Опыт. Память. Установка. Интерес

Корень Владимир
ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть I. Соматопсихика, или природное тело (corpus animalis).

Глава 2. Опыт -> Память -> Установка -> Интерес. 


Жизнь как единое целое имеет два неотъемлемых и взаимосвязанных свойства.
Первое свойство - сохранение жизни индивида под напором разнообразных воздействий среды на живой организм, особенно вредоносных и разрушительных для него (инстинкт самосохранения). Второе - продолжение жизни в виде возобновления умерших клеток и восстановления повреждённых тканей и органов организма, а также в виде воспроизведения себя в потомках, т.е. размножения и распространения (экспансии, роста, развития).

Первоначально данная диалектическая тетрада имела другой вид:

Жизнь -> Сохранение -> Воспроизведение -> Интерес.

И текст этой главы писался в рассмотрении этих понятий. Но потом пришло понимание, что эти понятия по объёму своего содержания довольно узки для обозначения противоположных и в то же время дополняющих друг друга звеньев соматопсихики на этом уровне. Имеет смысл их переименовать так, как вы видите в названии главы и на схеме. В течение жизни мы проходим некий опыт и сохраняем его в своей памяти. Понятия жизни и опыта не отделимы друг от друга. Поэтому и говорим: "жизненный опыт". Понятия "память" и "установка" более психологичны и более подходящи для соседства с понятиями "отражение" и "деятельность". Информация, как внутренняя форма процесса отражения и его результата, должна сохраняться и накапливаться в организме для её воспроизведения и использования с целью приспособления к окружающей среде. На рисунке видно, что память надстраивается над отражением, а установка - над деятельностью.

Память на этом уровне является памятью тела, или биопамятью, памятью о прошлой жизни индивида и прошлой жизни вида. Последнее, понятно, в виде генетической памяти. Память обычно делят на имплицитную и эксплицитную. Имплицитная память (память вида или память рода) недоступна для осознания. Хотя возможны отдельные случаи её активации, хотя бы в форме страхов перед змеями, пауками, и прочими ползающими, бегающими и прыгающими гадами. Эксплицитная память хранит в себе события, произошедшие в жизни индивида. Поэтому её и называют событийной или биографической. Она вполне доступна для непроизвольного воспоминания и произвольного припоминания. Если только её не повредить разными вредными химическими веществами, ядовитыми грибами, алкоголем, сильными ударами по голове, и новоизобретёнными химическими препаратами для превращения людей в рабов. А в старости она сама портится склерозом, маразмом, альцгеймером, и прочими напастями.

Установка - это тоже память, только двигательная, или, как говорят, процедурная. Установка - результат проецирования прошлого жизненного опыта, хранимого в биопамяти, на будущие взаимодействия организма со средой. Или, как это можно прочитать в различных словарях и научных статьях, "готовность, предрасположенность субъекта, возникшая при предвосхищении им появления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту." (А.Г.Асмолов. Психология. Словарь. Под редакцией Петровского и Ярошевского). Другими словами, установка - это тенденция ожидать чего-то, например, какого-то развития событий, и, при наступлении этих событий, готовность действовать определённым способом, используя соответствующие средства.

Далее эксплицитная память дифференцируется на образную (впечатления), чувственно-эмоциональную (чувства), социальную (обычаи), словесную или логическую, хранящую различные знания и понятия, этическую (мораль), и т.д.. Установки же, имея в себе уровни смыслообразующих, целевых, операциональных установок, и двигательных автоматизмов, дорастают до когнитивных установок (представления), эмоциональных (отношения), социальных (нравов), речевых умений, правил личной нравственности, и т.д.. Все они описываются в следующих главах "Психоархитектоники". Поэтому останавливаться на этом пока не будем.

Теперь вполне закономерно возникает вопрос: каким образом из этого всего возникает интерес? Что такое интерес? Подробности - в следующей главе. А здесь я могу сказать, что интерес - это та же жизнь, только насыщенная важными событиями (интересная жизнь). Это, кстати, и интерес к жизни. Который, как известно, можно утратить и обрести.

