Игра на интерес

Олег Намаконов
Спрашиваю младшего внука – первоклассника.  Владик, что не весел: 
- Деда, папа не хочет мне планшет покупать, говорит, что я его тут же сломаю.
В нашем классе уже у трех мальчиков планшеты и никто не ломает. Поговори с папой, потому что сейчас только он работает, а мама с Валюшкой  дома сидит  и еще не работает, она купила бы мне его сразу.  В магазине посмотрел разные планшеты, мне за шесть тысяч понравился…

– Владислав, шесть тысяч рублей для семьи деньги немалые, а в рюкзаке с учебниками, который даже дома, как мяч пинаешь,  ты свой планшет в клочья превратишь. 

Я видел, что вы творите со своими рюкзаками в школьном  коридоре, играя ими в футбол,  да там любому планшету будет быстрый «каюк» -  плазму тут же разобьете.  Поэтому папа твой  прав, не  обижайся на него, потому что ломать ты  тоже хороший мастер.  Свои дорогущие игрушки давно разобрал, изучая их, а когда собирать будешь?

Но если все-таки подумать о твоей просьбе, то планшет уже действительно не роскошь, а скорее необходимость, и я готов помочь тебе «заработать»  нужную сумму, именно заработать, а не халявно получить.  Уверен, когда  на свои «кровные рубли»  купишь себе планшет, то его будешь  беречь и дорожить им. 

– Деда, мне  восемь лет, где же я смогу заработать такие деньги?   
- Даже в твои восемь лет,  я могу организовать игру на «интерес», где ты сможешь интеллектуально заработать «живые» деньги.  Постараюсь подключить к игре и остальных членов нашего семейства.

Ярослава просит меня «оторвать» тебя от компьютера с мультиками и играми и помочь в развитии самостоятельного мышления.  Сам видишь, что порою тебя оторвать от компьютера без шума  и скандалов уже плохо получается, ты со слезами переключаешься на другую деятельность.  Поэтому давай без слез и возмущения переключимся на другую  мыслительную работу, коль у тебя появилось острое желание иметь личный планшет.

У меня есть план применить методику твоей прабабушки,  которая  много лет тому назад и со мною это же проделывала, когда я «зарабатывал» у нее рублики, чтобы сбегать в кино на детский сеанс.  У меня тогда все получалось, а чем ты хуже меня?

Суть игры на «интерес» заключается в решении  разных математических задач на сообразительность, как в шахматы. Как только задачку решил,  в твою копилку будет поступать, например,  по 100 рубликов.  Чем больше играешь и лучше соображаешь, тем больше будет заработок и ближе будет цель.  По рукам!

 - Вот тебе первая детская задачка  с таким условием: нужно через реку некому человеку перевезти капусту, козу и волка, в лодке может поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить козу с капустой без человека, то коза съест капусту, если оставить волка с козой, то волк съест козу, а в присутствии человека никто никого не трогает. Человек все-таки перевез свой груз через реку, а как он это сделал – подумай.   Время пошло.

- Помню, мне твоя прабабушка посоветовала взять карандаш, черновую тетрадочку и предложила рисовать все операции решения этой задачи. Она сказала, что так я буду учиться логически думать, рассуждать и рисовать, и она была права. 

Для подтверждения серьезности своего намерения из кошелька достал 100 рублей и положил на стол со словами:
 - Как решишь задачу, деньги твои, ты их  заработал,  а дальше будет следующая задачка на смекалку, но более сложная. Поехали!

Владик отошел от компьютера и попросил повторить условия задачи, затем карандашом нарисовал правый и левый берега, а  между ними речку с волнистой водой, как бы  с зыбью, а на берегу силуэты кучи капусты, козла с бородой, волка и человека, а на воде лодку.

И  вслух мысленно стал рассуждать: 
- Я  бы сначала перевез на правый берег козу, а волка и капусту  оставил бы на левом берегу. Даже и без человека волк есть капусту  не будет, я так думаю. Нарисовал в лодке силуэт козы и человека с веслом, как первое действие человека.

Затем снова нарисовал два берега и между  ними воду и лодку с силуэтом человека с веслом, также козу, стоящую на правом берегу, а на левом берегу изобразил волка и кучу  капусты, и сказал: 
- На левый берег человек поплывет порожняком, где загрузит капусту и снова поплывет на правый берег. На правом берегу капусту выгрузит и заберет в лодку козу и возвратится  на левый берег. На левом берегу выгрузит козу на берег и посадит в лодку волка, которого повезет на правый берег и оставит  его там вместе с капустой.

На следующем рисунке лодка снова порожняком возвращается на левый берег, где человек забирает в лодку козу и плывут на правый берег. Таким образом, переправа была произведена благополучно и задача решена.

Для наглядности  внук  на семи схематичных рисунках продемонстрировал операционные действия человека. Честно говоря,  я не ожидал такой быстрой реакции  в игре «на интерес», а именно, что внучок так быстро сообразит и  начнет раскладывать очередность действий в этой транспортной ситуации. Поэтому, даже  с неким удивлением вынужден был ему сказать:
- За решение задачи ставлю тебе  оценку пять, поэтому деньги заслуженно твои! 

Владислав с восторгом хватает сторублевку подбрасывает верх и приплясывая ловит ее налету приговаривая:
- Я тебя честно заработал, деда давай другую задачу на смелость! 
– Не на смелость, а на сообразительность, хотя ты прав мой юный друг и на смелость тоже.  И я  только рад буду, если из меня так всю месячную пенсию вытрясешь!  Поехали!

Лихорадочно вспоминаю бабушкины уроки и даю ему новую задачу, где  условием  было соединить пять трехзвенных кусков цепи в одну цепь, не употребляя дополнительных колец.

Сам ему рисую пять цепных кусков  отдельно друг от друга и пронумеровываю все звенья: 1,2,3 - первое звено, 4,5,6 - второе звено, 7,8,9 - третье звено, 10,11,12 - четвертое звено, 13,14,15 – пятое звено. И  говорю:

- Если, например, расковать кольцо 3 (одна операция) и зацепиться им за кольцо 4 (еще одна операция),  затем расковать кольцо 6 и зацепиться за кольцо 7 и так далее, то всего получится восемь операций, а мастер стремится сковать цепь при помощи только шести операций.  Мастеру это удалось.  Как он действовал?  Давай-ка снова напряги свои извилины.

 Малыш задумался, карандашом начал разрезать звенья, несколько минут соображал, походил вокруг стола и говорит:
 -  Деда, а не надо трогать кольца у четырех звеньев.  Нужно,  расковать три кольца одного звена и отдельными кольцами соединить остальные четыре звена в одну общую цепь, и тогда действительно будет только шесть операций. 

- Молодец, - говорю, зря ругают компьютер, логически он тоже учит правильно мыслить,  не тупишь! Достал еще одну сторублевку и с величайшим удовлетворением передал внуку.

Нужно видеть, как у него заблестели глаза от радости, что неожиданно честно заработал кучу рубликов, поэтому его мечта по обретению собственного планшета так неожиданно стала обретать реальность… 

- Давай-ка решим еще одну задачу на наблюдательность, слушай условие:
На высоком берегу реки рядом со школой  расположена метеолаборатория.  Школьники произвели метеорологические измерения скорости ветра, которые показали – 7 метров в секунду.

По реке плывет пароход,  дым которого стелился над водой в сторону ветра. А по железной дороге на встречу ветра пыхтит паровоз, дым, из трубы которого поднимается вертикально. 

Один из школьников сказал:
- Сегодня мне этого достаточно, чтобы определить, с какой скоростью идет паровоз. 
- Владик, ты тоже уже школьник, так с какой скоростью идет паровоз?  Давай соображай, как разведчик Штирлиц, который умел  сосредоточить  внимание на ключевых моментах, находясь в логове врага, где старался ничего не упустить.

Внук немного подумал и сказал:
 - Деда, давай порассуждаем, если бы паровоз стоял, то дым бы отклонялся  в сторону, куда дует ветер.  А если бы не было ветра, то при движущимся поезде дым бы отклонялся назад, а если дым от идущего поезда на встречу ветра поднимается вверх, значит, поезд имеет скорость равную скорости ветра, то есть – 7 метров в секунду. Я так думаю,   

Мне оставалось только согласиться  с его рассуждениями и достать из кошелька очередную денежную купюру и вручить внуку его выигрыш. А дальше  помочь  ему перевести секунды в минуты и часы  и получить физическую величину  скорости поезда около 25 километров в час.

Когда после работы вернулись его родители, то я их также пригласил принять активное участие в этом «спортивном турнире». Решение приняли на «ура»,  хотя были сомнения, что  Владислав, из-за новой увлеченности к решению задач на смекалку и сообразительность, нас не «разведет» на деньги?

Он же и в классе, прямо на уроках,  умудряется со всеми учениками общаться и разговаривать, но при этом  все задания учителя  выполнять впереди всех.  И даже учительница,  таким его раскрепощенным поведением,  сначала возмущалась и жаловалась родителям, а потом смирилась и перестала на собраниях смущать родителей из-за его необычного «садиковского» поведения. 

Тогда в чем же дело, говорю своим домочадцам:
 - Разве мы не родители, которые всеми мыслями и делами  живем ради благополучия детей и внуков, какие бы они не были.  Поэтому ради них трудимся и тратимся на все и вся, а через эту  небольшую  интеллектуальную  игру, также их будем  учить, что в жизни всего нужно добиваться трудом, а  деньги зарабатывать головой и профессионализмом. 

В общем, в течении месяца Владислав «заработал» требуемую сумму на приобретение планшета.  Не берусь судить о статистике хороших семейных дел, но точно могу сказать, что  здоровье свое этой акцией  мы укрепили. Укрепили положительными эмоциями  в результате душевного общения с ребенком и друг с другом и  от поиска интересных задач и их решений на смекалку и сообразительность… 

Самые сложные и интересные задачки игры на «интерес»  для сына придумывал папа Сережа, с которым они стали не разлей вода, а от Владика нередко можно было слышалось:
- Папа, тебе еще что-то помочь? Они отремонтировали все сложные механические игрушки, а из строительных пазлов и деталей конструктора собрали космодром,  летающие тарелки и кучу интересных сооружений.

Когда копилка наполнилась требуемой суммой, они вместе побывали в компьютерном салоне, где выбрали «крутой» планшет, и я свидетель  безмерной радости ребенка вперемешку с благодарностью, от которой так искренне засияли глаза у внука.  И видеть это, дорогого стоит!

Честное слово – иногда действительно стоит пускаться в такие авантюрные игры, которые цементируют семью,  потому что в ней, как из кирпичиков жизненного опыта  постепенно и складывается картина нашей жизни… 

На своей страничке и в этом рассказе я поделился кирпичиками обретенного жизненного опыта и дай Бог, чтобы эти кирпичики, кому-то помогли и пригодились по жизни.

Всем коллегам из Проза ру в 2018 году желаю  побольше сил и здоровья, оптимизма, душевного равновесия, благополучия, творческих удач и мирного неба!