Толя-Баля

Николай Мельников 3
     Отец с сыновьями собирались в баню, и в ожидании ее готовности смотрели традиционную по субботам старую кинокомедию, когда в дверь постучали. Дети-дошкольники сразу бросились в горенку, потому что предпочитали не общаться с чужими. А стучали в дверь только чужие – врач, телемастер, цыгане и пьяные или страждущие выпивки мужики из другой деревни. Все деревенские же входили просто так, без стука, и не только в этот дом, но и в любой другой.
     - Открыто, входите! – встав из-за стола, ответил хозяин.
     - Здравствуйте! Самоваров, электроплиток, стиральных машин неисправных нет? – начал с порога гость, мужчина лет тридцати, в костюме, шляпе, в серых от пыли ботинках и с портфелем в руке.
     - Здорово, Толя! Все исправно. А ты какими судьбами в нашей деревне?
     - Может, часы надо почистить? А если кукушка не работает - сделаю, - продолжал уже вошедший в комнату гость, проигнорировав вопрос хозяина.
     - Ку-ку, ку-ку, ку-ку, - сообщили о начале нового часа висевшие на стене часы с кукушкой.
     - Ты, Александр, спрашивал, зачем я здесь? Отвечаю, - гость осмотрелся по сторонам, положил шляпу на стул и на ухо хозяину негромко сообщил, - Гости приезжали, поиздержался я  порядком. Сегодня проводил и вот к вам в деревню пошел…
     Потом выдержал продолжительную паузу, некоторое время наблюдая за экранными проделками маленького смешного человека с тросточкой и в котелке, и уже совсем по-дружески продолжил:
     - На бутылочку бы мне надо. Я обязательно верну.
     -  Анатолий, без обиды, но ты каждый раз это говоришь, а потом мать ходит по деревням твои долги раздает. Не стыдно тебе?
     - Стыдно, Александр, - положив руку на плечо собеседнику, но все так же официально продолжал обращаться к хозяину гость, - Но ты же знаешь, жизнь – такая штука. Как она завтра повернется, не предугадаешь…
     Дети через приоткрытую дверь с любопытством наблюдали за беседой отца с незнакомым мужчиной.
     - Сколько им уже? – снова сменил тему гость, кивнув в сторону горенки.
     - Старшему – шесть, младшему – пять скоро будет.
     - А я смотрю, их фотографий у вас нет. У меня как раз вся аппаратура с собой. Давай и тебя, и детей на память запечатлею. Через неделю фотографии принесу и деньги, - оживился гость, и, не дожидаясь ответа, стал выкладывать содержимое саквояжа на стол.
     - Полгода назад у тебя же фотографировались, но фотографии ты так и не принес. И тогда обещал, что через неделю-две будут.
     Анатолий вновь погрузился в почти бесконечное пространство своего портфеля, достал пачку фотографий и стал их просматривать. Отобрав несколько, протянул их хозяину:
     - Так вот же они. А я все думаю, чьи это карточки у меня остались…
     Хозяин с некоторым недоумением стал вглядываться в фотографии. Изображение было таким, что стоявшие на фоне забора люди могли быть кем угодно.
     - Толя, а это точно наши фотографии? Дети на них кажутся большими, да и я выгляжу богатырем, - засомневался хозяин.
     - Точно ваши… А рост? Так это я ракурс такой выбрал… Детям ведь всегда хочется казаться взрослее, - невозмутимо парировал фотограф, - Сейчас, если хочешь, могу более реалистично снять.
     Александру хотелось бы уже попрощаться с незваным гостем, но беседа затянулась не на шутку. Мастера цирка на экране сменили знаменитого комика, и дети вернулись к телевизору, и баня готова, а Толик все не уходил.
     - Ребята, пойдемте на улицу. Сейчас дядя Толя нас фотографировать будет…
                ***
     Несколько недель спустя Александр встретил в деревне спешащего куда-то заезжего мастера. Напомнил ему про фотографии и деньги. Тот порылся в своем портфеле, но карточек так и не нашел.
     - Ты знаешь, Александр, неудачно так получилось. Пленка некачественная попалась или проявитель… А давайте, я вас сейчас пересниму!
     - Нет!
     - А денег мне еще не одолжишь? С материной пенсии все и верну, ты же меня знаешь.
     - Нет, Толя!
     - Может быть, тогда хоть часы у меня купишь? За десятку отдам, – и снял с руки часы с металлическим браслетом.
     - Так они же не ходят. Всё, пока! Некогда мне, – и на этом мужчины разошлись, каждый в свою сторону.
                ***
      Как-то вечером после работы Александр читал за столом свежую прессу, когда входная дверь отворилась.
     - Есть кто дома? – громко спросил вошедший.
     - Да. Юра, проходи, - узнал по голосу вошедшего хозяин.
     - Саша, здорово. Я на минутку. Ко мне на днях Толя-Баля заходил. Денег, как всегда просил, да фотографии принес – когда-то фотографировал нас с пацанами. Только, похоже, это ваши фотки. Мои же ребята взрослее, да и я повыше буду, - объяснил свое появление в доме мужчина и протянул хозяину фотокарточки.
     - Предлагал переснять. Я отказался. Фотоаппарат попросил у него посмотреть, открыл крышку, а пленки нет. Вот жулик! Зимой тоже фотографировал, видно, без пленки… Дурак, еще и часы ему отдал в чистку, правда,  они все равно не ходят…
     - Юра, так он не ваши ли фотографии с зимы мне всучил, пройдоха, - заключил хозяин и направился к комоду…