Чувство стыда

Александр Ахелес
Николай:

-    А вот что такое чувство ответственности и стыда, это интересно?



Александр:

-  Что такое чувство ответственности и стыда!?
Что бы ответить на этот вопрос приведу практический пример из своей практики.
Однажды в многолюдном месте у меня скрутило желудок и мне захотелось его опорожнить сию же минуту и на этом же месте. Но, я не поступил, как животное и не справил естественные надобности прямо на площади, среди людей. Почему? Потому, что мне было стыдно. С детства мне искусственно в процесс воспитания и обучения была привита установка - правило опорожняться в специально отведённых местах или в дали от посторонних глаз людей. И так в основе любого стыда связанным с опорожнением желудка, сексом-половым актом, воровством, грубостью... лежат программные установки заложенные в память нашего мозга.
Нарушение данных установок вызывает у человека чувство стыда, т.е. порицание, осуждение самого себя - Как я не хорошо поступил... Какой я негодяй... Что обо мне подумают люди... Чувство стыда связано с мыслительным процессом, который приводит к различным последующим действиям в зависимости от психики человека - Люди начинают молиться, каяться, просить прощение, могут и приговорить себя к смертной казни - застрелиться или повеситься.
Вернее сказать, чувство стыда это и есть мыслительный процесс от которого человеку "плохо", не комфортно на "душе".

Подводя итог выше сказанному можно кратко сказать - Чувство стыда возникает у людей в случае нарушений ими принятых общественных норм и правил поведения в той или иной стране.
В Африке в ряде племён люди ходят практически голые у них так принято и им не стыдно. В Европе ходить голыми не принято - стыдно.
Степень стыдливости у разных людей разные. Один опорожниться в штаны, но не сделает это публично при незнакомых людях. Второй это сделает с лёгкостью без всяких угрызений совести приговаривая в слух для окружающих его людей - Пусть лучше лопнет моя совесть, чем мочевой пузырь. Что естественно, то не позорно.