Записки парикмахера Глава 15. Говорите о звездах..

Галина Чиликиди
 
Глава 15.Говорите о звездах...



Галя была еще в подростковом возрасте, лет двенадцати, и краснодарская родня  тетя Магда иногда брала девочку на каникулах к себе. А ее дочка Люда работала маникюршей и частенько тащила Галю с собой на смену. Так что запахи родного зала привычны с детства. И однажды она оказалось свидетельницей драки двух клиенток! Они толкали друг дружку, и каждая норовила сесть в кресло! Пораженная таким поведением взрослых, Галя стояла и с неподдельным удивлением наблюдала за поединком. Мастер, заняв нейтральную позицию, в потасовку не вмешивалась, а тоже с интересом смотрела – чья возьмет?

За долгую сорокалетнюю практику навидалась многого, и скандалили и дрались и даже обворовывали одна другую. Обслуживалась женщина самая обычная, каких десятки проходят через руки парикмахера, покрасилась, подстриглась, и ей оставалось сделать только укладку феном, и в это время подходит к Гале другая женщина, слегка всполошенная, с двумя детками, еще не отошедшими от перелета, с корабля да на бал.

Дома перед отпуском не успела – обслужите, пожалуйста. Конечно, конечно объясняет мастер, мол, вот укладку сделаю, и вы сядете.  И, вдруг, сидящая мадам в кресле резко отказывается от укладки и спешно рассчитывается, и торопится покинуть салон.  Галя пожала плечами, как хотите, и приглашает мать двоих детей, и ножницы пошли в ход.

Каково ж было удивление, когда, обслужившись женщина не находит своей сумки, где, что? Как и не было. Туда, сюда, стали вспоминать, кто был рядом, кто подходил? Все складывалось так, что кроме этой женщины, что отказалась от укладки, некому было взять, но Галя видела, как та уходила: сумки в руках не было, женщина держала корзинку.

И тут дошло – воровка дамскую сумочку спрятала в корзинке, возможно, это хорошо продуманная тактика, а может искушение пришло спонтанно. Как бы то  ни было, но расстройству не было предела, бедная отдыхающая сокрушаясь сидела и перечисляла содержимое сумки: там билеты на обратный путь, там деньги, документы, вообще не дай Бог попасть в такую ситуацию. Не сказать, что воровство процветало, но  казусы случались, получалось, кто, зачем ходил, кто за красотой, а кто за чужим кошельком.

Неприятно, конечно, констатировать сей факт, но и сами парикмахеры не гнушались потаскать друг дружку за волосы. А уж скандалить на весь зал – это норма поведения. Лиза, приехавшая с Украины, часто вспоминала своего бывшего заведующего, который урезонивал своих работниц: «Ну, что вы все сплетничаете и ссоритесь, говорите о звездах!» Трудно представить парикмахерские дебаты о вселенной…

В настоящее время во всех точках практикуется запись клиентов, и человеку удобно, да и мастер не соберет вокруг себя кучу женщин, которые будут нервничать, вздыхать, ежеминутно смотреть на часы, одним словом торопиться, а тебе хоть разорвись!

Но много лет тому назад, на заре парикмахерской деятельности нашей героини записи еще не существовало, и посадить своего клиента вне очереди было не так-то просто. В дверях же не дурочки стоят, видно же кто истомился, переминается с ноги на ногу, терпеливо ожидая своего часа, а кто пытается пролезть через черный вход. Правдами неправдами, отбивались от наседавшей толпы, и свою клиентуру выручали. А уж потом, когда культура обслуживания медленно, старалась выбиться на более высокий уровень, была введена запись. И даже при самом неожиданном появлении твоей клиентки можно было сослаться на нее.

Постоянный клиент – это большей частью напряжение. Вот вроде и руки те же и голова одна и таже, но усердствовать все равно приходилось. И поэтому простая смертная женщина из общей очереди, как оазис в пустыне – это умиротворение души и плоти. Спокойно стоишь и делаешь свою работу, и человек доволен, и ты чуть ли не отдохнул.

Если женщина, садясь в кресло, подозрительно интересуется, а вы, мол, умеете, а вы знаете? Лучше бы ей не садиться в ваше кресло. Атмосфера недоверия порождает ответный негатив, настроение портится, ты же, в конце концов, мастер, а не дилетант. Да, понятно, что мастер, но и мастера разные бывают, и это тоже так.  Как не согласиться с такими доводами?

 И вот она полная беспокойства все-таки усаживается и, у вас нет выбора, приходится смириться и  работать.  Как может повести себя индивидуум? Ой, посетительница может вертеть головой, следя за каждым движением рук парикмахера, лезть руками под ножницы, а ты тоже не железный, начинаешь нервничать, и уже плохо себя контролируя, делаешь повторные манипуляции, пытаясь угодить и все безуспешно, этой козе не нравится! Недоверие между мастером и клиентом – это дорога к провалу, огорчение накроет обоих.

