Квартирная стратегия

Сергей Александрович Горбунов
Квартирная стратегия

Первый секретарь обкома партии Николай Борисович     Телицин не имел персональной дачи и не занимался выращиванием плодово-ягодных культур.  Но уважал знаменитого советского садовода Ивана Владимировича Мичурина за его крылатую фразу: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Так как эти слова подходили к стилю и методике работы партийного руководителя региона, не признававшего в достижении цели никаких преград и действовавшего по принципу – победителей не судят!
Это партийный вожак области продемонстрировал, когда ЦК КПСС объявил программу прокладки и улучшения междугородних дорог в стране. За это дело Николай Борисович взялся серьезно и ответственно. По его указанию все силы специализированных дорожных подразделений и коммунального хозяйства городов и районов подведомственной первому секретарю территории – были направлены на строительство и модернизацию межобластных магистралей. К этой работе Телицин подключил и крупные производства, которые должны были подсобить техникой и людьми.
Взяв под личный контроль выполнение этой программы, Николай Борисович выезжал на трассы, чтобы удостовериться в ходе работ. И если километры дорожного полотна укладывались не так быстро, как желали в обкоме партии, первый секретарь «рвал и метал», дополняя эти действия фразами из нестандартного лексикона. В итоге он добился своего: пусть уже с неба летели «белые мухи» и землю сковали предзимние заморозки, но асфальт на магистралях был уложен и в Москву ушел победный рапорт.
Конечно, не обошлось без злопыхателей и завистников, заявлявших о том, что своей ударной работой на магистралях, Николай Борисович прекратил прокладку и ремонт дорог внутри своей области, изъяв оттуда и перенаправив все ресурсы. Но это была «мелочь» по сравнению с поставленной задачей дорожного строительства. Как и то, что укладка асфальта при минусовых температурах не сулила долговечности покрытия. Главное – что магистрали проложены, а глубинка области – еще может подождать с хорошими дорогами.
Такого мнения первого секретаря обкома сталевар Андрей Пичугин и еще пятьдесят работников металлургического завода не знали и, даже, – ходили в «именинниках». В ноябре текущего года, как им сказали в профсоюзном комитете, они должны получить квартиры в доме, которое их предприятие строит для своих очередников. Некоторые нетерпеливые из них даже приезжали на стройплощадку, чтобы оценить темпы работ и порадовать себя предвкушением новоселья. Ждал его и сталевар, истомившийся в очереди на получения жилья и проживанием вчетвером в однокомнатной квартире. Он даже сходил с супругой в мебельные магазины, чтобы прицениться к просторной кровати, на которой они с женой станут блаженствовать в новой квартире.
…В это же время в обкоме партии прошло бюро, которое было коротким и деловым. Николай Борисович, собрав, помимо руководящих работников аппарата, управляющих крупных строительных трестов области – доложил им о том, что Центральный Комитет партии принял решение: к 60-летию Великой Октябрьской революции переселить всех, живущих в бараках и ветхом жилье, – в благоустроенные квартиры.
- Мы данное постановление ЦК должны выполнить, – первый секретарь произнес эту фразу, как не требующую комментариев. – Спрос будет самый жесткий – вплоть до партийного взыскания и увольнения с работы как не справившихся с должностными обязанностями. Финансовые и материальные ресурсы предоставят в полном объеме. Так как вопросов не должно быть – приступайте к работе.
…И завертелась строительная «карусель». Нельзя сказать, что дома росли, как грибы после дождя, но, над городами области взметнулись, как журавли, башенные краны, а этажи строений упорно поднимались вверх.
Так прошло лето и осень начала плавно готовить природу к зиме. Но, эта лирика, с палитрой желтых и оранжевых листьев на деревьях, мало трогала первого секретаря обкома. Несмотря на усилия строителей и предпринимаемые планомерные взбучки, устраиваемые им, намеченный план возведения жилья не укладывался в определенный обкомом график. Более того, оказалось, что проживающих в бараках и трущобах – гораздо больше, чем ожидалось. А до празднования годовщины Октября оставался месяц с небольшим.
Вновь было собрано бюро обкома партии, на котором пытались найти резервы ускорения строительства. Но, ничего конкретного, а, главное, эффективного не вырисовывалось.
Образовавшуюся паузу прервал Николай Борисович, обратившийся с вопросом к секретарю, ведавшим строительной отраслью.
- Какая у тебя по году будет цифра сдачи ведомственного жилья? Ну того, что строят для своих работников предприятия?
…Получив ответ, Телицин махнул рукой, как саблей:
- Все эти квартиры передать живущим в бараках и в аварийных строениях. Заводам и другим владельцам строящегося ведомственного жилья – дать гарантию в том, что квартиры им возвратят в домах, которые будут возведены позже.
…Попытка секретаря по идеологии сказать, что в трудовых коллективах могут неверно понять это решение, так как там квартиры распределили не только очередникам, но и лучшим работникам – была резко оборвана.
- Да, в бараках живут не герои труда, но это – наши советские люди и они должны получить завоевание Октября! Задание партии – мы обязательно выполним!
…Этого монолога сталевар Пичугин не слышал. В профсоюзном комитете завода ему и другим очередникам-новоселам лишь сказали о том, что их въезд в новое жилье переносится на следующий год.
Не знал укротитель раскаленного металла и о том, что после 7 ноября их секретаря обкома партии переведут на работу в Москву, в аппарат ЦК КПСС. Там оценили его умение видеть главное.