Чернянка. Путь к истоку. Рождение Чернянки

Сергей Ольшанский
Отрывок из очерка «Чернянка. Путь к истоку»
< На  правах  гипотезы © >


*Чернянка - посёлок городского типа, административный центр Чернянского района Белгородской области, Российская Федерация.


В том-то и дело, что наше восприятие прочитанного во
многом зависит от нас самих: от нашей общей и специальной
подготовки, от системы ассоциаций, от целей, поставленных
при начале чтения и даже от состояния здоровья.

(Л.Н. Гумилёв - «Открытие Хазарии»)



Глава VI.  КОГДА РОДИЛАСЬ ЧЕРНЯНКА


Рассмотрев в предыдущих главах очерка ключевые моменты исторического процесса зарождения Чернянки, и ответив на вопросы: ПОЧЕМУ появилась Чернянка?; КТО были основатели Чернянки?; ГДЕ возникла Чернянка? и ЧТО делали первые служилые люди Чернянки? мы подошли к самому, наверное, интересному вопросу – КОГДА была основана наша Чернянка?


<< Официально >>  Согласно официальной версии, культивируемой в духовно-исторической среде Чернянского района, датой основания поселения Чернянка принято считать 1656-й год.[АК-1]  Эта дата признана правильной и не подлежащей сомнению. Она указана во всех энциклопедических справочниках и, в том числе, на въездной стеле в сам посёлок. Руководствуясь этой версией, жители Чернянки в августе 2016 года торжественно и празднично отметили 360-ю годовщину со дня основания своего посёлка.

На чём же базируется такая уверенность? Если обратиться к упомянутым ранее и уже известным нам литературно-краеведческим и электронным источникам, то в вопросе даты основания Чернянки мы найдём у авторов-краеведов почти полное единодушие:

1.  Коллектив авторов (под редакцией Крупы И.Н.) – книга «Отчий край – Чернянская земля»: дата основания Чернянки  -  1656-й год.

2.  Осыков Б.И. – книга «Сёла белгородские»  -  1656-й год.

3.  Осыков Б.И. – книга «Районные центры Белогорья: Красная Яруга, Красное, Прохоровка, Ракитное, Ровеньки, Чернянка»  -  1656-й год.

4.  Буклет «Чернянский район. Перемены к лучшему»  -  1656-й год.

_________________ << Авторский комментарий >> ________________

[АК] - Значок, обозначающий фрагменты текста в очерке (малоизвестные понятия, персоналии, сокращения, фразы, даты и т.п.), требующие безотлагательного разъяснения или авторского комментария. Авторские комментарии размещаются преимущественно в конце страницы.
 
[АК-1]  Здесь и далее: выделение текста полужирным начертанием, курсивом, полужирным курсивом или подчёркиванием выполнены автором - Б.С.

_________________ << конец  комментария >> __________________

5.  Основные электронные ресурсы (сайты), содержащие информацию об истории посёлка Чернянка:

     • Энциклопедия Белгородщины ; Посёлок Чернянка  -  1656-й год.

     • Энциклопедия Белгородской области ; Чернянский район ; Чернянка  -  1656-й год.
https://beluezd.ru/chernyanka.html

     • Чернянская Центральная районная библиотека ; История Чернянки  -  1656-й год.

     • Городское поселение посёлок Чернянка (Белгородской области)  -  1656-й год.
http://chernianka31.ucoz.ru/


Не будем цитировать все перечисленные здесь источники, тем более, что они практически слово в слово воспроизводят одну и ту же версию.

Поэтому вполне достаточно будет ограничиться лишь выдержкой из книги Бориса Осыкова «Районные центры Белогорья: Красная Яруга, Красное, Прохоровка, Ракитное, Ровеньки, Чернянка». Эта книга наиболее подробно освещает вопрос установления общепризнанной даты основания Чернянки:

   «Датой основания поселка принято считать 1656-й год. Именно к этому году относится первое по времени из обнаруженных в старинных документах упоминание о Чернянке. В сохранившейся в столичном архиве Разборной книге новооскольских служилых людей за 1674-1675 годы есть строчка: «Григорий Ивлев, сын Мальцев по сказке, какую подал у разбора, служит с 165… [АК-2] (1656-1657) году… поместья за ним в Ново-Оскольском уезде в Оскольском стану в деревне Чернянской 25 чети».

Вроде бы, на первый взгляд, вполне обоснованная версия. Но при более внимательном изучении архивных документов, описывающих события того далёкого времени (середины 17-го века), возникает немало вопросов, ставящих под сомнение официальную версию. Так ли уж безупречна эта наша районная историческая аксиома, утверждающая, что Чернянка «родилась» в 1656-м году?


<< Сомнения Тупицына >>  В ряду вышеупомянутых авторов, касавшихся в своих работах истории возникновения Чернянки, особняком стоит наш чернянский краевед и журналист Тупицын Павел Иванович.

За время своей многолетней исследовательской деятельности Павел Иванович неоднократно обращался к теме датировки появления Чернянки, и не раз пытался поставить общепринятую дату под сомнение. Выводы Тупицына на этот счёт нашли своё совокупное отражение в его новом сборнике статей по краеведению «История Чернянского края», изданном в мае 2017-го года.

Вошедшие в эту книгу статьи и очерки разных лет в полной мере отражают эволюцию взглядов автора на проблему основания Чернянки. Поэтому и выводы Павла Ивановича, приведённые в сборнике, далеко не однозначны. Судите сами.

На 42-й странице книги Тупицына «История Чернянского края» читаем:

   «Деревня Чернянка основана населением с Украины. Первые переселенцы поселились в 1654 году на правом берегу Оскола...».

Затем, на 46-й странице книги появляется уже другая дата и другие переселенцы:

   «Воевода Новооскольского уезда наделил новых служилых людей, прибывающих из центральных уездов России на службу в крепость Новый Оскол землей в устье реки Халань, впадающей в Оскол.  <…>  Весной 1656 года однодворцы, т.е. служилые люди, начали распахивать земли и строить жилища».

