Вход в пустоту - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Вход в пустоту (Enter the Void)
Франция, Германия, Италия, Канада, 2009
Режиссёр – Гаспар Ноэ
Сценарий - Гаспар Ноэ, Люсиль Адзиалилович
В главной роли – Натаниель Браун
Жанр - психоделическая драма, артхаус
_______________________

Мда… «Вход в пустоту» - определённо фильм не для слабонервных. Если вам вдруг захочется посмотреть эту картину, лучше сперва потренируйтесь на «Необратимости» того же Гаспара Ноэ. Если выдержите, можно попробовать и «Вход в пустоту». Он ещё более труднопереносимый, и не потому что плохой – напротив, кое-в-чём даже гениальный, но едва ли можно доходчиво объяснить, что вы испытаете, если досмотрите его до конца. Эстетически оба фильма весьма схожи, но «Вход в пустоту» воздействует на психику сильнее, сохранить после просмотра душевное равновесие практически невозможно. О таком надо предупреждать. И я предупреждаю.

Собственно, это всё происходит из-за особого умения Гаспара Ноэ – превращать самое отвратительное, что встречается в жизни – в высокую трагедию, перетряхивающую душу нехилым катарсисом. В данном конкретном случае, он превратил в такую трагедию смерть обыкновенного барыги, наркодилера, торчка, зависающего на сильных галлюциногенах – существо павшее, беспорядочное, ведущее почти растительный образ жизни, чей духовный потолок – случайное прочтение тибетской Книги Мёртвых, которую он воспринимает более чем адаптированно (он и до Моуди-то не дорос, не то что до Книги Мёртвых)…

Зовут торчка Оскар, живёт он в Токио со своей сестрой-стриптизёршей Линдой (её играет Пас де ла Уэрта), ненавидит её любовника Марио, дружит с влюблённым в неё Алексом.

Оскар - герой, у которого нет будущего в этой жизни, и не потому, что его настигнет в грязном зловонном туалете бара с многоговорящим названием «Пустота» пуля полицейского, а потому что это безнадёжно пропащий человек, единственный шанс которого на спасение – вновь позволить колесу сансары затянуть себя, чтобы, переродившись, очиститься от скверны. Получится у него это или нет – кто знает, Ноэ оставляет финал открытым.


Начало фильма камера снимает, словно она - глаза Оскара. Она даже моргает вместе с ним. Потому лицо персонажа можно будет увидеть всего лишь раз, когда он посмотрится в зеркало, и это единичное удовольствие. Зато поскольку Оскар – наркоман, лицезреть придётся не только то, что он видит наяву, но и его красивые, но хаотические психоделические видения. После смерти героя, камера станет сопровождать его душу, которая будет пробираться, нарушая все законы топографии и эвклидовой геометрии, по интересующим её местам, преимущественно наблюдая с высоты за оставшимися в живых знакомыми героя. Зрителя ждёт ещё один план – воспоминаний Оскара, которые будут то проноситься как полжизни за мгновение, то тормозить и идти в нормальном ритме, то возвращаться в ключевые моменты.

Один такой момент – авария, в которой погибли родители Оскара и Линды, у них, ещё маленьких, на глазах; второй – клятва никогда не оставлять друг друга. И да, конечно, трудное детство – не оправдание последующей мерзости, но камера Ноэ (которая находится теперь не в глазах и не над землёй, а как бы за спиной Оскара), эта камера – не прокурор, она не осуждает и не оправдывает, а только показывает, как это случилось – что человек потерял себя.

Сознание Оскара и после смерти остаётся психоделичным, оно воспринимает окружающее искажённым, теряющим пропорции, и то словно проталкивается через слои ирреальности (и это очень напоминает выход из медицинского наркоза, увы, мне так знакомый), то ныряет в первое попавшееся отверстие – будь то труба слива или влагалище и проносится по нему со скоростью частицы в коллайдере. Помимо этого Ноэ использует и другие специфические раздражающие визуальные и звуковые средства воздействия на сознание зрителя. Мало не покажется.

Однако, на выходе, словно чудом (как Ноэ это удаётся, только ему, наверное, и известно – черта истинного художника), зритель получает фильм о материнстве, о красоте, о волшебном чуде – любви. Как и в «Необратимости», только там к божественно прекрасному финалу зритель приходил через ужас, насилие и ненависть.

Лютый артхаус, не для всех. 9 из 11