Красные ягоды шиповника

Людмила Панова
      Автобус из военного городка с названием "Беркут" до областного центра   ходил по расписанию .  Написанное от руки расписание было приколото ржавыми кнопками к  росшей рядом с остановкой сосне . Однако время отправления автобуса ,которое значилось в расписании, было весьма условным.
Водителя можно было попросить подождать, пока ты сбегаешь по делам и обратно.Иногда и сам водитель отправлялся в магазин- все же городок военный и снабжение было почти московское.Но бывало и так, что автобус уезжал раньше.
На возмущение пассажиров шофер дерзко отругивался
-Я по своим часам езжу, кому надо-приходит за пол часа!
   
     Сегодня девчонкам не повезло, время отправления уже прошло, а автобус все еще стоял в Беркуте.
-Еще немного и мы опоздаем на электричку!- подумала Наташа.
    В Москве , куда мама отправила Наташу ,жила мамина сестра. Непременно сегодня ей нужно было доставить электрический самовар. Этот самовар  тетя утром отдаст приятельнице, которая за него пообещала сто пачек индийского черного чая со слоном на коробке. Зачем Наташиной маме столько чая? Да просто чай очень даже просто можно было обменять на возможность купить в военторге  итальянские сапоги для дочки. Заведующая так и сказала маме-
  - Если сможете достать сто пачек чая за три дня, сапожки ваши.

    Наташа была так красиво и модно одета только лишь благодаря маминым связям.
Мама почти 30 лет работала учителем и у нее повсюду были бывшие ученики, которые могли достать что угодно.И они доставали. Маму любили и уважали за хорошее, почти материнское отношение к своим ученикам , особенно к двоечникам.
И вот сегодня Наташа отвозила упакованный в картонную коробку электрический самовар своей тете в Москву. А заодно  везла и свою младшую сестренку, тетину дочку Машу , домой, так как летние каникулы, которые Маша по традиции проводила в Беркуте, заканчивались.
Наташа очень стеснялась ехать с самоваром, который за неимением обычной веревки был перевязан медицинским бинтом.
   
   Почему мама не могла передать самовар с братом? Он же буквально на днях ездил в Москву. Брат старше Наташи, ему было бы легче тащить Машину сумку и коробку с самоваром.А потому, что у брата было правило- он мог взять ровно столько, сколько умещалось в его новый черный дипломат . И никаких сумок. И никаких Маш .
А Наташу можно заставить. Наташа  послушная.

   Добежав до перрона Наташа втолкнула Машу в вагон и зашла сама. Удивительно, но в вагоне были свободные места, а значит до Москвы они поедут с комфортом! Наташа водрузила на полку коробку . Сумку поднять на верх не получилось и  поэтому девушка поставила ее на пол. Теперь можно было спокойно оглядеться. Вагон был какой-то странный- не такой как обычно. Ну, да ладно, главное успели!     Наташа поправила растрепавшиеся волосы и посмотрела на сестру.
Сестра  сидела напротив и беззаботно  болтала ногами . С сестрой все в порядке. Самовар тоже в порядке.  Поезд тронулся и начал набирать скорость.За окном мелькали придорожные столбы и деревья, колеса выстукивали свой привычный мотив. В голове у Наташи ,так же как столбы за окном ,мелькали  образы и мысли. Мечты о будущей жизни переплетались с мыслями о настоящем и прошлом. Наташе семнадцать лет, она уже взрослая, скоро поедет поступать в институт. Наташа мечтает стать дизайнером упаковки. Она обожает рисовать! И постоянно упаковывает подарки  красиво и не обычно. Мама против того, что бы дочь , которая очень неплохо училась в школе, поступала на какого-то там дизайнера. И поэтому Наташа будет инженером. Это ей совсем  не интересно, но придется подчиниться.
А Наташин парень будет поступать в мед.
-В нашем городе нет мединститута, значит Денис уедет,- думала Наташа. -как я буду тут одна? Не понятно.Отчего-то  было тревожно на душе...

