Уральские страшнЫе вечера

Валерий Ефимов
               

В старом быту на Крещенье обычно устраивались вечерки или посиделки, которые обычно назывались страшнЫми вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе, жарко натопленной, было темно. после ужина, ради экономии лучин, свечей или керосина, огни гасили и сидели почти не видя друг друга. А буря гуляла за окном все сильнее, шевелила ставни, скрипела кровлей, гудела в трубе. Все это будоражило фантазию людей, особенно детей, вызывало смутные образы от наслышанных ранее рассказов о всяких чудесных историях и,конечно, сказок. возникало желание поговорить об этом, попугать друг друга всякими небылицами. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшнЫми, а не стрАшными.
Рассказы о непонятных явлениях в природе назывались быличками. Рассказывали их сразу же по следам события, но чаще всего долгими зимними вечерами, когда вьюга за окном и в завихрениях пурги всякие черти да бесы видятся.

Земля-корова

Жили - были муж и жена.У них была дочка Аленушка. Хорошо жили, дружно.И вдруг случилась беда. Появилась в деревне злая колдунья и решила извести матушку Алены, чтобы самой встать на ее место и жить с отцом девочки, как с законным мужем. Мать Аленушки превратила она в корову, а сама приняла ее облик. Отец в отлучке был, ничего этого не знал. А Аленушка видела, как колдунья все перевернула. Когда отец вернулся,, дочка хотела ему все рассказать, да мать-корова не посоветовала: без хитрости с колдуньей не справиться - или отец, чего доброго, еще подумает, что Аленушка сошла с ума, или колдунья что-нибудь и с девочкой и сотворит.
Плачет Аленушка, а отец не поймет, что с дочкой происходит.А что у него жена вовсе не жена, а колдунья, даже не догадывается. А колдунья говорит: "Аленушка потому плачет, что вот эта корова молоко дурное дает. Нужно ее заколоть". Аленушка сильнее плакать. Отец думает, что и правда корова виновата. Решил назавтра заколоть корову. Вечером Аленушка пробралась в стайку, обнимает, целует корову-маму, а та ей совет дает: "Когда зарежут меня, последи, куда зароют мои косточки. И обязательно поливай это место водой. А когда трудно тебе станет, приходи на эту земельку. Я откликнусь и совет тебе дам. Как-нибудь с колдуньей и справимся".
Закололи корову, мясо и кости хотели съесть, да Аленушка говорит: " Нельзя их есть: ведь корова-то отравленная!" "И то правда, - сказал отец. - Давайте за амбаром закопаем в земельку". Так и сделали. Закопали и перемешали с земелькой. Мать - корова стала землей.
Стала колдунья хозяйкой в доме. Свои порядки завела, лютует, как зверь. Аленушке житья не стало. Каждый день ходит она на могилку к матери и горем своим делится. "Ничего,- говорит корова-земля, - скоро мы колдунью на чистую воду выведем. Силы ее, которые вошли в меня, травой-ядом прорастут. Ты нарви этой травки и незаметно подложи в пищу гадине. Только не ошибись: отца не накорми". Скоро трава проросла. Аленушка нарубила ее мелко да в кашу колдунье подмешала. Та слопала кашу, и вдруг вся нечисть  на нее полезла: шерсть на руках и ногах, копыта, а на голове - рога. Тогда Аленушка и рассказала всю правду. Ох, отец рассердился, хотел убить колдунью, да та попросила пощадить ее. "Живой останусь - я верну вам вашу матушку". Раскопали могилку, а мать жива - живехонька, встала она и колдунье говорит:"Ложись-ка вместо меня, это твое место". Но не получилось: не взяла земля колдунью. Сожгли ее на костре. А сами стали жить-поживать и добра наживать.

Еще одна страшнАя история

Недалеко от Челябинска есть деревня Кичигино. Там случилась такая история. Одна бабушка рассказывала. Девушки, подружки бабушки, собрались погадать на лучинах. Каждая из них опустила свою лучину в ведро с водой, а потом все одновременно по сигналу старшей мокрые концы лучин сунули в огонь. Считали до десяти и вытаскивали лучины из печи. Загадывали перед этим: у кого лучина загорится, той скоро замуж идти. Вытащили - у всех лучины загорелись, а у Акулины, хозяйской дочери, нет. "Давайте, - говорит, - еще раз попытаем". Согласились еще раз попытали, и опять - у всех лучины горят, огнями переливаются, а у Акулины лучина как мертвая, даже не шипит. Она просит подруг в третий раз испытать судьбу И опять,как на грех, результат тот же. Не хочет лучина Акулины возжигаться - не выйти Акулине никогда замуж. Рассердилась она, закричала (девка была вредная): "Глупости все это... Плевала я на ваши обычаи!" Подошла и в самом деле плюнула в огонь. А это по народным понятиям большой грех. И получила Акулина наказание сразу же. Из створа печи выпал уголек, превратился вдруг в красавицу-девицу, а девку Огневицу. Она в красном сарафане, в красной косыночке, с красным платочком в руке. Поплыла она по избе, как в хороводе,всем раскланиваясь, и улыбаясь.А когда до Акулины дошла, нахмурилась, строгой, даже сердитой, сделалась. И сказала: "Не то плохо, что плохо сказано, а то плохо, что плохо сделано".Протянула свободную руку, раскрыла ладонь, а в ней слюна, плевок Акулинин, лежит. Размахнулась огненная девица и ударила этой ладонью со слюной нашу Акулину по щеке!

И дальше поплыла, ласковая, улыбчивая, как будто сердитой не была. Никто слова сказать не успел, а она снова превратилась в уголек и прыгнула в печку. Опомнились, перевели взгляд на Акулину, а у той вся щека безобразным родимым пятном покрыта. Так и осталось оно у нее на всю жизнь. И замуж она никогда не вышла.