печатями. Пока ещё нет объяснений, почему выдуманный писателем персонаж может управлять его воображением, диктовать линию сюжета и... говорить живым языком со страниц книги. 

Всё вышеизложенное — это разновидности творческого мышления.
Иногда понятие «творческое мышление», — интегральное (объединённое) понятие, — выделяют, как отдельный способ писательского мышления. Абсолютно неверно. Каждый вышеперечисленный способ мышления что-то творит, создаёт. И каждому способу писательского мышления смело можно делать приставку — творческое.
Творческое образное.
Творческое интуитивное.
Творческое диалоговое.
И т. д.

Можно сказать так: человек творческий, пишет музыку; человек творческий, делает рекламу; человек творческий, пишет НФ, фэнтези и пасквили на ГИБДД; человек творческий, изобретает новый вид летального оружия.
Или.
У него творческое воображение, может вообразить такое — словами не передать.

Своего рода «на отшибе» для анализа писательского мышления стоят ещё два способа, обозначенные в других классификациях (для самых разных видов творческой деятельности):
— способ самообучения, самоанализа;
— способ эмоционального мышления.

Да, начинающий писатель (в школьные годы) проходит своеобразный период самообучения. Он читает всё подряд, восхищаясь миром литературы, затем выделяет для себя любимые жанры, начинает копировать их в своих первых писательских пробах и, неумело, бессистемно пытается анализировать прочитанное и написанное собой.

Я не считаю, что подобный «школьный» метод может дать высокопродуктивный, стабильный метод (способ) мышления для писателя. Рано или поздно этот школьник почувствует: нужна школа, нужны руководящие знания извне. Самоанализ — слишком субъективен. Он не способен конкурировать с объективной логикой отработанного и признанного научного анализа. Литературные критики — народ учёный. К тому же, литературное творчество имеет свои правила, как бы их не пытались изменить или отменить горячие писательские головы. А правила имеет смысл изучать.

Что касается эмоционального мышления писателя...
Эмоции — народ непредсказуемый. Я часто слышал выражение: «Эмоции писателя ведут в дурдом».

Внешне объединённо-собирательная теория эмоционального мышления писателя выглядит вполне логично. Смотрите и судите сами.
Каждое чувство, описываемое писателем, может искренне переживаться им. Согласен.
Переживаемое чувство фиксируется в памяти писателя. Согласен.
Вспоминая то или иное пережитое чувство писатель ассоциирует его с текстом, происходит своего рода дублирование словами того, что происходит на экране воображения. Согласен.
И если последовательно, осознанно вспоминать и переживать чувства, необходимые для написания очередного романа, то... Здесь я вынужден сделать паузу.

Писатели — народ эмоциональный. Это знает каждый, кто посещал их форумы. Достаточно одного неудачного слова и... С эмоциями в организме писателя ещё хуже. Достаточно одной избыточной молекулы гормона, вызывающей ту или иную эмоцию, и...

Контролировать чувства, их мощь и силу могут только люди (не из нашего ведомства), прошедшие специальные тренинги. Не будем впутывать этих людей в писательские дела.

Даже слабая эмоция на что-то может родить у писателя сильное чувство. Сами себе задайте вопрос: сможете ли вы в состоянии среднестатистического гнева или озлобления, или в приступе депрессии написать нетленный рассказ, повесть или роман? Сможете ли в состоянии любовного дурмана, весь из себя пьяный от платонических чувств, шевеля заплетающимися ногами, заламывая руки и завывая на жуткий диск луны: «Офелия!... О, нимфа!...», — написать хотя бы серенький любовный рассказ?

Поэты, да, в состоянии приятного любовного томления строчат любовные строфы, как из пулемёта Дегтярёва. Повторяю: в состоянии приятного томления, когда эмоция уподоблена кисточке из беличьего хвостика, которой кто-то нежно поглаживает вас по щекам, подбородку, животу и прочим частям тела. А теперь попробуйте кисточку из беличьего хвостика заменить на железную щётку для чистки ржавчины.

Не увлекайтесь эмоциями. Они плохой советник писателя и хороший разрушитель его жизни.

А писателям всех рангов рекомендую портативный оберег-заклинание на все случаи эмоциональных сбоев.

«Я — маленький, кругленький камешек с бирюзовыми прожилками,
лежу на берегу океана мировой художественной литературы.
Большие волны выбрасывают на берег кости людей и монстров! — и высосанные морскими вампирами зелёные трупы пришельцев и ушельцев!
Страшные ураганы проносят надо мной останки звёзд, планет и космических кораблей!
Бушуют надо мной ядерные смерчи и гаснет солнце!...
А я... маленький, кругленький камешек с бирюзовыми прожилками...
лежу на берегу океана мировой художественной литературы...».


Ну что ж.
Жму руки всем мужественным писателям, стойко несущих все тяготы и лишения писательской жизни.
Удачи в выборе способов писательского мышления. Хорошо, когда их несколько.
~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~~~
7 января, 2018 г.
В. Сандовский