Коллекция в ведре

Федор Быханов
После совершения квартирной кражи, уголовник намеревался выбросить значительную часть добычи, так и не оценив ее по достоинству.
…В своем особняке, сооруженном на прибрежной территории старинного микрорайона  частного сектора, до самой пенсии прожила Лидия Строилова.  А вот оба сына, обзаведясь семьями, не пожелали оставаться вместе с матерью в отчем доме. Сначала старший сменил адрес. А там и младший надумала  переезжать, хотя для него со снохой в большом особняке Лидия Петровна выделила ровно половину имевшейся жилой площади. И даже отдельный вход появился на другой стороне, чтобы предоставить больше самостоятельности молодым.
Но у тех были особые планы на дальнейшее устройство своей жизни. Надумали братья, после переезда и младшего из них, сдавать освободившуюся квартиру в аренду, тогда как мать могла приходить к ним в гости, чтобы нянчиться с внучатами. А то, что крепким семейным узам ничто не угрожало, можно было судить даже по тому, что исключительно сообща отмечали торжественные даты. Вроде именин ребенка старшего сына, на которые вечером будничного февральского дня получили приглашение все остальные.
Собираясь на праздник, как следует – на замок заперли свое жилище хозяйкин младший сын и его супруга. Не то, что их пожилая мать. Да только, что поделаешь, коли не привыкла Лидия Петровна греметь пробоем на входе. Оставляла его, как в старину поступали сибиряки – не запертым. Разве что, уходя по делам, веник не приставляла к двери, чтобы обозначить для чужих людей отсутствие хозяйки.
Но тому были свои причины. Во-первых, с соседями Строиловы поддерживали дружеские отношения, в том числе, присматривали за тем, что делается на подворье, отделенном оградой. А еще, прямо во дворе отдельной  половины дома, где обитала пенсионерка, неутомимо бегали в своем вольере, сдерживаемые лишь тяжелыми стальными цепями, два сторожевых пса, при появлении тревоги, оглашавшие всю округу свирепым лаем.
Такая защита казалась надежнее всякого замка даже снохе, доверившей свекрови самое ценное их достояние – коллекцию, так называемых, российских червонцев.
Монеты были отчеканены из двух сортов металла, посвященных историческим датам в истории страны и просто гербам прославленных городов и регионов. С появлением более простых десятирублевых кругляшей того же достоинства из одной только латуни, их предшественники к нынешней поре уже, практически, исчезли из денежного оборота. Распределившись по таким вот частным собраниям собирателей денег – нумизматов, они дорожают год от года, хотя, при желании можно в любой момент пустить «экспонаты» в оборот. Однако истинному коллекционеру подобное транжирство даже предлагать не следует. Наоборот, тот сам готов прикупить еще десятирублевку-другую для своего собрания редкостей.
За долгие годы, таким образом, собралось в коробке, полученной Лидией Петровной на сохранение от снохи, ровно пятьдесят современных червонцев. И хотя пенсионерка не опасалась за сохранность всего остального своего имущества, все же доверенную ей коллекцию попыталась спрятать как можно более надежно. Положила на дно самого нижнего выдвижного ящика платяного шкафа. С тем, чтобы видеть ее могли только сама она или хозяйка собрания десятирублевых монет. Да еще, близкие друзья снохи и сына, которым иногда, молодая пара демонстрировала эти свои нумизматические сокровища.
На семейный праздник – поздравлять именинницу, они отправились вместе, когда молодежь вечером пришла с работы, а пенсионерка успела приготовить на своей печи вкусные гостинцы к общему столу.
Торжество удалось на славу. Потому возвращались уже ближе к полуночи такой же самой компанией, скрипя снежком по улицам их прибрежной части города, где редко попадаются общественные  фонари.
У ограды домовладения спутники разделились. Сын со снохой поднялись на свое крыльцо, где загремели открываемым замком, тогда как Лидия Петровна проследовала дальше, мимо вольера, где ее встретили приветливым лаем дворовые сторожа. Вот только за тем, чтобы погладить их, приласкать, нужно было подходить к ним ближе, поскольку со своей привязи собаки немного не доставали до дорожки, ведущей от калитки до входа в эту половину избы.
Этот секрет знали совсем немногие. В основном из небольшого числа близких людей, заслуживавших доверия. Зато можно было не опасаться того, что собаки действительно нападут на посетителя, не посвященного в эту семейную тайну Строиловых.
Не зажигая на веранде свет, Лидия Петровна сразу прошла в прихожую, где и коснулась выключателя, радуясь, что наконец-то пришла домой и можно отдохнуть от всех забот этого хлопотливого дня. Вот только вспыхнувшая яркая лампочка, скрытая абажуром под самым потолком, открыла перед ней картину, сразу же испортившую прежнее доброе настроение хозяйки.
Все вокруг и в коридоре, и на кухне, и еще больше в зале, было перевернуто так, будто прокатился самый настоящий обыск. Вещи из шкафов кто-то выбросил на пол. Из ниши в мебельной стенке исчез импортный телевизор. А продолжая подсчитывать свои убытки, расстроенная женщина не нашла на веранде, на своих привычных местах, пылесоса и масляного электрического радиатора, тоже иностранного производства.
Все вместе они стоили сумму, превышающую восемь тысяч рублей – почти всю пенсию, которую каждый месяц получает Лидия Строилова. Но больше всего ее огорчило отсутствие в укромном месте коробки с коллекцией десятирублевых монет, оставленных снохой ей на сохранение.
Немедленно сообщив по телефону сыновьям о произошедшей у нее в доме краже, пенсионерка набрала и номер «Дежурной части» полиции.
Прибывшие по вызову потерпевшей гражданки, сотрудники правоохранительных органов проявили весь свой профессионализм, позволивший им найти отпечатки пальцев злоумышленника и даже на снегу перед крыльцом, сфотографировать четкий след правого ботинка человека, какого хозяйка у себя прежде не видела. Зато Лидия Петровна поделилась с сотрудниками уголовного розыска своими предположениями по поводу того, кто мог быть причастным к совершению кражи.
До приезда людей в погонах, раздумывая над этим, она перебрала в памяти всех, кто бывал  у нее дома, видел коллекцию и знал, что собаки на цепях не достают до самой дорожки, ведущей по двору к дому. Подозрения пали на знакомую сына и снохи – Веронику Горшкову. Вот к ней-то и направились сотрудники следствия.
Девушка не стала скрывать того, что действительно побывала в доме Строиловых в отсутствии хозяйки. Рассказала, как гостила у знакомых, где за столом услышала, что те намерены сменить эту свою арендованную жилплощадь на другую. И поделилась с ними намерениями сыновей Лидии Петровны пускать жильцов в ту половину ее дома, откуда собирался съехать младший сын. Не откладывая дела в долгий ящик, тут же собутыльники отправились по указанному Вероникой адресу. Даже без опаски прошли мимо рвущихся с цепей собак, успокоенные словами своей спутницы о том, что их они не достанут. Вот только войдя в дом, никого там они к своему сожалению не застали. Потому и разошлись от чужого двора кто куда.
Когда девушка назвала имя и адрес Антона Титова, у которого сначала гостила, а потом рекомендовала, кому новое жилище, оказалось, что все эти данные уже были известны полицейским. Потому что по отпечаткам пальцев они успели установить личность похитителя вещей Лидии Строиловой. Ведь такая информация была в базе данных, заведенных на лиц, склонных к совершению преступлений.
Там же узнали, что не так давно двадцатичетырехлетний молодой человек условно-досрочно освободился из колонии, где отбывал срок за совершение разбойного нападения. Что устроился работать кочегаром на одно из коммунальных предприятий.
Вот только по месту постоянной регистрации его отыскать было невозможно, так как на самом деле обитал где-то на стороне. А где именно, указала служебно-розыскная собака, пущенная по следу от двора Строиловых.
Она привела в дом, где у порога стояли ботинки хозяина, подошву которых, впоследствии эксперты признали идентичной тому следу на снегу, что оставил вор во дворе своей жертвы. И далее ищейка помогла отыскать все то, что было заявлено потерпевшей.
Под навесом в гараже лежал, накрытый сверху носилками из-под строительного раствора телевизор марки «LG». Под другим навесом, на куске старого линолеума стояли синий пылесос «LG Turbo» и белый масляный электрический обогреватель «Elenberg».
Вот только коллекция десятирублевых монет, особо ценимых нумизматами, все не находилась. Пока ищейка не подвела к ведру с мусором, стоявшим у дальней стены дома и явно, приготовленным к выносу со двора. Когда опорожняли его содержимое, то при свете фонаря мелькнули десятки монет, посыпавшихся на снег.
Какое-то время Антон Титов пытался смягчить свою вину, утверждая, что на кражу пошел случайно, увидев в незапертом доме много ценных вещей. Но эту версию защиты опровергли его спутники, с которыми после застолья ходил договариваться по поводу аренды половины дома. Ведь обратно для совершения кражи он вернулся уже один, когда они расстались на улице.
Зато обстоятельств, отягчающих участь уголовника, оказалось куда больше, чем он бы хотел. Ведь учли и преступное прошлое рецидивиста, и то, что кражу он совершил в состоянии алкогольного опьянения. В итоге, за тайное хищение чужого имущества, совершенном с незаконным проникновением в жилище и с причинением значительного ущерба, осудили Антона Титова к двум годам десяти месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.