Десять положений о стихосложении

Арсений Загаевский
1. Стихи являются неизвестно откуда, то есть, из космоса. Если нет - то это не стихи, а текст разной степени рифмованности и ритмичности, иногда довольно искусный. При этом, как неоднократно отмечалось, в жизни поэт может быть отнюдь не возвышенным и вообще довольно противным существом.

NB Остальные положения в принципе вытекают из первого, однако без них оно кажется риторическим и плоским.

2. Вы спросите: как понять, прилетело ли оно из космоса. Отвечу: сочиняющему сразу становится ясно и так. Восторг поимки неизвестно откуда взявшейся фразы не сравним ни с чем. Но здесь есть тонкий момент, см. п.8. 

Читающему сложнее: бывает, что среди вздора попадается прилетевшее оттуда. Если в одном стишке ничего не попалось, больше этого автора читать не надо.

3. Изучение техники стихосложения не слишком помогает сочинителю. Этим поэзия сильно отличается от других видов искусства. Можно всё знать о силлабо-тонических системах, дольниках и верлибрах - и нисколько не продвинуться в написании стихов. А можно ничего не знать и делать прекрасные стихи. Писать, в отличие от играть на скрипке, умеют все. Вспоминается О.Бендер про то, что (цитата неточная) вот этот блондин играет хорошо, а вон тот брюнет плохо и никакая дебютная идея этого не изменит... если каждый день не тренироваться в шашки (пп.8-9).

Но поэтому же в литературе такое дикое количество вопиющих бездарностей и просто малограмотных людей, считающих себя поэтами и писателями.

4. Кстати: неграмотность в стихах - примерно как пукнуть во время любовной сцены. Автор не виноват, а всё же.

5. Перед написанием стихов полезно их почитать, но немного и хорошие. Это нужно не для того, чтобы научиться писать, а исключительно для воспитания вкуса, иными словами, для настройки приемника стихов из космоса (своей головы) -  см. п. 1. Вы спросите: как находить немногие хорошие в море посредственных, когда жизнь коротка, а ещё и деньги зарабатывать надо. Отвечу: не знаю.

6. Плохие стихи читать полезно тоже, но только чтобы ужаснуться возможной глубиной собственного падения и иметь шанс вовремя остановиться. «Не писал стихов - и не пиши. Лучше погуляй и подыши» (с).

7. В этом смысле, и несмотря на видимое противоречие с п.1, плохие стихи - тоже откуда-то не отсюда и даны нам для демонстрации убожества пишущего. Если человек пишет более или менее грамотно, то пока не перешёл на стихи - сойдёт за умного. Есть также малоизученный феномен стихов, которые настолько чудовищны и безграмотны, что становятся прекрасными в этой чудовищности. От них не отвяжешься.

8. Взявшись за стишок, не стоит ждать немедленного прихода (из космоса). Таким образом, основной вопрос - стоит ли продолжать или бросить. Но этот же вопрос - главный в чем угодно в жизни. Результат придёт, если делаешь правильные вещи, но как понять? Ответа опять не дам, потому что если бы знал, то не писал всё это.

9. Однако намёк: если вы в отчаянии и ненавистны себе - прекрасно. Держитесь, оно рядом. Будьте готовы ловить. Но это может быть совсем не то, что вы ждали. См. п.1.

10. Будьте осторожны. Стихосложение опасно для стихослагающего. Поэт рифмует стул с каким-нибудь Катуллом, а в жизни он рифмуется со столом, а то и с унитазом. Обратный переход из словесного мира в материальный может быть болезненным, особенно, если стихи - не основное ваше занятие. Постарайтесь, к примеру, не сочинять стихи на работе - если, конечно, ваша работа не чисто механическая. И дело не в том, что они отвлекают мозги, а в опасном изменении мировосприятия.

P.S. Все вышеизложенное рекомендуется воспринимать с изрядной долей юмора, поскольку автор, признаться, ничего не понимает в стихосложении.

P.P.S. Вы спросите: а почему тогда ты набрался наглости поучать? Отвечу: нипочему, из космоса пришло.

P.P.P.S.  Извиняюсь за то, что дважды использовал метафоры насчёт функций кишечника. Наверно, слишком много не очень хороших стихов прочёл на портале стихи.ру.