   Контролера , стоявшего возле нее,  Наташа заметила не сразу. Но даже когда заметила ,то не сразу поняла что ему нужно. Молодой человек совершенно  не был похож на контролера, он был в  черной форме и форменной фуражке.И еще он был очень молод.

   -Ваш билет, девушка, позвольте посмотреть.
Наташа достала из кармана Машиной сумки, стоящей на полу возле ее ног два билета, свои и сестры и протянула  не глядя проверяющему.
Девушка, а куда вы едете?- спросил молодой человек глядя на билет.
Наташа привыкла к таким вопросам, -девушка , вашей маме зять не нужен? Девушка, мы с вами где-то встречались ?…Ну, и тому подобное.
Она вздохнула, посмотрела на контролера, но посмотрела так, что парень должен был без слов понять- Наташа к разговору не расположена, она страшно занята и очень серьезна.

    -Я еду по делам. По своим делам, это понятно?- ответила и устремила взгляд в окно.
   -По делам? Это похвально, значит вы не бездельница , раз есть дела. В какой город, могу я поинтересоваться?
-Можете, в столицу нашей Родины.
-Это где же у нас столица?,-в голосе парня послышалась то ли насмешка, то ли сочувствие.
Начинается,- Наташа не любила привлекать к себе внимание, но вот уже пол вагона навострили свои уши и следят за диалогом .
Толстая женщина в цветастом платье сидящая на соседней скамейке довольно громко возмутилась
  - Такая с виду приличная, а без билета! Вот молодежь пошла!

  Наташа стала  медленно покрываться краской. Как она ненавидела себя за это! Чуть что- сразу краснеет! Выходя из дома она всегда замазывала щеки белой пудрой , стесняясь румянца.
У нас столица-Москва. А у вас?- съязвила девушка теперь уже прямо и не добро глядя парню в глаза.
И у нас Москва, только поезд едет до станции Тумская.
Какая Тумская? Что это такое -Тумская? ,- еще теплилась надежда что все происходящее просто неудачная шутка.
-Тумская  , там стекольный завод, лес, а больше вроде ничего и нет. -теперь контролер уже явно сочувствовал девушке.
-А ближайшая станция когда? Какая ближайшая остановка?-Наташа стянула  с полки самовар , вложила  ручки сумки Маше в руки.-Что мне делать?
Даже не знаю что посоветовать. Ближайшая остановка через два часа в Гусе Хрустальном.
-там тоже стекольный завод?
-и лес. - кондуктор вздохнул сочувственно и пошел  проверять дальше.
   
  Электричка отходила от первой платформы, мы сели в поезд на первой платформе, что я сделала не так?- Наташа не знала, что прямо перед московской электричкой от той же платформы отправлялся поезд до Тумской. По пятницам. Даже возможно-через пятницу.
И конечно же, девочкам как всегда, повезло! Сегодня была именно такая пятница.
Когда девочки приехали в Гусь Хрустальный , был уже вечер. Через два часа будет совсем темно. Наташа переживала за сестру, вдруг она испугается? Вдруг заплачет?Нужно было выбираться отсюда до наступления ночи.На привокзальной площади никого не было. Впрочем, это была скорее площадка, не площадь. Да и вокзал больше походил на какой-то ларек. Наташа обратилась к стоящему у ларька мужчине.

- Скажите пожалуйста, отсюда можно доехать до Москвы?
-Конечно! -оптимистично отозвался  мужичок.
-Тебе в Москву что ли? И чего вам там всем надо? медом что ли намазано?
Нам надо, мы домой едем,-Наташа крепко сжала Машину руку в своей. От мужика пахло перегаром и никакого доверия Наташе он не внушал.
Ну так как нам доехать? Скоро электричка?
   
