Б Махон Эдвардс и Финни об обращении и возрождении

Инквизитор Эйзенхорн 2
БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ:
ЭДВАРДС И ФИННИ
Брайан Махон

Джонатан Эдвардс имел более библейское понимание причин обращения и возрождения, чем Чарльз Финни. В этой работе мы попытаемся защитить этот тезис, сделав три герменевтических наблюдения и три библейско-богословских аргумента, соединив в одно целое несколько работ этих двух людей.

Три герменевтических наблюдения в пользу Эдвардса

Эти три герменевтических наблюдения таковы. Во-первых, в то время как Эдвардс черпает свое понимание из экспозиции текста, Финни делает это, исходя из собственных дедуктивных способностей. Во-вторых, мысль Эдвардса более сконцентрирована на Новом Завете, тогда как Финни - на Ветхом. В-третьих, Эдвардс гораздо более христологичен в понимании таких вещей, вопреки Финни, чья аргументация вообще редко упоминает Христа в этих вопросах.

Эдвардс, Финни и библейская экспозиция

Способ понимания Эдвардсом причин обращения и возрождения вытекает из его библейской экспозиции. Эдвардс всегда читал текст, объяснял его и выводил из текста плоды библейского понимания. Следуя тексту, он предоставлял Писанию право говорить за себя и доказать его тезис. Сила Эдвардса здесь была слабостью Финни. Обычно по своей привычке он начинал с какого-либо текста Писания, но объяснял его не исходя из внутренней логики и смыслов этого текста, а от своего ума и дедуктивных способностей. Разумеется, он мог быть здесь силен, но это редко открывало суть Писания.    По этой причине Финни редко уделяет внимание любой аналогии веры, способной вставить его тезисы в более широкий контекст учения Библии, где их можно было бы правильно взвесить. Богатство источников, из которых можно получить и прояснить библейское понимание причин обращения и возрождения, куда более соответствует подходу Эдвардса.

Эдвардс, Финни и завет

Наиболее принципиальная разница между двумя богословами относится к пневматологии и истории. Эти две библейские темы имеют отношение к любой дискуссии об основной причине обращения и возрождения. Отправные точки лекций и проповедей выявляют позицию каждого из мыслителей. Эта позиция неизбежно превозносит или Бога, или человека. Аргументы Эдвардса основываются чаще на экспозиции Нового Завета, тогда как Финни - на Ветхом. Бесспорно, аргументы за библейское обращение и возрождение могут быть основаны и на Ветхом Завете, поскольку он учит истории искупления. Но Финни не идет по этому пути. Важность этого невозможно переоценить. Ветхий Завет, говоря о действии Святого Духа, указывает во многом на будущее событие - излияние Духа. Это событие происходит в Новом Завете. Поэтому, если пробуждение - это необычайное излияние Духа Божия, то отправной точкой для любого библейского понимания его должен быть Новый Завет. До Вознесения Христа Дух не изливался на отдельных людей необычайным образом и, таким образом, тексты Ветхого Завета говорят о младенчестве в Духе, а не о зрелости в Нем (? - Пер.).
Это, похоже, не смущает Финни, который приписывает человеку врожденную способность изменить свое сердце и усваивает Духу Божьему лишь второстепенную роль в этом процессе. Действительно, он пишет, что “христианство - это дело человека. Это то, что мы делаем”. Хотя Финни пытается сбалансировать эту мысль с действием Божьей благодати, он всегда возвращается к присущей человеку силе как основной причине возрождения. "Грешник на самом деле меняется, и, следовательно, в самом прямом смысле, есть автор изменения" (Finney C.G. Lectures on the Revivals in Religion. N.Y.,1835. P.183).
Толкование Эдвардса на 1 Иоан.4, однако, вводит в центр внимания работу Святого Духа, производящего отличительные знаки подлинного обращения и возрождения в целом. Для него обращение и возрождение - дело суверенного Духа Божия, ибо Он обладает уникальными качествами, необходимыми для исполнения этой бесконечно дивной задачи. Аргумент Эдвардса является неизмеримо более библейским, ибо он исходит из события Пятидесятницы и, таким образом, дает тщательное объяснение пневматологии и понимания истории с точки зрения основной причины обращения и возрождения.

