Сказка Аленький цветочек

Михаил Анпилогов
АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК.
(По одноимённой сказке Степана Тимофеевича Аксакова –
сказка ключницы Пелагеи).

                Посвящаю племяннице Надежде.

Шторм начался. И уж вот, вот уж штиль на море.
В сказках рядом тоже есть: счастье есть и горе.
В сказках – правда и обман.

Морем плыл с далёких стран,
Поспешал купец. Товаром
Торговал и был “с наваром”.
И уж так заведено:
Вдруг штормит – корабль на дно,
Все на дно – купец живой –
Со своей, видать, судьбой.
Так скажу: туды-сюды
Шторм бросал, но из воды,
Мокрый и без денег,
Вылез он на берег.

Шторм затих. На берегу
Он лежит – и ни гу-гу.
Пообсох. Испуг прошёл –
Купец берегом пошёл
И мурлычет: “Тра-ля-ля!
Разневедома земля!”

Так он брёл, мурлыкал так,
Но подкрался ночной мрак.
И во мраке, в отдаленье,
Видит: будто озаренье.
Побыстрей к нему идёт.
И набрёл он – вот так вот! –
В этом самом озаренье
Создаёт всё просветленье
Алый маленький цветок.
У купца тут сердце – ёк!
Не помыслив, цветок взял –
И цветок тот-час сорвал.
Не успел он даже охнуть,
Рёв раздался, впору глохнуть.
Рёв такой – ну, словно гром!
Задрожало всё кругом!
“Ты посмел сорвать, глупец,
Мой цветок! Тебе конец!”
У купца опять испуг.
И кричит он в тьму: “Мой друг!
Я совсем, мой друг, не смел.
Я обидеть не хотел.
Я решил, было, - ей-ей! –
Он того… цветок ничей!
Мне цветок такой – точь-в-точь –
Заказала моя дочь”.
Из кустов – косматый горб
Показался. Аж в озноб
Купца бросило. Вот зверь –
Страшней нету, верь не верь, -
Кривоногий и горбатый,
И зубастый, и косматый.
И зверюга прорычал:
“Хорошо, что ты сказал
Про свою родную дочь.
Я тебе хочу помочь.
Отпущу, так быть, живым,
Но с условием одним:
Ты сейчас кольцо возьмёшь –
С ним до дому попадёшь;
Лишь домой умчишься прочь –
Тут ко мне пришлёшь ты дочь.
Обещаешь – ждать я буду.
Обижать её не буду.
Нужно в душу мне огня –
Вдруг полюбит и меня”.
“Я, конечно, обещаю,
Но согласна ль дочь – не знаю”.
“Ей скажи: спаситель ждёт;
Не появишься – умрёт.
Ей кольцо сейчас отдашь.
Уговор запомни наш.
На мизинец надевай –
Вот кольцо, купец. Прощай!”
И пропало всё кругом,
Что шумело: рёв и гром.
У купца прошёл испуг.
Озаряет ночь вокруг
Алый маленький цветок.
Купец шепчет: “Дал же рок
Мне таких-то передряг.
Происходит… просто страх!”
Кольцо быстро надевает
И – внезапно исчезает.