Согласитесь, на основании этих противоречивых заключений автора довольно трудно сложить объективное и чёткое мнение в вопросе, когда же появилось на нашей земле поселение Чернянка.

Но и это ещё не всё. На 385-й странице книги, в главе «Родословная Чернянки», Павел Иванович выдвигает свою новую версию.

_________________ << Авторский  комментарий >> _______________

[АК-2]  При написании дат в древних документах цифру 7000 (7 тысяч) часто опускали, ограничиваясь трёхзначным числом. В данном случае год 156-й соответствует 7156-му году от сотворения мира.

__________________ << конец  комментария >> __________________

На этот раз Тупицын относит основание Чернянки уже к 1648-му году.[АК-3]  Правда при этом он упорно и без достаточных оснований отождествляет посёлок Чернянку с посёлком Красный Остров:

   «Первое упоминание о Красном Острове (Чернянке) в РГАДА, Ф. 210, книги Белгородского стола, Д. 18. Строельная книга Нового Царева Алексеева города.1647-49 гг.: «Лета 7156 сентября в 14 день (1648 года) по Государеву цареву и Великого князя Алексея Михайловича Всеа Руси указу и по приказу воеводы князя Василья Петровича Лвова отделные книги отделили.  <…>  С Черни (поселок Чернь) дети боярские»…

… и далее идёт перечисление фамилий первопоселенцев и описание места, где была им наделена земля – Б.С.).[АК-4]

Но, как можно заключить из дальнейшего текста главы «Родословная Чернянки», Павел Иванович не счёл необходимым продолжить развитие и обоснование данной версии (1648-го года), вероятно считая её недостаточно состоятельной. И уже через несколько абзацев, на странице 387-й, в книге мы читаем уже знакомое нам по другим авторам утверждение:

   «Упоминание о деревне Чернянской в разборной книге Новооскольских служилых людей относится к 1656 году. В книге говорится: «Григорий Ивлев сын Мальцев по сказке, какову подал у разбора, служит с 1656 года, поместье за ним в Новооскольском уезде в Оскольском стану в деревне Чернянская 25 чети»...

Круг замкнулся. От чего ушли, к тому и вернулись – снова к 1656-му году. Что же это за год, такой притягательный для краеведов?

________________ << Авторский  комментарий >> ________________

[АК-3]  Надо отметить, что 1648 год - это достаточно смелая и не лишённая смысла версия. Такого же, как и Тупицын, взгляда на дату основания посёлка Красный Остров (Чернянки) придерживается и неизвестный автор статьи «Красный Остров (Белгородская область)» в Википедии.

[АК-4]  Ранее, в июле 2015-го года, эта версия была представлена Тупицыным Павлом Ивановичем в исторической статье «Чернянская родословная» в районной газете «Приосколье». Впоследствии эта статья, без существенных изменений, вошла в новую книгу Тупицына «История Чернянского края».

__________________ << конец  комментария >> __________________

Анализ 1-го источника. Давайте же, наконец, более внимательно присмотримся к общепризнанной дате основания Чернянки – к 1656-му году, а заодно и к архивному документу (Разборной книге Нового Оскола), из которого эту дату «почерпнули» авторы-краеведы.

Документ этот полностью называется так: «Сказки Оскола-Новаго детей боярских о поместных и денежных окладах, крестьянских и бобыльских дворах, службе и семейном составе 7183 года» (1675 года – Б.С.).

/Архивный адрес хранения оригинала документа: РГАДА, ф.210, столбцы Белгородского Стола, д.737./ [АК-5]

Обратимся ещё раз к книге Бориса Осыкова «Районные центры Белогорья: Красная Яруга, Красное, Прохоровка, Ракитное, Ровеньки, Чернянка» и снова процитируем из этой книги выдержку, определяющую дату образования Чернянки. Сосредоточьтесь:

«Датой основания поселка принято считать 1656-й год. Именно к этому году относится первое по времени из обнаруженных в старинных документах упоминание о Чернянке. В сохранившейся в столичном архиве Разборной книге новооскольских служилых людей за 1674-1675 годы есть строчка:

   «Григорий Ивлев, сын Мальцев по сказке, какую подал у разбора, служит с 165… (1656-1657) году… поместья за ним в Ново-Оскольском уезде в Оскольском стану в деревне Чернянской 25 чети».

О чём же здесь говорится? Совершенно очевидно, что в смысловом контексте этой архивной записи «1656-й год» упоминается только лишь для обозначения даты начала службы Григория Мальцева в Новом Осколе - с 1656-го года, и не более того! И 1656-й год не имеет абсолютно(!) никакого прямого отношения к дате основания Чернянки!

Причинно-следственная связь, которой в данном случае, при определении возраста Чернянки, руководствуются вышеупомянутые авторы-краеведы (типа: «деревня Чернянская основана в 1656-м году, потому что именно в этом году житель этой деревни Григорий Мальцев поступил на службу в город Новый Оскол») – лишена разумной логики и выглядит совершено не корректно.

Результатом достаточно вольной трактовки писателями-краеведами текста архивного документа, и довольно спорных логических умозаключений, сделанных ими из содержания этого документа, явились в итоге их ошибочные выводы.

_______________ << Авторский  комментарий >>  ________________

[АК-5]  РГАДА – Российский государственный архив древних актов. Это крупнейшее российское хранилище русских манускриптов, документов и печатных книг средневековой Руси (XI-XVII века), XVIII, а также XIX и начала XX веков. Расположен архив в Москве. Официальный сайт РГАДА: по ссылке  http://rgada.info/.

Сокращения в архивном адресе документа - РГАДА, Ф. 210, столбцы Белгородского стола, д.737, нужно читать следующим образом:

Российский государственный архив древних актов. Фонд 210-й. Название описи: Столбцы Белгородского стола. Дело №737.

________________ << конец  комментария >> ___________________


Анализ 2-го источника. Некоторые авторы – сторонники версии основания Чернянки в 1656-м году, приводят в качестве подтверждения своей позиции ещё один литературный источник - книгу курского историка Танкова А.А. «Историческая летопись Курского дворянства. Том первый», вышедшую из печати в 1913-м году. В этой книге якобы тоже упоминается наш населённый пункт Чернянка с привязкой к 1656-му году.

