Почему не могут противостоять глобализации?

Друг Народа
В предыдущей статье, опубликованной перед праздниками, я уже излагал свое видение способов противостояния влиянию глобализации. Праздники прошли и теперь пора браться за работу, ведь глобальный капитал не дремлет. Он ищет новые пути усиления своего влияния, новые способы упрочения своего экономического, культурного и на их основе политического влияния. Если в предыдущей публикации я изложил теоретические доводы, позволяющие найти эффективные способы противостояния глобализации, то в данной статье я хочу привести жизненные примеры, связанные с противостоянием глобализации, вернее, привести факты как это не надо делать.

Начну с биографического факта гастрономического характера. В девяностые годы, точно не помню или летом 1995, или  1996 года, я,  прогуливаясь вечером  в районе Тверской, почувствовал необходимость подкрепиться.  Для решения данного вопроса поблизости были две альтернативы - в виде ресторана Арагви и закусочной Макдональдса. Так как первый вариант отпадал по ценовым причинам, то я направился в сторону символа  глобального капитализма – закусочной Макдональдса. Однако в тот вечер влияние глобального капитализма на москвичей и гостей столицы было особенно сильным, и, как следствие, образовалась большая очередь, желающих вкусить гамбургеры и запить ее еще одним символом глобализации – кока-колой.

Посмотрев на очень длинную очередь, я вдруг вспомнил рекламу «Русского бистро», продвигаемого самим мэром Москвы незабвенным Юрием Лужковым, который также был   одним из непримиримых борцов с влиянием глобального капитализма. Сеть «Русское бистро» пытались позиционировать как возрождение традиции дореволюционных русских трактиров и закусочных. Так как одна из закусочных «Русского бистро» располагалась совсем недалеко, на Тверской, прямо напротив комбината «Известий», то я с воодушевлением направился туда. По пути я вспоминал живописные описания русской кухни Гиляровского и предвкушал, как  буду наслаждаться вместо гамбургеров кулебяками и расстегаями, запивая их вместо кока-колы квасом или морсом. Зайдя в закусочную, я заказал себе и кулебяку и расстегаи, решив запить их клюквенным морсом. Однако откусив кусочек кулебяки, а потом расстегаев и пытаясь как-то запить все это несъедобное морсом, которое тоже было нельзя пить, я уже вспоминал не Владимира Алексеевича Гиляровского, а как и многие другие россияне, перефразированного Александра Сергеевича Пушкина: «Наш сервис бессмысленный и беспощадный». После такой подляны от местного сервиса, мне пришлось понуро пойти обратно на поклон к гастрономическому представительству глобального капитализма. Кстати, очередь, хотя визуально была большой, но продвигалась очень быстро, так как менеджмент, нанятый глобальным капиталом, эффективно организовал быстрое обслуживание своих посетителей. В итоге меня быстро, сытно и, надо сказать, довольно вкусно накормили. Конечно гамбургеры Макдональдса не для гурманов, но для тех, кто хочет быстро и относительно недорого перекусить, они вполне сносные продукты. Тем более, если перед этим попытаться «насладиться» продуктами «Русского бистро». Так я невольно, как, наверное, и многие другие, оказался или пособником, или пленником глобального капитала. А одним из причин такого положения дел, было качество блюд и напитков «Русского бистро», задуманного как противодействие влиянию глобализации. Хорошо задуманного, но плохо исполненного. К сожалению, такой пример противодействия глобализации нельзя назвать единичным неудачным случаем.

Но не все, конечно, так плохо. После этого была создана сеть быстрого питания «Теремок», в ряде городов России, да и других стран постсоветского пространства есть и другие закусочные, предлагающие качественную местную кухню. «Теремок» уже вышел на американский рынок, но пока там всего семь закусочных этой сети, а один Макдональдс имеет в России больше пятисот закусочных. Поэтому пока нет оснований говорить об успешном противодействии экспансии западного фаст-фуда,  и как следствие, каждый год мы наблюдаем как Макдональдсы, Бургер кинги, КFC  все  увеличивают свою долю на рынке. А ведь такая экспансия имеет не только экономические последствия. А в то же время, в самих США, с Макдональдсом и другими брендами фаст-фуда успешно конкурируют китайские и мексиканские закусочные. Довольно популярны и закусочные с ближневосточной кухней.  Они конкурентоспособные, так как предлагают более вкусные и более здоровую еду, чем гиганты западного фаст-фуда. Ничто не мешает россиянам и другим народам Евразии, также успешно противостоять экспансии западного фаст-фуда, и в целом западной культуры.  Конечно, когда мы говорим, что ничто не мешает, то это утверждение чисто теоретическое. А на практике мешает наша леность, неорганизованность, отсутствие желания искать новые способы конкуренции. Как результат их воздействия на деятельность наших людей, мы производим неконкурентоспособную продукцию, которая проигрывает не только на внешних рынках, но и у себя дома. Поэтому, прежде всего, надо думать больше не о внешних угрозах,  а о том, что делает нас слабыми перед ними. Что заставляет регулярно проигрывать своим конкурентам даже на своем поле.