Эдвардс, Финни и христология

Аргумент от христологии зависит от аргумента о работе Духа. Тот, кто будет слаб в пневматологии, будет слаб и в христологии, и наоборот. Святой Дух - это Дух Христов. Превознесенный Христос обладает полнотой Духа и раздает Дух по Своей воле. Служение Божьего Духа -  прославлять Иисуса Христа и свидетельствовать о Нем. Когда работе Святого Духа уделяется мало внимания, неизбежно появится низкая христология.
В проповеди "Грешник обязан изменить свое сердце" Финни называет работу Духа сильной властью, убеждающей человека изменить свои предпочтения без особых отношений ко Христу. Эдвардс, с другой стороны, называет Духа Богом, от Которого целиком зависит наше обращение и единство с Христом. Именно об этом  что Эдвардс пишет наиболее красноречиво. Когда он описывает на библейской основе примеры истинной работы Духа Божия, он показывает, что безусловный центр этой работы - "Иисус, Который родился от Девы и был распят вне врат Иерусалима". Это "утверждает и устанавливает в умах истинность всего, что Евангелие говорит нам о Нем как Сыне Божьем и Спасителе людей" (Works. V.4. N.Y.,1852. P.539). Писание говорит о нашей абсолютной зависимости от Бога в искуплении, о том, что Христос от Бога стал нашей мудростью, праведностью, освящением и искуплением; именно в этом Христе мы заинтересованы, в Нем мы становимся новыми творениями; это Христос, Который спасает нас, и Который является "праздником нашей души".
Тексты Финни, к сожалению, редко упоминает Христа в связи с обращением или как предмет веры, и почти ничего не говорят о Его совершенстве как о  единственной основе принятия  Богом. Не раз в своих лекциях и проповедях он умоляет грешника к вере в Иисуса, но только в послушании Богу или для изменения предпочтений. Почему же тогда умер Христос? Он просто хороший пример для нас или Тот, Кто вполне угоден Богу? Все это так, но Христос больше, чем пример, или чем просто человек, угодивший Богу. Он является Господом и Спасителем. Он Тот, Кому мы поклоняемся. Он и только Он мог снять проклятие Адама, принеся в жертву Свою праведную жизнь. Несмотря на все это, христология Финни на удивление куцая. Если Христос - это цель Писания и Тот, в Кого мы верим, Эдвардс безусловно является куда более библейским в своем понимании причин обращения и возрождения.

Три библейско-богословских аргумента в пользу Эдвардса

Эти три момента касаются состояния человека при его обращении и в деле возрождения. Их можно обобщить так: как человек верит, каково его состояние и отношение к Богу и как совершаются обращение и возрождение.

