К круглому столу..

Владимир Павленко
          А знаете, выбрать место для промысла - целая наука. Опыт нужен, тонкий расчёт, хотя бы небольшое количество постоянных клиентов. По этим раскладам гадалка должна была быть умудрённой каргой с прядями седых косм, наводящей озноб уже одним только видом.

           Ан нет, обосновавшаяся пару лет назад возле кузницы ворожея имела формы волнительные и милое лицо. Данное природой дополнялось костюмом, более присущим путешествующим или воительницам. Толика изменений позволяла свободнее двигаться и не выглядеть при том мужеподобной. Клиентов такое устраивало вполне, ведь целыми днями к здешним кузнецам обращались за ремонтом рыцари с оруженосцами, городская стража и дружинники барона. Собственно, кузница возникла не сама по себе, а благодаря постоялому двору. Хорошая кухня, номера для постояльцев и вдоволь воды от извилистой речушки с плотиной и мельницей - слагаемые популярности. По основательной дамбе двигались повозки, изредка прокатывались богатые экипажи в сторону столицы. Потянулись сюда менестрели и менялы, лекари и срамные девки. И гадалке разрешили пристроить к бревенчатому тыну лавчонку с травами и обширным столом, на котором переливался искорками настоящий хрустальный шар.

               Заходил знакомый рыцарь, решил изведать судьбу перед дальним странствием. Заплатил и за оруженосца, чтоб после не сомневаться в спутнике. Кружилась в шаре метель искорок разного цвета.. Карты открывались в причудливых сочетаниях.. По всему выходило, что беспокойное выйдет путешествие и нашпигованное событиями. Вместе, а потом и порознь, достигнут они славы и могущества. Только вернуться назад больше не придётся.

- Я - младший сын. -усмехнулся рыцарь.- Мне здесь не возвыситься.

- А я - сирота. Волкодлак убил родителей, меня же спас сэр рыцарь. Когда с чудовищем было покончено, он сгрёб меня за шиворот и усадил перед собой в седло. -спокойно реагировал оруженосец на предсказания.- Я не оставлю его по собственной воле.

               Настоящее гадание - это вам не пёстрые тётки на ярмарке. Силы отбирает значительно, как любая работа. Гадалка прогулялась до харчевни, плотно перекусила и устроилась под навесиком снаружи своей лавки с кружкой душистого отвара. Последние приветы летнего тепла разглаживали лица, на ветках уже нацеплялись паутинки и взблёскивали на солнце. В кузнице раздавались привычные тяжкие удары молота, цикадами дребезжали молоточки подмастерьев, что правят кольчуги. Ветерок сносил в сторонку сизый чад из трубы, потому глаза начали предательски медленно открываться после мигания, а кружка пару раз чуть не вывалилась из пальцев. Так могло продолжаться долго, но на прикрытые веки набежала тень и до ушей донеслось деликатное сопение. Взгляду же явился крепкий воин в непривычного стиля доспехе и с виноватой улыбкой на лице. Гадалка постаралась придать себе бодрый вид, незаметно вытерла уж было потёкшую струйку слюны, хлебнула остывшего отвара.

- Мне бы совета спросить.. -будто извиняясь, молвил воин.- Прямиком к вам и направили. Мол, лучше Мари окрест не найти. А как вас по-батюшке? Неудобно как-то ..

- Жаном отца звали.. -машинально ответила провидица.

- Марья Иванна, стало быть, по-нашенски будете. -осветился улыбкой.- Бабулю мою также.. Ой, прощенья просим.

              Пока воин алел румянцем, Мари разглядывала свалившегося по её душу клиента и пыталась составить предварительное впечатление. Толи предыдущая дремота тому была виной, но привычное действо отказывалось работать, образы мелькали непонятные и какие-то скособоченные что ли.. Гадалка поднялась и обнаружила ещё одно отличие: обычно самые рослые мужчины оказывались одного с ней роста. А теперь глаза утыкались примерно в область ключиц и приходилось поднимать голову, чтоб увидеть ярко-синие глаза застенчивого гостя. Коего она и пригласила зайти внутрь, чтоб побеседовать в более подходящей обстановке.

***
              Стул для клиентов сооружали с расчётом, чтоб выдержал даже рыцаря в доспехе, потому лишь скрип выдал пришедшуюся тяжесть. Гадалка сунула лучинку в горшочек с углями и затеплила ароматную свечу рядом с хрустальным шаром. Привычные действия добавляли уверенности и подготавливали клиента к обряду. Мари слегка улыбнулась и ободряюще кивнула:

- Так что привело вас ко мне? Расскажите..

- Ну, сам я не здешний, издалёка путь держу. Дед велел пойти на закат солнца, да сыскать себе суженую.. Быстро ехать не получалось, оказии всякие в пути происходили. Эт у вас поизвели нечисть, змеев поизничтожили напрочь, а там-то на каждой версте встречается. А то и ватага разбойная налетит, себе на погибель.. Почитай, с прошлой весны и влекусь на закат. Говорят, скоро и землица закончится морем-окияном. А избранницы всё не обрету никак..

- Честно сказать, сваха из меня не очень.. -протянула Мари, отводя глаза от играющего блёстками шара.- Принцесс почти и не осталось нормальных, да и запросы у них.. Ежели бы не алчность, то и эти замужем давно были.

- Да не главная тягость, что наказ дедов никак не исполню! И казны на любую сверистёлку тутошную хватит! -вздохнул воин.- Сны меня мучают. Смысла не улавливаю, хоть вроде и постиг ваш нагло-сакский говор. Аккурат под Солсбери и началось, как подле старого капища ночевал. Как его, тобишь?..

- Стоунхендж? Я родилась в тех краях, в детстве наслушалась жути.

- Ага, он самый и есть. Лошадка ещё у меня шибко испугалась, утром пришлось в поводу вести. Зато вот, жемчужину нашёл в камнях. Перловина по-вашему.. -по столу прокатился почти к пальцам ворожеи крупный шарик переливчато-дымного цвета. Мари распахнула в удивлении глаза и не могла даже сделать вдох от наплыва чувств.

- К-как?! Как мог увидеть? Да ещё и - взять?! Это же.. -гадалка откинула рукав и провернула на запястье ажурный браслет, куда привычно легла жемчужина и вдоль серебряных нитей прокатилась волна света.- .. из браслета феи Морганы!

- Вот, хоть куда-то пришлось. Менялы не берут, мол, чинезы желтолицые такое наловчились из рыбной чешуи варить. В природе, стал быть, не бывает этакого размера.

- Это.. это.. -всхлипывала Мари, смаргивая слёзы и пытаясь всмотреться в щедрого дарителя.- Дороже мне в жизни ничего не дарили.. Теперь я - вечный должник ваш, сэр рыцарь.

- Да ладно, чего там.. -смутился воин.- А зовите меня просто - Яр Тур. Или - витязь. Всё получше сэра рыцаря..

- Хорошо, хорошо!. -закивала ворожея, вытирая слёзы радости платочком.- Продолжайте, сэр витязь. Я же прервала ваш рассказ..

- Да особо и не интересные мои рассказы. Так.. Непонятности.. Вот раз как-то гляжу, а в озере вроде бы девка тонет. Благо, лодка была, поплыл выручать. И совсем уж собрался за руку вытащить, а она мне меч сунула и вглубь ушла. Аж озяб, нырял и искал, да куда там.. - пригорюнился витязь.

- А меч?! Меч-то где?! - привскочила Мари.- Это же..

- Ясно, что непростой меч, хотя и без ножен. Только мне не сподручно таскаться с ним. Я его в приметный камень воткнул, как деда когда-то научил. Не боись-ка, Марья, кроме меня никто не вынет! -успокоил ворожею, видя волнение и широко распахнутые глаза.- Лишь бы со снами разобраться, да потом суженую сыскать. И домой!

- Вижу, тут одними гаданьями не обойтись.. -задумалась ворожея.- Сейчас извлеку из запасов снадобья с амулетами, чтоб ничего не упустить. Что?!

            Мари отвлеклась от распаковывания сундучка на полке и сверлила глазами клиента.

- Я говорю, у тебя ж опыта побольше, тебе и решать.. -смутился Яр Тур.

- А-а-а.. Послышалось, что жопа-то больше.. Ты, витязь, яснее выражайся.

             Заалели щёки гостя, он смущённо отвернулся и стал разглядывать окружающие экспонаты. Свитая из ивовых прутьев клетка казалась пустой, но когда потянулся щёлкнуть по ней ногтем, что-то впилось в палец. Невольное восклицание заставило Мари оторваться от приготовлений.

- Не стоит проверять всё наощупь, сэр витязь. Там у меня фея с вересковых пустошей, совсем дикая. Укус неприятный, но скоро пройдёт. Зато станете понимать язык животных и птиц. Во всяком случае, со мной так и случилось..

- Вот ещё напасть.. -бурчал покусанный витязь, потирая палец.- А это постоянно или когда захочу? Живности вокруг много..

- За день привыкнуть можно, потом - по желанию. Я тогда лягушек наслушалась, не описать словами, когда эту вредину поймала и в клетку засовывала. Кузнечные рукавицы прокусила, представляешь?.

- Угу.. -кивал Яр, ковыряясь в ухе мизинцем.- Гвалт поднимается ужасный. Мыши тут.. ласточки.. О, я сейчас вернусь!

              Снаружи витязь подозвал кого-то из подростков, что-то тщательно втолковывал и сунул монету. Лицо порученца осветилось радостью при виде серебра и он умчался. Яр Тур пооглядывался вокруг и направился внутрь лавки.

- Конёк мой, Савраска, в речку попросился.. -молвил, отводя глаза.- Да травки пощипать..

- Вооот и .. хо-ро-шо.. -выдохнула Мари, бережно опуская на стол посудину с парящим отваром.- Немного остынет и можно начинать. Пьём одновременно и держимся за руки. Прости, но я узнаю всё про тебя, как и ты - про меня. До донышка. Если есть что-то, неприемлемое, то по-другому станем искать разгадку..

- Да ничего такого.. Девки, разве.. Но это тебя не испугает, поди.. От злодейств уберёгся пока. Ну, наливай уже свою стряпню, да покончим с загадками!

*

              За дверью наливались синевой осенние сумерки, хрупал сеном привязанный к столбику конь витязя, когда гадалка и Яр расцепили пальцы и откинулись на спинки грубоватых стульев. Слегка светилась жемчужина на браслете, да в клетке искрилась неугомонная фея.

- Вон оно, значит, к чему мне стол круглый снился.. -протянул витязь слегка охрипшим голосом.- И домой теперь не скоро попаду..

- Сама теряюсь. Радоваться или рыдать в голос?.

- Эт ты про то, что со мной обручаться? -с ехидцей поинтересовался витязь и всласть потянулся, хрустя суставами.- Зато королевой станешь.

- Замуж.. королевой.. Я жалею только о покое. Хотелось прожить жизнь мирно и равномерно. Но, от судьбы не спрячешься.. -вздохнула Мари, щелчком пальцем зажигая свечу.- Собирайся, сегодня переночуешь в моём домике, а завтра - сборы в дорогу. Королю Яр-Туру предстоят великие дела..