Голубая Надежда. На грани Добра и Зла ч. 7

Анна Магасумова
 Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
На грани Добра и Зла

Русские ювелиры

"Повседневные украшения и те, которые достойны быть фамильными драгоценностями, разные. Есть вещи вне времени. Их легко узнать - по ним невозможно определить, когда они были сделаны"
(Ольга Гуцул)

   Истоки ювелирного искусства уходят в глубь веков, когда ювелирное украшение использовалось не только как украшение, но являлось отличительным знаком родовой, племенной или социальной принадлежности своего владельца.(1)
  Древние египтяне ещё в III веке до н. э. освоили ювелирное искусство. Массивные украшения из золота были символом власти,  их  носили  только знатные, очень богатые люди.
  Ювелирное дело Древней Руси   уходит своими корнями в крестьянский быт, быт древних славянских поселений. И особенно интересно то, что первыми ювелирами были женщины. (2) Хотя ювелирами их назвать было бы не совсем точно. Ведь само слово "ювелир" всё же переводится как "драгоценный камень".
  Женщины всегда занимаются  обустройством жилища, особенно спальни и  кухни. Что говорить о  приготовлении пищи!  В стародавние времена кусок мяса или похлёбку ничем не украсишь, разве можно было добавить коренья в качестве приправы. Но и тогда женщины были уверены, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок.
  И сейчас современная женщина старается следовать этому простому правилу, приносит завтрак в постель, украшает  салаты на семейное торжество, к  праздникам и Новому году. Поверьте, это настоящие шедевры!
  Современные женщины вяжут, шьют и вышивают, многие также как в старые времена пользуются оберегами - каменными, деревянными, плетеными.
   Изготовлением украшений и оберегов   женщины занимались с древности.   Из провощенных шнуров они плели изделия, затем покрывали их глиной, высушивали и помещали в печь для обжига. Воск выжигался, а на его место заливался  расплавленный металл - бронза или серебро. В итоге получались красивые, достаточно вычурные украшения - по виду будто сплетённые из проволоки.  Так был изобретён процесс литья по восковой модели. 
  В  Х веке литьём стали заниматься мужчины. Именно они стояли у истоков современного ювелирного производства на Руси. Ювелиры, в те времена их называли серебряных и золотых дел мастера,  переселились в города, открывали мастерские и занимались только одним, основным  делом, изготавливали различные украшения. Развернувшись, они расширяли производство, нанимали учеников и  подмастерьев.
   Чуть позже к  литью добавилась чеканка и гравировка. А от  глиняных форм  литья перешли к  каменным. Так серебряных и золотых дел мастера начали осваивать  новые техники и узоры, приходящие как с востока, так и с севера.
   В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В столице Киевской Руси, в Киеве, целые кварталы были заселены иноземцами: греками, евреями и армянами. Суровые воины  из Скандинавии принесли в русские земли тонкое искусство эпохи викингов: массивные нагрудные украшения (пекторали) и диски с тиснением (брактеаты).
 Торговцы с Востока - красочный и замысловатый орнамент, любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства.
   С успехом объединяя новые знания и народные традиции, мастера создавали свой собственный колорит, поражавший не только современников. До  нас дошли  короны и диадемы,  бармы и  колты, гривны, браслеты, пряжки, оклады книг, кресты-энколпионы и другие украшения.(3)
Одним из известных ювелиров древнего Киева  XII века был Лазарь Богша, работавший по эмали.  Золото, серебро, драгоценные камни превращались в руках киевских златокузнецов, руководимых безукоризненным вкусом и изощренным мастерством, в утончённые произведения ювелирного искусства.
  Драгоценные камни издавна на Руси назывались "самоцветы". Добывались самоцветы главным образом в странах Востока: Индии, Цейлоне, Бирме, Сиаме. На Русь драгоценные камни проникали через Кафу (Феодосию) или Среднюю Азию, их привозили купцы Ганзейского союза.
  Любимыми камнями киевских ювелиров были изумруды, рубины, прозрачный аметист, горный хрусталь. После  обработки они приобретали свойства светиться как бы изнутри, поэтому камни самоцветы называли "самосветами"
   Драгоценные камни украшали княжеские диадемы, медальоны, ожерелья, дорогие переплеты церковных книг. Помимо самоцветов использовались золото и серебро.(4)
"Для людей работа является наслаждением"
(Эзоп)
  Первую фабрику, на которой  началась  промышленная обработка драгоценных камней, в начале XVIII века открыл Петр I.  Она разместилась в Петергофе.
Как писал Максимилиан Волошин:
Там мастер ювелир работой долгих бдений,
По фону золота вправляя тонко сталь,
Концом своих кистей, омоченных в эмаль,
Выращивал цветы латинских изречений. (5)

