История и стиль храмовой архитектуры и мировых пол

Олеги Окромелидзе
          

   

 

             1.ПРАВОСЛАВНАЯ  АРХИТЕКТУРА  ГРУЗИИ. ОБЩИЙ  ОБЗОР  СТИЛЯ             
                ЗОДЧЕСТВА  И  СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ. 
         
В ГОРНОЙ ЧАСТИ ГРУЗИИ (ВЕРХНЯЯ СВАНЕТИЯ), КАК ПРАВИЛО, В ОСНОВНОМ ЦЕРКВИ СТРОИЛИ ИЗ ТЁСАНОГО ТУФА. НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО ДАННАЯ ПОРОДА СТРОЙМАТЕРИАЛА НЕ ПРОСТАЯ В ОБРАБОТКЕ И СЛОЖНО ПОДДАЁТСЯ РЕЗЬБЕ, ИЗ НЕГО ЖЕ ВЫРУБАЛИСЬ И КАПИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ВЕНЧАЛИ ПИЛЯСТРЫ, И ДРУГИЕ ОРНАМЕНТЫ ДЛЯ УКРАШЕНИЯ СТЕНЫ, И РАЗНЫЕ РЕЛЬЕФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. НО ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СВОЕГО ЖИЛЯ, А ТАКЖЕ БАШЕН – КРЕПОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ВКЛЮЧЕНЫ ВО ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО, МЕСТНЫЕ НАРОДЫ НЕ ОТДАВАЛИ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ДАННОМУ МАТЕРИАЛУ -  ПИЛЕННОМУ ИЗВЕСТКОВОМУ ПОРИСТОМУ ТУФУ «ШИРИМЫ ». ПРИМЕНЯЛИСЬ, ТАК ЖЕ, ДРУГИЕ ПОРОДЫ ГОРНОГО ТУФА – ВУЛКАНИЧЕСКИЕ И КРЕМНИСТЫ, А ТАК ЖЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ БАЗАЛЬТА -  ВУЛКАНИЧЕСКОЙ (ИЗЛИВШЕЙСЯ) ПОРОДЫ, ОБРАЗОВАВШЕГО ИЗ ЛАВЫ.
НО, СВОЙ СТИЛЬ  И ПОЧЕРК, ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА ГОРНЫХ ОБЛАСТЕЙ ГРУЗИИ, СТАЛА ПРИОБРЕТАТЬ, В ОСНОВНОМ, В  X-XII ВЕКАХ, А РАННЕХРИСТИАНСКИЕ, ЕСТЕСТВЕННО ИМЕЛИ  НЕОПРЕДЕЛЁННОГО ИЗЪЯНА В АРХИТЕКТУРЕ, НЕ ВЫДЕЛЯЛИСЬ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИЕЙ СТРОИТЕЛЕЙ И   БОГАТЫМ УБРАНСТВОМ
ВЕДЬ НЕ ЦЕЛЫЙ СОСТАВ, ИЗ ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ И   ТЕОЛОГОВ (БОГОСЛОВОВ) ШЛИ ОРГАНИЗОВАННО И ОСВАИВАЛИ ПРОСТОРЫ БУДУЩЕГО ХРИСТИАНСКОГО МИРА, А ВСЕГО ЛИШЬ ОТДЕЛЬНЫЕ МОНАХИ - ОТШЕЛЬНИКИ, ИЛИ ГРУППА МОНАХОВ. КОТОРЫЕ СЕЛИЛИСЬ ИЗНАЧАЛЬНО В КЕЛЬЯХ, ПРИСПОСАБЛИВАЯ ДЛЯ ЭТОГО, КАК ОБЫЧНО, СКАЛЬНЫЕ РАСЩЕЛИНЫ, ИЛИ ИСКАПЫВАЛИ СЕБЕ В ГОРАХ НЕБОЛЬШИЕ ИСКУССТВЕННЫЕ ПЕЩЕРЫ, А  ТАК ЖЕ ОБУСТРАИВАЛИ В ОТДАЛЁННОСТИ ОТ КРУПНЫХ  ПОСЕЛЕНИЙ, ПРАВОСЛАВНЫЕ   СКИТЫ – ЖИЛИЩЕ  МОНАХОВ, ВОКРУГ КОТОРОГО, СОВРЕМЕННЫМ, БЛАГОДАРЯ ИХ УПОРНОМУ ТРУДУ, ВЫРАСТАЛИ МОНАСТЫРИ, СТРОИЛИСЬ ХРАМЫ И ЦЕРКВИ СО СВОИМ ПРИХОДОМ.

ХРИСТИАНСКАЯ  ЦЕРКОВЬ НИКОГДА НЕ БЫЛА ЕДИНОЙ, ТАК КАК ВИДНА ИЗ НОВОГО ЗАВЕТА, УЧЕНИКИ ИИСУСА ХРИСТА  СПОРИЛИ ЕЩЕ ПРИ ЕГО ЖИЗНИ О ТОМ, КТО В ЗАРОЖДАЮЩЕЙ ОБЩИНЕ ГЛАВНЕЕ И ВАЖНЕЕ, ПОСЛЕ СМЕРТИ ИИСУСА, ХРИСТИАНЕ СТАЛИ ДЕЛИТСЯ НА РАЗЛИЧНЫЕ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИЕ ОБЩИНЫ.  ПОСЛЕ РАСКОЛА ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ НА КАТОЛИКОВ И ПРАВОСЛАВНЫХ, ВО МНОГИХ УГОЛКАХ МИРА, ПРИ ЗАРОЖДЕНИИ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА, БЫЛО ОЧЕНЬ СЛОЖНО ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ПРАВИЛА БОГОСЛОВИЯ И  АРХИТЕКТУРЫ. ЭТО СЛОЖНО ДАЖЕ В НАШЕ ВРЕМЯ, В ЭПОХУ МНОЖЕСТВО ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ. СТРОИЛИ ХРАМЫ И СОБЛЮДАЛИ ОБЩИЕ ПРАВИЛА БОГОСЛУЖЕНИЯ, ПРОСТИТЕЛЬНО ПЕРЕНИМАЯ ДРУГ У ДРУГА ВСЕ ПОНРАВИВШЕЕСЯ В ДАННОЙ СФЕРЕ, ПЕРЕВОДЯ ПОСТЕПЕННО НА ЛАД МЕСТНОГО МЕНТАЛИТЕТА. ВОТ ПОЭТОМУ И ОТЛИЧАЮТСЯ ГРУЗИНСКИЕ ХРАМЫ ДРЕВНЕЙ ЭПОХИ ОТ ХРАМОВ СОВРЕМЕННЫХ.
В  ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА, НА ТЕРРИТОРИИ ГРУЗИИ, В РАННЕХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД, СТРОИЛИ В ОСНОВНОМ ХРАМЫ БАЗИЛИЧНОГО ТИПА, А  В ГОРНОЙ ЧАСТИ, В ВЫСОКОГОРНЫХ РАЙОНАХ КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА, НИКОГДА НЕ СТРОИЛИ ЦЕРКВЕЙ КУПАЛЬНОГО ТИПА, ХОТЯ ПАРУ РАЗ И БЫЛИ ПОПЫТКИ, В ОПРЕДЕЛЁННЫХ ГОРНЫХ ДЕРЕВНЯХ.
НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ГРУЗИИ, СВАНЕТИЯ НЕОДНОКРАТНО ПЕРЕХОДИЛА ИЗ ОДНОЙ ФЕОДАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ГРУЗИИ В ДРУГОЙ, ВО ВСЕЙ АРХИТЕКТУРЕ ВСЕХ ЕЕ СООРУЖЕНИИ, ПРЕОБЛАДАЮТ И СОХРАНЕНЫ НА МНОГИЕ ВЕКА МЕСТНЫЕ ЧЕРТЫ. МЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ОТЛИЧАЮТСЯ ПЛАНИРОВКОЙ, А ТАКЖЕ ВЫБОРОМ МЕСТНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ОТ ДРУГИХ ГРУЗИНСКИХ ЦЕРКВЕЙ.

ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ, ПЕРЕНЯВ ДРУГ У  ДРУГА В ИСТОКАХ ЗАРОЖДЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ И НА ПРОТЯЖЕНИЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ ВЕКОВ МНОГОЕ  ПОЛЕЗНОЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ, В  СРЕДНИЕ ВЕКА ОНИ УЖЕ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ В СТИЛЕ АРХИТЕКТУРЫ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ.  В СТРАНАХ КАТОЛИЧЕСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ В ОСНОВЕ ОСТАЛСЯ БАЗИЛИЧНЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ТИП ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ  ОТ ДРЕВНЕГО РИМА,  А  В СТРАНАХ ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ ЗАРОДИЛАСЬ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ТИП, СФОРМИРОВАВШИЙСЯ В ВИЗАНТИИ И В СТРАНАХ ХРИСТИАНСКОГО ВОСТОКА.  В ОТДАЛЁННЫХ УГОЛКАХ ОТ ПРОСВЕЩЁННОГО ХРИСТИАНСКОГО МИРА, ПОЯВИЛИСЬ ЕЩЕ И  СВОИ ПРИЕМЫ, И СТИЛЬ, СВОИ «ОСОБЫЙ» ПОЧЕРК, В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ.   
А ТАКЖЕ МНОГО ХРАМОВ ГРУЗИНСКИХ НА ТЕРРИТОРИИ АРМЕНИИ, В ОКРЕСТНОСТЯХ ЕРЕВАНА, КОТОРЫЕ ПОСТРОЕНЫ ИЗ ЧИСТО ТЁСАННОГО СЕРОГО БАЗАЛЬТА. ХРАМЫ ОДНОНЕФНЫЕ*, СВОДЧАТЫМ  СООРУЖЕНИЕМ, БЕЗАПСИДНЫЕ, ЧТО И ГОВОРИТ О ГРУЗИНСКОМ «ПОЧЕРКЕ» СТРОИТЕЛЬСТВА.
В ДРУГОМ ГОРНОМ РЕГИОНЕ, ПО МАРШРУТУ ВОЕННО-ГРУЗИНСКОЙ ДОРОГИ, ГДЕ НАХОДЯТСЯ: КРЕСТОВЫЙ ПЕРЕВАЛ(2385 М.) – ГРАНИЦА МЕЖДУ  АЗИЕЙ И ЕВРОПОЙ. ДАРЬЯЛЬСКОЕ УЩЕЛЬЕ  И  УЩЕЛЬЕ ТРУСО, И ДРУГИЕ ПРЕКРАСНЫЕ МЕСТА, ГДЕ БЕРУТ ИСТОКИ ГОРНЫЕ РЕКИ АРАГВИ,  ТЕРЕК  И  ДРУГИЕ БУЙНЫЕ  ИХ СОБРАТЫ,  КРАЮ   ЛЕДНИКОВЫХ ВОДОПАДОВ, МИНЕРАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЧИСТЫХ ОЗЁР, ЕСТЬ ЕЩЕ ОДИН ШЕДЕВР ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ АРХИТЕКТУРЫ: ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ЦМИНДА САМЕБА) В  ПОС. ГЕРГЕТИ (2170 М.) У ПОДНОЖЬЯ ГОРЫ КАЗБЕГИ. ЭТО ОДИН ИЗ САМЫХ РАННИХ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ГРУЗИНСКИХ ХРАМОВ(XIV ВЕК).


Храм  знаменит еще и тем, что во время иноземных нашествии, многие священные реликвии православной Грузии, в том числе и крест Св.Нины - просветительницы Грузии, укрывали в данном месте, или везли еще выше по склону скалистых гор, в  монастырь  труднодоступной     Бетлемской .   
Древние  строители и мастера раннего средневековья  были хорошо знакомы и с деревом и с камнем. В тех регионах, которые не отличались изобилием дерево, не были богаты лесами, но был доступен разновидности  каменного  материала, строили из камня, а  дерево применялась для стилистических эффектов, для игры поверхности, для обрамления, для подчёркивания углов и граны.

          2.СТРОИТЕЛЬНЫЕ   МАТЕРИАЛИ   ДРЕВНЕГО  ЗОДЧЕСТВА
 
Древние  зодчие  знали  хорошо пароды камня, степень их прочности и приёмы  их обработки. Гранит брали для тонкого  орнамента, но только в крайнем случае, так как он, все - таки, сложно поддаётся обработке, шлифованию, что  достигали  с большими производственно – техническими затратами. Гранит так же имеет множество цветовой  оттенки и бывает не только твёрдым, а еще и средней твёрдости, а так же мягким(базальты, габбро, лабрадориты).  Строители  также делили гранит  по величине зёрен структуры, и знали, что размеры зёрен  влияют на прочность камня: чем мельче зерно, тем выше прочностные характеристики камня, а плотные и прочные породы гранита поддаются к полировке, и считаются декоративными.
Самое ценное качества гранита – это его прочность и водонепроницаемость, из-за чего его часто  используют для обрамления   набережных, мостовых, фонтанов, пирсов и других объектов, имеющих  непосредственный контакт с водной средой.    
Древние  зодчие были осведомлены, что  таким же, своеобразно капризным  материалом в строительстве является и мрамор -  горная порода, целиком сложенная кальцитом, так как он, имеет  очень чувствительную  структуру к ударам. Данный вид камня – мрамор, получается   в  результате   метаморфизма  известняка, когда  известняк и   перекристаллизуются  и образуют мраморы.

Но мрамор мягче гранита, и поэтому он более легко поддаётся к абразивной обработке, чем гранит. Мрамор,  по разновидности  породы и  цветовой палитры, среди всего  разнообразия  природного  строительного  камня, является непревзойдённым лидером.  Огромное  количество  шедевров  мировой  архитектуры, такие  как культовые храмы  Древнего  Рима, Ватикана, храм  Парфенон  в  Афинах, храмовое  зодчество  Парижа, а также множество  императорских  дворцов и храмов Санкт-Петербурга,  выстроены  из мрамора. 
Мрамор считался  более  гибким  известняком, а песчаник – осадочная горная порода,   был удобнее  для  обработки, так  как он мягче. Мастера хорошо разбирались и в песчанике. Знали, что порода сложена из зёрен кварца и скреплена естественным цементом, от рода которого и зависела прочность камня. Песчаник  с кремниевым цементом  был более твёрдым, а с известковым – менее прочным.
Песчаник (дикарь) – это разновидность обломочной осадочной  горной  породы, его  основной составляющей является песок различных  минералов. Песок сцементирован - скреплён  цементными составами с включениями  известняка и глины. Песчаник образован при разрушения  горных пород  на обломки  с  дальнейшим   его  переносом  с помощью  ветра  или воды, после чего  образующее  отложение со временем цементируется  с помощью минеральных веществ.   Отличается  песчаный  камень также  различной  цветовой  гаммой:  светлой – серого,   красно-коричневой  и  сине-серого цвета.
Песчаник -  камень натурального происхождения, в основном  состоящий из частичек кварца, благодаря чему, он прочен и долговечен.  Он отличается повышенной хрупкостью, но  исключением являются те породы, в состав которых входит кварц и слюда. По показателям плотности и хрупкости песчаник находится между известняком и гранитом, а низкое поглощение влаги, а так же его  устойчивость к резким перепадам температур,  позволяет строить долговечные строения в условиях переменного климата.
В качестве кровли применяли также сланец, раскалывающиеся на тонкие плитки, а из толстых плит изготавливали  ступени, подоконники, стены перегородок и полы.
Сланец не поддаётся, точнее говоря,  не принимает  полировку и применялся с естественной  или  лощеной фактурой.

В регионах, богатыми туфом  – лёгкой и пористой, сцементированной  горной породой, древние  зодчие,  в  зависимости от происхождения: вулканические, известковые и кремнистые, находили применение данному камню: возводили строение  из этого лёгкого камня, использовали его  ограничено  как  напольную и облицовочную плитку, так  как  рыхлые  туфы являются  частично  водопроницаемыми.
Туф  тоже не принимает шлифование, но хорошо выдерживает  ударную  обработку, но его фактура  хорошо поддаётся шлифованию.  Европейские зодчие, к примеру, пользовались туфом очень активно. Стены, данных  знаменитых  строении, как Колизей и Собор Святого Петра, были возведены  из известкового туфа – травертина.  Город  Лалибэла, в Эфиопии, тоже   славится  своими христианскими храмами.  Православные церкви, в данной местности,   не возведены, а высечены целиком  в скале, образованной  из вулканического туфа. Древние  мастера знали много секретов  строительных материалов и путём их различной обработки могли  достичь  множеству  стилистических  эффектов.
В Древнем Египте, Греции  и по всей Европе, из белого  камня – известняка, строили здания и  сооружения.
Известняк  - осадочная горная порода органического  или   хемогенного (результате  химического осаждения из водных растворов или при испарении воды)  происхождения, который состоит почти на 100%  из  карбоната кальция.
Известковый камень – это  результат разрушения изверженных пород и массивных отложений  жизнедеятельности продуктов животных организмов или растений. Известняки формируются в  морских пространствах, а так же в  водоёмах суши.
Известняки бывают  мраморовидными, ракушечниками и другой классификации.  Его используют  как  объёмный стеновой материал, так и в качестве отделочного  камня. Благодаря  его свойству – легко поддаваться камнережущему инструменту, известковый камень применяется для создания барельефов сооружений.  Красивый и прочный известковый туф, был и остаётся наиболее востребованным  материалом  для создании малых архитектурных форм, облицовке цоколей зданий,  в  создании  дворцового  садово-паркового ансамбля.

Известняк, благодаря европейским переселенцам, также  активно использовался  при освоении  территории Америки.
Испанский  известняк  пользовался большим  спросом, его  использовали в монументальном строительстве.
Испанские и европейские зодчие и резчики строили соборы, роскошные дворцы и оборонительные замки. На сегодня этот спрос в известняке не угас, из него возводят современные дома.
Итальянский  известняк   также славился  среди европейских зодчих и мастеров-резчиков. Особую популярность в старину снискал  один из его разновидности – Боттичино. С карьера добивали целую гамму  цветов. Известняк  отличался,  плотним,  мелкозернистой структурой.
Данные страны: Испания, Италия, а также Израиль, добивали со своего карьера также дефицитный жёлтый известняк, а белый известняк  ломали  так  же в  своих  карьерах   Турция и Иордания. В  странах  Средиземноморья был так же распространён  бежевый  известняк.

Грузинская земля не считалась бедной каменными породами страной, и поэтому кирпич не стал наиболее популярным  строительным  материалом. Кирпич, как сырец, высушенный  под солнцем или обожжённый в печах, применяли очень редко.
Кирпич, не смотря на то, что по своим конструктивным возможностям, считался  более ограниченным из строительных материалов, не терял  архитектурную привлекательность, так как его недостаток в выразительности  пластики компенсируется фантазией зодчих, которые планировали  при  кладке многоликие узоры поверхности и разные пространственные комбинации.
Кирпичная  архитектура  имела одно особое  свойство:  она  давала возможность  создавать  арки, своды и купола, что и было сложно  сделать  при каменном  зодчестве, где  была популярна колонна,  стена,  элементы  архитрава (эпистелиона)  –  перекладины,  лежащей  на  капителях колонны.     Где    также   же  часто применяли  фриз  по периметру (декоративная  композиция  в  виде  горизонтальной  полосы,  ленты)   и  карниз  –  выступающего  элемента  наружной и внешней отделки, то есть, так называемый горизонтальный антаблемент – балочное перекрытие пролёта, которые свойственны  каменной архитектуре и являются   элементом   классического  ордера.   
К примеру, те классические элементы архитектуры, которые процветали в Европе при строительстве кирпичной готики (Германия) и каменной готики(Франция), не применялись в православной архитектуре грузинского царства, но отдельные  его элементы при строительстве храмов и церквей были усвоены и имели место. Особенно  популярный метод  в голландском зодчестве, как покрытие кирпичной стены штукатуркой, применялась часто при строительстве православных храмов почти во всех регионах  Грузии.
Такие строительные материалы, как железо и бетон, прочно занявший своё место  в XIX веке в европейской цивилизации, не нашли обязательное и широкое применение в грузинском зодчестве.




                3. ЗОДЧЕСТВА  СТАРОЙ  РУСИ
 
В России, в основном, возможности  старых  разработок  белого камня  исчерпаны. Нет известковых  карьеров старым, объёмным  размахом. Другие времена и другие  строительные  технологии. Кирпич, бетон, сталь и другие прогрессивные материалы,  прилично  вытеснили многие  старые  строительные  материалы. Камень стал уже  не таким  актуальным и востребованным. Европейские и Азиатские страны, а также другие  прогрессивные  мировые державы, активно используют  новые технологии. Мировым лидером в этом деле является Китай, так как 25%  строительного  бетона и 30% стали, потраченный в мировом строительстве, приходится на  долю  страны  поднебесной.   
В старину, на Руси, очень популярны были постройки  из известняка, или как его  еще называли – белого камня. Употребляемое в обиходе название Москвы: Белокаменная, была отнюдь  не  прихотью людской, так как строительство из белого камня, да и вообще само каменное дело, на территории Московской Руси, а так же  во  владениях  Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской республики, было активно развито более восьми веков назад.

Древние мастера, на русской земле, активно пользовались и другими строительными  материалами, но предпочтение  отдавали  известняку. В известняке они рассмотрели  довольно подходящий материал, так как  данный  белый камень являлся не только эстетический  красивым, но и был достаточно прочным и не трудно поддающимся к обработке. Самим грандиозным строительством из белого камня можно назвать сооружение Московского оборонительного рубежа – кремля, который был затеян по приказу князя Дмитрия в XIV веке. На негодящий  день, также сохранились  в Кремле  Успенский собор – построенный  из белого камня и   Архангельский собор,  для  облицовки  которого  зодчие  использовали «русский мрамор» - так  камень  именовали  в  странах Европы,  где  строители  также  активно  использовали   различные  сорта белого известняка. Белый камень сгодился также в качестве фундамента  колокольни Ивана Великого.