У купца дом, что дворец.
Появился враз купец
Во своём родном дворе,
Да ещё в ночной поре.
Псы вначале забрехали,
Но потом купца узнали;
Стали радостно визжать
И хозяина лизать.
Кричит дворня: “Было тихо!
Отчего такое лихо?!
Глянь-кось, братцы, всё кругом
Засияло, как огнём!
Пожар! Воры! Нет! А вдруг!”
Все сбежались. Стали в круг.
Смотрят все. И видят диво.
Нет пожара. Лишь красиво
Светит аленький цветок.
“Что глядите? Вышел срок! –
Дворне всей сказал купец. –
Я явился в свой дворец”.
Тут сказал он, где бывал
(Лишь о звере промолчал).
Дворня вся, конечно, рада.
Пила, пела до упаду,
Удивляяся цветку.
Вот петух “кукареку!”
Прокричал – и всё затихло:
Разбрелася дворня дрыхнуть.
Дочерей купец созвал
Во светлицу и сказал
(А их трое): ”Вот такие
Всё дела, мои родные:
Хорошо, да вот в чём худо, -
Расскажу про чудо-юдо”.
И повёл он свой рассказ
Про того, кто его спас.
Долго, нет ли, говорил,
Но в последний раз спросил,
Мол, которая готова
Кольцо взять, ведь он дал слово.
“Мы не дуры что, покуда!
Мы боимся чуда-юда –
Вот наш, батюшка, ответ, -
Старшие сказали, - нет!”
Дочка младшая сказала
(Вся как будто задрожала):
“Ты, наш батюшка, дал слово –
Потому я взять готова
То кольцо”. Взрыдал купец –
Что ж поделать – он отец.
Дочку жаль, но слово дал.
Вот своё он отрыдал –
Дочь выходит на крыльцо;
У отца берёт кольцо –
На мизинец надевает –
И мгновенно исчезает.

Тут же дочка появилась
Среди леса. Очутилась,
Где зверюга поджидал
(И не в шутку тосковал), -
А цветок с собой взяла.
Цветок дрогнул – вот дела! –
Полетел туда, где рос, -
К стебельку опять прирос.
И тропинка, будто ждёт.
Дочка младшая идёт
По тропинке. И выходит
На дворец. В него заходит.
Тут нам вспомнить о купце –
О его почти дворце.
Рядом – был бы дом купца –
С видом этого дворца,
Как обычная  избушка,
Как на золоте полушка.
Вот дворец какой предстал:
Одни стены из зеркал,
А другие с малахита,
Утварь золотом покрыта.
А наряды для неё
Уж такие – о-ё-ё! –
В яхонтах и жемчугах.
Во всём царский лишь размах.
Ключевой водой умылась,
В наряд новый нарядилась.
Глядь-поглядь, как отразилась
В зеркалах, – и изумилась:
От такого от процесса
Она стала – как принцесса.
А ещё: что ни попросит,
Всё буквально на подносьях.
В питье, яствах тож размах:
На серебряных столах –
Кубки, чаши золотые
(В бриллиантах, расписные).
Долго по дворцу ходила,
Долго по дворцу бродила.
А кругом-то всё – краса,
Просто чудо, чудеса!
Долго так она бродила,
Долго так она ходила –
Всё же стало скучно ей:
Ни зверей и ни людей.
И она, забыв про страх,
При тоскливых столь делах,
Хоть и страшен, хоть не мил,
Чтоб с ней зверь заговорил –
Попросила вдруг его.
Но не слышно никого.
Долго так она просила.
Тихо вдруг заговорил он –
Зверь неведомый, – как гром,
Голос был его при том.
Испугалась дочь сначала,
Но потом она сказала:
“Это просто голос твой,
И не страшно мне с тобой.
Человек ты или зверь,
Но прошу тебя, поверь,
Ты прости меня за честность, -
Хуже правды – неизвестность.
Убери мою кручину:
Покажи свою личину”.
Не лишилась едва чувств,
Когда вдруг раздался куст.
И как только куст раздался,
Тут зверюга показался.
Каждый со своим испугом
Поглядели друг на друга.
Зверь испуганно молчит.
Дочь купца вдруг говорит:
“Это просто образ твой –
И не страшно мне с тобой.
Не важна мне красота,
А важна мне доброта.
Ты был добрым постоянно –
Будь же другом мне желанным”.
Зверь, конечно, согласился
Быть ей другом – он влюбился.

Пишу быстро я, но лень
Сочинять мне каждый день.