Жизнь может быть и неинтересной, вяло текущей, такой, в которой мало заметных изменений, стабильной, без потрясений и потрясающих впечатлений. Память и установки приспосабливают организм к мало изменяющимся условиям жизни, в которой многое циклически повторяется: утро, день, вечер, ночь (завтрак, обед, ужин, скрытные вылазки к холодильнику); весна, лето, осень, зима; и т.п. Спокойная, комфортная жизнь располагает к равнодушию и скуке. Всё как всегда. Нет поводов для волнений. А если и есть, то их можно нарочно не замечать. 

Интерес появляется в столкновении между поступающей информацией и той, которая хранится в памяти. Когда они резко отличаются друг от друга. Когда появляется новизна. Когда резко меняется обстановка, в худшую или в лучшую для организма (для субъекта) сторону. Когда что-то или кто-то кого-то будит, будоражит, трясёт, и это приводит к пробуждению последнего. Жить можно и во сне. Полагаясь на сформировавшиеся автоматизмы (установки). И сон здесь разумеется как в прямом, так и в переносном смысле. 

Интерес нужен для динамичного приспособления к динамично же изменяющейся обстановке. Появилось что-то новое или кто-то неизвестный - активировался ориентировочный рефлекс, рефлекс "что такое?", рефлекс "кто такой?". Началась ориентировочная деятельность, запустилась поисковая активность. Которые, понятное дело, происходят только в бодрствующем состоянии. А бодрствующее состояние и ориентировка в относительно новой, нетипичной, ситуации, в пространстве и времени, - это психофизиологическая основа созерцания (1-ая сигнальная система) и сознания (2-ая сигнальная система).

Есть надежда, что в общем и целом читателю понятен расклад понятий, фигурирующих на картинке. Далее, можно прочитать, а можно и не читать - текст, который был написан тогда, когда автор был зациклен на понятиях "сохранение" и "воспроизведение". Он длинноват и немного зануден. И текст, и его автор. Однако автору до сих пор интересно его перечитывать (оно и понятно: занудным нравится занудство!), поскольку в нём намешано многое из того, что в дальнейшем выльется в более совершенные формы. Текст же подвергнется некоторому исправлению.

***

Понятие жизни включает в себя понятия биорегуляции, регуляции и саморегуляции. В самом деле, жизнь - это регулируемый живым организмом обмен энергией, веществом и информацией между ним и его средой. Российский ученый М.В.Волькенштейн дал такое определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот». Это определение жизни во многом соответствует описываемой здесь цепочке понятий.

Физиологическое определение жизни сделал русский физиолог и врач-кардиолог А.Ф.Самойлов в 1929 году: "Жизнь - есть замкнутый круг рефлекторной деятельности".   

Итак, жизнь вместе с деятельностью есть жизнедеятельность. И как жизнедеятельность она есть качественный скачок в развитии материи от косной к живой, органической. В таком виде данная триада вполне аналогична философской триаде:

       Жизнь      -    Сохранение    -    Воспроизведение,
Существование   -    Бытие         -       Становление.

Среди многочисленных определений понятия жизни есть то, которое дал Ф.Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Отметим здесь два слова: "способ" и "существования". Не будем пока погружаться в философские рассуждения о существовании, сущности и явлении. Это будет сделано в какой-нибудь другой части "Психоархитектоники". Отметим, что существование есть результат осуществления (творения) становящегося бытия. То, что существует (некое существо), когда-то возникло или родилось, произвелось на свет. Оставим возникновение косной материи, в которой что-то постоянно возникает и исчезает, образует стабильные и нестабильные объединения, распадается и опять сливается. В живой природе некто (живое существо) рождается и умирает, а отрезок времени между рождением и смертью мы называем его жизнью. (Когда кто-то говорит, что он не живёт, а существует, то имеется в виду, что его жизнь подобна существованию неживого предмета, что она не наполнена важными событиями, неинтересна и бессмысленна).