Приведём выдержку из этой книги, с незначительными и непринципиальными сокращениями:

   «Известный порядокъ наблюдался при отводе земли детямъ боярскимъ. Такъ, въ 1656 году <…> «по наказной памяти воеводы Ивана Романовича Сатина Новаго Оскола сынъ боярской Петръ Григорьевичъ ездилъ въ Морквину деревню  <…>,  взявъ со собою тутошнихъ помещиковъ  <…>,  да при техъ помещикахъ отмерилъ въ поляне на порозжей земле нововерстаннымъ детямъ боярскимъ  <…>  усадъ (усадебъ) старыхъ помещиковъ и подъ огороды и подъ гумна  <…>,  да имъ же отказалъ на пашню земли  <…>,  а сенные покосы отказалъ возле реки Оскола отъ межи и отъ грани детей боярскихъ Чернянскихъ веденцовъ верхъ по Осколу по полянамъ…».

Ну и что это доказывает? Да абсолютно ничего. Информацию, содержащуюся в приведённом выше фрагменте текста никак нельзя рассматривать в качестве доказательства основания деревни Чернянской именно в 1656 году.

  Во-первых. Определение Чернянские веденцы [АК-6] вовсе не характеризует этих детей боярских, как жителей деревни Чернянской. Здесь формулировка Чернянские веденцы обозначает служилых людей, переселённых (сведённых) из города Черни Тульской губернии на вечное житьё в Курскую губернию, для несения регулярной службы на Царёво-Алексеевском (Ново-Оскольском) участке Белгородской защитной черты.

  Во-вторых. «Дети боярские Чернянские веденцы»,как видно из текста, в описываемом 1656-м году уже находились «возле реки Оскола» и имели здесь свои законные усадьбы и чётко установленные «межи» своих пашенных, огородных и сенных наделов (на что недвусмысленно указывает фрагмент рассмотренного нами исторического текста).

Итак, после того, как мы установили, что считать общепринятый 1656-й год годом основания Чернянки нет никаких веских причин, естественно возникает закономерный вопрос – так, когда же на самом деле была образована Чернянка?! Чтобы это узнать - придётся «копать» глубже и тщательнее.


<< Пропавшее поселение >>  При внимательном прочтении доступных нам литературно-краеведческих источников, рассказывающих об истории возникновения Чернянки, обращает на себя внимание тот факт, что авторы не могут представить внятного объяснения: откуда же взялась деревня Чернянская?

Практически все краеведы в начале своих работ указывают, что первопоселенцами на территории современной Чернянки являлись служилые люди из города Черни Тульской губернии, которые основали некое поселение на берегу Оскола.  Убедитесь сами:

     • Книга «Отчий край - Чернянская земля» (Крупа И.Н.):
«Первыми поселенцами слободы были стрельцы с семьями в количестве 25 человек [АК-7], прибывшие сюда по указу царя Алексея Михайловича о заселении наших мест «московскими людьми».

     • Книга «Районные центры Белогорья: Красная Яруга, Красное, Прохоровка, Ракитное, Ровеньки, Чернянка» (Осыков Б.И.):
«… Другая версия связана с тем, что первыми, кто поселился на землях, где сейчас находится Чернянка, были переселенцы из города Чернь Тульской губернии».

     • Книга «Сёла белгородские» (Осыков Б.И.):
«Основали Чернянку 25 семей стрельцов [АК-8] Белгородской черты, построившие здесь «соломенные избы с земляными полами» и в свободное от сторожевой службы время занимавшихся землепашеством».

     • Книга «История Чернянского края» (Тупицын П.И.):
«Первое упоминание о Красном Острове (Чернянке)  <…>: «Лета 7156 сентября в 14 день (1648 года)  <…>  по приказу воеводы князя Василья Петровича Лвова отделные книги отделили.  <…>  С Черни (поселок Чернь) дети боярские…».

________________ << Авторский комментарий >> ________________

[АК-6]  Сведенец (веденец) – переселенец, сведённый с прежнего места жительства и переведенный на другое место не по своей воле.  /Толковый словарь Д.Н. Ушакова/.

[АК-7]  На самом деле, согласно данным Строельной книги города Царёва-Алексеева за 1647-49гг., переселенцев из города Черни было не 25, а 23 семьи.

[АК-8]  Как следует из записей, занесённых в Строельную книгу города Царёва-Алексеева за 1647-49 гг., первопоселенцы, основавшие Чернянку, не были стрельцами. Они были детьми боярскими, что принципиально далеко не одно и то же.

Дети боярские – это сословие, существовавшее на Руси с 14-го по 18-й век и относившееся к категории служилых людей «по отечеству». Дети боярские вместе с дворянами несли обязательную службу. Служба в основном передавалась от отца к сыну. Они считались привилегированным сословием. За службу получали денежное и поместное жалование. К этой же группе служилых людей «по отечеству» принадлежали также бояре, окольничьи, стольники, дворяне, думные дьяки и некоторые другие,

Стрельцы принадлежали к низшему разряду служилых людей - служилых людей «по прибору» (набору, выбору). Набирались из разных сословий и групп населения – вольных людей, жителей городов и уездов. За постоянную службу получали жалованье деньгами, натуральной дачей хлеба, соли, тканей и т.п. Иногда наделялись землёй. Кроме стрельцов к этой категории служилых людей «по прибору» относились казаки, пушкари, затинщики, пищальники, воротники, ямщики и некоторые другие.

__________________ << конец  комментария >> __________________

Описывая эти события (приход первопоселенцев из города Черни на Оскольские земли) все авторы-краеведы явно опираются на один и тот же источник - на сведения из Строельной книги Нового Царева Алексеева города, датированной… 1647-49 годами!

Но ведь записи в данной книге ясно дают понять, что именно в этот двухлетний период времени (1647-49гг.) и произошло основание первого поселения на территории, занимаемой теперь современной Чернянкой. Однако авторы как будто вообще не придают значения этому недвусмысленному факту, и после начальной информации далее в их работах следует откровенный и ни чем не объяснимый временн;й провал.