А вот, если женщина, махнув рукой, падает в кресло, типа того, делайте что хотите!
И этот жест развязывает вам руки, предоставлена полная свобода, и ты отдаешь этому клиенту не только все свое умение, но и душу! В итоге человек уходит в приподнятом настроении, и какая-то частичка этого позитива остается и с тобой, приятно делать приятно!

Были, естественно, и такие чудачки иначе не назовешь, подходит, смотрит в глаза и выдает порцию устрашения: «Смотрить, я мэстна, состав не разбовляй, як шо сразу прыду!» это дама пришла на химзавивку, таких баб даже не хочется разуверять – да вы что, да, никогда в жизни, чтоб я и состав разбавила! Что там было разбавлять, состав и так не отличался хорошим качеством, какому мастеру надо, чтоб шли переделки? Махнешь рукой, садись, думай, что хочешь, а мне работать надо.

Галя считала, что мастер и клиент должны находить друг друга, как влюбленные, вот попал человек случайно в твои руки, и ему понравилось, так и завязываются полюбовные отношения. Поэтому она не особо приветствовала, когда ее рекомендовали.

Несмотря на непростой Галин характер, прикосновение ее рук, как будто гипнотизировало и вводило клиентов в сонное состояние. «Что, что со мной происходит,- повторяла отдыхающая, - что у вас за руки? Я засыпаю, я много лет обслуживаюсь у своего мастера, и такого никогда не было…» Один мужчина так «проспал» стрижку, надо было подстричь короче, и на следующем приеме крепился, чтоб контролировать действия парикмахера. Многих убаюкивала Галя мягкими движениями, без нервных подергиваний  спутавшихся волос, и лишь одна дама изрекла: «Быть вам вдовой, у вас тяжелая рука!» и она оказалась права, пришло время, и Галя овдовела.

В советское время был единый прейскурант по всему Союзу, и нареканий по поводу цены не было, но после развала, чего только не наслушались. Ой, как у вас дорого,  а вот у нас, и начиналось сравнивание, что да  почем, возмущалась большей частью средняя полоса России. По чаевым можно было вычислить москвичей, самый щедрый клиент. Местные, будь то постоянный или случайный  посетитель, уже не баловали, ссылаясь на дороговизну. И только столичные отдыхающие не меняли свои старомосковские привычки.

В упрек нынешним властям хочется напомнить с какой пенсией уходили работницы при власти советов. За год до ухода, мастер, казалось, выпадал из уклада нормальной жизни. Как правило, парикмахер, уже не считался ни с семьей, ни со временем. Будущие пенсионерки работали без выходных и без праздничных дней, не покладая рук, всю выручку, все чаевые и даже зарплату они вкладывали в выполнение и перевыполнение плана! И надо сказать, что стоило из-за чего идти на подобные лишения.

 Галя работала со сменщицей пенсионного возраста, не приведи Господи: приходила на смену за целый час до пересмены, и, сдвигая Гальку в сторону, приглашала клиента, и после смены не выгонишь, задерживалась надолго. И вырабатывали эти передовички пенсии по 120 рублей! Это была еще одна из причин, относиться недоброжелательно конторе к работникам салона. «Люди, чтоб заработать такую пенсию на север едут!» возмущалась одна из конторских. Запретить человеку сдавать большую выручку у них не было полномочий, и, негодуя, они начисляли  ненавистные кругленькие суммы.

Так бы и Галя поступила и каждая, но времена изменились, и осталась Галя с пенсией на сегодняшний день – 8400 рублей. Сама пенсия 7600, а остальное соцзащита доплачивает, и когда пенсию поднимают рублей на 200, то доплата уменьшается  настолько же и Галя опять уже, не помня сколько лет, получает неизменные 8400!

Никогда не подходите к мастеру и не спрашивайте, мол, а кто у вас тут лучше всех стрижет? Можете угодить в самые нерадивые руки. Думается, что если не каждого, то многих это коробит, если человек не шибко порядочный, направит вас совершенно в другую сторону, так поступали. Каждому хочется, чтоб подошли и обратились с просьбой обслужиться именно у него. Пощадите самолюбие мастера, обратитесь с этим вопросом к такой же клиентке, как вы.

В основном парикмахеры хорошие мамы, и сами наряжаются и детей одевают в модные штучки, сами вкусно едят и деток кормят, но вот в плане получения образования – извините. Это, как в поговорке – сын вора будет вором. Большая часть после окончания средней школы парикмахерских отпрысков шла по стопам своих родительниц. И лишь единицы отправлялись в вузы.

И когда Галя встретилась с одной бывшей собригадницей и та, зная, что у Гали есть дочь, поинтересовалась, мол, в какой парикмахерской она работает? Это было, как само собой разумеющееся, а кем же дочери еще быть? Слегка растерявшись, Галя ответила: «Она не парикмахер». Никогда она не желала дочери того куска хлеба, что добывала сама.  Труд парикмахера – это тяжелая работа, женщины уходят на пенсию с профессиональным заболеванием ног, страдают внутренние органы, и пожизненное заискивание и угождение каждому тоже не проходит бесследно, нервная система расшатывается и дает сбой – это так сказать, обратная сторона медали. Но, если – это ваше призвание, дерзайте!