Эдвардс, Финни и состояние человека

Состояние, в котором человек пал в Адаме, и в настоящее время фактически отделен от Иисуса Христа - вот что определяет, как мы должны понимать обращение и возрождение. Истолкование падения человечества определяет сотериологию. Финни и  Эдвардс имеют кардинально разные взгляды на это историческое событие и на то, в какой степени оно затронуло потомство Адама.
Финни считал, что Адам был создан без нравственного характера. Когда Адам впервые осмыслил Бога и творение, он стал по своей воле нравственным существом, то есть получил возможность выбрать, чтить Бога или нет. Он не считал, что Адам был создан в изначальной праведности, что все его способности были таковы и что он мог наслаждаться Богом вечно. Финни утверждал, что, пробудившись к жизни, Адам имел выбор, угождать Богу или нет, то есть он уже вступил в двойственное царство добра и зла. Таким образом, решение Адама выбрать Бога как свою высшую цель было не более, чем то, что Финни называет “предпочтением”. Из этого предпочтения могла течь "чистая вода послушания".
Когда Адам изменил свое мнение или предпочтение, центр его существа, сердце, реально впал в нечистые предпочтения. Ключевой момент  для Финни, однако, заключается в том, что это падение не привело к изменению устроения души или тела. Способности не были полностью повреждены без возможности восстановления. “Это не было изменение в самих способностях морального выбора, а просто в пользовании ими, когда мы посвящаем свои силы недолжным целям" (Finney C.G. Sermons of Various Subjects. V.1. N.Y.,1835. P.10). Поэтому Адам, изменив свои предпочтения, мог снова изменить их и вновь стать святым. Человек способен преобразовать себя, просто изменив свои предпочтения и оказав послушание Богу, даже если это достигается с помощью Духа, наставляющего на истину. В  этом понимании падшего состояния человека нет рабства сатане и греху. Грех - это не господин, которому мы любим подчиняться. Вместо этого Финни морализирует по поводу того, как послушание может спасти человека. Послушание через веру не просто открывает тюрьму, но разрушает ее как землетрясение, делая стремления человека свободными. Для Финни нет разницы между христианами и неверующими, кроме их повседневных личных предпочтений. Он, похоже, не учитывает риторический вопрос Иеремии: “может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? Тогда и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?”.
Совсем наоборот обстоит дело у Эдвардса. Только Бог делает христианина “отличным от худших из людей в этом мире, или самых несчастных проклятых в аду”. Христианин не может заставить себя согласиться на изменение своих предпочтений, но его отличает Бог, Который в Своей суверенной благодати изменяет его природу, даруя ему покаяние и веру во Христа, послушание и Дух усыновления, "с помощью Которого мы обретаем знание о Боге и божественных вещах, святой нрав и всякую благодать, которая поддерживает нас" (Edwards J. Sermons. Peabody,2005. P.6). Тексты, описывающие состояние человека, дают нам сделать простой библейский вывод о его полной никчемности и необходимости Божией работы для его изменения. Таким образом, понимание Эдвардсом состояния человека, а соответственно и этой работы по его изменению куда больше  соответствует Писанию, чем о учение Финни.

Эдвардс, Финни и обращение

Из всего сказанного следует, что эти два человека имели четкие различия в своем понимании причин обращения. Финни исходит здесь из своего понимания человеческих способностей. Его иллюстрация с пьяным человеком, стоящим на краю водопада, весьма показательна. Этот человек пьян, а не мертв. Когда он приближается к краю пропасти, у него появляется страх, и по промыслу Божьему он осознает опасность. Финни считает, что человека спасают три вещи: Дух Божий, проповедь истины и воля самого грешника. Но мы уже сказали, что для Финни имеет место не действенное влияние Духа, а то, что грешник сам изменяется, и так, что он становится автором этих изменений. В другом месте он пишет: “Дело в том, что фактическое изменение становится законом для самого грешника, а "сердце изменяется, когда его расположение начинает оказывать предпочтение разуму вместо страстей" (Finney C.G. Sermons of Various Subjects. P.12-13). Не следует делать вывод, что Финни не дает Духу места в этой работе вообще, но он рассматривает ее синергически и указывает, что в конечном счете причина изменений заложена в самом грешнике.
В отличие от этого Эдвардс усваивает причину обращения только Богу. Это не значит, что он снимает с грешника ответственность или делает его полностью морально пассивным после обращения, но он считает, что истинную благодать душе сообщает только Бог. В этой связи он прямо противоречит Финни, который считает  нелепым, что Бог дает то, что Он повелевает. Как уже отмечалось, причина здесь в разном понимании состояния человека. Эдвардс исходит из  неспособности человека, поэтому он находит в Писании необходимость веры в Иисуса для обращения. Но такое понимание веры странным образом отсутствует в лекциях Финни. Эдвардс пишет, что Бог замыслил искупить только через веру, потому что природа веры подразумевает абсолютную зависимость от Бога в этом деле. Кроме того, как отмечает Эдвардс, в соответствии с Писанием веру дает Сам Бог. Таким образом, человек нуждается в том, чтобы стать новам творением, и согласно Писанию это делает только Христос. Понимание обращения у Эдвардса - библейское, в отличие от Финни.