А потом вдруг из Разборной книги Нового Оскола за 1675/76-й годы неожиданно «всплывает» деревня Чернянская, образованная якобы в 1656-м году, которой наши авторитетные краеведы единогласно и безоговорочно отдают право считаться «предтечей» будущей Чернянки.

В таком случае закономерно возникает вопрос: - Куда же подевалось самое первое поселение выходцев (сведенцев) из города Черни и куда исчезли его жители - 23 семьи первопоселенцев?

В одной из своих книг Борис Осыков упоминает о будто бы случившейся в первом поселении эпидемии чумы, которая и стала, по его мнению, причиной ухода первопоселенцев с правого берега Оскола на левый, с образованием здесь нового поселения. Однако отсутствие у Осыкова каких-либо на этот счёт документальных доказательств или хотя бы ссылок на архивный источник не позволяет считать его версию приемлемой для дальнейшего рассмотрения. Даже если бы эти события (эпидемия и переселение на левобережье Оскола) действительно имели место быть, то всё равно - они никак не продвигают нас по пути решения основной задачи – установления истинной даты основания Чернянки.


<< От критики к делу >>  Однако, критика хороша для выявления ошибок, но при этом она является никудышным инструментом, когда нужно двигаться вперёд, искать и находить. Поэтому отложим критику в сторону, и, руководствуясь принципом «лучше самому сделать заново, чем переделывать чужую работу», попробуем сами разыскать следы пропавшего поселения детей боярских из города Черни. В наших поисках мы будем использовать практически те же архивные документы, на которые ссылались в своих работах и упомянутые ранее авторы. С той лишь существенной разницей, что нам, не имеющим в области краеведения и сотой доли авторитета, которым не без основания обладают Осыков Б., Крупа И. и Тупицын П., придётся с особой тщательностью подбирать аргументы для доказательства своей версии и правоты.


<< По следам Чернянских веденцев >>  Обратимся к первому архивному источнику. Это выписка из уже упоминавшейся ранее Строельной книги[АК-9] Нового Царева Алексеева города, 1647-49 гг. /Архивный адрес хранения оригинала документа: РГАДА, Фонд 210-й. Название описи: Книги Белгородского стола. Дело №18./

_______________ << Авторский  комментарий >> _________________

[АК-9]  Строельные книги - книги о постройке новых и восстановлении укреплений старых городов в 16-17 веках. В Строельных книгах о постройке новых городов сообщается: в какое время строился город, на каком месте и кто руководил строительством. Перечисляются размеры городских укреплений, казенных зданий (осадных дворов, церквей, приказных и таможенных изб и т. д.), а также количество населения и названия окологородных слобод. /Советская историческая энциклопедия/.

__________________ << конец  комментария >>___________________

Поскольку для нашего исследования этот фрагмент Строельной книги Нового Царева Алексеева города [АК-10]  за 1647-49 годы имеет решающее значение, то фамильный список детей боярский из Черни мы приведём полностью и подробно. Для удобства анализа пронумеруем фамилии в этом списке по порядку. Уточню, что в оригинале архивного документа фамилии не нумерованы. Цитируем:

Лист 25:  «Лета 7156 сентября в 14 день по Государеву цареву и Великого князя Алексея Михайловича Всеа Русии указу и по приказу воеводы князя Василья Петровича Лвова отделные книги отделили  <…>

Лист 40:  С Черни дети боярские

1. Фалей Аверкеев сын Сверчков
2. Аксен Иванов сын Сопрыкин
3. Ларион Артемьев сын Белава
4. Микифор Аверкеев сын Сапрыкин
5. Ермол Аверкеев сын Малцов
6. Остафей Ондреев сын Малцов
7. Артемей Курдюмов сын Мишин
8. Дорофей Григорьев сын Проскурнин
9. Симон Федоров сын Иевлев
10. Богдан Родивонов сын Черной
11. Степан Дементьев сын Сопрыкин
12. Федор Осипов сын Селютин
13. Егуп Родионов сын Черной
Лист 40 обр.:
14. Дементей Ермолаев сын Рындин
15. Степан Хоритонов сын Черной
16. Исай Ефимов сын Пилюгин
17. Павел Торасов сын Проскурнин
18. Сава Левонтьев сын Семенихин
19. Григорей Сергеев сын Труфонов
20. Максим Фатеев сын Жердев
21. Андрей Терентьев сын Микулин
22. Микита Тимофеев сын Сопрык(ин)
23. Григорей Исаев сын Даханин

Всего их 23 человека. Отмерено им подворы места от ливенцов детей боярских вверх по Аскалу против Хо (Лист 41) лани поляна Острединова усть Холанской пристали вдол по 20 сажень а поперег по 21 сажен человеку а на пашню земли по 12 четвертей человеку в поле а в дву потому ж».[АК-11]

________________ << Авторский комментарий >> _________________

[АК-10]  Новый Царев Алексеев город (город Царёв-Алексеев) – город-крепость Белгородской оборонительной черты, построенный в 1647 году на левом берегу реки Оскол, в 109 км от Белгорода. В 1655 году (через 8 лет после основания) грамотой царя на имя городского воеводы Романа Сатина повелевалось Царёв-Алексеев переименовать в город Новый Оскол.

[АК-11]  Этот небольшой фрагмент древнего текста, несмотря на его кажущуюся лаконичность и простоту, несёт в себе довольно внушительный «заряд» информации. И в дальнейшем, по ходу очерка, мы ещё не раз будем к нему возвращаться.

___________________ << конец  комментария >> ________________

Так о чём  говорит эта  запись из Строельной книги?

О том, что в сентябре 7156 года на берегу Оскола были наделены (повёрстаны) землёй под дворы и пашню дети боярские из города Черни (Тульской губернии) – 23 человека. [АК-12] Точнее – 23 главы семейств. Потому что московское правительство требовало, чтобы воеводы в своих городах выбирали для переселения на Белгородскую черту «семьянистых» служилых людей. Таких, «у кого сына по два и по три и больше». Поэтому и дети боярские из города Черни должны были прибыть в город Царёв-Алексеев «на вечное житьё» с сыновьями и как тогда говорили «…с женами и з братьями и племянники и со внучатами, с приёмышами и зятьями».