Теперь насчёт способа. Способ есть некий результат процесса приспособления организма к среде, а также процесса взаимного приспособления организмов друг к другу. Надо заметить, что понятие приспособления весьма многозначно и коварно. В науке по теме биологического приспособления сломано и до сих пор ломается немало копий. Был Жан Батист Ламарк с его теорией упражнения и передачей упражнённых признаков по наследству. Потом его теорию вобрал в свою теорию борьбы за жизнь и естественного отбора Чарльз Дарвин.

Но многим показалось, что дарвинизм вроде как отрицает ламаркизм. Хотя сам Ч.Дарвин в "Происхождении видов" так определял основные законы, лежащие в основе возникновения всех форм жизни: "Эти законы, в самом широком смысле - Рост и Воспроизведение, Наследственность, почти необходимо вытекающая из воспроизведения, Изменчивость, зависящая от прямого или косвенного действия жизненных условий и от упражнения и неупражнения, Прогрессия размножения, столь высокая, что она ведёт к Борьбе за жизнь и её последствию - Естественному Отбору..." (Соч., т. 3, М.-Л., 1939, с. 666). Очевидно, что Дарвин вовсе не отрицал роль упражнения или неупражнения в изменчивости и наследственности.

По поводу этого места из "Происхождения видов" пишут, что: "В целом обобщение Дарвина сохраняет силу и поныне, а его основные законы жизни сводятся к двум, ещё более общим. Это прежде всего способность живого ассимилировать полученные извне вещества, т.е. перестраивать их, уподобляя собственным материальным структурам, и за счёт этого многократно воспроизводить их (репродуцировать). Способность к избыточному самовоспроизведению лежит в основе роста клетки, размножения клеток и организмов и, следовательно, - прогрессии размножения (основное условие для естественного отбора), а также в основе наследственности и наследственной изменчивости."

В общем, многие до сих пор считают, что приспособление происходит исключительно по милости Естественного Отбора, эдакого научного божества, а упражнение и неупражнение органов в приспособлении не играет никакой роли. Этот взгляд как-то не вяжется с реальностью, ведь в борьбе за жизнь побеждают наиболее подготовленные к борьбе, т.е. упражнявшиеся в борьбе и отработавшие удачные комбинации движений до уровня устойчивых навыков животные. Эти упражнения происходят как раз в форме воспроизведения сохранённого порядка (способа) движений. Само по себе воспроизведение означает многократное проигрывание сохранённой в регуляторном центре последовательности движений.

Регуляция есть упорядочение деятельности, но такое упорядочение, которое способствует сохранению жизни и её воспроизведению как на уровне одного организма, так и на уровне популяции. Такое упорядочение происходит не сразу. Сначала деятелем производятся беспорядочные, хаотичные, или, как их ещё называют, поисковые движения. Организм тычется вслепую в разные стороны, получая от внешней среды различные раздражения. Обычно это называют методом тыка или методом проб и ошибок. Скорее, это метод проб и успехов, ведь только ошибками жив не будешь. Через анализ раздражений организм постепенно сужает зону поиска вплоть до какого-то его направления. Следуя в определённом направлении организм находит предмет, могущий при взаимодействии с ним поддержать гомеостатическое равновесие в организме, или, другими словами, способный удовлетворить его потребность. То есть, способ ищется и находится, а потом осваивается и усваивается, - овладевается организмом. 

Более того, есть такое подозрение, что косная материя в своём развитии, в процессе становления бытия, творчески комбинировала свои элементы, покуда не докомбинировалась до органики. Конечно, на это ушли миллионы лет, но метод тыка сам по себе очень долгий процесс. В косной материи тоже происходит процесс взаимного приспособления - коадаптации и коэволюции?! В принципе, теория самоорганизации это допускает. Порядок возникает из хаоса, и этот порядок есть результат упорядочения становящегося бытия.

Если не иметь в виду труд, трудовую деятельность, то деятельность сама по себе есть производство телодвижений. Живой организм производит телодвижения и посредством их потребляет необходимые ему питательные вещества, активно приспосабливаясь к предмету, содержащему эти питательные вещества, разыскивая его и овладевая им. Отсюда возникают различные способы как производства, так и потребления.

При дальнейшем развитии деятельности в трудовую деятельность это синкретическое единство расчленяется: потребление отделяется от производства, приспособление отделяется от потребления и производства. Приспособление на уровне труда преобразуется в разные виды материальных приспособлений: средств (орудий) труда, инструментов, механизмов, машин, агрегатов, аппаратов. Эти средства могут быть как средствами потребления, так и средствами производства. Средства производства - производственные помещения (заводы, фабрики, и т.п.), в которых располагаются различные механизмы, аппараты, инструменты и т.д.. Средства потребления - предметы домашнего быта, кухонная утварь, мебель, различные удобства.

Средства - овеществлённые способы трудовой деятельности. Со средствами надо уметь обращаться, чтобы получить нужный эффект. То есть к средствам тоже надо приспосабливаться, особенно, если их сделали другие. Так средства и способы расходятся между собой и соединяются в процессе производства или потребления. Понятно, что в труде производство и потребление также находятся в диалектическом единстве: производя продукт, мы потребляем сырьё для него; добывая сырьё, мы истребляем природные запасы, которые потом тем или иным образом восстанавливаются или не восстанавливаются. Если в человеческом труде существует производственная практика, в рамках которой молодёжь обучается какому-либо виду производственной деятельности, а опытные мастера совершенствуют свои навыки, то в деятельности животного приспособление к окружающей предметной среде научает его жить в ней.

Следовательно, все мы, животные и люди, живя, учимся жить, учимся находить гармонию между собой и природой, между собой и другими людьми. Первичная форма всякого обучения и познания - научение. Общеизвестны фразы "жизнь научит" и "уроки жизни". Каждый живой организм - это учёный ученик или учащийся учёный. Каждый из нас начиная со дня своего рождения учится что-то делать: ползать, ходить, бегать, прыгать, манипулировать предметами, обслуживать себя, взаимодействовать с другими, налаживать с ними отношения, общаться, рефлектировать, становиться самостоятельным, соблюдать правила - нормы общежития, и т.д., и т.п.. Все мы, проживая свою жизнь, извлекаем уроки из жизненных ситуаций и используем эти выводы для улучшения своей жизни.

Итак, процесс научения непосредственно и неразрывно связан с жизненным процессом. Можно сказать, что научение вплетено в жизнь. Но тут надо различать видовое и индивидуальное научение. Естественно, они переплетены между собой и представляют некое противоречивое единство. Видовое научение - постепенное эволюционное приспособление вида, проявляющееся в наследственных, или, как ещё говорят, врождённых формах поведения. Индивидуальное научение - приобретение индивидом своего жизненного опыта, проявляющегося в приобретённых формах поведения. Другими словами, биогенез есть сплетение двух противоположных его форм - филогенеза и онтогенеза. Онтогенез происходит за счёт филогенеза, а филогенез - за счёт онтогенеза.

Теперь можно сопоставить две триады:

  Жизнь     -   Сохранение  -  Воспроизведение
Биогенез   -    Филогенез     -     Онтогенез

Лучше представлять себе эти триады в виде треугольников, нижний угол которых есть основание, левый угол - тезис, правый - антитезис. Понятно, что антитезис опять переходит в основание. В общем, ориентироваться надо на вышепредставленную схему. Синтез здесь фигурирует в качестве понятия интереса, жизненного интереса.

Интерпретировать это сопоставление можно следующим образом. Жизнь есть непосредственное единство наследственных и приобретённых форм жизнедеятельности. Достижения филогенеза сохраняются в организмах в форме генетической памяти, а в онтогенезе воспроизводятся, но воспроизводятся уже на несколько изменившейся почве, а потому требуют от организмов приспособить наследственные признаки к произошедшим и происходящим изменениям в окружающей среде. Это индивидуальное приспособление и есть приобретение новых форм (способов) поведения, внутреннего строения и функционирования органов организма.

Сохранение по сути есть запоминание и хранение. Воспроизведение - актуализация хранимого, находящегося в латентном состоянии. Синоним воспроизведения - проигрывание, игра. Нам это знакомо по кнопкам на магнитофоне или диктофоне - запись (record) и воспроизведение (play). В живом организме эти процессы называют двигательной, моторной, или механической памятью. Но моторной памятью это можно называть с натяжкой, поскольку на самом деле здесь участвуют как рецепторные клетки, так и моторные, как афферентные, так и эфферентные звенья рефлекторной деятельности. Это, скорее, поведенческая, рецепторно-мышечная память, в отличие от познавательной, сенсорно-перцептивной.

В отношении воспроизведения надо сказать, что воспроизведение хранимой информации, какого-нибудь аудио- или видео-, или аудиовидеоряда, бывает разным и иногда намного отличается от того, который хранится в носителе информации. Например, живой звук, записанный в одном месте, воспроизводится в другом месте по-другому, чем он звучал в месте записи. Многое зависит как от качества записи, так и от качества воспроизведения, от качества воспроизводящих звук систем. Одна и та же мелодия по-разному напевается разными певцами, один и тот же текст по-разному читается разными чтецами. У кого-то вообще нет певческого голоса или членораздельной речи, и он мычит себе что-то под нос.

Таким образом, воспроизведение обладает большим индивидуальным своеобразием и разнообразием. Нет ничего удивительного, что на почве воспроизведения, например, восстановлении клеток, их росте и размножении, а также размножении организмов появляются генные мутации. Каким-то организмам они дают преимущество в борьбе за жизнь и сохраняются, пройдя горнило естественного отбора. Другим эти мутации, наоборот, подкидывают своеобразных "свиней" в виде генетических аберраций и врождённых заболеваний, в результате чего носители плохих мутаций погибают естественным образом или в конкурентной борьбе. 

Воспроизведение полезно также понимать и как повторение удачно найденных способов деятельности. Через повторение рецепторно-моторных (двигательных) комплексов, комбинаций движений, происходит упражнение органов, участвующих в этих движениях. Упражнение, как писал А.Н.Бернштейн ("О ловкости и её развитии"), - это повторение без повторения. Невозможно одинаково повторить какое-либо движение или их комбинацию, поскольку условия каждый раз меняются, и надо каждый раз прилаживать движение к изменившимся элементам среды, как внешней, так и внутренней.

Всё же кое-что в условиях меняется до того медленно, что эти условия можно считать постоянными. И научение жить в этих условиях приводит к привыканию к ним. Привыкание определяют как постепенное исчезновение явно выраженной реакции на постоянный стимул. Однако, как только этот постоянный раздражитель исчезает или вместо него появляется (на него накладывается) другой, реакция восстанавливается. Да и реакция уже не та, которая была прежде, а несколько другая. Это реакция на новизну. Её ещё называют ориентировочной реакцией в составе ориентировочного рефлекса. Организм начинает возбуждённо исследовать появившийся новый стимул, новый предмет, новую предметную ситуацию. Собственно, это уже связано с интересом, о котором речь пойдёт в следующей главе.

А здесь необходимо сказать, что к постоянным условиям жизни организм привыкает. Они для него становятся привычными. В них он и ведёт себя привычным образом. Вот это привычное действие и есть навык. В привычных условиях организм не обращает на них особенного "внимания", не проявляет к ним особенного "интереса", не исследует их (поскольку уже всё давно исследовано), не изучает, и, следовательно, ничему больше не учится. Это та пресловутая "зона комфорта", жизнь в которой губит на корню всякий рост и развитие. Сидеть в ней человеку можно только, если его внутренняя ситуация резко и непредсказуемо меняется, т.е. он занимается умственным трудом, пишет, сочиняет, изобретает, и так далее.

Но животные этими делами не занимаются, и у них эволюционный прогресс наблюдается только тогда, когда они выходят из своей "зоны комфорта" и расселяются по новым территориям, где встречаются с удивительнейшими природными ландшафтами и новыми видами животных, к жизни с которыми необходимо также приспосабливаться. Так и люди, которые поначалу кочевали с места на место, расселяясь по огромным территориям, а потом их кочевой образ жизни стал постепенно переходить в оседлый. При оседлом образе жизни возможно не только животноводство и потребление животных в пищу, но и растениеводство, земледелие, строительство, добывающая и перерабатывающая промышленность.

Возвратимся к научению, привычкам и навыкам. Очевидно, что эти понятия можно также организовать в триаду: научение - привычка - навык. И эта триада также будет соответствовать триаде: жизнь - сохранение - воспроизведение. Из сопоставления этих триад можно вывести любопытные определения понятий. Возьмём, например, понятие самосохранения. Инстинкт самосохранения можно определить как привычку жить, причём такую привычку, которая въелась в нашу плоть и кровь, неумолимо требуя продолжения самого себя и своего рода. Можно пожертвовать своей жизнью, но не просто так, а ради сохранения своего рода и племени, своей семьи. Но даже такое самопожертвование сопряжено с героическими усилиями преодоления инстинкта самосохранения.

Нелегко отказаться от такой привычки, поскольку она внедрена в наш мозг самой жизнью и всей эволюцией. А механизм, предохраняющий нас от такого шага против жизни и эволюции - боль. В ней коренится мотивация избегания каких-либо объектов во внешней среде, которые могут нанести вред жизнедеятельности и вообще её прекратить. Здесь источники таких чувств и эмоций, как опасение, боязнь, страх, ужас. За страхом смерти и небытия стоит страх боли и предсмертных страданий. Но здесь же находится и источник мотивации приближения, поскольку усилия по сохранению себя и своего вида вознаграждаются самой эволюцией  (её сложившимися в организме механизмами) чувствами приятного удовлетворения, эмоциями радостного предвкушения этого удовлетворения,  и всех положительных эмоциональных переживаний.  Автоматизм самосохранения работает по принципу гомеостаза, поддерживающего в организме постоянство внутренней среды.

Навыки, со своей стороны, не только содействуют самосохранению, укрепляя гомеостаз, но и своим накоплением в деятельностной памяти обеспечивают рост вооружённости и, следовательно, рост защищённости организма от вредоносных влияний окружающей среды.  Таким образом, привычки и навыки представляют собой полярности Самосохранения и Роста, синтезом которых является Развитие психики.

Из инстинкта самосохранения следует инстинкт самовоспроизведения. Сюда входит инстинкт самовосстановления, автоматический процесс самозаживления ран, инстинкт приобретения, роста и накопления, инстинкт размножения и продолжения своего рода, а также игровой инстинкт. В игре, как генетически запрограммированному виду деятельности, происходит научение молодёжи разным комбинациям движений, имеющим приспособительное значение во взрослой жизни. Какие-то способы молодёжь усваивает, подражая своим взрослым сородичам, какие-то - подражая сверстникам, какие-то - путём самостоятельных исследований и находок. Эти способы молодёжь тренирует в упражнениях, как уже говорилось, вплоть до степени хорошо отработанных навыков. Тренировка людьми животных называется дрессировкой, дрессурой.

В индивидуальной или групповой игре животные воспроизводят видовой жизненный опыт, приспосабливая его к тем условиям, в которых они живут. Поэтому детская игра есть генетически запрограммированная форма приспособления к жизни, тренировки всех функций детского организма и его подготовки ко взрослой жизни. На этом уровне научение и игра представляют собой синкретическое единство, которое впоследствии распадается на отдельно игру и отдельно обучение. Хотя есть и синтетические формы этого единства, проявляющихся в обучающих играх и в игровых методах обучения.

В относительно постоянных условиях привычки и навыки обеспечивают автоматический характер регуляции. Автоматическая регуляция многообразна. Это и авторегуляция дыхания, пищеварения, ходьбы, бега, переходов от сна к бодрствованию и обратно, и т.д.. А если затронуть внутриклеточную регуляцию и регуляцию генетических процессов, то видов авторегуляции найдётся довольно много.

Автоматическая регуляция нужна для того, чтобы каждый раз не приспосабливаться заново к одним и тем же условиям жизни, а тратить энергию только на появляющиеся новые обстоятельства. То есть автоматизация способствует экономии сил. П.В.Симонов даже постулировал потребность в экономии сил (ПЭС), которая иногда выражается в лени. А лень, как мы все знаем, есть двигатель технического прогресса. И для того, чтобы лишний раз не шевелиться там, где это нам надоело, мы изобретаем какой-нибудь автоматически действующий механизм, который облегчает нашу жизнь и делает её интересней. Ведь возиться с вечно портящимся механизмом, например, таким как автомобиль, разбираться в его устройстве, разбирать и собирать, чинить, чистить, мыть, лелеять и т.п., гораздо интереснее, чем двигать ножками туда-сюда. Также, видимо, поступает и наш организм, формируя внутри себя всякие системы автоматической регуляции, вечно ломающиеся и ввергающие организм в болезненные состояния, из коих приходится изобретёнными средствами (травными отварами, снадобьями, порошками и таблетками, а также лечебной гимнастикой и трудотерапией) вытаскивать себя в здоровое состояние.

С понятиями сохранения и воспроизведения вполне сопоставимы такие понятия, как сущность и явление, ноумен и феномен, генотип и фенотип. В определения этих понятий я пока не буду вдаваться. Это можно сделать самостоятельно по словарям и энциклопедиям. Скажу только, что регуляторный центр организма (ядро клетки, например) содержит в себе сущность того живого существа, в котором располагается этот регуляторный центр. Так генетический аппарат клетки несёт в себе сущность клетки, а весь генный набор животного есть его биологическая сущность. То, как проявляется этот генный набор в росте, созревании и развитии живого организма, есть фенотипическое своеобразие данного организма. Фенотип - результат взаимодействия генотипа с комплексом факторов внутренней и внешней среды.

Конечно, кроме биологической сущности, у человека есть ещё и другие сущности. Это целая иерархия сущностей. Среди них можно различить биографическую сущность - индивидуальный жизненный опыт, хранимый в образной памяти человека. Ценностная сущность - опыт эмоциональных переживаний, сохраняющийся в виде системы мнений о жизни, о людях, о себе, и т.д.. Хозяйственно-экономическая сущность - система трудовых норм и привычек. Когнитивная сущность - кругозор, набор знаний, хранящихся в семантической памяти человека.  Социальная сущность человека - его мораль (устойчивая система рефлексивных отношений с другими людьми и самим собой), проявляющаяся в нравственности личности. И, наконец, гражданско-политическая сущность - система правовых норм, привычных для человека как гражданина. Эти сущности будут рассмотрены при дальнейшем описании предлагаемой модели психики. Названия будут уточняться.

Сущность познаётся через явления. Также и мы узнаём о содержащейся в компьютере графической информации по её воспроизведению на экране монитора, а звуковой информации - посредством аудиосистемы (колонок, наушников). Компьютерная аналогия тоже помогает в какой-то мере понять взаимоотношения между понятиями сохранения и воспроизведения. Допустим, на жёсткий диск компьютера загружаются программы и различные данные, где они и хранятся. Между данными и программами есть относительное тождество. Программы - те же данные, только специфического характера. В них хранится набор процедур, инструкций, команд, алгоритмов, и прочее, которые воспроизводят операции с данными - с некоей информацией. Данные - закодированная (записанная определённым кодом) информация, энграммы или инграммы, т.е. записи. Программы - это, по-русски будь сказано, предписания о том, что и как с этими данными надо делать, чтобы получить некий результат.

Регуляционный центр в организме в какой-то мере аналогичен центральному микропроцессору в компьютере. Тем более, что, как пишут, он состоит из блока управления и арифметико-логического блока. Можно сказать, что воспроизведение в биологическом смысле в большой степени связано с работой рецепторно-моторных программ, а сохранение - с записью и хранением обрабатываемой с помощью этих программ информации.

