Пчела его пленила

Виктор Некрасов
    На фото: Александра Тимофеевна и Николай Павлович Малыхины



                Пчела – работница, усталости не зная,
Свой кропотливый труд с охотою несет,
На благо общее все силы отдавая,
Примером для других и служит, и живет.
Е. Залягин


В середине девяностых позвонил мне как-то давний знакомый, бывший председатель колхоза имени Ленина Николай Павлович Малыхин: « Виктор Иванович, Вы не возражаете, если я к Вам подъеду и посоветуюсь по некоторым вопросам, касающимся пчеловодства?» Я, конечно, нисколько не возражал, наоборот, мне приятен был этот уважаемый человек, и мы договорились о встрече.

                Откровенно говоря, звонок был для меня неожиданным, так как до этого мы общались довольно-таки давно, в семидесятых годах прошлого века, когда я работал в райкоме КПСС и неоднократно бывал по долгу службы в хозяйстве, которое возглавлял Николай Павлович. Ещё тогда, когда партия руководила и, как говорили, направляла всех и вся, он не торопился отрапортовать о сверхраннем севе яровых или начинать жатву недозревших хлебов. Его крестьянская мудрость не позволяла сеять в промёрзшую землю, да и другие команды из райкома он вначале обдумывал, советовался со специалистами, старыми хлеборобами, а уж потом принимал решение: выполнять немедля или подождать. Это не всегда нравилось наверху, но результаты труда подтверждали, что Малыхин прав. Спокойствие и рассудительность председателя - это своего рода «бронежилет» от необоснованных обвинений. По всем показателям в районной сводке колхоз имени Ленина был в золотой середине, а то и близко к лучшим хозяйствам. А хозяйство было большим, многоотраслевым. Только молочный комплекс, построенный при Николае Павловиче, стал самым крупным в районе и требовал ежедневного внимания и контроля. Почти три десятка лет Малыхин руководил этим сложным хозяйством, и, можно сказать, оно для него стало главным делом всей жизни. А в приоритете его внимания всегда оказывались забота о земляках, рост их благосостояния, создание нормальных условий труда, отдыха, бытового обслуживания.

                В вопросах строительства тех или иных объектов дело доходило иногда до курьёза. Приведу лишь один пример. Архитекторы из района и области решили (они решали!), что самым удобным местом для строительства средней школы является чистое поле, (!) за окраиной села Лебедянка. Ровно год пришлось доказывать Николаю Павловичу, что лучшим местом всё же должен быть центр села. Сумел всё - таки убедить архитекторов! И школа выросла именно там, где предлагал председатель. За годы его руководства колхозом было построено много других важных для селян объектов.
                Написать же я хочу о Николае Павловиче не только как о руководителе, но и как о человеке, пенсионере, пчеловоде-любителе. Хотя знаю, что за свой многолетний труд он отмечен как государственными наградами, так и различными знаками отличия, а главное – глубочайшим уважением земляков. А ради этого можно и нужно жить!

                Перейдя на работу в Верхнематрёнскую  среднюю школу учителем истории и обществоведения, а затем и её директором, я чаще общался с женой Николая Павловича, Александрой Тимофеевной. Она преподавала в Лебедянской  школе историю и обществоведение, и на предметных семинарах, заседаниях методического объединения мы, естественно, встречались, и я интересовался о муже, детях, а иногда, делая небольшой крюк, и подвозил её домой. И вот тут-то вырисовывалась ещё одна деталь: на эти мероприятия она ездила на рейсовом автобусе. «А что здесь необычного?» - спросит меня читатель? Да дело всё в том, что жён председателей колхозов, директоров совхозов возили, как правило, в район или ещё дальше служебные машины. Это как раз и говорит о скромности самого председателя и мудрости непритязательной жены.
                А вот ещё один показательный и поучительный пример из их жизни. Воспитали супруги Малыхины трёх сыновей, причём воспитывали без излишеств, которые могли себе позволить. Не председательскими сынками, а продолжателями рода тружеников: научили любви к труду, земле, на которой они выросли. Все дети-подростки во время летних каникул трудились в колхозе помощниками комбайнеров, а повзрослев, сами управляли степным «кораблём».

                Старший, Павел, окончил школу с золотой медалью, а получив образование в Воронежском медицинском институте, стал врачом-гинекологом. Работает в Липецке по своей специальности. Младший, Олег, также золотой медалист, окончил Воронежский инженерно-строительный институт. Работал в строительной отрасли, главой сельской администрации, а сейчас является заместителем главы районной администрации. Средний, Владимир, немного не дотянул до медали, но успешно окончил агрономический факультет Воронежского сельскохозяйственного института. Вот он-то и продолжил дело своего отца: работал агрономом, директором совхоза, а сейчас возглавляет крупное фермерское хозяйство на части земель колхоза имени Ленина и соседнего колхоза имени Мичурина.

                Приведу ещё один факт исключительной скромности семьи Малыхиных. Сразу после свадьбы, с 1961 по 1967 годы, молодожёны жили с родителями Николая Павловича. Являясь председателем колхоза, он, конечно, мог построить дом за счёт хозяйства, как и делали в то время многие специалисты, но и здесь он поступил по-своему, я бы сказал, по-христиански: построил дом за свой счёт, а потом постепенно расширял его и благоустраивал. Это ещё раз доказывает, что человек жил по совести, за что и получил свою высшую награду: любовь и уважение односельчан, тружеников колхоза с таким обязывающим именем Ленина.

                Многолетняя напряжённая работа не могла не сказаться на здоровье Николая Павловича: в 1993 году инсульт привел к парализации правой руки и левой ноги. Коварная болезнь сразила крепкого, я бы сказал, в расцвете сил мужчину. Продолжать работать он уже не мог физически. Однако пенсионер по инвалидности не сломался, он не из тех, кто паникует, пессимистически воспринимает обстоятельства: он продолжает борьбу за жизнь. Спустя несколько месяцев, в результате лечения и постоянных физических усилий, рука у Николая Павловича начала оживать, и он уже мог выполнять ею нехитрую посильную работу. С ногой дело обстояло гораздо хуже, но с помощью жены и своей несгибаемой воли, шаг за шагом и она поддалась хотя и неполному, но восстановлению. И благодаря трости, но передвигаться Николай Павлович всё-таки начал. А это была своего рода победа, которая дала ему шанс на исполнение давней мечты –заняться пчеловодством.

                Вот здесь я и расскажу о нашей встрече, о которой договорились по телефону. Она состоялась, если мне не изменяет память, в начале июня месяца, когда уже отцвели ранние медоносы, сады и наступил обычный для этого времени безвзяточный период, когда пчела уже запаслась кормовыми запасами и пыльцой. Вот этот относительно «свободный» для пчёл период коварен тем, что если вовремя не расширять пчелиные гнёзда, не загружать семьи работой, то из-за тесноты в улье и малой занятости в сборе нектара пчелосемьи приходят в процесс роения. Сам по себе этот процесс закономерен, но не всегда желателен для пчеловодов, так как снимать рои с деревьев бывает отнюдь не просто для здоровых людей, а для пожилых и инвалидов очень проблематично.

