Жизнь поэта. кн. 5-я. пр. 14 стр 401-420. оконч. с

Иван Капцов
ужаснулась и захлопнула медальон. Было такое впечатление, что он выжигает мне частичку тела, к которой прилегает. Опять я запудриваю себе мозги. Но хорошее настроение улетучилось. Дома снова ждала пустая квартира.
   В воскресенье, без десяти десять я уже была на кладбище. Софа уже была там и, молча, стояла, глядя на надгробную плиту. Было такое впечатление, что она или мо-лится, или мысленно разговаривает с усопшим.
   Я, не став ей мешать, тихонько встала, чуть сзади и тоже молчала.
-Ты снова появилась, шлюха, да ещё с бутылкой водки? Я же тебе сказал, чтобы ты больше не приходила! Забудь о том, мимолётном, увлечении! Я чувствовал, что скоро меня заберут на небо и был в состоянии агонии. Я никогда тебя не любил. Забудь обо мне! И не носи моё фото на своей груди! Оно сжигает мне тонкую оболочку души. Чем раньше ты перестанешь обо мне думать, тем лучше будет и тебе и мне.
Это всё он говорил так громко, что мне казалось, не только Софа, стоящая рядом, слышит его слова, но и на соседних могилах. Я была в ужасе.
-Люд, почему ты не кладёшь цветы?
-Не хотела тебе мешать, Софа.
-Положи, я отойду чуть в сторону.
-Софа, я принесла бутылку водки, помянем?
-Нет. У нас так не поминают. Можем помянуть потом, но не у меня, а у тебя дома. Если ты не против?
-Не против.
   Мы пробыли ещё с час и ушли.
-Тебе не кажется, подруга, -сказала Софья, после выпитой рюмки, что мы скоро можем превратиться в алкоголиков?
-В алкоголичек.
-Один хер.
-Не станем! Мы же не каждый  день  будем  ходить  на кладбище?!
401
-До года, я туда больше не пойду! У нас так принято. А ты, как хочешь.
-Соф, давай ещё по одной выпьем и я тебе кое-что скажу. Только я налью себе полную, иначе не хватит смелости.
-Наливай и мне столько же. А то у меня тоже не хватит смелости, сказать кое-что и тебе!
   Мы выпили и закусили солёными огурцами, как заправские пьяницы.
-И что ты мне хотела сказать, Люд, что беременная от Глеба?
-Соф, он с первого раза предложил с резинкой, но я всегда считаю время, от и до, и никогда не залетала, с резинкой мне не очень нравится.
-А кому нравится? Всем самцам и самкам без неё приятнее.
-А затем, я, как с ума сошла! Перестала считать дни и так захотела от него ребёнка, что при мысли взлетала до неба.
-А сейчас налегаешь на солёные огурцы. Пьёшь ты зря, раз беременная!
-Нет, Софушка! Не беременная. Хорошо это или плохо – не знаю, но как говорят – Бог миловал.
-Хорошо, Люда, хорошо! Одного тащить без мужика – тяжело, а двоих в два раза тяжелее. А я думала, что обрадуешь, скажешь, что теперь, мы почти родственники. У наших детей – один папашка, царство ему небесное! За это надо выпить! Или ты больше не хочешь?
-Давай, только по половинке.
-Можно и поменьше.
   Огурчики были отменными. Софья съела сразу пару штук, но я не стала её подначивать беременностью. Может, она и вправду – беременная?
-Люд, если уж не беременность, то тогда не знаю, чего ты так боишься говорить мне трезвой?  Не  сберкнижку ли Глеб, завещал тебе?
402
-Вы, евреи, всё сразу переводите на деньги. Успокойся, Соф! Деньги мне ваши – не нужны! А хотела я тебе рассказать вот о чём. На кладбище, и в первый мой приход, и сегодня, я слышала его голос. Мне было даже жутко!
-Он объяснялся тебе в любви? Чтобы ему там не было скучно, звал к себе?
-В прошлый раз он сказал, чтобы я больше не приходила на могилу, а сегодня отругал и сказал, чтобы я больше не смела, приходить, что наши отношения были случайными, он метался в агонии, перед кончиной, которую предчувствовал.
-Хорошо, что ты сама завела этот разговор. Во первых, меня, всё время, так и подмывало спросить у тебя, насчёт беременности, а во вторых, я во все эти голоса никогда не верила, считала, что это бред сумасшедших и если я заговорю с тобой, ты подумаешь, что я просто не хочу, чтобы ты ходила на могилу к Глебу. Но сегодня, сама разговаривала с Глебом. Вначале речь шла о наших семейных делах, а в конце он сказал следующее:
«-Софа, скажи этой шлюхе, чтобы она больше не показывала нос в моём доме. Ей больше нечего делать на моей могиле. И ещё пусть она уберёт моё лицо со своей залапанной мужиками груди».