  Мужичок все так же не глядя на девочек и продолжая привязывать ящик ответил-
-Завтра опосля обеда, часов в 6 что ли….
-А раньше? Отсюда можно уехать раньше?-Наташа почти плакала. Возможность провести ночь в деревянном ларьке ,именуемом вокзалом ее пугала.
-И раньше можно, а то как же….можно. Только не на чем.
Мужик закончил привязывать ящик , сел на велосипед и уехал.

-  Наташ, а пойдем поесть купим!- подала голос молчавшая до этого Маша.
-Я уже есть хочу!
-Пойдем.
В маленьком деревянном здании именуемом вокзалом буфета не было. Зато не далеко от входа  сидела неопределенного возраста женщина и продавала петушков на палочке. Наташа купила сестренке два огромных, не помещающихся в рот петуха.
Ого!- Машка обрадовалась покупке. Маша вообще всему радовалась, с ней было легко, не напряжно.
  Маш, пойдем на трассу, там большие машины ездят, проголосуем и уедем назад туда, откуда приехали. А  уж оттуда на ночном проходящем до Москвы.
Пойдем!-весело подхватила сестра  идею .
Куда еще пойдем? На какую трассу?-  высокий мужчина в сапогах и толстой, не смотря на довольно теплое время года, куртке , подошел к девочкам.
Куда ты ребенка ведешь? На какую трассу? Ты хоть знаешь какие случаи бывают на трассе-то, с девчонками? Есть ум-то в голове твоей? Сама прешся, да еще ребенка хочешь угробить. Мужчина взял  сумку и коробку в одну руку, другой рукой  сжал Машину руку, кивнул в сторону выхода
А ну пошли быстро за мной!
 
    На улице он погрузил вещи в багажник красной машины, то ли жигуленка, то ли запорожца, Наташа не разбиралась в марках машин.

-    Садитесь, только быстро-раз, не орать- два! Понятно?
-Оняно…! -радостно отозвалась Машка. Она все же засунула петуха в рот, рот не закрывался и по подбородку стекала красная густая капля растаявшей карамели.
-Вы кто? - Наташа попыталась показать что она не глупая девчонка и сама решает куда и на чем ей ехать.
-Дед пихто! Садись, поедем очень быстро, к последней электричке успеем!

-    А, он видимо слышал как я с Машкой разговаривала, понял все. Может ему в наш город надо…Только вот-сколько он денег возьмет?
-Скажите пожалуйста, сколько стоит доехать до города?
-Забыл сказать, -мужчина посмотрел на Наташу.-  Не задавать вопросов-три!

     Дорога очень сильно виляла, была довольно узкой и проходила, кажется через самую чащу леса. Деревья смыкались прямо над головой, ехали-точнее даже летели, как по тоннелю.
Было очень страшно!
-Вот почему во-вторых! - догадалась Наташа. Она пододвинулась поближе к Машке и попыталась обнять ее. Машка скинула Наташину руку и отсела подальше. Ей  все нравилось!
-Как на хаухэях!- Петушок за Машиной щекой уменьшился еще не настолько, что бы она могла внятно  говорить.
-Ну, хоть кому-то хорошо, а мне вот…. Наташу сильно укачивало, хотелось на воздух, хотелось остановить машину, хотелось домой!
-Сейчас остановлю,-сжалился водитель, глядя на Наташу в зеркало.
-Зеленая вся уже.
Выйди подыши, подождем, у тебя пять минут, не больше.
-Машка осталась в машине, а Наташа на подгибающихся ногах сделала несколько шагов в сторону леса.
 
