Каббала. Часть 5. Человек

Лариса Болотова
      Если рассматривать жизнь любого существа в Природе, то:

«Жизнь стремится беспрестанно к единству; элементарные существа не способны ни к какой духовной жизни, они поднимаются, но не могут развиваться: у них внешнее не теряется во внутреннем, реальное в идеальном».

«Существо, которое венчает всё и которое даёт всему в то же время свою высокую инициативу, есть человек. Он участвует во всех трёх мирах, эта чечевица, которая соединяет существа, чтобы превратить их в луч славы. Бог пользуется человеком, чтобы привлечь творение к сердцу своей любви. Человек представляет направление концентрической жизни. Человек внутренний и духовный – это Целен-Элохим. Человек внешний, телесный – это Д’мут- Элоим».

      Что из этого следует? Что только человек живёт в трёх мирах, один из которых связан с Мировым Разумом. Животные связаны с двумя мирами, а остальные только с одним. Именно связь с Мировым Разумом даёт возможность человеку соединить мир внешний с внутренним, реальное с идеальным.Получается, что в человеке есть внутренний и внешний мир.

По Каббале: «Адам имеет двойную миссию (предписания положительные и отрицательные). Во-первых – работать в саду Эдема и  во-вторых – беречься влияния тьмы. Если бы человек повиновался, единение между двумя Адамами, божественным и телесным, совершилось бы навеки. Та же самая вещь произошла и во всей природе. Раз укрепившись в Боге, Адам мог бы преследовать без эгоизма своё внешнее развитие. Этот выход служил бы только для понимания творением абсолютного небытия; понимания, через которое оно должно было пройти. Тогда явилась бы Слава, чтобы сделать обработку сада внутренней, а затем – Св. Дух, чтобы провозгласить великую Субботу. Но змей заставляет родиться в сердце человека любовь к материальному существованию. Равновесие полюсов жизни было нарушено, принцип сжимания (соединения)  понемногу оцепенел, а принцип расширения стал хаотическим. Мера любви и милосердия была, таким образом, изменена в меру строгости. Человек, абсолютно противодействующий способам возврата, которые ему предлагает любовь, брошен навсегда в бесконечную орбиту (Круг Сансары) вне круга гармонии».

      Как я это понимаю? Внутренний и внешний человек должны были объединиться (слиться воедино), но внешний (материальный человек) победил. Инстинкты животного взяли власть над разумом. Слава – это определённая сущность, которая даёт человеку испытать божественное  чувство. Но человек стал его испытывать, опираясь на жизнь в  материальном мире – власть, известность, деньги. Возможно, раньше не было смерти, а был переход по желанию, по осознанию. Но потом человек отказался это делать, пришлось в вести смерть. Человек променял любовь к духовному, к Богу, на привязанность к материальному.

«Зогар нас учит, что вслед за движением исхождения Бога следует движение возвращения в Самого Себя. Это обратное движение есть даже окончательная цель всякой вещи. Души (чистые духи), упавшие из мира формирований в мир совершения, возвращаются обратно в их прежнее отечество, после того, как они разовьют все совершенства, неразрушимые зародыши которых носят в себе. Если понадобится, душа пройдёт многие существования. Это называется кругом перевоплощений».

     Под  исхождением Бога (Абсолюта) я понимаю то, что  все монады исходящие есть в совокупности Бог (Абсолют). Если человек распадётся на клетки, а потом захочет соединиться, то, что будет, если не все клетки вернуться к человеку? Тогда человека не будет. Так Абсолют заинтересован, чтобы все Монады вернулись.  Человек носит в своих телах только зародыши (он получает их при спуске в физическую материю) невидимых тел, которые он должен развить, живя в земном мире.
    
     По Каббале человек состоит из трёх частей: тела, души и духа. Согласно закону творения, указанному в системе сефиротов, каждая из этих частей представляет отражение другой и заключает  образ двух других. Низшая часть человеческого существа по-еврейски называется Нефеш.  Часть средняя, или душа, называется Руах. Часть высшая будет Нешама. Каждый из этих центров извлечён из соответствующего плана вселенной. Нефеш подразумевает мир физический, питается его энергией и вносит в него свои создания. Руах делает то же по отношению к астральному миру, а Нешама – к миру божественному. Все части человека, таким образом, находятся в беспрерывном обмене с частями вселенной, а равно и с другими частями самого человека.