Так, что,Людочка, перестань думать о нём!
-Нет, он имел ввиду другое. Хочет, чтобы я убрала его фото из своего медальона, подаренного им. Смотри!
-Это его фото! Как на новом пропуске. Откуда оно у тебя?
-Оставил у меня, и я его использовала.
-А ты – дура! Фото покойников даже дома не желательно держать на виду, тем более носить на груди. Плохая примета. Убери!
-А цепочку и медальон носить можно?
-А почему нельзя?
-Это Глеб подарил мне их.
403
-Носи на здоровье. Красивые! А мне такие - он не подарил!
-Может, возьмёшь?
-Они же подарены тебе! Оставь себе, кстати, они на тебе хорошо смотрятся. Мужики на них, как на наживку охотно будут клевать. Медальон красиво вписывается в твою ложбинку между грудей. Они чуть видны. На них заглядишься. А дальше у самца начинается буйная фантазия. Ты не нашла себе ещё никого?
-Нет. Не хочу, да и рано после его смерти.
-Это я ещё могу так говорить. А ты, можешь пойти к мужику хоть сегодня или пригласить к себе. И не тяни! Мы, бабы, быстро стареем, а время так бежит. А ночами всё равно хочется, чтобы кто-нибудь тебя обнял.
-Вернее, на тебя залез.
-Ты точнее выразилась, Люд. Разливай! Да, я, пожалуй, пойду.
-Тебя проводить?
-Была бы мужиком, позвала бы такую аппетитную бабёнку на ночь! На тридцатый день уже можно грешить.
Через три дня я вышла на работу.
    Я закрыл дневник и долго сидел, уставившись в одну точку. Было ощущение, что это происходило не с ними, Глебом и Людмилой, а со мной и с ней, ведь она пишет, в своём дневнике, что лица у нас были почти одинаковыми.
Я мысленно представил её и Глеба, или себя, у реки.       
404
       ВОСПОМИНАНИЯ.   БРАТ    ПАВЕЛ.
    Был не очень холодный пасмурный февральский день 1995 года. Закончился 1994 год, Год Зелёной Деревянной Собаки. И люди жили, как собаки. Большинство на-селения. Меньшинство – жирело, обогащалось. Правда, были и такие, как я, чуть богаче всех бедных, потому, что у меня было своё дело, которое, позволяло жить безбедно. Все были миллионерами, а я был миллиардером. Потому, что в Елабуге, Елаззстрой, где моя маленькая строительная организация ООО «ЭРА», была субподрячиком, должен был «ЭРЕ» - 2, 6 миллиарда рублей, но деньги они выдавали по крохам. Был большой дефицит наличных денег, проще бумажных ассигнаций.
   В 90-ые годы Россия славилась самым большим процентом миллионеров. Ведь пенсионеры и работники получали пенсии и зарплаты в миллионах. Самые крутые миллионы появились в 1993 году, а к 1999 году миллионы сократились до тысяч.
В 1993 году, любой человек, среднего достатка, мог похвастаться миллионами в кармане. Так, как миллионы набирали самую высокую скорость, и возрастали, как на дрожжах, почти невозможно было остановить их рост.
   Миллионами расплачивались на рынках, в магазинах, и банках. В кассу за зарплатой приходилось брать не кошелек, а целый мешок.
   Я с утра проторчал в приёмной Елазстроя полтора часа, ждал начальника Галимова, чтобы подписать платёжку, или авизо на 60 миллионов рублей для банка, а когда он приехал с Елаза, с совещания, отказал мне, сказав, что без визы заместителя начальника по финансово-экономическим вопросам Елаза - не имеет права подписать.
   Я поехал на Елаз и ещё два часа проторчал там, а когда попал в кабинет зама, он тоже отказал мне, на том основании, что у меня люди не получали зарплату три месяца, а в других субподрядных организациях рабочие и ИТР не получают уже по полгода.
   Я снова не знал, что говорить людям!?
405
   С третьего этажа спустился вниз, в столовую. Перекусить. Позвонил Гаяз.
-Ты где, Игнатьич?
-Поставил поднос с жратвой на столик, но думаю, что пища не полезет в глотку, опять с деньгами облом! Везде отказали! Только вышел от зама Зарипова, отказал, сука!
