О рифмомытарях

О РИФМОМЫТАРЯХ

В детской библиотеке царил шум, гам и весёлые крики. Это пришли детишки начальных классов из соседней школы.

Библиотекари организовали встречу с двумя заслуженными поэтами, довольно широко известными. Один из них, элегантно одетый, седой и взлохмаченный, важно восседал в фойе в мягком кресле. Другой, стоя рядом и задумчиво теребя, с кое-где пробивавшейся  сединой, аристократическую бородку что-то негромко пояснял коллеге.

Они тихо обсуждали сценарий детского праздника.  У первого был безукоризненный костюм - тройка и на правом лацкане которого поблёскивал, переливаясь, золочёный значок лауреата какой-то международной премии.

В лучистых глазах седого поэта, которого прозаик с бородкой называл Вадимом, можно было прочесть его истинное отношение к какому- нибудь вопросу.
Он  иногда так подчёркнуто серьёзно и важно говорил о несколько глуповатых  строфах некоторых модных поэтов, что только по глазам можно было определить его настоящее отношение к ним.

Второй, по - призванию  и баснописец, тоже имел членство в союзе писателей, и также был отмечен международной премией. Седой поэт с улыбкой и протяжно называл его Иоан, зная что тот иногда принимает участие в реставрации храмов, выполняя живописные и ремонтные работы.

Убелённый сединами поэт, по-видимому,  был частым гостем в этой аудитории. Детишки из близлежащей школы всегда были рады встрече с этим интересным разносторонним человеком, зачарованные как он читал интересные стихи и пел весёлые песенки, и загадывал интересные загадки.

Когда поэт начинал, лучисто улыбаясь, напевать: «Вместе весело шагать по просторам, по просторам, и конечно подпевать лучше хором, лучше хором…» детишки вместе воспитателями дружно подпевали. Они прямо льнули к нему, прося: "Дядя Вадим! Давайте ещё споём, ну что – ни будь ещё!"

В фойе, в разгар веселья, зашла женщина внушительных габаритов, одетая с претензией на аристократизм. Её голову украшала чёрная, с широкими полями,  шляпа, над которой развевалось в тон шляпе, по-видимому  «страусиновое»,  перо тёмного-серого цвета.

К ней тотчас вышла тоже большой комплектности заведующая библиотекой. Это она позвонила своей закадычной подруге и сообщила той, что у них встреча со знаменитыми литераторами. И та, взяв с собой пришедшего из школы семиклассника Гошу, поспешила на встречу со школьниками.

- Милочка, ты бы не могла прийти пораньше? Я тебе с утра звонила. Поэты уже собираются заканчивать выступление. Полтора часа идёт мероприятие. Это я их попросила, по – твоей,  между прочим,  просьбе, «затянуть» выступление. Ну, а Гоша- то сам-то  готов  выступать?

- Конечно же, готов! Он будет читать свои стихи по только что напечатанной в типографии книге. Да, не забудь сказать, что он лауреат трёх литературных детских конкурсов.
 
- Даша? Как в седьмом классе только и уже три литературные премии? Я то знала, что ты сама хорошие стихи ещё учась на литфаке* со студенческой скамьи писала, но чтобы Гоша такой «звездой» стал,- не ожидала!  Это ты ему в том сильно помогаешь, я в том и не сомневаюсь.

Как тебя муж бросил, ты всем стремишься показать, что ты талантливого  ребёнка воспитываешь. И что под твоим руководством он достигнет в поэзии небывалых вершин.
 
- Ты, подруга, не говори только никому, что я сама со школы  писала стихи. А то подумают, что это  я сыну помогаю…  Я тебе сразу не сказала,  что  из-за границы я тебе хороший подарок привезла.  Буквально завтра вручу. И это точно! Ну как, ты согласна со мной? – с ласковой улыбочкой наклонилась она к  заведующей.

- Подружка, что за вопрос? Как надо, так и скажем, и  что надо, то и сделаем! – радушно отозвалась та. – Ты давай напиши мне все Гошины награды и каких конкурсов он лауреат, а я его перед маститыми поэтами представлю, - сама же при этом  подумала, как много денег вложено подругой в сына для получения этих лауреатских званий.
 
 И подойдя столу,  за котором сидели уже порядком уставшие поэты, она обратилась больше к взрослой аудитории, чем к школьникам,   держа перед собой листок бумаги, старательно перечислила все литературные премии, которые получил семиклассник и передала тому слово.