Пора вспомнить про купца.
Дочь не видела отца
Уже месяц – и взгрустила.
Друга милого спросила:
“Как бы дома побывать
И родных мне повидать?”
Ну, а он-то, будто ждал
Тот вопрос. Он ей сказал:
“Возвратись во всякий день!
На мизинец лишь надень
То кольцо – оно твоё.
Помни слово лишь моё.
День и ночь – твои. К утру
Не вернёшься – я умру”.

Во дворе не удивились,
Когда дочь купца явилась
На отцовское крыльцо –
Помогает ей кольцо.
А отец перекрестился,
Дочь увидя. Прослезился
И сказал он: “Слава Богу!
Знать, закончилась дорога”.
“Батюшка, не будь в печали:
Знать, дорога лишь вначале, -
Отвечает ему дочь, -
У меня лишь день и ночь”.
Отец дочь ведёт в светлицу.
А уж там сестру сестрицы
Повстречали. Обнимают.
Что случилось, все желают
Знать. Дочь младшая не скрыла –
Рассказала всё, как было:
Как её пропал испуг,
Зверь ужасный стал, как друг;
Про дворец им рассказала, -
Мол, такого не видала:
Там богатство, там краса –
Просто чудо, чудеса;
Как зверь в гости отпустил,
Но её предупредил:
“Появись, - сказал, - к утру,
А не то, с тоски умру!”
Отец рад был и не рад.
Сёстры смотрят на наряд.
Зависть им корёжит лица.
“Вот сестрица, так сестрица! –
Шепчет старшая. – Понятно,
Тама жисть её – занятна!
Нам с тобой, сестрица, неча
Слушать радостные речи –
Не то с зависти умрём.
Давай час переведём
На часах, с тобой, назад.
Пусть её заморский гад –
Чудо-юдо – будет рад:
С тоски сдохнет – сразу в ад!”
Как на этом порешили,
Часы так установили.
Их сестра о том не знала
И спокойно почивала,
Взведя бой часов под утро.
Бой раздался. Что же утро?
А его давно начало –
Солнышко уже привстало.
Сёстры старшие проснулись
И ехидно улыбнулись:
“Спи ты, младшая, покуда.
Твоё сдохло чудо-юдо!”
Младшая всё поняла
И кричит им: “Доняла
Чем же вас, мои сестрицы,
Чтобы люто так озлиться!”
На крыльцо бежит, рыдает.
Поздно! Поздно! Она знает.
Не простившися с отцом,
Перебросила кольцо
На другой мизинец. Вмиг
Нет её… Не кончен стих.

Нет без горя даже в сказке.
И наш мир – жесток и ласков –
Мир злодеев и святых.
Продолжаю я свой стих.

Дочка младшая явилась
Поздно. Поздно очутилась,
Где алел ещё цветок –
Светел был уже восток.
Друг её лежал косматый
У цветка. Сжимали лапы,
Холодея, тот цветок.
Умер зверь. Таков был рок.

Дочка младшая рыдала,
Рядом, долго. Вдруг вскричала:
“Ты не зверем был постылым –
Женихом ты был мне милым!”

И лишь только прокричала,
Шерсть со зверя враз опала.
Зверя нет. Её жених
Принцем стал в тот самый миг.

Он с земли встаёт. К невесте
Обратился честь по чести:
“Всё ж успела ты, любовь, -
Не остыла ещё кровь!
Злой колдуньей околдован,
Словно в панцирь, был закован
В шерсть звериную. И вот
Растопила чар злых лёд
Лишь твоя ко мне любовь –
Человек теперь я вновь!
Был я чудищем лесным –
Полюби ж, теперь, таким!”
Ну, конечно, дело – ясно:
Любит! Любит! Всё прекрасно!
Молодые – во дворец…
Счастья им!.. Стиху конец.

Напоследок – послесловье:
И вам счастья и здоровья,
Кто со мной переживал,
Эту сказку прочитал.
Ведь и в нас живёт любовь –
Вновь и вновь!

           11.10.2000.

   МИХАИЛ АНПИЛОГОВ.
  ГОРОД ПАВЛОВСК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ.