Задерживают и пытают в кадыровской Чечне

Игорь Кутузов
В Чечне задержан руководитель местного офиса правозащитного центра «Мемориал» Оюб Титиев. Его обвиняют в перевозке наркотиков. В «Мемориале» подчеркивают, что «полиция сразу начала нарушать закон»: адвоката пустили к задержанному спустя полдня, после звонка в республиканское МВД омбудсмена Татьяны Москальковой и главы СПЧ Михаила Федотова.

В МВД по Чеченской Республике заявили, что задержанный накануне руководитель грозненского офиса ПЦ «Мемориал» Оюб Титиев перевозил, предположительно, пакет марихуаны. Его машину остановили сотрудники полиции Курчалоевского района «в ходе профилактических мероприятий». «При досмотре машины обнаружен пакет с веществом растительного происхождения с запахом марихуаны весом примерно 180 граммов»,— говорится в сообщении министерства. «Следователь сказал адвокату, что оформляют статью 228 УК РФ (незаконное приобретение, хранение наркотических средств)»,— сообщил старший юрист ПЦ «Мемориал» Кирилл Коротеев. Руководитель программы «Горячие точки» ПЦ «Мемориал» Олег Орлов назвал обвинение «сумасшествием». «Титиев понимал, что к нему проявляют внимание правоохранители. Кроме того, Оюб серьезно занимается спортом и ведет здоровый образ жизни. Он чрезмерно строг к себе. Я не представляю, что он мог поехать на работу и везти с собой наркотики»,— указал “Ъ” представитель «Мемориала».

ПЦ «Мемориал» сообщил о пропаже 60-летнего господина Титиева 9 января. Как выяснили в «Мемориале» из неофициальных источников, Оюб Титиев был доставлен в Курчалоевский РОВД. Однако прибывшему туда адвокату заявили, что такого человека у них нет. Глава Совета при президенте РФ по правам человека Михаил Федотов и уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, к которым обратился господин Орлов, попросили МВД по ЧР выяснить судьбу правозащитника. «Только к вечеру замминистра Апты Алаутдинов сообщил госпоже Москальковой, что Оюб находится в Курчалоевском РОВД»,— добавил господин Орлов. Он подчеркнул, что дело началось с нарушений. «Титиева задержали в 10:30. Но адвоката пустили к нему только в 18:00»,— указал господин Орлов. Адвокату Оюба Титиева к вечеру вторника удалось выяснить, что подзащитный в ОВД не был избит и что он категорически отрицает вину.

«Мемориал» с начала боевых действий в Чечне отслеживает факты неправомерных задержаний, преследования и нарушения прав граждан. В правозащитном центре прямо связывают задержание коллеги с его деятельностью. «Мы плотно занимались списком задержанных и пропавших в Чечне людей, который первой опубликовала “Новая газета” (издание утверждало, что более 20 человек были задержаны в конце 2016-го и начале 2017 года по подозрению в нетрадиционной сексуальной ориентации, впоследствии некоторые из них могли быть убиты.) Эта работа продолжается и сейчас»,— пояснил господин Орлов. О проблеме преследования в Чечне лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией госпожа Москалькова сообщила в мае прошлого года президенту РФ Владимиру Путину. В ноябре 2017 года она попросила Следственный комитет ускорить проверку по заявлению уроженца Омской области Максима Лапунова о преследовании, которому он подвергался в Чечне в связи с сексуальной ориентацией (см. “Ъ” от 17 октября 2017 года).

Правозащитники сравнивают задержание Оюба Титиева с уголовным преследованием чеченского общественного деятеля, президента международного общественно-политического движения «Ассамблея народов Кавказа» Руслана Кутаева и журналиста Жалауди Гериева. Господин Кутаев был задержан в 2014 году, у него был найден пакет с героином, впоследствии он был приговорен к двум годам и десяти месяцам лишения свободы и освободился в декабре 2017 года. По словам Руслана Кутаева, его задержали во дворе дома, привезли в Грозный, где избили, а затем пытали в подвале. Господин Гериев был задержан в 2016 году. Суд приговорил его к трем годам лишения свободы за перевозку марихуаны. По словам Жалауди Гериева и очевидцев, его вытащили из автобуса вооруженные люди, привезли в лес, скрутили проволокой, стали избивать, надели на голову полиэтиленовый пакет, а затем потребовали признаться в перевозке наркотиков.