Одного роста с поэтами, лицом и статью похожий на мамочку,  Гоша был одет в безукоризненный чёрный костюм, с галстуком такого же цвета. Важно выставив ногу вперёд, и раздувая щёки, он стал читать стихи о бомбёжках, о войне, о голоде и разрухе. Затем, по просьбе заведующей,  начал читать свои грустные стихи о неразделённой любви.

После нескольких минут такого громкого чтения  малышня вдруг отчего-то начала крутиться и переговариваться, невзирая на строгие взгляды и одёргивания учительниц.

Учительница начальных классов, приведшая детей в библиотеку, подошла к заведующей и стала разъяснять, что детишкам пора на обед и что они и так задержались на десять минут.

- Хорошо! – Не волнуйтесь, Гоша уже выступил – и я закрываю встречу, – успокоила её завбиблиотекой.

Выйдя к импровизированной трибуне, она поблагодарила поэтов, отдельно  два раза ненароком поблагодарила Гошу, при этом повторив все литературные титулы и премии юного поэта, под аплодисменты взрослых и детей и под одобрительные взгляды заулыбавшейся мамаши.

В фойе разговор о литературе продолжился. Гоша прямо спросил, обладателями скольких  литературных премий  являются сами поэты. Те не зная, что  этот вопрос заранее попросила задать его мамаша, добродушно признались, что у них пока по одной.

И тогда в присутствии заведующей детской библиотеки мамаша Гоши открыто, ребром,  поставила вопрос о том, почему бы этим двум поэтам не дать рекомендации в союз писателей России талантливому поэту Гоше, уже лауреату трех конкурсов, пусть и детских, и получившему множество грамот и дипломов.

 Это видно переполнило чашу терпения седого как лунь заслуженного педагога и поэта. И он начал излагать свою точку зрения на эту проблему, начав издалека.
- А, знаете ли Вы, как создающих звон на колокольнях называют? – и он сделал паузу, не получив ответа, продолжал, - Звонари!

И предчувствуя, что последующее сравнение придётся не по вкусу присутствующим, он попытался как-то обосновать свою точку зрения.

-  Сейчас многие хорошо научились рифмовать, и строки в строфы соединять. Для таких сочинителей даже в Интернете помощник - "рифмовальщик" появился.
- Не хотите ли Вы этим сказать, что все сочиняющие стихи, - это рифмоплёты? – вмешалась заведующая детской библиотекой.

- Нет, так не могу сказать, – мотнул седой головой заслуженный поэт, - и скажу почему, - и он повернулся к мамаше Гоши.

– Не всех рифмующих строки мы можем назвать поэтами. Поэт, - это тот,  кто борется за духовность народа, за его духовную твёрдость, встаёт на защиту угнетённых и обездоленных.

Одним из таких настоящих поэтов можно назвать Михаила Лермонтова с его строками: «Вы жалкою толпой, стоящие у трона, свободы, гения и славы палачи, таитесь Вы под сению закона, пред Вами суд и правда, всё молчи…».

- А ныне почти нет каковых! Хотя многие говорят, что поэтов множество развелось? Нет не все в России, кто строки рифмой сплетает, - поэты. Многих из тех, кто трудится на литературной ниве, можно было бы  также назвать, как и создающих звуки звонарей, - он посмотрел почему-то на молодую библиотекаршу. - На литературной ниве стало трудиться много трудяг, этаких  пахарей, мнящих себя литераторами!

- А как бы Вы назвали трудящихся  на ниве литературы в школе? – с интересом спросила молодая библиотекарша, видимо ранее работавшая в школе.

- Да нет, на ниве просвещения работают настоящие литературные пахари, это всем понятно. Они готовят почву для литературных посевов, возделывают и рыхлят, и зёрна прошлых гениев закладывают, чтобы полезные всходы появились, а не тот сорняк, который ныне на телевидении расцвёл и вовсю пропагандируется.

- Возьмите передачу "Камеди клаб" (Комедии клуб), где матом при девушках и детях в открытом эфире (общественном  месте) ругаются. И что? А какие телодвижения при этом эти извращенцы -"дерьмодавы" делают на всю страну? Падает уровень культуры, - завершил свою мысль поэт.

- Ну, и как же Вы теперь собираетесь назвать многих наших поэтов? – почувствовав,  что заслуженный лауреат, что-то замыслил против молодого таланта, перешла в наступление на оппонента  мамаша Гоши.