Эдвардс, Финни и возрождение

Эдвардс стремится показать признаки возрождения в целом. Он считает, что у Бога в этом деле нет партнеров или конкурентов. Для Библии это необычайное и совершенно суверенное действие Духа совершает только Бог, воздействуя на души и неверующих, и верующих, и у этого есть свои признаки. Финни, с другой стороны, стремится обеспечить возрождение посредством послушных людей, и даже дает учение о том, что с такими-то средствами мы можем  ожидать возрождения.
В то время как Бог даровал такие средства, как молитва, библейские проповеди святая любовь, чтобы подчинить человеческие сердца Своей воле, по Эдвардсу, Он никогда не гарантирует возрождение таким образом. “Я посадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог". Бог дает и средства, и цели, упорядочивая то и другое по Своей воле. Это еще один аргумент против Финни, ибо опыт не согласуется с его идеями. Множество людей кропотливо трудились над делом Евангелия и в течение многих лет ничего не происходило, но было и так, что труды и воздыхания приводили к огромному излиянию Божьего Духа на людей.
Благодаря своему учению о способностях человека Финни ввел совершенно новый способ воздействия на него. Если проблема человека в его плохих предпочтениях, достаточно изменить его настрой. С этой целью Финни предложил целый ряд внешних приемов. Скамья попечения и призыв к алтарю стали средствами добиться от грешника "решения за Христа". Эдвардс, однако, совершенно ясно понимал, что внешние действия - это не отличительный признак работы Духа Божьего, ибо она может быть или ее может не быть. Единственно правильный стандарт суждения об этой работе должен исходить из того, что Дух является Автором писания. Здесь противоположность таких взглядов становится окончательно ясна. Преданность Финни внешним действиям порождала массовые липовые "обращения". Преданность Эдвардса подразумевала терпение и библейское правило  как средство выяснения истинной причины и реальности обращения и возрождения.

Заключение

Мы привели шесть аргументов в пользу Джонатана Эдвардса. В своих трудах Эдвардс утверждает четко библейский подход в противовес упору Финни на опыт и наглядность. Поэтому он истолковывает текст на основе пневматологии, истории и христологии. В его понимании в человеке нет оснований для обращения и возрождения. На фоне этих герменевтических наблюдений вместе с библейскими соображениями мы можем видеть, чего реально стоило рвение этих двух людей к обращению душ. Взгляд Эдвардса на причины обращения и возрождения - библейский, в отличие от Финни. 