Ювелиры Хлебниковы

"Благословен тот, кто нашел дело в жизни; большего нам не дано"
(Томас Карлейль)
  Иван Тимофеевич был из династии потомственных ювелиров.   О своём прапрадеде он знал совсем немного.
 Известно, что  Пётр Хлебников  сначала золотил изделия  в чугунке в печи на кухонке, кресты эмалевые изготавливал, потом перешёл на выработку "обручалки"  -  обручальных колец.
"А может быть, душа человека обитает в его руках? Ведь все, что мы делаем с миром, мы делаем руками..."
(Рэй Брэдбери "Золотые яблоки солнца")
   Пётр рано женился. В  1819 году родился  сын Иван. Работал, не покладая рук, совершенствуя мастерство. Скопив необходимую сумму, в 1832 году  получил купеческое свидетельство.
  В семье Хлебниковых сохранились документы, где Пётр Хлебников  упомянут купцом 1-й гильдии, торгующим серебряными, золотыми и бриллиантовыми вещами в Серебряном ряду Городской части Москвы.
  Дед Ивана Тимофеевича, в честь кого он и был назван, Иван с юных лет работал вместе со своим  отцом, затем продолжил его дело.
"Берись за дело, как следует, и ты получишь хорошие результаты, потому что капля по капле камень долбит, и небольшими ударами можно свалить и дуб, и мышь с терпением и упорством перегрызает корабельный канат"
 (Бенджамин Франклин)
  Иван Петрович приобрёл отменные технические знания во многих направлениях ювелирного искусства. Ему исполнилось 52 года, когда в 1871 году  он открыл в доме Нарышкина, за Яузой, фабрику  золотых, серебряных и бриллиантовых изделий. Здесь с течением времени работали свыше ста человек.(6)
  Главное здание до сих пор стоит на углу Яузской улицы и переулка Рюмина. Вдоль  переулка тянутся бывшие фабричные корпуса.
  Иван Петрович   всю свою жизнь  занимался торговлей драгоценными изделиями, "произведениями искусства", как он их называл.
   Известность и успех Хлебникова возрастали невероятно стремительно. Год спустя после открытия  фабрики драгоценные изделия  стали поставлять ко двору Великого князя Константина Николаевича, брата императора Александра II.
   В 1873 году  Хлебников на Всемирной выставке в Вене показал коллекцию предметов, выполненных в русских традициях. Эмалевая и чеканная работы были признаны неимоверно искусными.
"Слава в руках труда'
(Леонардо да Винчи)
  Ювелир получил две медали. Особое внимание привлёк складень*, створки которого были выполнены цветными перегородчатыми эмалями.
* Складень - складная икона из двух (диптих), трёх (триптих) или нескольких (полиптих) частей.
"Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на …цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол)"
(Владимир Даль "Толковый словарь")
  Основные типы складней, существовавших на Руси: нательные, нагрудные, киотные (поставные). Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход. Некоторые многостворчатые складни так и назывались "походные".(7)
  Признание в Европе позволило Хлебникову  открыть магазины, в которых продавались  драгоценные изделия, созданные на фабрике. Магазины находились в лучших торговых местах: в Москве - в Серебряном ряду, на Кузнецком мосту, Ильинской улице, в Петербурге -  на Невском проспекте.
   Кроме того,  Иван Петрович открыл скульптурную и рисовальную школы.
В 1877 году  он становится поставщиком Нидерландского, Датского, Черногорского, Сербского княжеских и королевских дворов, а также Великого князя Владимира Александровича, младшего брата императора Александра III.
"Будущее всегда начинается сейчас"
(Марк Странд)
   В 1879 году сбылась долгожданная мечта ювелира. Он получил право именоваться поставщиком Высочайшего Императорского Двора и ставить на изделиях изображение государственного герба.
   Уже через год фабрика Хлебникова превратилась в высокотехническое предприятие с мастерскими, где работало уже около 300 умельцев: золотарей, медников, серебряников, чеканщиков, эмальеров, филигранщиков, галантерейщиков.  Отцу помогали   сыновья: Михаил, Алексей, Николай, Владимир. В 1880 году был создан торговый дом "И.П. Хлебников с сыновьями и К°".
"И - странное дело - это случилось, может быть, именно потому, что я об этом думал"
(Эрих Мария Ремарк)
   Умер Иван Петрович в 1881 году.  Но дело его продолжало процветать.
Выполнялись  заказы именитых российских и зарубежных особ, изготавливались соборные и храмовые шедевры, магазины наполнялись  всевозможной ювелирной продукцией различной стоимости.
  В 1887 году  наследниками было образовано акционерное "Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И.П.Хлебникова, сыновья и К°". Это была новая форма правления с начальным капиталом 660 000 рублей.  Для того времени это была огромная сумма.
  Товарищество, совершенствуя техническое оборудование, приобретает для завода паровой котел и две паровые машины, что было весьма прогрессивным в те годы.
 К расширившемуся предприятию вскоре  перешли московские и петербургские магазины одной из старейших российских фирм Сазикова.(8)
Закрывается   фирма Хлебниковых  летом 1917 года, а в  1918 году большевики национализировали  и преобразовали  в "Московский платиновый завод".
   За короткое время, хотя и с большими трудностями, на заводе было организовано производство всевозможных изделий из платины для нужд химической, электротехнической, зубоврачебной промышленности, автотранспорта, радиотелефона, телеграфа, научных лабораторий. Из-за нехватки платины стали выпускать алюминиевую посуду.
"Чем больше я хочу сделать что-то, тем меньше я называю это работой, это для меня - удовольствие..."
(Уррен Баффетт)
   Иван Тимофеевич уже с пяти лет помогал отцу.   В  8 лет ему  доверяли самостоятельную работу: он раскатал медное кольцо бабушки своего друга.
  Позже Иван производил растяжку колец при помощи "буратино".  Это специальное приспособление в форме конуса, на которое и надевается украшение. Конус позволяет увеличить изделие на размер и даже больше. Перед такой обработкой кольцо  прогревают до необходимой температуры, иначе поломка неизбежна. Украшение натягивают на конус, при этом оно постепенно растягивается до нужного диаметра.(9)
В 14 лет Иван поступил в  профтехучилище, получил две  специальности: гравёра по стали и   слесаря - мастера по обработке металла.  В 17 лет Иван начал свою трудовую деятельность на заводе слесарем-инструментальщиком. В его обязанности, как указывалось в должностных инструкциях,  входило:
- Сборка, доводка и тщательная отделка точных и сложных уникальных пресс-форм, штампов, приспособлений, инструментов, приборов и опытных нумерационных аппаратов с самостоятельной обработкой деталей и сборочных единиц на универсальных металлорежущих и других станках.(10)
  За четыре года  Иван проявил себя прекрасным работником и за изготовление штампов, а также за хорошую творческую работу был награждён бюстом Ленина и денежными премиями.
  Высокий, симпатичный юноша приглянулся самой красивой девушке, которая работала в бухгалтерии, Надежде. Да и Иван  сразу же обратил на неё внимание, когда выдавали зарплату.  Однажды на танцах в клубе завода он пригласил девушку на танец, так они познакомились. Прошло немного времени, подали заявление в ЗАГС, сыграли скромную свадьбу и стали жить вместе. Сначала  с родителями Ивана, потом от завода  получили квартиру. Иван Тимофеевич как  передовик производства принимал  участие в  отечественных и международных выставках.
   На парижскую выставку он  разработал эскиз и самостоятельно выполнил пояс в виде змеи. Змея состояла из множества отдельных металлических  деталей- золотых чешуек.  Глаза змеи - два рубина, голова служила пряжкой, а хвост спускался вниз. Пояс был гибким, словно из ткани или кожи. Работа получила в Париже золотую медаль. (11)
  После этой награды определилось основное направление деятельности Ивана Тимофеевича - изготовление изделий  с драгоценными камнями. В 90-е годы завод закрыли, Иван Тимофеевич перешёл на работу в ювелирную мастерскую при только что созданной компании "Золотой Лев".  Как мастер своего дела пользовался большим уважением у руководства.
"Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей"
(Василий Ключевский)
 Один из его друзей написал Ивану Тимофеевичу поздравление на день рождения:
Знаешь толк ты в украшениях
И подделку видишь сразу,
Отличаешь без сомненья
Фианиты и алмазы.

Изумруд, рубин, сапфир
Огранить легко сумеешь,
Драгоценности  - твой мир,
Ты об этом не жалеешь.

А для женщин всей планеты
Ты являешься кумиром,
Каждая хоть раз мечтала,
Стать женой для ювелира.(12)
  Мечтать, как говорится, не вредно, вредно не мечтать. Но Надежда Тимофеевна, жена ювелира, не была помешана на драгоценностях, как некоторые особы женского пола, что обвешивают себя украшениями. Так и кажется, что это не женщина, а новогодняя ёлка.
    Быть женой ювелира трудно, как и быть женой любого  человека, увлечённого своей профессией.
"Жизнь - это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить.  Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя"
(Дмитрий Лихачев)
    31 января отмечается замечательный праздник -  День ювелира. Вот уж много лет в этот день Иван Тимофеевич получал поздравления от своих коллег и постоянных клиентов, людей, способных ценить красоту. Красоту, созданную руками мастера.
  Для выполнения качественных ювелирных работ Иван Тимофеевич располагал   широким спектром накопленных за годы жизни навыков и знаний. В его мастерской в распоряжении были также и  специальные инструменты: ультразвуковая ванна и паровой генератор для очистки изделий. Аппарат для гальванического покрытия металлов. Горизонтальный и вертикальный полировальные станки с электромотором для качественной полировки изделий и фильтрации воздуха, чтобы ни один миллиграмм драгоценного металла не пропал, а был задержан фильтрами полировального станка.
 - Для изготовления украшений, - рассказывал Иван Тимофеевич, я использовал  и использую материалы, которые нравятся мне самому,  либо заказчику украшения. Основными для работы служат драгоценные металлы. Однако существуют примеры восхитительных изделий, созданных в советское время из таких материалов, как мельхиор, и подобных ему сплавов из золота, серебра и драгоценных камней. 
"Всё человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени"
(Оноре де Бальзак)
   Настоящие ювелиры чувствуют красоту камней. Их золотые руки творят шедевры: камни, обрамлённые в искусную оправу, играют и переливаются, завораживают своей красотой. Только истинные мастера способны из  стекла или  благородного металла сотворить произведение искусства.
Он отличит цирконий и сапфир,
Все потому, что он не дилетант,
А замечательный, прекрасный ювелир,
В своем же деле настоящий бриллиант! (13)
 

(1) сайта: "Ювелирное искусство на Руси"
(2) с сайта Ювелирное искусство Древней Руси
(3)  бармы  (старинное) -  наплечники в торжественной одежде московских князей и царей;
     колт  - древнерусское женское украшение XI—XIII вв., по;лая металлическая или  золотая подвеска, прикреплявшаяся к головному убору;
    гривна - украшение, обруч, цепь или ожерелье, носимое на шее или на груди;
    энколпионы - так  в Византии называли носимые на груди предметы различной формы (медальон, крест, коробочка) с реликвиями или надписью-молитвой, служившие их владельцам фалактериями (оберегами).
(4) "Ювелирное искусство Киевской Руси"  4.12.1998
zn.ua/CULTURE
(5) Максимилиан Волошин
перевод стихотворения "Ponte Vecchio"/"Челлини" Жозе Мария де Эредиа (1842-1905)
(6)  Фабрика И. П. Хлебникова, 1871-1917 гг.
(7) Гнутова С. В. Зотова С.Я.
"Кресты, иконы, складни"
(8) Московская художественно-промышленная ювелирная фирма "Сазиков" более 70 лет в XIX веке являлась одним из ведущих и крупнейших предприятий России в
(9) читайте: "Как растянуть кольцо"
(10) Типовая должностная инструкция Слесаря-инструментальщика 7-го разряда
(11) из истории династии ювелиров Грустливых
(12) с сайта pozdravok.ru поздравления на день ювелира
(13)  поздравления для ювелира, заменено местоимение "ты" на "он" pozdravok.ru