-Плюнь на этого еврейского мудака! Не сы! Помнишь, как я упирался, когда ты мне, нахально навязывал свою платёжку, по «ЭРЕ», на 80 лимонов? Ты, бля, дальновид-ный! Я подписал свою по «ТАНу» на 45, и твою, на все 80 самим Зариповым. Случайно встретил в Казани, в министерстве. У него было великолепное настроение,  что-то провернул для Елаза, в свою пользу. Я минут десять, как выехал, через пару часов буду в Елабуге. До 16 успеешь получить. Мешки для денег есть?
-Спасибо, шеф! С меня пузырь!
-Хер тебе, три!
-Согласен!
-Жди на развилке, с казанской трассы на Елабугу!
-Ты, что охерел? Два часа в холодной машине! Денег на заправку у меня нет.
-Мудак, сам жрёшь, а машину не заправляешь.
-Этих денег хватило бы на два литра. А потом, я же не знал, что позвонишь!
-Куда подъехать?
-Рядом с банком, библиотека, знаешь?
-Знаю, заходил туда пару раз. Там такая цыпочка работает!
-Нинка, что ли?
-Ты и здесь меня опередил? Сейчас порву, нахер, твою авизо!
-Не расстраивайся! Она мне, иногда даёт почитать хорошие книги.
-Знаю, какие книги она тебе даёт. Познакомишь?
-Без проблем! Только учти, она тебе давать не будет!
-Почему!
406
-Ты книги – не читаешь! – и я захохотал.
-Мудак, ты, Игнатьич! Жди!
    Я зашёл в библиотеку и попросил Нину дать мне парочку подшивок журналов, на её усмотрение, на пару часов.
    Она принесла мне три подшивки.
    Уселся за столик и взял верхнюю подшивку.
    На первой странице была напечатана огромная статья, о важных событиях ушедшего 1994 года. По месяцам и дням
    Стал читать выборочно, пропуская дату.
    В Российской Федерации введены автомобильные номера нового образца.
Начало второго этапа формирования экономического и валютного союза стран ЕС.
12 января — в Нью-Йорке убит выстрелом в затылок боксёр и криминальный авторитет Олег Коротаев.
Президенты России, США и Украины подписали в Москве трёхстороннее заявление о порядке передачи России ядерных боеголовок с территории Украины, о компенсации и гарантиях безопасности Украины. Президенты Ельцин и Клинтон подписали Московскую декларацию о взаимном не нацеливании стратегических ядерных ракет начиная с 30 мая 1994 года
«Черный вторник» – резкое падение курса рубля по отношению к доллару. Слабая денежная политика с активным кредитованием бюджета Центральным банком (ЦБ) при-вела страну на грань катастрофы.
Егор Гайдар выходит из состава российского правительства в знак протеста против консерватизма правительственной политики. 26 января из правительства уходит так-же Борис Федоров.
По указу президента России от 22 декабря 1993 г., НТВ, в качестве эксперимента, получила вечернее время  (с 18:-00 до 00:00) на четвёртом телевизионном канале.
407
   Сильное землетрясение в южных районах штата Калифорния. Погибли 57 человек, 25 тысяч жителей остались без крова.
Катастрофа военно-транспортного самолёта Ан-22 «Антей» российских ВВС, произошедшая неподалёку от Твери, погибли 7 человек.
Подписан Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между Россией и Татарстаном.
Россия и Великобритания приняли решение о взаимном не нацеливании ядерных ракет(вступило в силу 30 мая 1994 г.)
Руководители МВД стран СНГ подписали «Соглашение о взаимодействии в борьбе с организованной преступностью».
Объединённые Арабские Эмираты расширили применение законов шариата в повседневной жизни.
В России объявлено об амнистии всех политических заключённых, включая руководителей ГКЧП.
Парламент Грузии ратифицировал документ о вступлении Грузии в СНГ.
На Украине прошли парламентские выборы. Победу одержала «Коммунистическая партия Украины», получившая 85 мест в Раде из 450 (13,6 %). При этом большинство мест в Раде получили беспартийные кандидаты (168). Одновременно прошли региональные референдумы в Донбассе, проведённые в форме «совещательного опроса» в Донецкой и Луганской областях и в Крыму, одновременно с выборами в  региональный  парламент.
В Москве при посредничестве  ООН, России и СНГ  подписано заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта и соглашение о прек-ращении огня и возвращении беженцев.
В Химках выстрелом из помпового ружья был убит депутат Государственной Думы России Андрей Айздердзис.
Указом президента России учреждены орден Жукова и медаль Жукова.
408
Бандгруппой захвачен рейсовый автобус Владикавказ — Ставрополь с 33 пассажирами; все они были освобождены в ходе штурма автобуса. Пострадавших нет.
Основана российская рокгруппа Сплин.
В Россию из США вернулся Александр Солженицын.
Борис Ельцин своим указом придал 12 июня государственное значение — День принятия декларации о государственном суверенитете России.
В России ликвидирована система лечебно-трудовых профилакториев. Первый экспериментальный ЛТП был открыт в 1964 году в Москве при министерстве внутренних дел.
Состоялся второй тур выборов президента Белоруссии. Победу одержал Александр Лукашенко (80,1 % голосов), Вячеслав Кебич набрал 14,1 %.
В Буэнос-Айресе в здании Аргентинского еврейского культурного центра была взорвана бомба, приведённая в действие террористом-смертником. В результате взрыва погибли 89 человек, более 200 получили ранения.
19 июля — Леонид Кучма вступил в должность президента Украины.
Состоялась инаугурация президента Белоруссии Александра Лукашенко
Начался серийный выпуск малотоннажного грузовика   ГАЗ-3302 («Газель»).
На базе Гуманитарной Академии ВС РФ и Военной академии экономики, финансов и права ВС РФ создан Военный университет Вооружённых Сил Российской Федерации.
Ельцин заявил, что «силовое вмешательство в Чечне недопустимо», поскольку в этом случае «поднимется Кавказ и будет столько заварухи и крови, что никто нам потом не простит».
Завершён вывод российских войск из Латвии  и   Эстонии.
1 октября — провозглашена независимость Республики Палау от США.
 в Москве учреждён Конгресс русских общин.
409
Застрелен президент «Коминтернефти», 16 мая – директор «Нефтебура», 5 августа – президент «Мегионнефте-газа», 8 августа – генеральный директор фирмы «Нефть Самары», 27 сентября – коммерческий директор этой фирмы. Нефтяная отрасль стала ареной кровавых разборок, зачастую со смертельным исходом. Происходила делёжка «нефтяного пирога» и сфер влияния. Большинство нашумевших убийств нефтяников и лиц, связанных с нефтянкой, не было раскрыто.
Началась продажа акций компании «МММ», возглавляемой Сергеем Мавроди. Ее деятельность стала крупнейшей в России финансовой пирамидой.
11 декабря Борис Ельцин подписал указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта». Подразделения Минобороны и МВД России вошли на территорию Чечни.
31 декабря начался штурм Грозного.
   Гаяз приехал без десяти три. До закрытия операционных действий в банке, оставалось час и десять минут.
   Получателей не было. Счастливчики, подписавшие платёжки, свои денежки уже получили. Я получил деньги и поехал выплачивать рабочим зарплату. На самый боль-шой объект приехал вовремя. Там работало 80 % всех моих рабочих. Они всей оравой сочиняли на меня кляузное письмо в прокуратуру, что не выплачиваю зарплату.
Когда раздал деньги, за все три месяца, спросил у бригадира, чья инициатива писать письмо в прокуратуру?
   Все молчали. А Светка, самая кляузная баба и неумеха, опустила голову.
-Я в молчанку с вами играть не буду! С завтрашнего дня подыскивайте себе работу на новых местах, коль не хотите говорить!
   Все скопом накинулись на Светку.
   Я достал из своей папки акт, который был составлен из-за брака по её вине, на сумму, в два раза  большую, чем
410
она получила за три месяца. Мне давно хотелось от неё избавиться, но нужна была веская причина. Светку мне всунул Гаяз. Она была родственницей его хорошего друга.
-Света, ты постоянно баламутишь коллектив. Сейчас у тебя два варианта. Первый – добровольно пишешь заявление на увольнение, второй – я подаю на тебя в суд за ущерб. Какая в акте сумма ты знаешь.
   Встала не менее скандальная баба, Аннушка, работающая со мной третий год, одна из лучших специалистов, мастер на все руки в отделочных работах и заорала:
-Что, козлы, говорила я вам, что Игнатьич, не сегодня-завтра, деньги привезёт! А ты, сука, Светка, сама ни хера не можешь делать, только расшатываешь коллектив! Если бы составляли акты на все твои браки, что мы после тебя переделывали, вышло бы на тридцать лимонов, не меньше! Вы, все, как хотите, но если её  Игнатьич простит, я больше не стану переделывать её работу!
-Нет, Аннушка, не прощу! Она мне уже столько говна наложила в карманы, что дальше не куда!
   Она написала заявление на увольнение, и я напоследок ей сказал:
-Светочка, акт уничтожать я не стану! Сохраню, на тот случай, если побежишь жаловаться к Гаязу.
   Затем я ещё час читал им инструкции по технике безобасности и заполнял журнал, в котором они должны были расписаться. Люди работали на высоте, на лесах.
А в это время меня дома уже пять часов ждал дорогой гость. Но я же, ведь не знал!
   Я заехал на стоянку, которая была перед моими окнами, за забором, там, где, когда-то был маленький рынок старых Челнов, до начала возведения КАМАЗа.
Подходя к подъезду, встретил соседку, по этажной площадке Валю, дворничиху, зловредную бабу, сплетницу, которая подходила к подъезду с другой стороны.
-Иван, где ты шатаешься? Тебя человек уже ждёт более пяти часов.
-Пошёл он на хер! Опять, кто-то из  моих  рабочих, баба,сука
411
прислала мужа выколачивать из меня свою трёхмесячную зарплату, скажи ему, пусть едет домой и пропивает деньги жены! Я им сегодня выдал зарплату за все три месяца.
-Дурак, ты! Даже не выслушал и понёс ахинею. Брат твой приехал из Донецка. Павлик.
-Не врёшь, Валь?
-Усрался ты мне, чтобы я тебе врала?
-Слушай, пусть подождёт ещё минут двадцать, пока я сбегаю в магазин. А то у меня в холодильнике пусто.
-Ладно, иди!
-Во, бля! -сказал я себе, -как вовремя дали деньги!? И хорошо, что я сразу, остатки, которые не успел раздать остальным рабочим, почти полный мешок, затащил домой.
   Купил пару бутылок коньяка, пару водки, шпроты, колбасу, сыр, хлеб и прочее, побежал домой. Занёс пакеты и зашёл к Вале.
-Иван, твой брат психанул и уехал обратно.
-Не пиз...ди, Валечка! Ты такие ботинки не носишь! Хоть, пальто вы и спрятали, выходи, Кот Леопольд, к братишке мышонку!
-В комнате сразу стало намного светлее от его блестящей лысины. Наши глаза намокли, мы, Капцовы все сентиментальные. Мы обнялись, и целую минуту стояли так, похлопывая друг друга по спине, а затем пошли ко мне.
-Спасибо, Валюш, за гостеприимство! А то бы сидел, ждал на улице.
   Когда мы зашли, он сказал:
-Хорошая эта Валя, твоя соседка!
-Хорошая, когда её долго, долго не видишь! Ну, её на хер! Рассказывай лучше, как твои? А лучше, пока распологайся, а я пока соберу на стол, а за столом и поговорим.
-Достану только тапки и трико и переоденусь.
   Он стал помогать сервировать стол и мы стали разговаривать.
   Когда он рассказал о жене и детях и даже о дворовой собаке, Кучме, я сказал:
412
-Впервые слышу кличку собаки Кучма.
-Это же фамилия нашего президента! Кучма. У нас сдохла собака и сосед принёс щенка, чёрненького.
-Павел Игнатьич, слышал, что у вас нэ мае собаки, наша Пальма, принесла пятерых, вот, принёс, возьмите!
-Ой, какой хорошенький, а как назовём?-сказала дочь, Инна.
-Кучма, Инн, як нашиго призидинта, як же лиже жипу и вам и нам. И ивропийцам и москалям и вамириканцам.
   Мы захохотали, да так и оставили это имя.
-Вспомнил, где я видел это имя! Сегодня прочитал в журнале, когда читал разные происшествия за 1994 год.
-Представляешь, Вань, еду в поезде Харьков-Казань, Из СССР  в СССР и вдруг в вагон заходят пограничники. Не, я знал, что мы уже разные государства, но испытать на своей шкуре такое, не приведи Господи, никому! Хоть, мы с тобой, оба коммунисты.
-Какие коммунисты? У нас уже нет «слава КПСС!».
-Это у вас! А я так и остался в рядах партии.
-Украинской, но не СССР!
-Разумеется! Так, вот заходят погранцы и один, молодой, с наглой красной харей, наверно, после горилки и сала, бандеровец, с Западной Украины говорит мне:
-Шо, дид, на старости решив, бижати к москалям?
-Не твоё, собачье дело, щенок!
-Батя, не надо так! Мы свою работу выполняем!
-Вот и выполняйте! И не спрашивайте, что не положено. Увидела бы моя Нина, как этот бандеровец, вышвыривал из моего чемодана вещи, которые она наглаживала и так аккуратно складывала, схватила бы инфаркт.
-Давай, ещё по одной!
-Наливай, что спрашиваешь, ты хозяин!
-Мне 55, будет в августе, а тебе уже стукнуло 70.
-Я ещё три раза перепью тебя! Правда, иногда, стала пошаливать печень, с похмелья просит похмелиться.
-Такая же наглая, как и моя. Павлик, а как ты надумал приехать?
-Вот, что, значит, не иметь связи друг с другом!
413
   Мы твой адрес потеряли, а телефон у тебя всё время отключён, с междугородки говорили, такого телефона нет.
-Правильно говорили. Уже давно нет. Я его снял, как только появились мобильные.
-Давай ещё по одной, да, я тебе расскажу!
   Мы выпили.
-Вань, не обижайся, но коньяк – говно! Разве это коньяк? В те времена, при СССР, коньячок был, так коньячок! Особенно у Мойши Левинсона, начальника стройки, ему везли из Армении коньяк, а он отпускал стройматериалы, кирпич и, особенно – древесину. Ты помнишь его? У него ещё были две красивые евреечки: Вера и Галя. Ты-то, хоть, трахнул, одну из них?
-Я их уже трахал обеих, года за полтора, как мы встретились у них, с тобой. Помнишь?
-Помню, пока не склерозник. А ты, подлец! Содрал на следующий день с нас, меня и Юрки – тридцатку, когда я, на следующий день поехал на совещание в Донецк, а ты увязался со мной. Я тебе дал, вначале одну десятку, а затем вторую, на ресторан с Верочкой, а потом и  Юра, мой водитель дал тебе десятку.
-То, что ты давал два раза – помню, а, что дал Юра – не помню!
-Склерозник ты, братец, а не я! Он ещё спросил, кем ему доводишься ты, если я – дядька, а я ответил, что двоюродный дядька. Тогда он вытащил десятку и сказал, что раз так, то он тоже даёт двоюродному дядьке на бабу.
-А ты когда видел Левинсонов?
-Лет пять назад.
-Перестал с ними общаться?
-Они свалили на историческую родину, в Израиль, как только началась, вся эта поганая перестройка, с развалом СССР. Мойша был самым умным евреем в Енакиево. Он всегда говорил, что надо иметь запасной аэродром.
-Павлик, дураком и лентяем был этот Мойша! Там самая умная была Галя, а потом – овца, Рахиль. Это она  говорила Мойше, что надо иметь запасной  аэродром.  Даже
414
предлагала ему завести любовницу, на случай, если умрёт. Она сама мне об этом говорила. Я же там дневал и ночевал. Было время, спал одновременно, в постели, с двумя её курочками. Но втроём этим заниматься – противно!
-Ну, ты и жук! Давай, наливай! Чтоб язык у тебя ещё больше развязался. Мы, два родных брата, а практически ничего не знаем друг о друге. Ты был маленьким, когда меня забрали на фронт, а затем жили раздельно. Я тебя, стал узнавать, только тогда, когда, ты приехал учиться. И то мы виделись редко. А, сейчас, оба живём в других государствах. России и Украине! Смешно! Доведут они, всякие собаки «кучмы», что передерёмся мы, русские, с ними - хохлами.
-Да, брось ты, Павлик, херню говорить! Никогда этого не будет!
-Ты, когда учился в техникуме, ощущал национализм, националистические отношения к себе, со стороны украинцев?
-Какой  национализм? Никогда  и  ни от  кого! Я, даже, любил  девчонку, украинку,  и  она, похоже, меня любила. А потом, мотался по Украине, по атомным станциям и металлургическим  заводам,  когда  работал  начальником снабжения, а затем,  начальником  отдела ресурсов. У меня повсюду там были друзья.
-Это – тогда! Во времена СССР. А, сейчас, особенно молодых воспитывают в духе неприязни к русским, москалям.
-Удивительно, как меняется мир.
-Вань, а ты так и не пытался жениться, после смерти Раи?
-Нет! Баб было много и сейчас есть, но, ни одна не по душе.
-Любил Раю?
-Любил, я, Павлик, другую, похоже, и сейчас люблю, а с Раей свыкся, прожили всё-таки двадцать шесть лет.
-Да, Рая, у тебя была красивая,  весёлая  женщина.  Давай помянем и,
415
заодно, мать с отцом.
-Раю с отцом помянем, а мать спиртным не будем. Она так просила, задолго до смерти. Её помянем, хлебом с сыром, когда будем закусывать.
   Мы, молча, выпили. И так, же молча, сидели жевали, думая о своём. Я вспоминал начале, отца, недолго, а затем – жену, намного дольше. Не знаю, о чём думал брат?! Затем он сказал:
-Вань, а эту девушку, что ты любил в техникуме, звали, случайно, не Грищенко Людмила Павловна?
   Я чуть не подавился остатками не прожёванной пищи. А затем продолжал сидеть с выпученными глазами, уставившимися на него. Когда осознал, спросил:
-Откуда ты узнал об этом?
-Тогда слушай занимательную историю. Но, придётся вернуться на некоторое время назад, чтобы ты всё понял. Когда, до перестройки, да и во время её, я работал директором таксопарка моим водителем, до Юрки, был парнишка Петя. Но когда Юрка вернулся из армии, с водительскими правами, жена Нина, её сестра заика,Лида, мать Юрки, и их мать, моя тёща, насели на меня и стали заставлять взять Юрку водителем к себе. А как я мог снять того парня и посадить племянника, пошли бы жалобы во все инстанции. Я убедил Петра пойти учиться и сумел воткнуть его в Харьковский автодорожный институт, с условием, что он затем, вернётся в родной таксопарк на должность по специальности. Он, парень не дурак, не то, что мой Толик, согласился. Мы ещё ему доплачивали столько же, сколько он получал стипендию. Учился он хорошо. Когда вернулся, то, вначале работал диспетчером, затем механиком, а позже, начальником колоны пассажирских перевозок. Когда начался развал и приватизация, ко мне  подходили с тёмными предложениями. Но мне чужды были все эти воровские замашки. Я отказывался. Затем мне шепнули, что что-то готовится, и я решил, пойти директором школы ДОСААФ, которая входила в мой таксопарк. Я же, был уже на пенсии. Вместо меня поставили бывшего водителя
416       
Петра Алексеевича, которого я вырастил собственными руками. Подлец был ещё тот! Царство ему небесное!  А через полгода он скоропостижно скончался. Довольно мо-лодым. Похоже, помогли те, кому он помог прибрать к рукам таксопарк в частные руки. Таксопарк уже растаскивали, дробили, а моя школа, ДОСААФ, уже именуемая по другому, ещё держалась. И я, пока держался. Но мне уже намекали несколько раз, что пора уходить. Однажды позвонил новый хозяин, никогда не имевший дело с автомобилями и попросил меня подъехать, я подумал, вот он момент вышвырнуть меня. Но я и сам уже устал. Надо хоть немного отдохнуть. Новый хозяин принял меня любезно. В его кабинете сидела милая, приятная, не сказал бы, что очень стройная, умеренная для своего возраста лет пятидесяти, с красивой причёской и ямочками на щеках, с умными зеленоватыми глазами, женщина.
-Павел Игнатьевич, проходите, присаживайтесь, и, вот, познакомьтесь, с милой дамой, которая хотела встретиться с вами. Хотите, поговорите здесь, тогда я удалюсь, а ес-ли хотите, поезжайте в любое другое место. И ещё, я про-сил бы вас завтра подъехать ко мне к десяти часам для ко-нфиденциального разговора.
-Меня зовут Людмила Павловна? Мне необходимо с вами поговорить. Если не против, то - в другом месте?!
   Мы попрощались с хозяином и вышли.
-А вы, Павел Игнатьевич, почти что, не изменились. Я имею ввиду лицом. Видела я вас давно раза три, и только сидящим в машине, когда вы приезжали к брату Ивану в техникумовское общежитие. Я училась с ним в одной группе.
-Людмила Павловна, правильно?
-Да, верно.
-Давайте проедем в ближайшее кафе и там поговорим. На ногах разговаривать у меня уже не те годы, вы понимаете. А вы, конечно, ещё молодая, красивая, и здоровье у вас, не то, что моё!
417
-Я согласна.
   Мы подъехали к кафе, которое я часто посещал в последнне время. Меня там знали, хотя персонал часто менялся, и, похоже, оно оставалось единственным кафе, в городе, в котором ещё никого не пристрелили или не взорвали, так как шёл передел имущества, и не престо имущества, а передел когда-то большой и могущественной нашей страны.
-Людмила, можно я буду вас так называть?
-Конечно, так и я немного раскованнее стану себя чувствовать, но вас я по-прежнему буду называть по имени и отчеству!
-Людмила, вы есть хотите?
-Знаете, если только салат.
   Подошла официантка.
-Здравствуйте! Павел Игнатьич, что любимое ваше блюдо? А, что  пожелает ваша подружка?
-Оксаночка, она не подружка, а коллега по бизнесу.
-Все они, сейчас так называются. Ну, бог с ними?
-У неё, Людмилы, Иван, в глазах появилось столько ненависти и презрения, что даже эта малолетняя, проститутка, официантка Оксана, любовница моего водителя, поэ-тому он и затащил меня, недавно, в это кафе, отшатнулась от неё.
-Оксаночка, моей коллеге, пару разных салатов, обязательно салянку, как и мне, таких больше нигде не готовят. А на второе – две порции телятины с жаренной кар-тошкой.
-А из напитков?
-Людмила, вы пьёте коньяк?
-Сердце стало пошаливать, мне лучше бы вина, грузинского, если есть?
-Да, у нас грузинские вина есть, но только все почему-то, заказывают французские, испанские и португальские. Хорошо, принесу грузинского.
   Потом мы долго сидели, разговаривали.
-Павел Игнатьевич, я жила в Горловке, у нас был  свой
418
дом, а затем мать умерла, продали, а, сейчас, я приезжала на похороны бывшего мужа, отца моего ребёнка, спортсмена, а затем хорошего тренера. Он связался с бандитами, был начальником охраны, какого-то проходимца, и вот финал, застрелили. Я бы не поехала, но сын Саша, любил отца, хоть мы вместе и не жили, постоянно общался с ним, и не поехать - я не могла! Но главной моей целью было узнать адрес любимого Ванечки. – она с такой теплотой произнесла это имя, что я даже не сразу понял, что это она так называет тебя. – Вы не дадите мне его адрес?
-Людочка, - я, с нежностью, положил свою жирную, старческую лапу, на её красивую,  мягкую  руку, и сказал: -милая, хотел сам спросить, нет ли у тебя адреса брата, мы, дома, потеряли его, а когда звоним, междугородка отвечает, что такого номера не существует в Челнах.
-Значит, он по-прежнему живёт там же, в Набережных Челнах?
-Жил, когда я два раза ездил туда на похороны, вначале нашей матери, с ним, в 1988 году, в ноябре, а через четыре месяца, его жены – Раи.
-Это же сколько лет тогда ему было?
-Он с 1940 года?
-Это я знаю, мы ровесники, 49 лет, а сколько лет было его жене?
-Она на год старше моего сына Толика, а он с 1948 года, значит, Рая была с 1947. Она умерла, когда ей было всего 42. Через три  года после операции на сердце. Мы после этого года три ещё общались, а сейчас, не общаемся. Видимо, я его чем-то обидел, раз перестал писать письма и звонить?!
-А, может, разбогател? Сейчас многие украдут миллионы и бегут за границу.
-Допускаю и такое. Но, вряд ли, он сбежал! Когда мы общались, писал, что с сыном строят дом.
-А у него ещё дочь была? Вроде бы, Анжела!?
-Живёт  с  семьёй  в Краснодарском крае. Но я тоже не
419
знаю её адреса. Сейчас многие разобщены, живём в разных государствах. И хохлы стали бесится! Ой, прости! Ты же тоже хохлушка?
   Она заулыбалась и красивые её ямочки на щёчках, стали ещё красивее. До чего же красивая женщина!
   Я почувствовал, как предательские горячие капли потекли по моим щекам и стали падать в тарелку с бутербродоми.
-Э, братишка, да ты уже пьян! Слабак! Я же говорил, что три раза тебя перепью!
-Это не от спиртного. Растравил ты мне душу!
-Значит, чувства к ней, до сих пор сохранились. Это же хорошо! Человек живёт до тех пор, пока в нём не умирает любовь, к кому-либо или чему-либо! Значит, ты её любил, и отголоски той, прежней, далёкой любви – сохранились.
-Я её и сейчас люблю!
-Так, давай выпьем за неё, Людмилу, и твою любовь к ней и вообще за любовь!
-Ты, сейчас, по-нашему, по-кавказки, не только предложил, но уже и сказал тост.
-Забыл, они без бокалов в руке, тостов не произносят!
-А мы это исправим. – я налил коньяк в рюмки и он ещё раз произнес этот тост, но уже стоя. Мне показалось, что его слегка качнуло. Но, потом, до меня дошло, что он стоит, как каменная глыба, а покачивает меня. Это меня развезло от двойной радости, приезда брата и его рассказа о Людмиле. Мне захотелось взять его ладонь и поцеловать, ведь она не так давно лежала на её нежной и мягкой руке моей Людмилы.
   Я сходил, умылся, принёс ещё бутылку коньяка и взял телефон.
-Ты собрался, кому-то звонить, пригласить?
-Шефу, скажу, что завтра не выйду на работу.
Наконец, он взял трубку.
-Гаяз, привет!
-Э, дружок, да, ты уже косой! Понял, что деньги полу-
420
Окончание книги 5 - следует.
После чего начну публиковать 6-ю книгу.
Мой сайт.   www.kapczov-stihi.ru