Природа стирает слезу

Валентин Спицин
Лучше б ты меня смехом своим не дразнила,
Лучше б мне лошадей не стегать.
Только кружится вороном снег над Россией,
Только в поле снега, как стога.

Только вам не понять, только мы не заплачем.
Может завтра за город свезут,
Поведут мою душу заснеженным плацем,
И сотрут, как стирают слезу.


Подросток в элитной пермской школе на уроке зарезал учительницу и 14 учеников. 14 – величина не окончательная, час назад говорилось о 13 пострадавших. Мир людей все больше превращается в сумасшедший дом.

Я уже где-то писал, что, по всей вероятности, природа все же одушевленна, и таким образом признает ошибочным создание существа разумного. Разум с природой оказался несовместим. Наверное, поэтому мы за несколько тысяч лет так и не встретили инопланетной цивилизации. Ее попросту не существует. Не существует, поскольку разум – это попытка оседлать природу, модифицировать ее фундаментальные законы, а это для природы смерть. Вот она и защищается, затирает последствия своей неосторожности.

Деградация вовсю идет, причем, не только на бытовом, но и на государственном уровне. Человечество гибнет, и это уже не сюжет для антиутопии, а очевидный факт. Природа сбросила свою любимую маску-невидимку, в которую она рядилась даже в предыдущую Мировую войну, надеясь на авось, что мы, испытав такое, вернемся под ее крыло, - но увы, мы не вернулись, мы же «венец творения»!

Не буду утомлять описанием деградации обамо-трамповских США, меркелевского европейского «политкорректного мультикультурализма», пещерно-дикарских режимов от Африки до Северной Кореи. Трупные пятна везде. Ограничусь родимой юдолью, где остатки интеллектуалов безуспешно борются с надвигающимся воцарением «вечно-бесконечного» богочеловека. Того самого г-на Футана Вечного, бессменного Президента и монарха государства ФУК, которого я описал некогда в моем памфлете «Москва-2952» http://www.proza.ru/2012/10/11/1220

С. Белковский: «В наши времена идея Учредительного собрания нисколько не устарела. Напротив, страна беременна учредительным процессом. Ясно, что инерция развития российской государственности в том виде, в котором все продолжается сегодня, себя исчерпала. Можно говорить об эффективности российского авторитаризма в 90-е годы, после того как Борис Ельцин принял решении о расстреле российского парламента, потому что без авторитаризма, дескать, невозможны реформы.

Можно говорить об эффективности и неизбежности российского авторитаризма в первом десятилетии 21-го века, когда многие считали, что Владимир Путин – это «русский Пиночет», который да, сначала закрутит гайки, но далее проведет систему эффективных преобразований, подведя тем самым страну к полноценной и полновесной демократии.

Но говорить о том, что русская историческая традиция построена на авторитаризме и попрании гражданских, политических прав и свобод сегодня, в 2018 году уже не вполне остроумно. Нужна новая модель российской государственности, не та, которая унаследована от монгольских ханов и первых монгольских князей затем в перелицовке романовской династии и, конечно, продолженной большевиками, которые удесятерили гнет над русским народом и построили первыми в мире, действительно, полноформатный тоталитаризм так, как он описывался в утопиях и антиутопиях разных эпох, начиная с платоновского «Государства».

Владимир Путин, будучи консерватором по типу мышления, пытается эту инерцию всячески длить и продолжать, поскольку он не склонен к осмыслению того, что эта инерция вообще может быть сломана. Владимир Путин индуктивист: он считает, что то, что работало позавчера и вчера и хоть как-то работает сегодня, будет работать и завтра. А риск любых перемен, тем более, радикальных перемен, существенно превосходит любой возможный выигрыш от этих перемен.

Вот почему, так или иначе, Россия движется в направлении нового Учредительного собрания, как бы это Учредительное собрание ни называлось. И объективный запрос, который российская история даже скорее, чем Россия как государство в его нынешнем виде, предъявляет этому грядущему Учредительному собранию – это запрос на парламентскую демократию европейского образца. Я в этом глубоко убежден.