_______________ << Авторский  комментарий >> _________________

[АК-12] В мае 1647 года под руководством воеводы В.П. Львова началось строительство нового города Царёва-Алексеева и основных укреплений царёво-алексеевского участка Белгородской черты. В июле этого же года строительство города-крепости было закончено. Одновременно со строительными работами, из числа присланных на вечное житьё служилых людей, шло наполнение города жителями и формирование гарнизона, призванного на постоянной основе нести караульную службу во вновь построенной крепости и на всём протяжении царёво-алексеевского участка. Кроме того необходимо было закончить строительство и укрепление защитного земляного вала от реки Оскола до Верхососенского леса и других фортификационных сооружений.

Для содержания и «прокорма себя» и своей семьи, а также с целью закрепления на оскольской земле каждый служилый человек получал от имени царя землю (верстался землёй). Земельный надел у детей боярских назывался поместным окладом. Земли выделялись, как правило, на относительно безопасных территориях – севернее города Царёва-Алексеева вверх по реке Оскол, и в пригородной зоне. Следствием этого процесса раздачи земель явилось образование локальных поселений, сформировавших впоследствии часть Новооскольского уезда. Одно из таких поселений и стало предвестником нашей Чернянки.

__________________ << конец  комментария >> __________________

Как же назвали вновь образованное поселение детей боярских из Черни? А вот просто так и назвали, как записал в этой Строельной книге писарь-стрелец Федка Сидоров - поляна Острединова. Поляна Острединова – это не просто словосочетание – это название деревни! И хотя это старинное название довольно необычно для современного восприятия – тем не менее, это так. Правильность нашего вывода (о названии деревни) подтверждает ещё один архивный документ - «Писцовая и межевая книга Царевского уезда. 1650/51 г.».  /Архивный адрес хранения оригинала документа: РГАДА, Фонд 1209-й. Опись 1. Дело №1103. (Список с писцовых книг)./

Так вот, в этом документе, в перечне населённых пунктов Царёво-Алексеевского уезда присутствует это оригинальное название деревни, причём с чётким указанием категории жителей в ней проживающих:

Лист 1:  Межа городу Цареву Алексееву  <…>

Лист 3:  По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу и по наказу боярина и воеводы князя Бориса Александровича Головкина за приписью дьяка Дмитрея Карпова Микита Микуличев да подьячей Алексей Капустн описали в Царевском уезде церковныя и детей боярских и драгунские и черкасские и стрелецкия и казачьи и пушкарския воротничьи спорные и неспорные земли  <…>

Лист 27 обр.:   Деревня Поляна Острединова, чернянские веденцы. [АК-13]

Таким образом «Писцовая и межевая книга Царевского уезда. 1650/51г.» ясно указывает на то, что жителями деревни Поляна Острединова являются чернянские веденцы – служилые люди, «сведённые с земли» в городе Чернь Тульской губернии и принудительно переселённые на вечное житьё на Белгородскую черту в город Царёв-Алексеев.

Вот мы и обнаружили то самое пропавшее первое поселение чернянских веденцев. Никуда оно, оказывается, не исчезало вовсе, а преспокойно себе стояло, во всяком случае, ещё в 1651-м году. Ну, обнаружили - хорошо. И что нам это даёт? Имеет ли какое-то отношение  деревня Поляна Острединова к Чернянке? Вернее к деревне Чернянской, впервые упоминаемой в 1675-м году в уже известной нам Разборной книге города Нового Оскола?

Ведь, если нам удастся установить прямую связь между этими двумя поселениями, то мы получим в руки серьёзный аргумент, с помощью которого сможем утверждать, что Поляна Острединова и деревня Чернянская это один и тот же населённый пункт, с соответственно одной и той же датой основания.


<< Отцы и дети >>  Попробуем найти такие связи. Вновь обратимся к уже знакомому нам  архивному документу – всё к той же Разборной книге города Нового Оскола за 1674-75 годы. Кроме уже упоминавшегося в работах авторов-краеведов Григория Мальцева, имеющего поместья в деревне Чернянской, в списках есть много и других фамилий служилых людей Новооскольского уезда – всего порядка 700 фамилий.

________________ << Авторский  комментарий >> ________________

[АК-13]  Справедливости ради необходимо отметить, что это название деревни - Поляна Острединова, ранее уже упоминалось автором статьи «Красный Остров (Белгородская область)» в Википедии. Однако этот автор (как и Тупицын П.И.) выступает с той позиции, что именно древнее поселение, на месте которого теперь стоит посёлок Красный Остров, и является «родоначальником» современной Чернянки.

___________________ << конец комментария >> __________________

Из этой массы людей мы выберем тех, чьё поместье, так же как и у Григория Мальцева,  расположено в деревне Чернянской. Их правда немного, но они есть – пять человек!  Вот этот список выбранных нами чернянцев:

1.  Иван Андреев снъ (сын) Микулин служит со 165-го году (1657 – Б.С.), в рейтары написан из детей боярских, поместье за ним в стану вверх по Осколу реке, в приходе Рожества Христова, в деревне Чернянской.

2.  Тимофей Хвалеев снъ Сверчков служит со 161-го году (1653 – Б.С.), в салдаты написан из детей боярских, поместье за ним в стану вверх по Осколу реке, в приходе Рожества Христова, в деревне Чернянской.

3.  Прокофей Аксенов снъ Сапрыкин служит со 174-го году (1666 – Б.С.), в дети боярския написан из рейтарского чину, поместье за ним в приходе Рожественском в деревни Чернянской.

4.  Яков Ермолов снъ Малцов служит со 150-го (?) году (1642 - Б.С.), в дети боярския написан из детей боярских, поместье за ним верх по Осколу реки стану, в приходе Рожества Христова, в деревни в Чернянской. (Вероятно, в документе писарем допущена в дате описка, т.к. в 1642 году Яков Малцов никак не мог служить в Новом Осколе, потому что город построен только в 1647 году – Б.С.).

5.  Кузма Дорофеев снъ Проскурнин служит со 177-го году (1669 - Б.С.), в дети боярския написан вместо отца своего, поместье за ним верх по Осколу реки стану, в приходе Рожества Христова, в деревни в Чернянской.

Ну и что - скажете вы? Ну, люди и люди. Чем они примечательны, кроме того, что их поместья находятся в деревне Чернянской?

Да в общем-то ничем, пока…  Пока мы не совместим два списка: первопоселенцев деревни Поляна Острединова и служилых новооскольских людей, имеющих поместья в деревне Чернянской. И что же мы увидим? А то, что выбранные нами из общего списка пятеро чернянцев есть никто иные, как сыновья тех самых первопоселенцев – детей боярских, основавших деревню Поляна Острединова! Сыновья, [АК-14] которые унаследовали землю своих отцов. И этого количества установленных нами фактов близкого родства (пять) вполне достаточно, чтобы не считать их простыми совпадениями.

Убедитесь сами, посмотрев сравнительный список. Номера перед фамилиями это порядковые номера в перечне детей боярских из Черни – первопоселенцев деревни Поляна Острединова, внесённых в Строельную книгу города Царёва-Алексеева за 1647-49 годы. (Полностью список представлен выше, в параграфе «По следам Чернянских веденцев»).

1.   Отец:  Фалей Аверкеев сын Сверчков - [Фалей Аверкеевич Сверчков];
     Сын:  Тимофей Хвалеев снъ Сверчков - [Тимофей Хвалеевич (Фалеевич) Сверчков].


2.   Отец:  Аксен Иванов сын Сопрыкин - [Аксён Иванович Сопрыкин];
     Сын:   Прокофей Аксенов снъ Сапрыкин - [Прокофей Аксёнович Сапрыкин (Сопрыкин)].


5.   Отец:  Ермол Аверкеев сын Малцов - [Ермол Аверкеевич Малцов];
     Сын:  Яков Ермолов снъ Малцов - [Яков Ермолович Малцов].


8.   Отец:  Дорофей Григорьев сын Проскурнин - [Дорофей Григорьевич Проскурнин];
     Сын:   Кузма Дорофеев снъ Проскурнин - [Кузма Дорофеевич Проскурнин].


21.   Отец:  Андрей Терентьев сын Микулин - [Андрей Терентьевич Микулин];
      Сын:  Иван Андреев снъ Микулин - [Иван Андреевич Микулин].

Почему же сыновей - наследников фамилий всего пятеро? Ну, во-первых, это не так уж и мало - свыше 20% от общего количества (23-х) семей первопоселенцев. А во-вторых - безусловно, далеко не все переселенцы-сведенцы смогли укорениться на оскольской земле. Кто-то умер от болезней, кто-то погиб в боевых стычках с крымчаками и ногаями или попал к ним в полон. Кого-то, вероятно, перевели в другие города Белгородской черты (в Белгород, Яблонов, Корочу, Верхососенск и т.п.). А кто-то и попросту сбежал[АК-15] с царёво-алексеевской службы и вернулся в свои родные тульские края.

________________ << Авторский  комментарий >> ________________

[АК-14]  До 15-летнего возраста дворянин, а к этому сословию относились и дети боярские, числился «недорослем». «Поспев на службу» (с 15-ти лет), он получал название новика. Его тогда верстали, т.е. наделяли поместным и денежным «новичным» окладом, к которому потом в течение его службы могли быть придачи.

В те годы (17-й век) поместье, согласно установленному порядку, как правило, переходило, полностью или частично от отца к сыну. Если по завершению службы отца его наследственной земли было недостаточно (обычно при двух и более сыновьях), то сыновей (чаще старших) верстали в отвод, т.е. давали им особые отдельные участки земли. Прожиточные поместья сыновьям-новикам старались выделять, в первую очередь, в тех же поселениях, где находилось и отцовское поместье. Для этого в поселении выявлялись и распределялись среди новиков порозжие (свободные) земли, освободившиеся в результате бегства с поместий и со службы (иногда – смерти) прежних владельцев.

Младшего сына, который поспевал на службу, когда его отец уже дряхлел, припускали к нему в поместье с тем, чтобы по смерти отца он вместе с землей наследовал и его служебные обязанности.

[АК-15]  Принудительное переселение на новые земли тяжело ударяло по хозяйству служилых людей, вызывало протест с их стороны. Бегство «сведенцев» из новых городов было обычным явлением в конце 40-х годов 17-го века.

В октябре 1647 года воевода Царёва-Алексеева сообщал, что «в Новом городе устроен на вечное житье 1091 человек», а 19-го декабря налицо оказалось лишь 795 - остальные сбежали. Царское правительство, как силой, так и предоставлением отдельных льгот стремилось не допустить бегства служилых людей с Белгородской черты. Воеводам южных городов направлялись грозные грамоты с требованием сыскать беглецов и выслать обратно «на вечное житьё». /Загоровский В.П.  - «Белгородская черта»/.

__________________ << конец  комментария >> __________________

 
<< Промежуточные выводы >>  Таким образом, на основании результатов нашего исследования, с большой долей уверенности, мы теперь можем сделать вполне обоснованное заключение. Впервые упоминаемая в Разборной книге города Нового Оскола за 1674/75гг. деревня Чернянская - это  всего лишь первое, зафиксированное в историческом документе, новое название уже тогда существовавшей и просто переименованной деревни Поляна Острединова.

Отсюда  следует, что деревня Поляна Острединова и деревня Чернянская - это один и тот же населённый пункт, носящий в разное время разные названия.

Соответственно Поляна Острединова есть предшественница деревни Чернянской и, в конечном итоге, является прародительницей нашего современного объединённого посёлка Чернянка. А значит - дату основания поселения Поляна Острединова можно считать и датой основания посёлка Чернянка.

С исторической точки зрения этот вывод вполне логичен и закономерен. Но такое наше заключение неожиданно обнажает другую проблему - а имеем ли мы моральное, да и юридическое, тоже, право так считать, «ведя происхождение» современной Чернянки от древней и малоизвестной Поляны Острединовой? Отвечаем - да, имеем полновесное право. Имеем, потому что существует такое понятие как прецедент.


<< Прецедент >>  В каждой стране мира, не исключая и Россию, можно встретить немало (если не большинство) населённых пунктов, которые в процессе своего исторического развития не раз, а многие и неоднократно, меняли своё название.

В подтверждение сказанного приведём здесь несколько известных городов:

   - Город Санкт-Петербург: в 1703г. (основан) – Санкт-Петербург; с 1914г. – Петроград; с 1924г. – Ленинград; с 1991г. - Санкт-Петербург.

   - Город Киров: в 1181г. (основан) – Хлынов; с 1347г. – Вятка; с 1457г. – Хлынов; с 1780г. – Вятка; с 1934г. – Киров.

   - Город Сочи: в 1838г. (основан) - форт Александрия; с 1839г. -  Навагинское укрепление; с 1864г. -  Пост Даховский; с 1874г. – город Даховский Посад, с 1896г. – Сочи.

   - Город Махачкала: в 1844г. (основан) - поселение Петровское, с 1857г. -  Порт-Петровск (или Петровск); с 1918г. -  Шамиль-Кала; с 1921г. – Махачкала.

   - Город Тольятти: в 1737г. (основан) – Ставрополь (или Ставрополь-Волжский); с 1964г. – Тольятти.

И таких примеров сотни – можно продолжать и продолжать. И никому при этом не приходит в голову шальная мысль считать датой основания этих городов год присвоения им последнего (или предпоследнего) названия.

Конечно, кто-то может сказать, что в качестве иллюстрации здесь приведены большие и далекие города, не имеющие отношения к нашему Белгородскому региону. Хорошо, давайте обратимся к более наглядным примерам - к истории возникновения наших ближних «соседей» по Белгородской черте.

Уже упоминавшийся в очерке город Новый Оскол был основан в 1647-м году. И назывался он тогда вовсе не «Новый Оскол», а «Царёв-Алексеев». А Новым Осколом город стал именоваться лишь спустя восемь лет, в 1655-м году, сменив своё название по указанию московского царя. Но никто при этом не собирается отменять в 2007-м году празднования 370-летия города.

Ещё пример? Пожалуйста! Административный центр соседнего с нами Корочанского района - город Короча, был заложен в 1637-м году, на высоком холме.

Потом, из-за неразрешимых проблем с водоснабжением, город был перенесен вплотную к реке Короче, и в 1638-м году его строительство было закончено. Первоначально город получил длинное и поэтичное название: «Красный город на Короче» (красный, значит красивый). Чуть позже название упростили, и крепость стала называться «Красный город». А вскоре город переименовали в просто «Короча». Это имя города сохранилось и до наших дней.

И представьте - никому из белгородских, новооскольских или корочанских историков не приходит на ум идея усомниться в истинности возраста этих городов - Нового Оскола и Корочи. И ни кого при этом не смущает то обстоятельство, что при своём основании эти населённые  пункты носили совсем другие названия.

А теперь  как раз самое время вернуться к определению понятия, которое мы поставили в заглавие этого параграфа - прецедент.

Прецедент (от лат. praecedens - предшествующий) - это случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода. Создать прецедент - дать повод для подобных случаев в будущем. Установить прецедент - найти в прошлом сходный случай.  /Толковый словарь С.И. Ожегова. /

Таким образом, рассмотрев здесь характерные примеры историй основания и развития разных (дальних и близких) городов мы тем самым можем уверенно установить и для нашего посёлка Чернянка прецедент истинности и преемственности первичной даты основания населённого пункта в независимости от дальнейших изменений его названия.

И какие бы на протяжении почти четырёх веков не происходили метаморфозы с названием и административным статусом нашего посёлка (деревня Поляна Острединова - деревня Чернянская - слобода Чернянка (Новоивановка) - посёлок Чернянка - посёлок городского типа Чернянка), он имеет полное прецедентное право считать датой своего основания год, когда на берегу Оскола возникла деревня Поляна Острединова. А произошло это «Лета 7156 сентября в 14 день» от сотворения мира.


<< Хронология >>  Чтобы точно вычислить дату основания Поляны Острединовой (и, соответственно, Чернянки) нам необходимо понять, какой же год в рассмотренной нами Строельной книге города Царёва-Алексеева обозначен фразой «лета 7156». А для этого, хочешь-не хочешь, а придётся углубиться в хронологию и освоить методику перевода старинных дат в современную и всем понятную систему летоисчисления.[АК-16]

Хронология (буквально «наука о времени») – это вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; а также последовательность исторических явлений во времени.

И так, что же это за такая загадочная дата - «лета 7156». Давайте разбираться. Прежде всего, надо иметь ввиду, что слово «лето» употреблялось в древнерусских источниках преимущественно не в значении «сезон», а в смысле «год».

Далее. В старой Руси, до конца 17-го века, Новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с 1-го марта (мартовский календарный стиль) либо с 1-го сентября (сентябрьский календарный стиль). До 1492 года, как полагают исследователи, оба стиля существовали параллельно, а с 1492 года сентябрьский стиль, вытеснил мартовский и стал господствующим.

Лишь при Петре I, с 1700 года, в связи переходом России с системы летоисчисления «от сотворения мира» на систему от «рождества христова» было решено началом года считать 1-е января. В качестве разницы от «сотворения мира» до «рождества христова» учёными принят отрезок времени, равный 5508-ми годам.

В рассматриваемый нами отрезок времени (середина 17-го века) на Руси действовал сентябрьский календарный стиль. «Сентябрьский» год начинался и заканчивался на четыре месяца раньше «январского» года. Исходя из этой особенности, специалистами сформулировано следующее правило:

     • если событие, датированное «от сотворения мира» по сентябрьскому календарному стилю, произошло в период с января по август (включительно), то для перевода даты этого события в современный формат («от рождества христова») следует из цифрового обозначения года «от сотворения мира» вычесть число 5508;

Пример 1:  18 апреля 7148 г. = 7148 – 5508 = 18 апреля 1640 г.

     • для событий, происходивших по сентябрьскому календарному стилю в период с сентября по декабрь (включительно) следует из цифрового обозначения года «от сотворения мира» вычесть число 5509;

Пример 2:  15 октября 7148 г. = 7148 – 5509 = 15 октября 1639 г.

     • если месяц сентябрьского стиля, на который падает событие, не указан, вычитаем из даты «от сотворения мира», подлежащей переводу, оба числа - 5508 и 5509 и производим датировку «от рождества христова» в пределах двух ближайших лет.

Пример 3:  икс-месяц 7148 г. = 7148 – 5509  и  7148 – 5508 = 1639/1640 г.

_________________ << Авторский  комментарий >> ________________

[АК-16]  При написании данного параграфа использовались следующие источники:

   • книга «Русская хронология» - Л. Черепнин. Москва, 1944г.;
   • книга «Русская хронология: Учебно-методическое пособие» - Ю.Э. Шустова. Москва, 2003.

__________________ << конец  комментария >> __________________


<< Финал >>  Вот мы наконец-то и добрались до главного финального действия, ради которого и была написана эта глава. Имея на руках достоверный исторический источник (в системе летоисчисления «от сотворения мира») и располагая хронологическим инструментом исчисления, перейдем к определению даты основания Чернянки. Чтобы не возвращаться назад воспроизведём ещё раз текстовый летописный фрагмент из уже знакомой нам по предыдущим параграфам Строельной книги, о наделении детей боярских из Черни поместьями:

Лета 7156 сентября в 14 день по Государеву цареву и Великого князя Алексея Михайловича Всеа Русии указу и по приказу воеводы князя Василья Петровича Лвова отделные книги отделили  <…>

ВЫЧИСЛЯЕМ:

14 сентября  7156 года – 5509  =  14 сентября 1647 года
(по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю).

или

14 сентября  7156 года – 5509  =  14 сентября 1647 года + 13 суток  = 27 сентября 1647 года (по новому стилю, т.е. по Григорианскому календарю).


<< К вопросу детализации >>  Детализировать этот полученный нами результат, вплоть до числа месяца (14-го сентября по с/с или 27-го сентября по н/с), нет принципиальной необходимости. Потому что здесь 14-е сентября, вероятнее всего, не является днём фактического наделения чернянских веденцев поместьями и, соответственно, не является днём основания деревни Поляна Острединова.

На эту мысль наталкивает то обстоятельство, что под общим заголовком (на листе 25-м Строельной книги)

   - «Лета 7156 сентября в 14 день <...> по приказу воеводы князя Василья Петровича Лвова <...> колуженин Богдан Алексеев сын Яковлев <...> отвел под усады землю…»

далее записана информация о наделении землями в различных околооскольских местах не только 23-х человек «с Черни детей боярских»,  но и некоторых других категорий служилых людей, которым «… по Государеву указу велено быть в новом Цареве Алексееве городе на вечное житье»:

   - оскольским станичным головам, атаманам, ездокам и вожам – 159 человек (у реки Оскола усть реки Грезновки  и  вверх подле реки Оскала);

   - оскольским полковым казакам – 70 человек (вверх по Аскалу в трех полянках подле Песошного озера);

   - категория служилых людей не указана - 94 человека (вверх по Аскалу поляна Исаева);

   - с Ельца беломесным и задонским казакам - 65 человек (подле нового Царева Алексеева города вниз по Осколу);

   - станичным головам, атаманам, ездокам и вожам (географическая принадлежность не указана) – 39 человек (место наделения поместьями в первоисточнике не читается). [АК-12].

Очевидно, что выполнить за один день такой значительный объём административных и землемерных работ назначенному для надела поместий исполнителю - колуженину Богдану Алексееву сыну Яковлеву, даже с группой помощников было, конечно же, невозможно. Поэтому 14-е сентября это вероятно просто дата, когда по указанию царёво-алексеевского (новооскольского – Б.С.) воеводы Василия Львова писарем Федкой Сидоровым, согласно установленному порядку, была внесена в Строельную книгу общая консолидированная запись о наделении землями под дворы и пашню нескольких групп служилых людей.  [АК-17] И эта запись юридически закрепила уже свершившийся ранее (надо полагать - в первой половине сентября) факт наделения землёй служилых людей, оставленных для службы в городе Царёве-Алексееве «на вечное житьё».

________________ << Авторский  комментарий >> _______________

[АК-17]  При анализе этого списка обращает на себя внимание то обстоятельство, что царёво-алексеевский воевода и его администрация, при наделении землёй служилых людей, старались без особой нужды не смешивать разные категории служилых людей, и тем самым не рушить, по возможности, земляческие связи и традиции. Однако при этом неукоснительно соблюдались и интересы государевой службы. Поэтому при начальном устройстве новых поселений ясно прослеживается совмещение обычно двух принципов комплектования населения деревень или слобод.

В подавляющем количестве случаев подбор жителей будущих поселений осуществлялся:

   • в первую очередь - по территориально-географическому принципу, т.е. «откуда (из каких мест) они прибыли» (из городов Оскол, Елец, Ливны, Чернь, Новосиль, Чернавск и т.п.);

   • во вторую очередь - по военно-профессиональному принципу, т.е. «какой вид службы призваны нести служилые люди и какова их воинская специализация (стрельцы, драгуны, казаки, станичные ездоки и вожи, пушкари и т.п.); 

   • в третью очередь - реже, по некоторым другим принципам (например, черкасские слободы комплектовались по национальному принципу – выходцами из польских и литовских украинных земель).

Так, в частности в основе зарождения нашей Чернянки (деревни Поляны Острединовой) лежат два принципа: сословный – дети боярские и территориальный – из города Черни.

___________________ << конец  комментария >> _________________


<< Итог >>  Основываясь на результатах проведённого нами исследования и руководствуясь прецедентным правом населённого пункта наследовать первичную дату своего основания, делаем окончательное заключение:

Посёлок городского типа Чернянка Белгородской области, являясь историческим приемником деревни Поляна Острединова, основан в сентябре 1647-го года.

В сентябре 2017-го года посёлку Чернянка исполнилось 370 лет.


Пожалуй, на этом всё.  Конец главы №6.