Дополнение

И Эдвардс, и Финни имели ревность к обращению душ и усердие, о котором нам не мешало бы молиться. Но ревность к обращению должна быть основана на истине.  Необходимо подтвердить библейскую истину для того, чтобы иметь должное рвение к спасению потерянных душ. Главная модель здесь безусловно Иисус Христос, куда меньше - апостол Павел, который не был богословским легковесом, и оба четко подтвердили то, что противоречит учениям Финни. Но, по словам д-ра Шона Райта, Финни попал в струю, и его воздействие на американское христианство чувствуется в большинстве наших церквей сегодня, независимо от конфессии.
Всем, кто вырос в евангельском мире, известны такие выражения, как "принять решение" или "посвятить себя Христу",  крайний акцент на призыв к покаянию в виде "молитвы грешника" с закрытыми глазами, в то время как другие поддерживают тебя вокруг, или слова проповедника: "Вот, еще одна рука поднялась!" - хотя, возможно, никто и не выйдет вперед, кроме тех, кто уже выходил. Эти методы некогда создало "возрождение" Финни. Проблема с ними - в богословии, из которого они вытекают, ибо богословие Финни создало его методы. Для Финни благочестие - это одна из человеческих способностей, он усваивает волю к обращению человеку. Отсюда вытекают небиблейские учения о Духе, о Христе и о Спасении. Если мы  попробуем усвоить причину спасения человеку, результат не будет библейским.  Но Финни искренне верил в свою теологию, и он создал метод, подходящий к этому духовному безумию. Если человеку для изменения сердца нужно лишь изменить свое расположение и предпочтения, как это делается в политике, и это и представляет собой истинное обращение, то почему бы не использовать определенные методы внешнего воздействия, чтобы получить внутреннее обращение? Именно это делает Финни, предлагая "принять решение за Христа". Это богословие и соответствующий метод - чистый синергизм в спасении, он считает сотрудничество между Богом и человеком причиной спасения. Я осмелюсь сказать, что, увы, это горе-богословие присуще большинству христиан!
С другой стороны, есть Джонатан Эдвардс. И пока люди не идеальны, и каждый человек грешен, и он во Христе по благодати, чтобы преобразиться в Его образ, то если наше богословие и метод должны согласовываться со Словом Божиим, мы должны обратить внимание на мысль Эдвардса, ибо он действительно чтил Бога. Я считаю, что Эдвардс в целом верно учил об обращении и возрождении. Он говорит, что внешние эмоции, слезы или даже что-то более сильное, а уж тем более обращение не могут быть вызваны поклонением или примером других людей.  Он говорит, что люди могут довольно усердно бороться с грехом и все же не исповедовать Христа, и  приходит к выводу, что ни одна из этих вещей не относится к библейским признакам, по которым можно судить, были ли они истинно обращенными или нет. Он опирается на 1 Иоан.4, чтобы объяснить намерения Духа в столь великом деле. Ибо когда доверие к Иисусу Воскресшему укрепляет в нас любовь к святости и ревность к умерщвлению греха, наше уважение к истине Священного Писания постоянно обостряет в наших сердцах чувство его вечной реальности и когда наши сердца наполняются любовью к Богу и человеку, то по правилу Писания, Автором которого является Дух Божий, мы можем справедливо заключить, что Дух чудесным образом действует в обращении и возрождении.
 Это призыв, братья и сестры. Мы не должны соблазняться только внешними эффектами и действиями. Если человек очень послушен или эмоционально активен в поклонении, то что это говорит нам о внутреннем состоянии его души? Можем ли мы как служители заключить отсюда, что этот человек думает об Иисусе и Библии? Стремится ли он быть сообразным образу Христа, и любит ли ближних и Тело Христово? Если так, то у нас есть более твердая опора, чем эмоции. Если нет, то вопрос не в исповедании человека, а в том, что он делает, и укреплять его во внешних вещах не значит помочь его душе.