                И вот Николай Павлович позвонил, что выезжает, и минут через двадцать к дому подкатила юркая беленькая «Ока». Поздоровались по-мужски. По рукопожатию я сразу почувствовал, что рука его ещё слабовата, но расстояние в пятнадцать километров между нашими сёлами он преодолел без особого труда. Во всяком случае, по его виду усталости я не заметил. Несмотря на то что мы несколько лет не виделись, внешне он особо не изменился: всё тот же пытливый взгляд его голубых глаз, крупная голова с широким лбом, и запоминающееся лицо с едва заметными морщинками, и малыхинская улыбка в краешках губ.
  Неторопливо, несколько неуверенной походкой, с палочкой в руке он пошёл на мою пасеку. В то время у меня было около пятидесяти семей, причём всё типа «Дадан» на шестнадцать рамок. От его внимательного взора не ускользала ни одна мелочь. Особый интерес вызвали устройство солнечной воскотопки, расположение ульев, прилётных дощечек, техника оснащения рамок… С большим вниманием слушал, как я делаю отводки, чтобы предотвратить роение и успеть нарастить семьи к главному взятку, и это была одна из основных целей его приезда, так как неуправляемое роение пчёл ему, инвалиду, было крайне нежелательно. И тут я понял, что многое ему уже знакомо, но что-то полезное и новое он всё же находил и говорил: «Это я возьму на заметку».
                К тому времени пчеловодный стаж у меня был более сорока лет, и накопленным опытом работы с пчелой я всегда делился с пасечниками. Чтобы отдохнуть и продолжить беседу, мы устроились на скамейке под яблоней, здесь же, на пасеке. Разговор начался с моего вопроса о его детстве, о том, когда произошло знакомство с пчелами. Мне было интересно узнать, как человек, практически всю жизнь руководивший крупным хозяйством, вдруг (а может и не вдруг?) решил заняться непростым делом, требующим немало знаний и физических усилий. В отношении последнего он мне сразу ответил так: « Виктор Иванович, сам я, конечно, не справился бы с этим физически, но у меня есть самый надёжный помощник не только в пчеловодстве, но и во всей моей жизни – это моя жена, Александра Тимофеевна». Я понял Николая Павловича с полуслова, так как и у меня главным помощником и вдохновителем всех замыслов и дел является тоже жена. А вот о детстве он мне рассказал уже более подробно, в деталях.

  ¬– Детство для меня - это прежде всего воспоминания о лете. Когда небо было голубым, жили и здравствовали бабушка и дедушка, а впереди, казалось, бесконечная и беззаботная жизнь. Ну не совсем беззаботная, дел у меня хватало: косил траву, рыбачил и одновременно присматривал за гусями, встречал корову, работал в огороде и выполнял много других дел по дому. И всё-таки самое главное, что запало в душу, - это пасека. Именно она осталась как самое яркое воспоминание из детства. Запах воска и меда, жужжание пчел, разжигание дымаря, медогонка, да всего не перечесть, и такое удовольствие, такая благодать на сердце, когда видишь, как стремительно вылетают из улья эти маленькие труженицы за нектаром или пыльцой.

                Воспользовавшись паузой в рассказе гостя, я поинтересовался, когда он непосредственно начал сам заниматься пчёлами. Николай Павлович продолжил: «В конце пятидесятых мы решили завести пчёл. За покупкой отправились с мамой на лошади в соседнюю деревню Большой Крутчик, сейчас там чистое поле, а тогда было около пятидесяти дворов. Купили у одного пчеловода две семьи. Хорошие, сильные семьи были, а сами ульи старенькие да ещё со щелями. Вот они-то и преподнесли нам сюрприз по дороге домой. Ох, и дали же «прикурить», до сих пор помню до мелочей. Заткнул я вроде бы их все тряпочками, все, да не все. Нашли они где-то открытые щели да как полезли из ульев… Хорошо, что мы с мамой сетки взяли с собой, быстро надели на головы, но немного всё же они нас покусали, да и лошади перепало. Обнаружил я места, откуда они выползали, заткнул основательно, а те пчёлки, которые уже вылетели, сели на летки и переднюю стенку да так до нашего дома и доехали на «свободе».

