О литературных мытарях
В детской библиотеке царил шум, гам и весёлые крики. Это пришли детишки начальных классов из соседней школы.
Библиотекари организовали встречу с двумя заслуженными поэтами, довольно широко известными. Один из них, элегантно одетый, седой и взлохмаченный, важно восседал в фойе в мягком кресле. Другой, стоя рядом и задумчиво теребя, с кое-где пробивавшейся сединой, аристократическую бородку что-то негромко пояснял коллеге.
Они тихо обсуждали сценарий детского праздника. У первого был безукоризненный костюм - тройка и на правом лацкане которого поблёскивал, переливаясь, золочёный значок лауреата какой-то международной премии.
В лучистых глазах седого как лунь поэта, которого прозаик с бородкой называл Вадимом, можно было прочесть его истинное отношение к какому- нибудь вопросу.
Он иногда так подчёркнуто серьёзно и важно говорил о несколько глуповатых строфах некоторых модных поэтов, что только по глазам можно было определить его настоящее отношение к ним.
Второй, по - призванию и поэт и баснописец, тоже имел членство в союзе писателей, и также был отмечен международной премией. Поэт Вадим с улыбкой и протяжно называл его Иоа-а-а-н, зная что тот иногда принимает участие в реставрации храмов, выполняя живописные и ремонтные работы.
Убелённый сединами поэт, по-видимому, был частым гостем в этой аудитории. Детишки из близлежащей школы всегда были рады встрече с этим интересным разносторонним человеком, зачарованные как он читал интересные стихи и пел весёлые песенки, и загадывал интересные загадки.
Когда поэт начинал, лучисто улыбаясь, напевать: «Вместе весело шагать по просторам, по просторам, и конечно подпевать лучше хором, лучше хором…» детишки вместе воспитателями дружно подпевали. Они прямо льнули к нему, прося: "Дядя Вадим! Давайте ещё споём, ну что – ни будь ещё!"
В фойе, в разгар веселья, зашла женщина внушительных габаритов, одетая с претензией на аристократизм. Её голову украшала чёрная, с широкими полями, шляпа, над которой развевалось в тон шляпе, перо тёмного-серого цвета, по-видимому «страусиновое».
К ней тотчас вышла тоже большой комплектности заведующая библиотекой. Это она позвонила своей закадычной подруге и сообщила той, что у них встреча со знаменитыми литераторами. И та, взяв с собой пришедшего из школы семиклассника Гошу, поспешила на встречу со школьниками.
- Милочка, ты бы не могла прийти пораньше? Я тебе с утра звонила. Поэты уже собираются заканчивать выступление. Полтора часа идёт мероприятие. Это я их попросила, по – твоей, между прочим, просьбе, «затянуть» выступление. Ну, а Гоша- то сам-то готов выступать?
- Конечно же, готов! Он будет читать свои стихи по только что напечатанной в типографии книге. Да, не забудь сказать, что он лауреат трёх литературных детских конкурсов.
- Даша? Как в седьмом классе только и уже три литературные премии? Я то знала, что ты сама хорошие стихи ещё учась на литфаке* со студенческой скамьи писала, но чтобы Гоша такой «звездой» стал,- не ожидала! Это ты ему в том сильно помогаешь, я в том и не сомневаюсь.
Как тебя муж бросил, ты всем стремишься показать, что ты талантливого ребёнка воспитываешь. И что под твоим руководством он достигнет в поэзии небывалых вершин.
- Ты, подруга, не говори только никому, что я сама со школы писала стихи. А то подумают, что это я сыну помогаю… Я тебе сразу не сказала, что из-за границы я тебе хороший подарок привезла. Буквально завтра вручу. И это точно! Ну как, ты согласна со мной? – с ласковой улыбочкой наклонилась она к заведующей.
- Подружка, что за вопрос? Как надо, так и скажем, и что надо, то и сделаем! – радушно отозвалась та. – Ты давай напиши мне все Гошины награды и каких конкурсов он лауреат, а я его перед маститыми поэтами представлю, - сама же при этом подумала, как много денег вложено подругой в сына для получения этих лауреатских званий.
И подойдя столу, за котором сидели уже порядком уставшие поэты, она обратилась больше к взрослой аудитории, чем к школьникам, держа перед собой листок бумаги, старательно перечислила все литературные премии, которые получил семиклассник и передала тому слово.
Одного роста с поэтами, лицом и статью похожий на мамочку, Гоша был одет в безукоризненный чёрный костюм, с галстуком такого же цвета. Важно выставив ногу вперёд, и раздувая щёки, он стал читать стихи о бомбёжках, о войне, о голоде и разрухе. Затем, по просьбе заведующей, начал читать свои грустные стихи о неразделённой любви.
После нескольких минут такого громкого чтения малышня вдруг отчего-то начала крутиться и переговариваться, невзирая на строгие взгляды и одёргивания учительниц.
Учительница начальных классов, приведшая детей в библиотеку, подошла к заведующей и стала разъяснять, что детишкам пора на обед и что они и так задержались на десять минут.
- Хорошо! – Не волнуйтесь, Гоша уже выступил – и я закрываю встречу, – успокоила её завбиблиотекой.
Выйдя к импровизированной трибуне, она поблагодарила поэтов, отдельно два раза ненароком поблагодарила Гошу, при этом повторив все литературные титулы и премии юного поэта, под аплодисменты взрослых и детей и под одобрительные взгляды заулыбавшейся мамаши.
В фойе разговор между поэтами о литературе продолжился. Гоша прямо спросил, обладателями скольких литературных премий являются сами поэты. Те не зная, что этот вопрос заранее попросила задать его мамаша, добродушно признались, что у них пока по одной.
И тогда в присутствии заведующей детской библиотеки мамаша Гоши открыто, ребром, поставила вопрос о том, почему бы этим двум поэтам не дать рекомендации в союз писателей России талантливому поэту Гоше, уже лауреату трех конкурсов, пусть и детских, и получившему множество грамот и дипломов.
Это видно переполнило чашу терпения седого как лунь заслуженного педагога и поэта. И он начал излагать свою точку зрения на эту проблему, начав издалека.
- А, знаете ли Вы, как создающих звон на колокольнях называют? – и он сделал паузу, не получив ответа, продолжал, - Звонари!
И предчувствуя, что последующее сравнение придётся не по вкусу присутствующим, он попытался как-то обосновать свою точку зрения.
- Сейчас многие хорошо научились рифмовать, и строки в строфы соединять. Для таких сочинителей даже в Интернете помощник - "рифмовальщик" появился.
- Не хотите ли Вы этим сказать, что все сочиняющие стихи, - это рифмоплёты? – вмешалась заведующая детской библиотекой.
- Нет, так не могу сказать, – мотнул седой головой заслуженный поэт, - и скажу почему, - и он повернулся к мамаше Гоши.
– Не всех рифмующих строки мы можем назвать поэтами. Поэт, - это тот, кто борется за духовность народа, за его духовную твёрдость, встаёт на защиту угнетённых и обездоленных.
Одним из таких настоящих поэтов можно назвать Михаила Лермонтова с его строками: «Вы жалкою толпой, стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи, таитесь Вы под сению закона, пред Вами суд и правда, всё молчи…».
- А ныне почти нет каковых! Хотя многие говорят, что поэтов множество развелось? Нет не все в России, кто строки рифмой сплетает, - поэты. Многих из тех, кто трудится на литературной ниве, можно было бы также назвать, как и создающих звуки звонарей, - он посмотрел почему-то на молодую библиотекаршу. - На литературной ниве стало трудиться много трудяг, этаких пахарей, мнящих себя литераторами!
- А как бы Вы назвали трудящихся на ниве литературы в школе? – с интересом спросила молодая библиотекарша, видимо ранее работавшая в школе.
- Да нет, на ниве просвещения работают настоящие литературные пахари, это всем понятно. Они готовят почву для литературных посевов, возделывают и рыхлят, и зёрна прошлых гениев закладывают, чтобы полезные всходы появились, а не тот сорняк, который ныне на телевидении расцвёл и вовсю пропагандируется.
- Возьмите передачу "Камеди клаб" (Комедии клуб), где матом при девушках и детях в открытом эфире (общественном месте) ругаются. И что? А какие телодвижения при этом эти извращенцы -"дерьмодавы" делают на всю страну? Падает уровень культуры, - завершил свою мысль поэт.
- Ну, и как же Вы теперь собираетесь назвать многих наших поэтов? – почувствовав, что заслуженный лауреат, что-то замыслил против молодого таланта, перешла в наступление на оппонента мамаша Гоши.
- А теперь по логике "трудящихся на ниве собирания слов" и сплетания их в снопы – строфы можно назвать …, он поднял свои, с засветившимися смешинками глаза в потолок, и продолжил весело, с иронией: - Многих, ныне сочиняющих стихи, можно смело назвать, - здесь поэт резко утвердительно качнул седой головой, – Рифма...-сплЕтари !!!
И немного подумав, поправился: - Точнее, - рифмо-мЫтари.
- Но, здесь я вынужден с тобой поспорить, - не согласился с ним баснописец Иоанн, тряхнув бородкой, и почесав за ухом.
Подступив вплотную к товарищу по перу, продолжил: - Разные, знаешь ли Вадим это понятия. У тебя в первом случае сочинители - это "ворующие" рифмы. А во втором - это "собирающие" рифмы. Посмотри внимательно словарь: "мытарь" - это человек, который собирает налоги и другое. А рифмы также не возбраняется собирать в настоящее время. Даже мобильник и тот нам помогает.
- Конечно, мало настоящих поэтов, кто мысли зрелые собирает, да рифмой их в строку вплетает, - с грустью подвёл итог седой поэт.- Знаешь как гении коротко и глубоко могли мысль выразить. Возьми у Гёте в "Фаусте", - кивнул он своему другу, - К словам природы будь не глух, и ты постигнешь ход светил.
- Коротко и просто гениально! - подтвердил баснописец.
- Таких поэтов по пальцам пересчитать можно, кто эмоциями мысли ёмко вплетает в рифмы.
- А ныне многих модных поэтов можно назвать, как и весной на токах токующих и вокруг никого не слышащих птиц.Те поют ничего не замечая вокруг, только свои эмоции и проблемы свои «на гора» выбрасывая. – Так как же мы их назовём? - снова он обратился ко всем. Прошла минута. И в ответ на тишину, продолжил:
- Поэты токующие!
Услышав такое, Гоша чуть не подпрыгнул с дивана, он прекрасно понял тонкий намёк повидавшего жизнь поэта, которому мамаша оплатила в типографии при Союзе литераторов месяц назад его новую книгу. Там молодой стихотворец писал длинные баллады. Но он и сам заметил слабое место в рассуждениях поэта.
И наступая грудью на седого поэта, с напором продолжал, - Вы так и не ответили мне, как же поэтессу на самом деле называть? - Глухаркой? Или стихаркой?
Ведь женщины-птицы не поют!!
- Конечно соглашусь с тобой, мой юный друг, что не только сочинители, но многие современные поэты, - после небольшой интригующей паузы продолжил поэт,- риф-мо-мы-та-ри, - растягивая звуки, добродушно заулыбался лауреат.-Они кругами ходят по ниве сочинительства и собирая рифмы вяжут их строфы – снопы на ниве словесной.
- Вы так мне и не ответили по-сути и по форме! - продолжал наступление юный поэт.
Здесь все дружно засмеялись и согласно закивали головами: кто- то почему-то представил перед собой большую литературную, пардон, физиономию - форму, чем - то неуловимо напоминающую лицо Гошиной мамаши.
А кое-кто ухмылялся, довольный тем, что молодой да ранний стихотворец такому маститому поэту не уступил.
Но тут у седого лауреата в кармане что-то пискнуло, и он, извинившись, подняв палец вверх, прочитал на смартфоне сообщение и продолжил:- Вот мне друг рецензию отписал:
- Не создавайте много рифм, и слов на ветер не бросайте, вы мысли в строфы заплетайте, чтоб разум жил и не угас…
- Но продолжая СМС сообщение, и от себя добавлю,- лауреат выразительно посмотрел на семиклассника: - Вы книг немного создавайте...
И немного подумав, добавил:
- А то ныне многие в заслугу человеку ставят количество "натюканных" на клавиатуру книжек. А какое количество в них ценных мыслей не учитывают.
На этот раз все единодушно согласились с заслуженным поэтом.
И даже Гоша, достав сверкающую позолотой ручку, что-то записал в солидном, с отливающей золотым тиснением обложкой, ежедневнике.
Баснописец, имеющий некоторые материальные затруднения, негромко констатировал:
- Не всё то золото, что блестит!
*литфак - литературный факультет