Навык тоже можно считать двигательной программой, в которой записано, как поступать с информацией, поступающей от взаимодействия с предметом. Навык обладает определённой степенью жёсткости в зависимости от изменчивости среды. Чрезмерно затвердевшие навыки - это те самые жёсткие стереотипы, которые мешают приспосабливаться к резко изменяющейся обстановке. Стереотипия может нарастать и вводить обладателя таких стереотипов в жёсткий конфликт с окружающей средой, по крайней мере, с другими субъектами, которые также могут впадать в жёсткую стереотипию. Если хотя бы один из конфликтующих субъектов будет гибче и мягче, то он будет способен уладить ситуацию или хотя бы минимизировать последствия конфликта. Жёстко стереотипными могут быть представления, понятия, правила, нравственные принципы, политические взгляды, и т.д..

С другой стороны, стереотипы могут формироваться слишком медленно, могут быть неустойчивы и подвержены быстрому разрушению. Человек с такими особенностями нервной системы будет находиться в постоянном поиске, постоянно приспосабливаясь к другим, теряясь в разнообразии предъявляемых к нему ожиданий и требований. Чрезмерная мягкость и рыхлость навыков приводит к лишним затратам энергии и нервному истощению. Следовательно, гармоничным вариантом будет и не слишком мягкий и рыхлый стереотип, и не слишком твёрдый и жёсткий.       

Контактное (содействующее, дружественное) и конфликтное (противодействующее, враждебное) взаимодействие между животными организмами и/или людьми приводит нас к рассмотрению позитивного и/или негативного интереса, мотива достижения и/или мотива избегания. Интересы либо сталкиваются, либо сходятся, либо находятся в сложном дружественно-враждебном сочетании. Через кооперацию и конкуренцию и происходит естественный отбор наиболее приспособленных особей, а также сохранение и передача следующим поколениям тех генов, носителями которых они являются.

Попытаюсь сделать некоторые выводы о жизни как регуляции.
 
1. Регуляция представляет собой упорядочение. С одной стороны, это живой процесс упорядочения, процесс становления порядка, его возникновения из хаоса взаимодействий. С другой стороны, это состояние ставшего порядка, состояние устроенности и налаженности жизни, её, так сказать, автоматизированности и механистичности. Следовательно, регуляция есть некое синкретическое единство её динамики и статики, борьба нового со старым, постоянное обновление или самообновляющееся постоянство.

2. В жизни наблюдается как гармония между статикой и динамикой регуляции, так и перекосы в ту или другую сторону. Доминирование статики над динамикой выражается в так называемом "железном порядке", в жёсткой иерархии и чёткой субординации. Доминирование динамики над статикой - в анархичном равенстве, преобладании координационных (горизонтальных) связей над субординационными (вертикальными). Особую динамику жизнь приобретает в периоды природных и социальных потрясений (катаклизмов, бедствий, войн, революций, и т.п.). Наиболее статичной и стабильной жизнь становится в благоприятное и мирное время.

3. По принципу взаимопроникновения противоположностей в периоды особой динамики от общества требуется именно "железный порядок", чтобы справиться с наступающим хаосом. Так во всех воинских подразделениях устанавливается подобие "железного порядка" - воинский устав. Если он не соблюдается, если в воинских коллективах и полувоенных формированиях происходит разброд и шатание, то такие коллективы под натиском враждебных сил разваливаются и уничтожаются. И наоборот, в периоды стабильной мирной жизни упорядочённость имеет привычный автоматический характер, и большее внимание уделяется горизонтальным, координационным связям. То есть, в мирной жизни происходит больше внутренняя динамика и развитие.

4. Относительная гармония между статикой и динамикой регуляции достигается через циклическую смену доминирования одного над другим. Размах маятника поначалу довольно большой, но постепенно становится меньше, покуда между статикой и динамикой не установится некий более или менее гармоничный синтез, "золотая середина", "срединный путь". Это не означает конечную точку развития, поскольку косная материя чревата энтропией и хаосом, вечной причиной для его упорядочения.