Эдвардс исходил из реформатского  богословия славы Божьей в Иисусе Христе в высшей степени. И я утверждаю, что именно поэтому он правильно понял библейские основы возрождения и его цель, данную Богом. На каждом этапе процесса обращения человек должен быть полностью зависим от Бога. Сама природа веры, которую дает Бог, подразумевает зависимость, ибо вера объемлет всего Христа и показывает нам, что мы согрешили и чего  лишились. И это имеет практические последствия для средств, которыми мы пользуемся, и для нашего понимания причины обращения
Бог дал нам Свое Слово, Свой Дух, Своего Сына, у нас есть Евангелие, служение, молитва, оглашение, общение друг с другом, но во всем этом мы лишь распорядители. Только Бог дает рост. Это славная беспомощность, потому что она превращается в надежду. Мы можем любить, учить и проповедовать и жить жизнью, достойной Евангелия Христа, ибо мы надеемся на Бога и на то, что Он изменит души тех, кто вокруг нас. И мы зависим от Него во всем, ибо Он определяет цели и предоставляет средства.
Должны ли мы обеспечивать чье-то "решение за Христа?" Я утверждаю, что нет, и если представить, что отчасти должны, то нам следует серьезно рассмотреть язык и богословие, лежащие в основании такой модели. В чем должны состоят наши задачи? Можно ли свести их к внешним действиям? Если мы преданы библейскому учению об обращении, мы должны правильно учесть средства и причины.
Реальность такова, что мы можем трудиться годами и иметь очень мало плодов. Но во время, назначенное суверенной волей Бога, Его Дух может быть излит необычным образом, чтобы добиться целей, описанных в 1 Иоан.4. Да, мы должны усердно трудиться ради Евангелия, но если мы не видим явных плодов, то почему наша преданность должна слабеть? С другой стороны, явно не будут трудиться те, для кого количество значит больше, чем послушание слову и воле Божией во Христе Иисусе. Мы не должны заблуждаться, думая, что мы сделали что-то совершенно замечательное просто потому, что мы видели тысячи входящих в наши церкви. Эти люди могут быть в любом состоянии? Наша преданность должна быть направлена прежде всего на верующих и на проповедь Слова Божия, и на достижение истинного обращения библейскими средствами. Чего стоят тысячи "обращенных",  которые спустя полгода не переступят порог церкви, потому что их “решение” не имеет ничего общего с взятием своего креста ради славы Господа Иисуса - что означает и разделение Его страданий? Есть ли среди них один из десяти или ста, кто любит сидеть у ног Иисуса и радоваться Ему,  оценивает свои переживания через призму Библии и стремится к вечному наслаждению в Боге?
Братья, если мы трудимся над обращением людей и жаждем его, мы молимся Богу, и Бог по Своей благодати дарует им спасение в свое время. Возможно, после того, как мы любили, трудились, проповедовали, наставляли и умерли,  Бог спасет Своих людей от их грехов, и взрастит те семена, которые мы посадили и поливали. Но если мы это делали, то мы должны вспомнить настоящие библейские признаки обращения и возрождения.
1. Прежде всего мы сами должны знать Евангелие Иисуса Христа, а не просто знать о Нем. Мы должны сами быть возрожденными людьми, лично близкими к Иисусу Христу и ежедневно применяющими бальзам Евангелия в своей жизни. Будем же чтить нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа, Его Личность и дело, Его  жизнь, смерть, погребение, телесное воскресение и вознесение.
2. Будем исходить из важнейшего принципа, что Евангелие, и все наше общение, наставление, проповедь, молитва, служение и жизнь есть эта благая весть о Божьей благодати в Иисусе Христе.
3. Мы должны нести Евангелие Христа в Церкви, чтобы каждый верующий убедился, что, это вечная пища для нашей повседневной жизни, а не просто истина, которую он слышал давным-давно. Те, кто действительно усыновлен Богу во Христе, взирают на Христа ежедневно, ибо Он единственная пища для их души.
4. Библия должна быть нашим правилом духовной мудрости и проницательности, что касается внутренней работы души; мы не должны быть слишком скептичными или слишком легко принимать внешние признаки обращения людей. Писание должно быть нашим правилом, и мы должны оценивать себя и других по принципам, данным в нем.
5. Мы должны отличаться искренней и постоянной молитвой к Богу, и огромным терпением в Его деле, изменяющем души.
