Одноклассники

Альбина Билык
МОИ  ОДНОКЛАССНИКИ

Прошло 60 лет с того дня. как за нами закрылись двери родной нашей деревянной двухэтажной Зайковской школы №1. За это время не только много воды утекло в Ирбитке, вся жизнь нашего поколения перевёрнута с ног на голову. Нет больше кодекса строителей коммунизма, а капитализм создают не с «человеческим лицом».

Перебираю старые письма, записи прошлых встреч выпускников через 25, 50 лет. Как много моих одноклассников уже не напишут, не позвонят, не приедут на очередную встречу.

Пять с лишним километров до школы ежедневно в любую погоду преодолевали мои речкаловские одноклассники Кротов Виталий, Лавелины Тамара, Надежда, Нина, Речкалова Тамара, Аксенова Надежда.
Замятины Мария и Виктор из Осинцево, Новгородовы Ядвига и Анна, Бояркина Ксения и Дудина Тамара из Симановой снимали для проживания углы у родственников в Зайково.
Больше десяти человек ходили в школу пешком из Ретневой и Скородума, а протяженность нашего села до школы больше пяти километров.

Можно много вспомнить и про скромную одежду (телогрейки-фуфайки), традиционные зимние валенки и кирзовые сапоги у парней, про горячо натопленные круглые печки в классах, деревянные черные парты, двухмаршевую лестницу и крохотный актовый зал на втором этаже.

А наши замечательные учителя: Киприян Ефимович Крюков сдвигал свои очки на кончик носа и, поверх их, с лукавой усмешкой, выискивал очередную жертву. А строгая математик Анна Степановна Евдокимова приучала не шуметь, пока не записано домашнее задание. Красивый, высокий, стройный с волнистыми русыми волосами молодой учитель истории Пётр Иванович Мартынчук. От его появления в классе у взрослых девиц сжималось сердце, и непринужденно краснели уши и щеки!

А вот маленькие капельки из писем одноклассников: « Я давно жду этого дня. И обязательно приеду. Если… Дело в том, что я оформил загранкомандировку на два года в Иран. Пока работаю в тресте «Уралэнергомонтаж» начальником цеха. Коротко о себе: женат, имею двух детей, обе девочки, т.к. «бракодел» я. Буду сильно сожалеть, если не придется встретиться. Прошу меня на педсовет не вызывать и не исключать из списка одноклассников, т.к. причина уважительная. Борис, 25.01.78»

 « Я теперь переехал на Башкирскую атомную станцию, вернее на её строительство. Станция строится в восьми километрах от впадения реки Белой в Каму. Квартиру здесь уже получил, а в нашей, рефтинской, живут моя старшая дочь с мужем и сыном. Видишь, я уже дед, а моя младшая заканчивает третий класс. На встречу я, конечно, примчусь, только сообщи когда. Пусть далеко, но все приедут встретиться с юностью». 10.04.83 Борис Огородов

«Письмо твоё всколыхнуло тени далёкой юности и заставило перетрясти весь материальный и духовный багаж, нажитый за четверть века. Увы, мало что добавилось со времен юности, разве что жена, двое детей, лишние штаны и (в избытке) морщины. Убавилось, пожалуй, немало. Исчезли розовые цвета в солнечном спектре. Как-то незаметно один за другим исчезают годы. И поэтому промежуточные итоги жизни настраивают на минорный лад. Но не даром говорил поэт М.Светлов:  «Как смеешь ты грустить при социализме?»
Я полон желания увидеть всех своих одноклассников. Правда, при моей профессии – самая напряженная пора работы. Много разъездов, суеты, но, тем не менее, постараюсь выкроить парочку дней для встречи. Мне о ней сообщил мой брат Виктор. Мы оба сумеем выбраться из плена дел.
 Остаюсь верный воспоминаниям юности, В.Дедков»

«Мне уже опять снятся сны, как мы встречаемся в одном классе, пусть не в нашей деревянной. Все такие нарядные, красивые. Пусть в морщинах и с седыми волосами, но по-прежнему жизнерадостные, улыбчивые, словно не было этих 30 - 40 годов. Помню вас всех. Ядвига. Симферополь»

« Хочется побывать на родине, встретиться со всеми. Но служба, пока не дают отпуск. С искренним признанием, Александр Ваганов, г. Владимир»

«Прошло уже больше двух месяцев после нашей последней встречи, но не было еще ни одного дня, чтоб я не вспоминала наших одноклассников, которые, бросив все свои важные дела, прибыли в школу в зимний февраль 2008 года. Двенадцать из нашего 10-б, десять из твоего 10-а. Кто-то подарил мне фотографию, на ней мы вместе с Анной Степановной ездили то ли в Белослудск, то ли в Пьянкову убирать початки кукурузы. На ней еще наши парни Слава Давыдов, Витя Ермаков. О них что-нибудь известно? Так жалею, что за мной рано приехали, не успела нарадоваться и наговориться. Пишите мне все, помню и люблю. Ядвига. Крым».

« Теперь мы дальше будем жить, подставив солнцу спину!
   И никогда нам не забыть вечер встречи и Альбину». 02.02.08. супруги Громак  Николай и Ольга, ветераны Белоярского монтажного управления»

Пять лет назад мы еще встречались. Приезжали из разных мест выпускники не только нашего 1958 года. Собрали деньги и установили на Зайковском кладбище памятник нашему дорогому «Народному Учителю» Крюкову Киприяну Ефимовичу. В память об учителях, которые работали, но уже ушли из жизни в небо пустили десятки белых шаров.

Вновь, как стая птиц, пролетели годы. Родная Зайковская школа, мы. твои седые выпускники, шлем свой привет и желаем всем оставаться  молодыми еще не одну сотню лет, учителям - здоровья и достойной зарплаты, учащимся - радости и удачи на экзаменах.

18 января 2018 г.                А.Билык (Дымшакова) п.Зайково