- А теперь по логике "трудящихся на ниве собирания слов" и сплетания их  в снопы – строфы  можно назвать …, он поднял свои,  с засветившимися смешинками глаза в потолок, и продолжил весело, с иронией:  - Многих, ныне сочиняющих стихи, можно смело  назвать, - здесь поэт резко утвердительно качнул седой головой,  – Рифма...-тЫри !!!

И немного подумав, поправился: - Точнее, - рифмо-мЫтари.
- Но, здесь вынужден с тобой поспорить, - не согласился с ним баснописец, тряхнув  бородкой, и почесав за ухом.

Подступив вплотную к товарищу по перу, продолжил: - Разные, знаешь ли,  это понятия. У тебя в первом случае сочинители - это "ворующие"  рифмы. А во втором - это "собирающие" рифмы. Посмотри внимательно словарь: "мытарь" - это человек, который собирает налоги и другое. А рифмы также не возбраняется собирать в настоящее время. Даже мобильник и тот нам помогает.

- Конечно, мало настоящих поэтов, кто мысли зрелые собирает, да рифмой их в строку вплетает, - с грустью подвёл итог седой поэт.- Знаешь как гении коротко и глубоко могли мысль выразить. Возьми у Гёте в "Фаусте", - кивнул он своему другу, - К словам  природы будь не глух, и ты постигнешь ход светил.

 -  Коротко и просто гениально! - подтвердил баснописец.

Таких поэтов по пальцам пересчитать можно, кто эмоциями мысли ёмко вплетает в рифмы.

- А ныне многих модных поэтов можно назвать, как и весной на токах поющих и  вокруг никого не слышащих птиц. Они поют ничего не замечая вокруг, только свои эмоции и проблемы свои  «на гора» выбрасывая.  – Так как же мы их назовём? - снова он обратился ко всем. Прошла минута. И в ответ на тишину,  продолжил: 
- Поющие как глухари!

Услышав такое,  Гоша чуть не подпрыгнул с дивана, он прекрасно понял тонкий намёк повидавшего жизнь поэта, которому мамаша подарила месяц назад его книгу. Там молодой стихотворец писал длинные баллады об этом. Но он и сам  заметил слабое место в рассуждениях поэта.
 
-А как же Вы тогда женщину назовёте, стихи сочиняющую? – Глухарькой? Или по – вашему «стихо …хар» - он малость запнулся, что-то соображая, и закончил мысль, - «стих – харькой» что –ли ? - и наступая грудью на седого поэта, с напором продолжал,  - Вы так и не ответили мне, как же её на самом деле называть?

- Конечно соглашусь с тобой, мой юный друг, что не только сочинители, но многие современные поэты, - после небольшой интригующей паузы продолжил поэт,- риф-мо-мы-та-ри, - растягивая звуки, добродушно заулыбался лауреат.
-Они собирают рифмы и вяжут их строфы – снопы  на ниве словесной.

Подступив ближе к заслуженному поэту, разгорячённый Гоша задал,  как ему казалось разгромный вопрос: - Так как же сочинительницу по-вашему «рифмо-мытаркой» или «стихо-харькой»? - и подождав немного, подвёл итог: -  Вы так мне и не ответили!

Здесь все дружно засмеялись и согласно закивали головами: кто- то почему-то представил перед собой большую литературную, пардон, физиономию, чем - то неуловимо напоминающую лицо Гошиной мамаши.

А кое-кто ухмылялся, довольный тем, что молодой да ранний стихотворец такому маститому поэту не уступил.

Но тут у седого лауреата в кармане что-то пискнуло, и он, извинившись, подняв палец вверх, прочитал на смартфоне сообщение и продолжил:- Вот мне друг рецензию отписал:

- Не создавайте много рифм,  и слов на ветер не бросайте, вы мысли в строфы заплетайте, чтоб разум жил и не угас… 

- Но продолжим СМС сообщение, и от себя добавлю,- лауреат выразительно посмотрел на семиклассника: - Вы книг немного создавайте...И немного подумав, добавил:

- А то ныне многие в заслугу человеку ставят количество "натюканных" на клавиатуру книжек. А какое количество в них ценных мыслей не учитывают.

На этот раз все единодушно согласились с заслуженным поэтом.

И даже Гоша, достав сверкающую позолотой ручку, что-то записал в солидном, с отливающей золотым тиснением обложкой,  ежедневнике.

Баснописец, имеющий некоторые материальные затруднения, негромко констатировал:
- Не всё то золото, что блестит!


*литфак - литературный факультет


Рецензии
Рановато школьнику туда.
Пусть читает сказки и песенки поёт:)...

Владимир Мигалев   23.01.2018 08:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.