                Ухаживала в основном за ними моя мама, Мария Агафоновна, а я помогал ей, но изредка. В колхозе ведь в летнее время работали от зари до зари, редко приходилось отлучиться для домашних дел. Мама была на все руки мастер: могла печь сложить, оштукатурить, сделать любую домашнюю работу. Лет десять держали пчёл, а когда я с семьёй переехал жить в свой дом, а мама к тому времени уже стала старенькой, пчёлки наши постепенно разроились и вымерли. Весь пчеловодный инвентарь я собрал и хранил до лучших времён. Мечтал: уйду на пенсию, всерьёз займусь пчеловодством. Вот так закончилось моё первое знакомство с пчелой. Так что сейчас у меня идёт вторая попытка, и она более успешная, чем первая. На этот раз я также купил две семьи у пчеловода из совхоза «Добринский», но довёз до дома без всяких проблем. За два года расширил пасеку за счёт роения до десятка. Медоносов вокруг много, так что по фляге с семьи в среднем мы откачивали. Вот, пожалуй, и вся история моего общения с пчелой».

                Поговорив ещё с полчаса о пчеловодстве, о непонятной народу экономической политике президента Ельцина, Николай Павлович собрался уезжать. Видно было, как близко к сердцу он принимает продолжающийся развал отлаженной системы колхозной организации в сельском хозяйстве, как рушится всё то хорошее, что нарабатывалось десятилетиями нелёгкого труда сельских тружеников. Однако, уже садясь в легковушку, бодрым и уверенным голосом он сказал: «Время покажет, на чьей стороне правда, кто созидатель, а кто «реформатор» на словах. Вам, Виктор Иванович, спасибо за беседу, надеюсь, не последнюю».

              И действительно, мы по несколько раз в год общались по телефону, встречались в райцентре ( к сожалению, в поликлинике) и подолгу разговаривали не только о пчёлах, но и о других жизненных вопросах. От этих бесед и встреч мне всегда становилось приятно на душе, потому что Николай Павлович обладал каким-то жизненным магнетизмом, умел не только мудро рассуждать, но и внимательно слушать собеседника. А это, поверьте, не каждому дано!

                После той первой встречи у меня на пасеке прошло более двадцати лет. Знаю, что как успешный пчеловод он состоялся, да иначе и не могло быть у человека, который любое дело изучал досконально, и оно давало положительный результат. После тяжёлого инсульта Господь даровал Николаю Павловичу ещё двадцать четыре года активной жизни, а не дожития, как пишут о пенсионерах. Не стало его 29 ноября 2017 года.

                Узнав об этом из районной газеты, я решил написать очерк о неординарном человеке, творческом руководителе и пчеловоде из детской мечты. Чтобы сделать это более интересно и содержательно, захотелось узнать как можно больше фактов из его жизни, вот для этого я и решил побеседовать с Александрой Тимофеевной, супругой Николая Павловича. Накануне Рождественских праздников мы с женой поехали в Лебедянку. Хозяйка дома встретила нас очень тепло, по-родственному, можно сказать. Горе, постигшее семью, несомненно, сказалось на здоровье и общем состоянии пожилой женщины. Расположившись в просторной и уютной гостиной, мы поговорили об аномально тёплой зиме, о том о сём, я спрашивал её как можно деликатнее, старался, чтобы не вызвать слёз, но не всегда мне это удавалось. Да и как можно спокойно рассказывать о самом близком человеке, с которым в мире и согласии прожито 56 лет. С самого начала у нас возникли определённо схожие мысли, она как будто читала мои вопросы, а мне оставалось только слушать. Здесь я приведу лишь небольшую часть из того, что услышал за время беседы, а некоторые факты из их жизни я знал и написал о них в начале своего повествования. А вот небольшая часть из рассказа Александры Тимофеевны:
— Вот один интересный факт. Закалки он был старинной, жил по принципу: да убоится жена мужа своего. Не совсем в прямом смысле, но любил, чтобы последнее слово было за ним. Вот так будет точнее. Бывало, работаем мы на пасеке, и начинает он со мной спорить, как что делать. «Ты не знаешь, как это делать, вот и слушай, что я говорю,»- это его слова. А я приловчилась немного хитрить и отвечаю ему: «Так ведь ты сам так раньше мне говорил…» Ох, и потеха же была! Любил он об этом детям рассказывать. Так и выходило, что последнее слово вроде бы за ним и было.

