НБЧЛ. Кн. 1. Девичество. Часть 2. Институт. Гл. 34

Рина Филатова
23.12.2002 г.

У нас закончилась практика. Давали уроки русского языка и литературы. Мне достался 5 «Б» класс. Каждый раз я тщательно готовилась. Нужно было написать конспект, показать его куратору. Только в случае положительной отметки студенты допускались к проведению урока. К этому времени все замечания, если они были, следовало исправить. За занятия, само собой, ставилась отдельная оценка. Куратор подробно разбирал все этапы урока, после чего надо было написать отчет.


Двойственные ощущения у меня остались после практики. Не могу сказать, что возникали какие-либо проблемы с подготовкой, но каждый раз я испытывала панический страх. Сердце трепетало и выпрыгивало из груди, будто мне предстояло выступать на сцене перед огромным зрительным залом, а я не знала, как себя вести, то ли петь, то ли плясать.


Вообще, дети в этом возрасте в подавляющем большинстве послушные, стараются, готовятся к урокам, тянут руки, чтобы отвечать. Мне это очень нравилось. Всегда приятно, когда есть обратная связь. Со старшеклассниками сложнее: у них учеба в самом лучшем случае на втором месте, межличностное общение важнее. Это мне рассказывали те, кому достались седьмые-восьмые классы. Они не так прилежно готовились к урокам, да и вели себя более развязно, несмотря на присутствие учителя и куратора, а практиканта некоторые вообще всерьез не воспринимали.


Иногда мне было сложно уложиться во времени. То лишнее оставалось, то его не хватало. В первом случае было проще, всегда можно, например, по русскому языку разобрать какое-нибудь слово, повторить предыдущий материал, а по литературе обсудить какой-нибудь вопрос. А вот когда хочется объять необъятное, и упражнение провести в форме игры и дать какое-нибудь командное задание, и еще много чего обсудить, возникает вопрос: как это все уместить в рамках одного урока. Время-то не резиновое. Гнать тоже не хочется, да и нельзя так делать, надо, чтобы дети хорошо усвоили материал.


Среди детей я старалась любимчиков не выделять, ко всем относилась одинаково. Вроде это у меня получалось неплохо. Правда, один раз куратор заметила, что во время обсуждения на уроке литературы я дважды спросила одного и того же мальчика. Но это вышло, скорей, от моего волнения, а не от особо расположения к ученику. Дети рвались отвечать, и я просто запуталась в количестве тянущихся рук. Они так ими трясли, чтобы привлечь внимание, что рябило в глазах.


Еще они очень любят читать по ролям. Тут тоже лес рук. И они так стараются, все проговаривают с выражением, пытаются передать характер персонажа. Я смотрела на них и умилялась, так это было трогательно.


А как они подбегают после уроков! Спрашивают, что я им поставила, несут свои дневники. Классный журнал, естественно, заполняет учитель, а вот в дневники мне разрешили выставлять оценки. С учителем, кстати, тоже важно было найти общий язык, потому что, если отношения не заладятся, это может сказаться на проведении уроков. И психологически это некомфортно. К счастью, тут мне тоже повезло, Елена Владимировна всячески старалась мне помочь, была очень дружелюбно настроена.


Много времени уходило на наглядные пособия. Например, на урок литературы нужно было обязательно принести портрет писателя. Выручала институтская библиотека. Иллюстрации к произведениям тоже должны были присутствовать, причем не какие-нибудь, а именно в тему урока. В общем, добывали мы их по всему городу, где и как могли. С русским языком дело обстояло проще, схемы и конструкции предложений можно было начертить и самим, правда, приходилось покупать листы ватмана довольно внушительных размеров, чтобы видно было всем, в том числе и с последних парт. На перемене, перед уроком, в срочном порядке все это дело прикреплялось к доске, чаще всего с помощью магнитов или зажимов.


Самые яркие впечатления, конечно же, остались от общения  с детьми, они просто засыпали вопросами:

- А долго вы у нас будете вести уроки?

- А сколько вам лет?

- А у вас есть жених?

- А у вас есть дети?


Детей интересовали и уроки, и моя личная жизнь. Так как последней не наблюдалось, то вскоре вопросы на эту тему прекратились. Зато они охотно делились своими впечатлениями, мне не было необходимости о чем-либо спрашивать, потому что ученики сами все о себе рассказывали. Об увлечениях, любимых героях, о своих семьях и так далее.


Немного жаль, что практика закончилась, но в то же время я испытала и некое облегчение. Все-таки работать с детьми - это очень большая ответственность. Факт очевидный, но сейчас я стала лучше это понимать.









* Изображение из Интернета

Следующая глава:
http://www.proza.ru/2018/01/22/1059