Позже, когда в строительстве стали активно употреблять кирпичную кладку, известняк стали использовать  в основном  в качестве  отделочный материал, а также для строительства отдельных  элементов  зданий и сооружений, таких как: Колонны, наличники, цоколи, карнизы. Использовали   так же  для  элементов  балюстрады  -  невысоких  ограждений   лестницы, террасы, балкона, перил  и фигурных столбиков, так называемых  балясин.
Белый  камень  также успешно  применяли  для декоративных элементов, для обустройства сооружений  белокаменными   барельефами  и  скульптурами.  Древние  зодчие особо отличились  в этом направлении при строительстве  белокаменного Георгиевского  собора  в Юрьеве-Польском (XIII в.), Владимирской области  и Дмитровского  собора  во Владимире(XII в.), в стиле византийского храма, со столпами и полукруглыми апсидами.  Это храмы – музей, шедевры красоты и общей гармонии.

Одним   удивительным  шедевром  русского  зодчества,  можно  считать  храм Рождества Богородицы в деревне Подмоклово,  на берегу Оки, на вотчине князей Долгоруковых. Это чудесное творение XVIII века,  созданное  русскими зодчими и мастерами-резчиками по итальянскому  проекту, до сих  пор считается   уникальным  шедевром, жемчужиной архитектурного наследия  Российской империи.  Храм, проектирован по форму круга, а  на тумбах балюстрады, по периметру нижнего яруса установлены  скульптуры   12-ти  апостолов и 4-х евангелистов, сотворённых из белого камня, в человеческий  рост. Сама ротонда, покрытая куполом, украшено лепниной 
Это самая большая галерея статуй  в православном храме,  по всей  Россий больше  нигде  невозможно встретить такое  скульптурное убранство.
«Белый мрамор» для  Москвы  доставляли из окрестных  карьеров, и отдалённых  мест:  из села Домодедово, с берегов  Москвы-реки  и  Оки, верховый  Волги.
Особым  изобретением древних  логистов, строителей и мастеров, были специальные  суда, так называемые шитики. Эти речные суда, при своей, сравнительно  небольшой  длине  – 15 метров, могли транспортировать известковые блоки общим тоннажем  более 17 тонн, а малая осадка, чуть более 0,5 метров,  давала преимущество перед мелкими перекатами. 


Санкт-Петербург
В строительстве  Великий города  Санкт – Петербурга,   строился из разновидности известняка, так называемого  «Путиловского  камня ». Месторождения его находятся в окрестностях села Путилова, на реке Волхов. Цветовая  гамма – сочетание  различных оттенков, давала возможность русским и иностранным зодчим создавать  шедевры архитектуры. Кроме  Путиловской  плиты  известно  и другие  месторождения данного  известкового камня, такие как: Волховское, Обуховское  и др.

Этот вид камня – плиточный известняк, протянулся   единой, непрерывной полосой  от Ладожского озера  до берегов Швеции, через  территории Эстонии. Из  Путиловского  камня строили стены крепостей,  применяли в качестве фундаментных блоков  здании и сооружении, облицовывали цокольные части здании, изготавливали множество декоративных  детали фасадов, подоконники, ступени, мостили полы в храмах, применяли  в качестве  тротуарной  плитки, подоконников и надгробии.  Зодчие и строители  очень ценили этот вид известняка, так как  он являлся   хорошим, плотным, разноцветным и  мраморовидным  камнем.
Из него так  же строились  такие города, как: Новгород, Старая  Ладога, Орешек и другие.
Путиловский известняк - правильно добытый  в карьере, а так же не наспех и бережно   обработанный мастером, является долговечным строительным материалом. Он может прослужить не одну столетию без признаков  разрушения и радовать глаз своей красотой не менее  двух столетии. Но если нарушены технологии, известняк теряет  свою прочность, не выдерживает  нагрузок, начинает крошиться  и  вымываться водой, что и является его изъяном. В итоге, постепенно со временем, архитектурное  убранство  теряет  свою привлекательность.

Ранние  мастера строили  попроще:  не объёмные сооружения, одним общим залом  внутри, без  нефов, и без пластических  элементов и декоративного  украшения  снаружи, так называемых  фиалов и вимпергов. Такие  архитектурные приёмы, как проектирование  фигурного шпиля  и сооружение фиалов:  декоративного    венчания   пинаклей – это крылышко, шипец   или конёк ,  а также   контрфорсов в виде пирамид.  Отсутствовали, вимпергов: обустройство порталов и оконных  проёмов остроконечным щипцом, как правила, увенчавши  крестоцветом,*   так как эти приёмы архитектурного строительства, были присущи  сооружениям  готического  стиля, и не являлись закономерным  для  строительства православных храмов.


Железо применялось в качестве стоек и  фахверки – каркасной конструкции, виде соединения треугольной формы – фермы.
Чугун  имеет  уникальные  характеристики, который выдерживает  только большие  вертикальные  нагрузки и применялся  в виде свободных опорю.   А  также  характеристики  литое кованое  железо, которое прекрасно  выдерживал как  вертикальное давление сверху, так  и боковое давление и растяжение, нашедший применение в виде балок  перекрытия, также характеристики стали, которую применяли  для арок и сводов, так как он приспособлен для широкого напряжения и обладает высокой прочностью и эластичностью.
Бетон, изобретённый еще в ранние  века, так же активно применялся   римлянами,  а  в последующем  у зодчих всего мира. Римляне применяли бетон   при строительстве громадных  залов знаменитых  римских терм, роскошных  дворцов, языческих и христианских  храмов.

