Майор Иванов

Василий Овчинников
     Из цикла "Военпреды"

     К концу третьего года работы в приёмке задумываться я начал.  Работать не скучно. "И вечный бой, покой нам только снится". Но что же дальше?  Для служащего без погон должность старшего инженера с окладом по штатному расписанию - это потолок. А мне и тридцати нет.
    
     Погоны мне не светят. Всего лишь старший лейтенант-инженер запаса, нет "высшего военного образования и достаточного опыта службы на флоте", как следует из письма - отписки, подписанного контр адмиралом Петием. Должности-то в приёмке начинаются с майора или капитана третьего ранга.

     Плюс куча предложений со стороны. Руководство "родного завода" строит сценарии, как меня изъять из приёмки. Я для них, видите ли, главное зло.
     Да и на строящемся ТЭСО - заводе тяжёлого электросварочного оборудования, куда вместе со старым директором ушла далеко не худшая часть наших конструкторов, меня хотят видеть начальником бюро электропривода.

    Освоение новой техники идёт полным ходом. И, конечно, с отставанием от планов. Проблемы каждый день. Не заскучаешь. С технарями на уровне исполнителей у меня полный контакт. В КБ и отделах народ молодой, с понятием.
   А вот верхушка... Им же надо "место оправдывать" - быстрее, больше, планы чтобы выполнялись, и просто не понять, что быстрее - это наоборот, будет медленнее.
   Но вся страна в каком-то краснознамённом угаре. Изоврались вконец. Что же дальше? Но попробуй озвучить этот вопрос...

   Приёмка у нас многопрофильная. ГУК - моряки. ГРАУ - ракетчики и артиллеристы. В НИИСЭМ, - Питерский институт и опытный завод при нём, - районный инженер, полковник артиллерист сидит. Плюс ещё лётчики и что повыше, с неблагозвучным названием ГАКУ - авиационно-космическое управление. Это моя группа, в Москве сидят. Им я только ежемесячный отчёт в столицу шлю.
 
   Объёмы постоянно растут. Обоснование на расширение штатного расписания я готовил сам. Руководитель кап-два Николай Макарович только подписал. Для начала прислали одного кап-три. Мужик нормальный, из подводников атомников, БЧ-5 заведовал. Но, не технарь. Еле-еле в старую ГУКовскую номенклатуру въехал. Так из неё пока и не выехал. Да и не стремится похоже.

    Ещё через пару месяцев капитана с голубыми петлицами лётчика прислали. Какое-то Киевское инженерное училище за спиной. Поработать на Урале в приёмке успел.
    Я у него как бы руководитель стажировки. Стажировка на месяц рассчитана. Поводил по цехам, показал мужику стеллажи с чертежами и техпроцессами. Через три дня, говорит, что всё ясно. В момент в производство въехал.
    Информационная ёмкость и какой-то азарт технический поражают. Умница. Даже ревности нет. Тем более, что на капитана через пару недель приказ пришёл. Теперь он майор Иванов и вместо меня руководитель группы.

    Заводские краснознамёнцы приободрились. Подходы к майору изучают. Слабые места ищут. Однако, пока не получается.

    Азарт у майора не только технический. Какой-то он кровожадный. Не в прямом смысле. Скорее, весёлый. Мне даже говорит, типа, чего вы переживаете, нянчитесь с ними. Мы вот сейчас возвратик. Не поможет, Решение. Не поймут - приёмочку остановим, раком поставим. Ему проще, завод-то не "родной".
    Получается, что я и не у дел уже. Чистый испытатель на приёмке.


    Конец месяца. Где-то после полуночи. Отработал пару смен подряд. Пора бы и домой. Однако, "родному заводу" до плана не хватает. На поузловой контроль перед сборкой предъявляют четыре позиции. Проверяю размеры. Не катит. Что-то знакомое. Поднимаю протоколы, партию с точно такими же отклонениями я забраковал пару суток назад. Как окончательный брак сборочные единицы были отправлены в изолятор брака. Пацаны с ОТК  отнекиваться не стали. Народ подневольный. Говорят, Олег Борисович Тиханов, начальник производства ещё днём лично приказал.

     Ну ребята, говорю, возражений не будет, если я их лично отклеймлю. Все молчат.
Сгоряча отметил зарубками на фланцах. Голову поднял, главный технолог, Толик Петров, мой постоянный соперник в лыжных соревнованиях, как-то странно смотрит. Даже радость какая-то в глазах. Понял, я что лишнее сотворил, залетел.

     Отоспался, вышел на работу. Написал покаянный рапорт - докладную в три адреса: Макарычу, Районному в Ленинград, в Москву. Николай Макарович отказывается бумаге ход давать - скандал. Говорит, неужели на такую низость заводские способны. Пришлось нажать. Не принять рапорт он и права не имеет.

     Через десять дней Николай Макарович меня в первый отдел зовёт, ознакомиться с совершенно секретной бумагой. "Родной завод" обвиняет меня в беспределе и выставляет иск приёмке на серьёзную сумму.
     Сник Николай Макарович, говорит, что я своей позицией непримиримой до скандала дело довёл, да и личную репутацию свою вконец испортил.

     Если начальник тебя сдаёт, деваться мне как бы и некуда. Поставив в известность шефа, тут же иду в заводской отдел кадров, беру приёмную записку и к главному инженеру Александру Павловичу Радинскому. Победили, согласен, говорю, на должность зав сектора в СПКТБ. Меня давно сватают на дохлую тему. 
   
     Вернулся я в свою контору через пару часов, положил шефу на стол оформленную приёмную записку с заявлением об увольнении по собственному желанию. Макарыч побежал к директору. Тот главного инженера пригласил. Смеются, военпред он для нас плохой, а зав сектором будет в самый раз.

     Вот так и кончилась моя служба в военном представительстве.  Николаю Макаровичу попеняли сверху, конечно, что слабину дал, специалиста потерял. Но, дело житейское.
     Три с половиной года в приёмке я отслужил. Это тоже немало.

     Вскоре и Николай Макарович Плотников был отправлен на пенсию. Продолжил работать в ОТК на заводе. А через некоторое время его избрали в Парторги предприятия. Досидел в кресле до самого августовского путча и запрета компартии.

     Майор Иванов? Долго не отработал. Даже квартиру не успел получить. Пахал здорово. А вот за женой молодой не углядел. Скучно ей без работы стало. Легла под кого-то. Что бы сор из избы не выносить, тихо перевели майора на другой завод.
Благо на каждом крупном гражданском предприятии Пскова заказов Министерства Обороны в застойные семидесятые было немеряно.


    
   Фото из интернета.
   Боевая противотанковая машина семидесятых.


   
31.01.18. Сегодня День Военной Приёмки.