                А вот ещё один курьёзный случай. Напали как-то на одну слабую пчелиную семью пчёлы-воровки. Может, в этой семье и матка погибла, и такое бывало. Никак не можем прекратить воровство. Так он что придумал: «Давай мы вставим в леток камышинки, как трубочки, своя пчела проползёт через них в улей, а воровку они не пропустят». Пришлось идти на речку за камышом. Нарезали трубочки, вставили в леток, да видно уже некому было защищаться от набега «варягов», погибла семья. А идея-то сама по себе правильная была.

                Поинтересовался я и о том, как он управлялся с разросшейся пасекой, кто снимал рои, откачивал мёд.
— Николай в основном работал непосредственно с семьёй, так как передвигаться ему было трудно, а относила рамки с мёдом и обрезала соты тоже я, сама и откачивала. Он и тут по привычке руководил, а мне и не трудно было, да и отрадно, что любимым делом занимается и оно продлевает ему жизнь. И радость, и счастье от этого, он ведь со мной, рядом, а знаете, какое счастье, когда любимый человек с тобой, рядом… (пауза, слёзы)
   Интересно было наблюдать, когда он читал учебники и другую литературу по пчеловодству. Остановившись на интересном месте, ставил галочку, приговаривая: «Это надо взять на заметку.» А самое важное записывал в блокнот. Николай ведь постоянно учился и старался применять интересные новинки. Лечил пчёл от клеща всякими препаратами, ежегодно делал отводки. До тридцати семей расширял пасеку, но постепенно ему становилось всё труднее обслуживать такое количество, и он стал сокращать их. Мёда накачивали много, а с реализацией его было не так просто. Сыновьям давали, родственникам, оставшийся мёд продавали на месте, в селе, но здесь ведь ещё несколько пчеловодов, а вывезти куда-то на рынок мы и не думали никогда. Так что поневоле приходилось сокращать пасеку, да и здоровье с каждым годом ухудшалось, годы брали своё…

                Большую помощь нам оказывали внуки. Их у нас шестеро, у каждого из сыновей по двое детей. С малых лет начал приучаться к пчеловодству Денис. Снимал рои, ставил магазины, рамки с мёдом носил с пасеки. А откачивать мёд помогала мне внучка, Сашенька, в честь меня названная. Позже стал помощником в пчеловодстве и ещё один внук, Коля. Потом Павлуша подрос, и тоже стал снимать рои, мёд качать. Все внуки у нас работящие, с детства приучены. Мы с мужем всегда радовались за них, как и за своих детей – хорошие продолжатели нашего рода.

                Кроме пчеловодства супруг был главным консультантом и помощником у Володи, который стал преемником его дела. Занимается сын растениеводством и животноводством, а последние годы начал переработку молока. И отец постоянно старался давать ему советы. Даже прошедшей осенью, когда сам уже не мог дойти до машины, соседские мужчины выгнали её из гаража, посадили в неё супруга, и он объехал все поля. Приехал домой Николай Павлович уставший, но довольный: «Хорошие озимые в зиму пошли, урожай должен быть отменный!» Это была последняя его поездка.

                Рассказ о Николае Павловиче можно продолжать и продолжать, так как человек он интересный и биография у него богатая, но самое главное сказано. Вся его непростая жизнь подобна неутомимому труду тех маленьких пчёлок, которых он полюбил с детства на всю жизнь. Может, читатель возьмёт за образец жизнеописание человека, руководителя, пчеловода-любителя. И послужит жизнь этого скромного, но мудрого героя моего  очерка примером для потомков, а добрая память об этом самобытном человеке надолго останется в сердцах всех, кто его знал.


январь 2018 года