                4.  ЗОДЧЕСТВА   ИЗРАИЛЯ – ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ
 
Архитектура  библейских  городов  Израиля   сложена  из  множества  стилей, но   выстроена  в  основном  из «иерусалимского  камня».   Данный  камень является     прочным   «мраморированным»   известняком    жёлтого  цвета,  без органических   примеси.      
Камень имеет  много цветов и оттенков, так как в нем примеси разных горных пород.  Применяли в строительстве  как  шероховатый, так и полированный  камень. Цветовая  палитра  камня: от белого, жёлтого, серого и кремового, создаёт  уютный контраст, мягкий фон, изящную и достойную  окружающую обстановку.
В самом Иерусалиме  богатые залежи  известняка. Образовавшие в  течение многих  веков,  после разработки  Иерусалимского камня,    катакомбы – подземные ходы, тянутся под городом на многие  километры и  изящно  украшают  тайны и легенды  города. Это основной отделочный материал  посей день. Камень, рождённый  в святых  местах, обладает  положительной энергией, прочность, аккумулирует теплоту и уют солнце. Материал веками не теряет привлекательность – не «стареет». Стены храмов и мечети прочно стоят более 3000 лет. Иерусалимский камень в солнечные  дни впитывает  атмосферную  жару,  а в прохладную погоду  держит тепло. Город как бы дышит таким образом, отдавая  красивым  свечением в вечернюю прохладу накопленное  дневное тепло, и обеспечивая прохладой жаркую погоду, поглощая  частично дневную жару.
Текстура Иерусалимского известняка  имеет свои  особенности, из-за  разных  размерам зёрен.
Крупные плиты идут в качестве строительного материала, обломки – на облицовочную плитку, маленькие куски – на мозаику.
Святая  земля  богато  также  месторождениями гранита (Эйлахские горы) и базальта (Галилея).
Иерусалим  смотрится  многообразным, но красивым и стильным  городом.
Этнически  неоднородная  страна, на протяжении многих  веков  неоднократно  меняла  облик, так как каждый народ, обитавший  и приходящий на  святой земле до и после  рождения Христа, вносил  свой  вклад  и добавлял  что то новое в оформлении  городов Израиля.
Крестоносцы,   за  два  века  своего  пробивания  в Иерусалиме и на святой земле, строили много замков и христианских   храмов, Арабы – минареты, медресе, мечети и небольшие  дома на холмах  из камня, с плоскими  и  куполообразными  крышами,  Византийцы – церкви, Российский императорский  двор – православные  церкви с куполами и подворье, «храмовое  общество» выходцев  из Германии – Темплеры(лютеранские церкви) и дома с черепичными крышами, аналогию  своей  немецкой деревни.   Сохранились  также  дома в стиле  «Баухауз» - модернистской архитектуры 20-го века.  Всё это многообразие красоты  гармонично  сочетается с современными  небоскрёбами. И это всё, в основном,  благодаря высококачественному   известняку  с вековой прочностью – Иерусалимскому камню, который добывают  по всей  территории Израиля  и Палестины.
Все главные святыни Иудеев, Христиан и  Мусульман выстроены из известняка – Иерусалимского камня.
В данной  гармонии  сыграл  большую  роль  английский  мандат, который своим постановлением (1918 г.), обязал   всех, строить все здания и сооружения в библейском городе исключительно из  «иерусалимского»  известняка, либо облицовывать   данным  канем. Англичане  также  ограничили  этажность построек – не более шести, для нормы определённого стиля.
Вот  такой  чудесный город – святой Иерусалим,  и  так  прекрасна  земля Обетованная - куда для жертвоприношения праотец Авраам пришёл сыном   Исааком, где царь  Давид основал первую столицу,  а царь Соломон построил великий храм Иерусалима, где проповедовали ветхозаветные пророки, это  земля – где родился, был распят, а после  воскрес Иисус, откуда разъехались  апостолы Христа по всему  миру, чтобы  проповедь Евангелия.Так что, древние  зодчие разбирались хорошо в строительных материалах, и  при решении определённых архитектурных задач, они знали какую породу  камня, где и как применить после их определённой обработки. 

                5.  Архитектура Египта

Можно смело сказать, что история    архитектуры начинается в Египте, так как  в то время, когда другие народы и  зарождающиеся   цивилизации  пребывали   в стадии  доисторического развития, Египет уже имел высоко развитое  искусство.  Но страна, положивший основу  мировой архитектуре, не имела  свои запасы строительного  леса, деревья в данном регионе были  дефицитом.  Основная   растительность  египетских  оазисов, а также оазисов африканской пустыни  составляли  тростник и пальмы, которая давала  древесину  низкого качества.  В связи с этим  возникла   необходимость  в  использовании  наравне с камнем  другого рода  строительного  материала: необожженного  кирпича-сырца.  Камень  шёл  в основном  на  строительстве  гробниц, а кирпич  на постройку  дворцов, крепостей, здании и храмов.  Из  кирпича  поднимались в египетском  царстве  целые  города и  вспомогательные сооружения.
А  начиналось  всё с того, что древнеегипетские дома строили из грязи, добиваемая  в  Ниле и придав прямоугольную, в основном,  форму, предварительно  высушивали на солнце,  чтобы они стали пригодными для строительства  жилья. 
Засушливый  климат Египта благоприятно влиял на такие  строительные материалы   как  Нильский  грязь  и кирпич сырец, сооружения стояли вечно и бедой для них  оставался только разлив Нила, который  мог стереть  с лица земли  целые  поселения, находящие в зоне большого  разлива,  который  случался каждое  тысячелетия.   
Часто, в  научных  статьях  появляются псевдонаучные измышления  на тему строительных  методов Древнего Египта, где не обосновано  утверждается  теория о том, что якобы строительные  массивные   блоки  являются  рукотворной бетонной конструкцией, а не  блочными  камнями из местных  каменоломен  Тура, Масара  и Фивы,  высеченными и обработанными   в ручную в естественных осадочных  отложениях , что и является  научным  заблуждением. На самом деле, при   строительстве  Египетских  пирамид, гробниц и мастаб, предпочтение отдавали  горным породам : известнякам, песчаникам, гипсу и ангидриту.  В основном, в качестве строительных материалов  использовали  мягкие горные породы – известняки и песчаники, так как  их была легко обработать,  придать нужную форму, а также твердый гранит.  Египтяне называли известняк  «хорошим белым камнем из Мазара»(Мазара – регион, местонахождение  одного из карьеров).Египетский известняк  состоял  из чистого карбоната кальция, а вот песчаник, которого они именовали «прекрасным светлым твердым камнем»,  состаял из песчинок кварца и примесью полевых  шпатов и он был крепче известняка.  Это стоило огромного труда, так как прямоугольные блоки  вырубали с  помощью медных кирок, зубил и каменных  кувалд, а позднее железных инструментов. Хорошая организация работ и четкая логистика позволяла  бесперебойно  производить и доставлять  за сотню километров к месту строительства. Каменоломни были обычно открытого  типа, но для  добычи особо качественного материала пробивали  глубокие, более чем 100 метров, штольни.
Можно сказать,  что основные   понятия   Древнеегипетской  архитектуры,   основаны   на изучения  религиозных  сооружении, на памятников, которые сохранились  до  наших  дней,  пройдя  сквозь  многие  века.
Основным приемом по укладке камня у египтян служила техника чистой  кантовки  лишь  вертикальные  швы  и  постели, а после, после окончании строительства  обтесывали  лицевую  сторону.         
 Поверхность. В дальнейшем, этим  приемом активно пользовались греческие строители  и  зодчие.
 Камни  клались,  в основном, без строительного раствора и почти не употребляли  металлические  скобы  для скрепления, а деревянными скобами в форме  ласточкина хвоста,  для  связки  каменной  кладки,   пользовались, но   изредка.   
 

                6.  РИМСКАЯ  АРХИТЕКТУРА
 
В  истории человечества  Древний  Рим  оставил огромное  архитектурное  наследие. Любители  комедии и фарса, кровавых  боев  гладиаторов, создатели  регулярной армии  большой численности, которая отличалась  своей мобильностью и сплоченностью  в боевом   и  походном строю, а также  непревзойденной тактикой и стратегией, дали другим  цивилизациям  много полезного в зодчестве. В  Древнем  Египте и  в Греции не имелось технологии строительства  «высотных»  домов, это считается  чисто римским изобретением.  Это  стало  возможным  благодаря  главной  открытии  римлян  в   мировом  строительстве – бетону: смеси дикого камня, извести, вулканического  пепла  и  пемзы (пумицита) - пористого вулканического стекла.
Жестоким  и  жестким  завоевателям  многих  народов, надо было быстро  осваиваться  на  завоеванных  землях, укреплять свою власть, для чего и требовалось  возведение  боевых форпостов – мощных крепостей, что и стало толчком  для одного из великих  открытии  римлян в строительстве – бетону. Без  бетона не было бы возможность  строительства  Колизея, римского Пантеона, римских форумов, а также  других  высоких  храмов с куполами.   
Также  им  надо отдать должное  за изобретение  акведуков - древних водопроводов  и  арок – неотъемлемой  формы  римской  архитектуры.
Хотя по поводу  изобретения системы водопровода и водоотведения, среди ученых и специалистов данной области идет спор, так как многое из них считают  родоначальниками  данного строительного приема Древних Египтян, а также  цивилизацию Вавилона – одного из городов Древней Месопотамии  и вечного врага Древнего  Египта. Но всё- таки римлянам  надо отдать должное в том, что они внесли  массу  усовершенствований в  данной  системе, пусть даже не им  изобретенное.
А знаменитые  римские  дороги – с твердим покрытием над  подушкой, которые дошли до наших дней, по сей день во многих  местах  Европы эксплуатируется исправно. 
Всё  очень  спорно в целом в жизни, и при оценке того или иного факта надо быть предельно осторожным. Первые крупные знаменитые  римские постройки   производились  тоже по примеру этрусских зодчих. Римские зодчие и строители, в своих  истоках  усвоили много важных  форм  этрусского зодчества, одним  из которых и является  знаменитая циркульная арка, полукруглое  покрытие из камня, опирающая на двух устоев. Благодаря   этой архитектурной  формы  и родились  дальше  коробовые  и  крестовые своды, а также купола, приемки архитектуры, которые не были  известны  даже грекам,  но тут же можно отметить тот факт  исторический,  что в целом, на римскую архитектуру оказало, всё таки, сильное влияние  зодчества  Древней Греции. Римские  монументальные  сооружения, также  питались  утвердиться  мощными  и  величавыми, поражающим  человека, они  были пышно  отделаны и богато украшены.  Применение многих  архитектурных  форм, в итоге  зародили  пять римских  ордеров, в основном не имеющие  ничего общего с греческим ордером. Откровенно  говоря, надо  всё- таки отдать должное  во многом грекам, так как  римляне  очень многое, в том  числе  стили колонн,  которые они  после  заменили  массовыми  стенами и пилястрами, не изобрели  сами,  а  взяли   греческие  стили  и изменили  их  по своему  образу и  вкусу.               
 
                7. ВИЗАНТИЙСКАЯ  АРХИТЕКТУРА

Византийская  Империя считала себя  наследником  римской державы, ее античного  могущества  и  по - этому  Византийские  императоры  стремились отстроить  свою  империю  величественно,  восстановить    территорию  римской  империи. Для этой цели, они вкладывали  огромные средства  в строительстве, особенно в укрепление Константинополя – как второго Рима.
Византийские зодчие и строители были хорошими конструкторами, они успешно и развивали технические достижения архитектуры  великой  империи Римлян.
Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем.

Основным  центром  архитектурной  деятельности  всегда оставался столица империи – Константинополь, истинный  шедевр  древнего зодчества, со своими мощними крепостными стенами,  возведенными  еще  в  V веке, а также маяками, дорогами, мостами  и  целыми  техническими сооружениями  для укрепления морской гавани.  На подступах  к столице  были  отстроены замки, которые  придавали   огромное  значение  оборонительному  строительству  в  Византии. 
Какой   величественной   бы не была архитектура великой Византийской империи, ее истоком  является зодчество  Римской  империи, но стиль ее на протяжении  веков складывался   под  влиянием  зодчества Ближнего Востока и  греческой  строительной  традиции  крестообразного  церковного  дизайна. Место камнями часто стали использовать кирпич, а резные украшения заменили  мозаики. Применялись сложные  системы  перехода от квадратного основания храма  к  круглому  куполу с помощью сводчатой конструкции  в форме  части конуса – тромпа, или паруса – элементы свода  купольной конструкции, с помощью  которого зодчие осуществляли переход от прямоугольного  основания к  перекрытию купола. Один из величественных соборов мира – Софийский Собор, находящиеся ныне на территории Турции, в Стамбуле, является ярким примером раннего зодчества византийской архитектуры.
 И всё- таки первый в истории  мирового  зодчества – стиль купольной архитектуры  считается  греческим  ордером. Одним из важнейших   общих элементов  можно указать кирпичный  купол.
Основным  строительным  материалом  в Византийской империи была плинфа – плоский и крупный обожженный  кирпич в специальной  печи. При кладке использовали  густой цемяночный  раствор, куда добавляли  измельченную обожженную глину  и  толченого  кирпича. Несколько рядов кирпичной кладки часто перемежались  рядом  мрамора  или   тесаного камня.   
Многие  христианские  церкви, после утраты Константинополем  своих  обширных  территории, оказались  под  власти  Османской  империи, и турки стали их   перестраивать   под  мечети в соответствии  строгим требованиям ислама. Росписи и  мозаики   библейских   сюжетов  были  уничтожены , были заменены  арабской  вязью, на котором  расписывались   тексты  из  Корана. Также был изуродован  собор  св. Софии после падении Константинополя. Изменили   внутреннее   убранства  и  пристроили минареты.
А  в 1054  году, после разделении  христианской церкви  на западную – католическую и восточную – православную, из за различии  в церковных церемониях  между  данными церквями, в Западной Европе получает распространение  базилика, а также купольная базилика, а на Востоке, в том числе и на Руси – крестовокупольные  храмы.     Пала   Византийская  империя, но  ее архитектура оказала большое влияние   на  зодчества  Западной Европы, и в последующем на  итальянского  возраждения.  Приемниками и продолжателями  архитектурного стиля Великой Византии стали в дальнейшем  зодчества многих стран, таких как:  Болгария, Сербия, Грузия, Армения,  Российская  империя. И даже архитектура Османской империи начала свою историю с подражания  Византийского  зодчества, ее великим храмам. В дальнейшем,  в каждой из вышеупомянутой стране,  заимствованный стиль   византийского   зодчества подвергся  в глубокой  переработке в соответствии  требованиям национальной архитектуры  этих стран. Тут же можно и отметить, что  присутствовало в истории  Византийского  зодчества и обратное влияние: на стройках  Великой  Византийской империи  работали  грузинские, армянские, сирийские, сербские и арабские  зодчие и мастера.
 


*НЕФ - Неф или корабль (фр. nef, от лат. navis — корабль) -вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

* Крестоцвет (Флерон -  цветок)  -  распространенное  украшение  в  архитектуре готики в виде стилизованного цветка, как правило,  образованного четырьмя ответвлениями - краббами  от вертикального стержня и служит декоративным завершением фиалов, вимпергов,  шипцов.

P.S.    Я  вовсе не  претендуем  на  то, что в  данной  статье   эта  тема  была освещена  во всей  своей полноте.  Это  всего лишь   предварительный  обзор очень обширной  темы, своеобразная  историческая справка на данную тему.

фото из интернета: Джва;ри (груз. ;;;;;, досл. «крест») — грузинский  монастырь и храм VII века (промежуток между 605 и 642 гг.)[1]. Расположен на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где, согласно историческим источникам («Обращение Грузии», «Жизнь картлийских царей»), воздвигла крест святая равноапостольная Нина.