В «нулевые» годы XXI века я имел честь возглавлять небольшую исследовательскую организацию, которая называлась, впрочем, называется так и сейчас, просто там уже нет меня, Институт национальной стратегии. В 2005 году Институт национальной стратегии разработал и издал проект новой российской Конституции, в котором, собственно, и содержится философия парламентского государства европейского образца, хотя формально в ней нет термина «парламентская республика». В комментарии к этой конституции предлагалось подготовить страну в течение 10 лет к Учредительному собранию.

Сейчас, кажется, говорить об этом даже не смешно, особенно в ситуации, когда и значительные отряды российской оппозиции выступают против смены модели нашей государственности из-за поддержания многосотлетней инерции ее существования и развития.

В этом смысле очень полезной оказалась президентская кампания 2018 года. Она обещала быть скучной, но не стала таковой хотя бы уже потому, что обострила дискуссию о том, надо ли России менять систему или надо менять только личность.

В полемике вокруг регистрации / нерегистрации Алексея Навального [после нетрадиционного поведения главы государства по отношению к нему, получившего титул «Неназывального» - ВС] в качестве кандидата на высший государственный пост неожиданно многие представители прогрессивной общественности вдруг заявили, что институты, оказывается, — вопреки их же собственным высказываниям много лет подряд, — не важнее людей; что модернизация во многих странах шла авторитарным путем, и успех той или иной модернизации, в частности, в Азии от Сингапура до Южной Корее, от Ли Куан Ю до военных диктаторов Сеула зависел от качества лидеров, а не от наличия и эффективности институтов.

Это, что называется, приплыли. Тем самым нам нужен «хороший Путин» вместо «плохого». Одним нужен тот Путин, который есть до победного конца, до состояния ПОЛНОГО БЕССМЕРТИЯ, ТЕМ БОЛЕЕ, МЫ ВОШЛИ В ЭРУ ВОДОЛЕЯ, КОТОРАЯ СУЛИТ НАМ ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, А УЖЕ НАЧАВШАЯСЯ ОЧЕРЕДНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПОДТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ЭТИ ТЕХНОЛОГИИ В СКОРОМ ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНУТ И СМОГУТ ПРОДЛЕВАТЬ ЖИЗНЬ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА ДО 120 ЛЕТ. ЧТО УЖЕ ГОВОРИТЬ ОБ ЭКСКЛЮЗИВНОМ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ НАСЛАЖДАТЬСЯ ДАРАМИ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОВЕРШЕННО НЕВОЗБРАННО, В ОТЛИЧИЕ ОТ ПРОСТОГО ОБЫВАТЕЛЯ.

Другим же нужен «хороший Путин», просто молодой, красивый, но такой же авторитарный, который посадит всех, кого Путин не посадил, отпустит всех, кого Путин посадил. Будет та же ситуация, только вид сбоку, и спираль российской истории выйдет на новый свой традиционный виток с добрым царем, плохими боярами и совершеннейшим отсутствием политических институтов, гарантирующих не только демократический процесс, права и свободы, но и сменяемость власти и, вообще, европейский путь развития нашей страны.

Вновь встал вопрос о том, возможна и уместна ли в России демократия, причем традиционные демократы и критики Кремля во много оказались в лагере тех, кто говорит о невозможности и, более того, о нецелесообразности демократии. Вспомним в связи с этим май 1917 года и Александра Федоровича Керенского, тогдашнего главу Временного правительства, который как-то в сердцах выразил сожаление, что не умер за два месяца до того и картинно воскликнул: «Неужели русский народ – это всего лишь сборище вышедших из под контроля рабов?!»

Да, многие из нас и сейчас так относятся к русскому народу. Но, как показывает ход истории, даже в азиатских странах, той же Корее – хотя любые рецепты корейско-сингапурского замеса для России неприемлемы уже в силу колоссальной разницы менталитетов, коллективного бессознательного азиатских народов – китайских и близких к ним – и русского. Все-таки по системе архетипов коллективного бессознательного русской народ гораздо ближе к западноевропейским народам, чем к восточным.

