Треугольные письма

Татьяна Терлецкая
Анатолий Барский был солидным состоявшимся мужчиной в полном расцвете сил и вполне соответствовал своему имени . Он успешно трудился главным архитектором в проектном институте старого доброго города Тбилиси  .
Его костюм , уверенные неторопливые движения и вальяжные жесты говорили о том , что жизнь удалась .В его темных глазах читалась мудрость , а глубокие складки у рта говорили о том , что хотя и не все в жизни этого человека было просто , но он  все преодолел и к годам своей зрелости подошел с позитивным багажом .
Сегодня  суббота , а по субботам он ходит к маме , которая тоже живет в Тбилиси , но на окраине , в тихом зеленом уголке , в традиционном грузинском доме в два этажа с множеством лестниц и резных деревянных балконов .
Когда-то ветры гражданской войны забросили ее с сыном в этот тихий уголок Тбилиси . Здесь он и вырос . Отсюда ушел на войну двадцатилетним мальчишкой и сюда же вернулся . Он любил возвращаться сюда – к маме – в ее тихий уютный мирок , пить чай и вспоминать свое детство .
Сегодня мама положила перед ним на стол пачку писем и сказала :
- Посмотри что я нашла .
Он развязал тесемку , перетягивающую пачку ,  и перед ним рассыпались пожелтевшие от времени бумажные треугольники .

-Да ведь это мои письма с фронта – узнав свой почерк , удивился Анатолий . Где они прятались тридцать лет ?

-Они не прятались . Я их хранила , иногда перечитывала , а теперь решила передать  тебе .
Задумавшись , он начал перебирать письма и перечитывать то свое прошлое , бывшее когда-то его настоящим . Вот его первое письмо домой . Он написал его из учебки за две недели перед отправкой на фронт .
А вот  письмо после первого боя .Заметно как рука  дрожит от радостного возбуждения что остался жив , что поборол страх , что стрелял и бежал как все .
А это что ? Письмо от какой-то Людмилы . Как оно попало к маме ? А вот еще письмо от нее , и еще .

- Мама , как к тебе попали эти письма ?

- Сынок , ты сам мне их отдал на хранение со своими бумагами .

И тогда он вспомнил . Вспомнил все . Его как будто кипятком ошпарило .

 В памяти ясно представился тот сумасшедший холодный зимний день 42-го года .

 Немец напирал , давил , утюжил  линию обороны . Было очень холодно . Он стоял в карауле .У него замерзло все , что только может замерзнуть у человека .
Наконец его сменили и он , еле переставляя онемевшие от холода ноги ,побрел в землянку в надежде на кипяток и тепло .
В землянке действительно было тепло – надышали . На буржуйке стоял котелок с кипятком . Обогрев немного руки и лицо , он включился в общий разговор .

 Ребята разбирали письма и посылки из тыла . Письма были без адресатов . Просто нужно было опустить руку в мешок и вытащить то , что попадется .
Обычно в таких посылках незнакомые женщины и дети отправляли на фронт незнакомым бойцам  то немногое ,что могли сделать своими руками .
Кто-то вязал носки , распустив свой старый свитер , кто-то рукавицы с вывязанным пальцем чтобы легче было стрелять , кто-то вкладывал махорку , а кто-то -просто рисунки или писал добрые слова .

Опустил в мешок и он свою руку . Удивительно , но  пакет попался ему сразу . Рука помимо его воли ухватилась за него и уже больше не выпустила .
 На пакете значилось , что он из Перми . Неизвестная ему женщина по имени Людмила вложила в этот пакет носки из собачьей шерсти , рукавицы и теплый подшлемник .
 Конечно , все это он сразу же надел на себя и неожиданно быстро согрелся . Горячий кипяток прибавил тепла телу и он задремал , разморенный этим теплом .В полудреме ему представилась эта неизвестная Людмила – молодая , с длинной шеей , русой косой и красивыми руками . Она сидит у окна и вяжет . А за окном – река , крутой берег и …. взрывы , взрывы . Все ближе , ближе . Все громче , громче .
 Очнувшись , он понял , что  начался налет , что снаряды ложатся густо и все ближе и ближе к их  землянке . Пришлось брать ноги в руки и немедленно выбираться на улицу . Пригнувшись к земле , продвигаясь вдоль окопа подальше от землянки , он видел как вокруг него вздымается земля вперемежку со льдом ,  снегом и тем , что осталось от землянки . Он не слышал звуков  – в его голове рефреном стучали слова : Если останусь жив , обязательно ей напишу , напишу , напишу . Взрыв – Напишу ! Взрыв – Напишу !
И он действительно написал , и получил ответ . Так завязалась их переписка . Так он узнал , что она не такая и молодая , что у нее есть сын , что ее муж тоже воюет ,что в Перми она в эвакуации и что ей очень трудно приходится выживать , что она не сдается ,  и ему желает тоже не сдаваться и не унывать .
 А вот и ее последнее письмо .Уже из Москвы . Да……

-Я найду ее – неожиданно для себя решил он – найду где бы она ни была , найду и отблагодарю  .
 Он взял отпуск и поехал в Москву на улицу Большая Молчановка 23 .
 Оттуда было ее последнее письмо к нему .


P.S.

Он нашел ее в Новгороде . Они встретились . Их переписка возобновилась .Теперь уже он присылал ей посылочки к каждому празднику , по поводу и без повода .
 В 1994 году он с оказией передал ей последнее прощальное грустное письмо . Он и его семья навсегда уезжали в Канаду , не желая мириться со всем тем , что начало происходить в Грузии после развала империи под названием Союз Советских Социалистических Республик .

У нее остался набор открыток с видами тихих улочек древнего Тбилиси .Иногда он попадался ей на глаза .