Экспозиторам от сохи

Рыжов Александр Геннадьевич
Раз за разом, снова и снова слышу радостные выражения «я уже столько-то времени говорю разъяснительные / экспозиционные проповеди». Слушал я эти проповеди... Братья, бросьте злоупотреблять понятиями, вы продолжаете говорить (лже-)тематические проповеди на микротексты, продвигаясь по книге.

Если что, я тоже не занимаюсь экспозицией. Главным образом, из-за эпизодичности моих проповедей и недостатка времени на подготовку. Да и из-за отсутствия квалификации, чего уж там. Проповедовать мне предлагают в среднем раз в полтора-два месяца, при этом нередко эти приглашения попадают на праздники и богослужения по особым поводам (вечеря, свадьба, тематические собрания и т.п.). Т.е. реально возможности проповедовать на одну книгу подряд у меня выпадают раз в несколько месяцев. И когда я говорю следующую проповедь, немногие помнят, о чем была предыдущая. А ввиду того, что обычно я проповедую четвертым на собрании, на проповедь мне нередко остается минут десять. А иногда три или пять минут (без шуток). Покажи тут место текста в книге и контексте, скажи о его значении для получателей, успей применить к нашим реалиям, да еще проиллюстрируй хотя бы немного, ага…

Вот и проповедую витаминным методом – выбрал «изюминку», постарался подать в красивой обертке и аминь. До следующего раза через несколько месяцев.

Т.е. я тоже не герой и вас призываю не думать о себе больше, чем есть. Стремление к достойной цели – это хорошо, но не надо до достижения этой цели присваивать себе красивые титулы. «Да не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся», знаете ли. До появления на наших кафедрах экспозиционных проповедей нам еще, страшно говорить, десятилетия (если нынешними темпами) становления собственной школы проповедников.

И еще: тематическая проповедь – вполне себе достойный тип проповеди, просто ее надо правильно готовить. На Западе сейчас, кстати, происходит откат интереса к тематической проповеди (своеобразное «возвращение к тематической проповеди») спустя десятилетия ажиотажа вокруг экспозиции. А до нас только сейчас дошли переводы книжек, написанных десятки лет назад Там, и мы все такие возбужденные вокруг этой темы...

10.01.2018