Сейчас, конечно, люди, называющие себя политологами, укоряют меня в том, что никаких архетипов коллективного бессознательного не существует или, по крайней мере , эта терминология неприменима к политическому анализу современности. Нет, применима, дорогие коллеги, применима и гораздо лучше, чем третьеразрядные сборники американских университетов, на которые вы опираетесь в своей неутомимой исследовательской деятельности о судьбах российской демократии и, как теперь выясняется, неполезности стабильных политических институтов.

И как мы знаем не только из опыта истории, но и из опыта изучения её, например, известнейшим историком Арнольдом Тойнби, - историю движет вперед не большинство, а активные творческие меньшинства, которые составляют единицы процентов населения каждой страны, в том числе, и России.

Поэтому сегодня первейшая задача – консолидировать это активное творческое меньшинство, 2% населения России, вокруг идеи трансформации страны в европейском направлении, а значит, проведении Учредительного собрания, которое создало бы новую Россию вместо старой. То же самое в культурном смысле – наследующую наши лучшие гуманитарные качества, но совершенно иную в смысле политическом, в смысле государственного устройства, в смысле базовых принципов взаимодействия государства и общества.

Наша первейшая задача – уйти от тотального сознания, которое есть основа российского тоталитаризма и тоталитаризма во все времена. Тотальное сознание предполагает все смешения политических и моральных аспектов. Например, оно предполагает, что есть политики, за которых хорошо голосовать с моральной точки зрения и за которых плохо. Хотя конституционное право не может быть ни хорошим, ни плохим с точки зрения его реализации. Это просто право, которым всяких гражданин может воспользоваться.

Тотальное сознание предполагает, что хорошим может быть только человек, разделяющий мою точку зрения, а мой идеологический оппонент хорошим быть не может.

Наконец тотальное сознание предполагает, что любые жесткие решения, любой полицейский порядок возможен только в условиях отсутствия демократии. В то время, как история Запада и современного мира, — если под Западом в широком смысле понимать и Японию, и Корею, и Индию, — показывает, что полицейский порядок неизменный спутник демократии. Система демократических институтов гарантирует полицейский порядок точно так же, как полицейский порядок гарантирует систему демократических институтов. Согласитесь, что где-нибудь в США, или в Великобритании, или в Германии полицейского порядка гораздо больше, чем в России. И страх самых влиятельных людей перед законом там неизмеримо выше и глубже.

Так что давайте будем жить предвкушением Учредительного собрания, которое должно в нашей ближайшие исторической перспективе состояться вновь, если мы не хотим видеть Россию затхлым, занюханным авторитарным углом современного мира, безнадежно отстающим от основных глобальных политических и неполитических процессов». https://echo.msk.ru/
programs/agent_provocateur/2127960-echo/

Я не полностью поддерживаю оптимистический энтузиазм С.Белковского. Я помню одну фразу, произнесенную одним моим шапочным знакомым. Было это в 1967 году, Путину было тогда 15 лет, он в тот год ходил в школу и тайно мечтал о службе в КГБ, а мною этот «Орден мерзавцев» в те поры сильно интересовался. Не знаю почему, может, нюх у них был наметанный, и они во мне чуяли для себя опасность, не знаю, скорее, наверное, так, поскольку хоть я и тщательно старался завуалировать мои математические сверхспособности, но они, хочешь – не хочешь выпирали из моих поневоле публикаций, которых я до защиты диссертации должен был иметь вполне определенное количество. Для наметанного глаза и/или нюха это было более чем подозрительно.

Потому среди моих мимолетных знакомых были и те, кто поражал воображение своей осведомленностью. Не знаю, с какой целью. Нет, врать не буду, не вербовали. Может быть, напрасно. Мы тогда все были потенциальными Путиными. Время такое было, век кровавой романтики. Это я сейчас такой дерьмократ, после всех тех Европ, которые мне показала моя супердочь, а тогда я, как и большинство русских, считал, что за пределами границ, охраняемых нашим доблестным Героем Советского Союза, кавалером ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10705) полковником Карацупой Никитой Фёдоровичем и его легендарным псом Джульбарсом, - жили человекоподобные существа с песьими головами.

У меня в книжном шкафу до сих пор лежит тетрадка с моими детскими стихами, - на обложке собственноручный рисунок: самолеты летят с красными звездами, а внизу танки и солдатик в каске, и на всем звезды, звезды, звезды… И почему это гебисты сочли меня врагом народа?

Где оно, время запоев и ревности?
Смолкли гитары вдали…
Вышли из мрака железные ленинцы,
Мир за собой повели.

Феликс Фихман.


Кстати, именно Феликс Фихман, ныне незаслуженно забытый, и был автором стиха, приведенного в качестве эпиграфа сверху, и прославленного пронзающим сердце «белогвардейским» романсом в исполнении Жанны Бичевской. На стихи Ф. Фихмана В. Агафоновым написан этот «Февральский романс», - истинный бриллиант русской культуры.

Извините, отвлекся. О чем бишь я? Да, конечно же, о КГБ. Так вот, в общагу нашу, а московские аспирантские общаги в те времена были подлинным Клондайком андеграунда, как-то заходил парень, как его звали, не помню, но помню, что был он местный, не из приезжих, и вроде был с кафедры технологии металлов. Так он однажды так ненавязчиво сказал: « А ты знаешь, что в одной из лабораторий КГБ разрабатывается средство под кодовым названием «Бессмертие»? Его испытывали пока на крысах, но скоро испытают на людях».

Тогда ни я, ни остальные мои сотоварищи по ящику пива «Рижское», который приперли аж с ВДНХ, в серьезность коллеги не поверили, но, как потом оказалось, напрасно.

Поглядите на нашего «посмертно-бессмертного» Вову, - это что, мальчик с 1952 года? Ему, если верить биографии, 66 лет? Он выглядит максимум на 40, причем, чем больше становится его физический возраст, тем этот контраст очевиднее!

Первые слухи о том, что некий антиэйджинговый препарат испытывают именно на нем, пошли едва ли не с первых дней после его первых «выборов», когда г-н Ельцин с подачи Абрамовича и Березовского публично обозвал его своим наследником. Никто и тогда не поверил, лишь ваш покорный слуга, некогда до этого нечаянно посвященный в тайну тайн большевистской охранки, насторожился и стал наблюдать.

Пошли разговоры про ботокс, дескать, это всё только грим. Но если в первые поры «ботокс-теории» в нее многие поверили, то по мере течения времени стало очевидно, что причина много серьезнее. Ведь косметические фокусы не влияют на моторику и четкость мышления, а наш экземпляр юн и жизнерадостен как Адонис! Старуху под зад коленкой, – женился на молодой, - ну копия как герой фильма про Кощея Предсмертного, съевшего молодильные яблоки, неосторожно подаренные ему Бабой Ягой. «Огонь, вода и медные трубы», 1967 г.

Всё тот же роковой 1967-й. Как будто кто-то всемогущий шутки ради или собственного удобства для свел два события в одну точку. Мой разговор с Осведомленным, и это кино на ту же тему. Мистика или Божий промысел? Как будто сам Всевышний предупреждал нас тогда о грядущем конце нашем, - истинном, а не библейском, Апокалипсисе, да мы его не поняли...

...Короче, дорогие сторонники ожидания «нового Путина», - хрен вам, а не новый! Нынешний, он же Единственный и Неповторимый (о последнем он уже сам позаботится, не сомневайтесь, ведь двух медведей в одной берлоге не бывает!), - вас всех переживет, включая ваших пра-пра-правнуков в сто пятидесятом колене. Ибо это уникальный образец. Как Солнце, Вселенная, Юниверс, Бог, в конце концов! Только полный двоешник, такой как в Перми зарезал полкласса с учительницей во главе, может сказать «Второй Саваоф». Нет, это штучная работа, все остальные модификации будут умирать как те подопытные крысы. И вместо «Учредительного собрания», мечтатели недоделанные, получите то, что у меня в «Мосвве-2952», или, в лучшем случае, что у Войновича в его «Москве-2042»!
И ни грамма больше.

Валентин Спицин