  Лес был необыкновенно живописен! Темные, только что не черные ели устремлялись острыми макушками к небу . Куст шиповника, с ягодами, похожими на капли крови , притягивал взгляд.
Наташа шагнула к кусту, намереваясь сорвать ягоду и едва не упала от неожиданного резкого сигнала машины. Но ведь не прошло пять минут? Водитель сделал еще два резких коротких сигнала  явно давая понять что пора ехать.
И тут, Наташа увидела прямо под кустом шиповника маленького белого Ангелочка. Ангелочек находился на шпиле небольшой металлической башенки с овальной фотографией.Наташа не сразу поняла, что это обелиск, каким люди отмечают место гибели своего родного человека. Она присела перед обелиском и увидела, что на нее с фотографии смотрит совсем маленькая девочка. Совсем маленькая, кудрявая ,с пухлыми щеками и большими глазами. Она была младше Маши, совсем еще малышка. Как страшно тут одной, среди черных огромных елей, рядом с колючим шиповником, роняющим на подножие  обелиска свои кровавые слезы.    Наташа внезапно заплакала. Тихонько, жалея маленькую незнакомую девочку. Потом себя, не умеющую ничего сделать как надо! Ведь это из-за нее Маша за целый день съела лишь два сахарных петушка, купленных у какой-то старухи на затрапезном вокзале. Из-за нее они с сестрой трясутся пол -дня не понятно  по каким дорогам и еще не известно как теперь расплатиться с водителем. 
    Водитель не сигналил. Он видел через окно машины , как сумасшедшая девочка  сначала плакала  под кустом шиповника, потом сняла с шеи что-то и повесила на шпиль с Ангелом.
Она поцеловала фотографию, провела по ней рукой, вытерла слезы и пошла к машине.

   -Наташ, ты что?- Машины губы стали кривиться и она была готова тоже заплакать вместе с сестрой.
-Ничего, Маш, я палец о шиповник уколола, сейчас пройдет.
-Наташа! Ты потеряла куколку! Которая на шее висела, кулончик свой! -от Машки ничего не утаить, она очень внимательная.
-Не страшно, Машка, я его девочке оставила, подарила.
-мне не подарила,-надула губы Маруська.
-ей нужнее, Маш, не жалей.
   
    Наташа ожидала, что водитель поругает ее, за то что не пришла по первому сигналу, но он молчал почти всю дорогу.
То ли от усталости, то ли от того, что наплакалась, Наташу стало клонить в сон. Машка спала, так и не доев второго петушка.
-Поспи и ты, скоро приедем, не долго уже.- разрешил водитель.


    Наташа проснулась от того, что кто-то трогал ее за плечо
- Приехали, девочка, буди сестренку.
   Наташа растолкала никак не хотевшую просыпаться Машку и они вышли в темный город. Это был вокзал, но он не был похож на вокзал их города.
Наташа уже ничему не удивлялась, она взяла из рук водителя сумку, коробку с самоваром и спросила:
-Сколько мы вам должны?
-Береги сестренку, девочка. И себя береги. Мне пора ,- мужчина хлопнул дверцей и круто развернувшись уехал в обратном направлении.
-Наташ, а я не заметила как мы в Москве оказались! Как быстро , да? Как в сказке-раз, и дома!

    Дома, против Наташиных ожиданий,  никаких разборок не было. Приехали девочки-и хорошо! Тетя взяла самовар и стала звонить кому-то ,сообщая что договор  в силе, самовар приехал!
-Мы тоже приехали, вместе с самоваром и хорошо бы поесть, - сказала Наташа и прошла в кухню.

  За поздним ужином Машка конечно же проболталась, что они  не на электричке приехали, а на машине. Что их привез дядя Валера, у которого погибла в аварии маленькая дочка. Какой-то пьяный водитель не справился с управлением и подмял машину под грузовик. И теперь дядя Валера всегда останавливается на этом месте, но из машины выйти боится, а просто стоит  и потом едет дальше. И еще дает хорошим девочкам конфеты.
На, это твои, я свои съела,- Машка протянула сестре две «Ласточки».
    Тетя мыла посуду и совершенно не реагировала на Машину болтовню.
-Наташ, на, вытирай,-сказала она  и поставила перед  Наташей  тарелки. Тарелки с темно зеленым широким ободком и  красными ягодами шиповника на донышке.
Красивые глубокие тарелки из дорогого немецкого сервиза.