6. Мы должны стремиться всеми силами не обмануть людей, убеждая их, что некоторые внешние признаки веры - это фактически гарантия их спасения. Мы должны горячо стремиться проповедовать и практиковать оправдание по вере и освящение, где сама природа веры предполагает нашу пустоту и Божью полноту, и то, что только Он может дать нам то, что повелел иметь - веру в Иисуса. Поскольку природа веры подразумевает ее зависимость от Дарителя, мы должны всецело полагаться на Него и обращаться к совести людей, чтобы они могли ухватиться за Того, в Кого им надлежит верить - Иисуса Христа.
7. Мы должны тогда быть предельно осторожными и духовно трезвыми в отношении внешних действий, таких как призывы к алтарю, молитва грешника, молитвенные карточки и даже крещение - не потому. что они сами по себе плохи, а потому, что им часто усваивают вес в деле спасения, которого у них нет, причем не понимая и не объясняя, почему. Эти вещи очень хорошо могут сопровождать внутреннюю реальность обращения, как и другие внешние события, но давайте будем мудрее в этом вопросе и со всей христианской любовью будем продвигать Евангелие со всем терпением и молитвой, внимательно следя за своей жизнью и учением и будучи осторожными с заверениями тех, кто может не иметь веры - ибо они положились на внешние действия, а не на Христа.
8. Мы должны со всем библейским усердием стремиться знать и любить Христа больше с каждым днем, и, таким образом, примириться с Богом; и таким образом вознести Его, как Моисей медного змея, что каждый человек, вся церковь, весь город и народ, весь мир могли взирать на Него как на избавителя от древнего змия.
9. Давайте приложим все духовное рвение в служении нашим семьям. Будем мужами, которые смотрят в души наших жен, наших детей, близких и отдаленной родни. Ибо мы знаем, что если мы не любим наших жен, Бог не слышит наших молитв; наши недоброжелательность дома будет препятствовать нашим молитвам у престола благодати. Давайте вознесем сильные руки и могучие сердца для Евангелия дома, а затем, если это угодно Господу, Он исполнит Свои обетования и здесь.
10. Давайте обращаться ко всем мужчинам, женщинам и детям, которыми мы руководим, так, чтобы они знали наше терпение. Помолимся за великое сострадание, которое Господь изливал на множество людей, видя, что они как овцы без пастуха, ибо грешникам нужен Спаситель, как овцам нужен пастух. Мы должны нести Евангелие от сердца к сердцу. Время сказать еще раз, что наше учение должно быть и здесь, как и во всем, основано на Библии, чтобы мы находили в Слове Божий покой и отбрасывали все, что ему не отвечает.
11. Мы не должны бояться смерти, и люди вокруг нас должны видеть это, как это было с Давидом, когда он пред всем народом говорил о краткости жизни и стремился от этого преходящего мира к запредельной, вечной, небесной реальности, в которой Бог готовит явление Своего Царства во всем великолепии. Не будем тосковать, ибо для нас жизнь - Христос, и смерть - приобретение. Как прекрасно думать о кончине, но не отчаиваться, а подниматься к   истине, что страх - это тень, которая заслоняет победу Христа в Его славном воскресении. И в этой надежде мы также радуемся тому, что   грех побежден, и мы будем жить свободным от него во Христе. Этому надо учить все стадо Божье.
12. Мы должны сажать и поливать семена библейского мировоззрения, целостной христианской жизни. Когда человек узнает, что Христос желает освятить всю жизнь, а не только  определенные часы в выходные и в середине недели, он отдаст ее Ему свободно и с радостью, и получит вместо ветхого мертвого сердца новое и живое.
Конечно, мы могли бы продумать и описать кое-что еще, но сумма очень проста: Христос даровал нам и жизнь, чтобы проповедовать и жить обращенной жизнью, и мы знаем, что Христос - это и Его весть, и наша жизнь. Будем же жаждать обращения людей, усваивая Христу и средства, и цели возрождения. Джонатан Эдвардс и многие другие трудились, не зная, обратятся грешники или нет; попытаемся же разделить их здравомыслие, чтобы наше свидетельство основывалось на верности Христу, а не на популярности среди людей, и не на их затеях и удовольствиях. Давайте будем верными Христу и будем верить, что через нас Бог спасет Свою Невесту!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn