Крымская сага. ч. 1я. ленинск асака

Алла Растворцева 2
Предисловие 1.
Писать буду частями.
На телефоне
. . .
Предисловие 2
"Сталин погладил меня по голове.
 Хрущeв возвеличил.
 А Брежнев .- обозвал дурой"
Ядгар Садиковна Насриддинова /1920 г. Коканд ~ 2006 г. Москва/
. . .
Свидетельства - Я очевидец.
. . .
Была такая узбечка в Коканде - Ядгар Насриддинова. Член ВКП(б) с 1942 года. Очень интересная у нее биография./подробности для любопытных в инет-википедии/.
 Мои родители тоже были большевиками с послевоенных лет.
 И кое-какие разговоры очень врезались и отпечатались в моей памяти.
За что же Сталин погладил по голове Ядгар? А просто - за то, что Узбечка. И с очень  большими организаторскими способностями.
Так рассказывала моя мама - депутат ВС СССР созыва 1947 года.
 В семье от тех лет сохранилось большое чёрно - белое  фото с той сессии со Сталиным,  и ...чорная 'мутоновая' шуба, которая по наследству досталась мне, и которую носить-не-сносить ещё лет 30. Фото досталось сестре - имя ей нарекли в честь дочери И.В.Сталина - Светланы Алилуевой
. . .
А что же таила в себе фраза:
- Хрущёв меня возвеличил ?
 
Здесь начинается самое интересное.
 И об этом, может быть,  помнят старожилы Андижанской области. Хотя, и в этом я не уверена до конца.
Многие этого не видели. А СМИ тех лет - где они? Я искала в Интернете сведения об этом событии. Не нашла ...
. . .
А теперь  история с географией, и немного с моей биографией.
. . .
Известые Сталинские депортации народов Кавказа и Крыма преследовали не столько месть татарскому народу за 'предательство' в В.О.В., но тем самым открывались возможности эксплуатации народов по типу ГУЛАГов - 30х годов. /Мнение моe, сугубо личное. А по молодости лет своих я об этих ГУЛАГ'ах ничего не знала тогда/. Отец мне это объяснил так: - нужно было поднимать страну из разрухи! И точка!..
ФНПЗ в Киргули строили Немцы - тоже в наказание за свою принадлежость к нации? Не знаю. Может быть.
Я в Асака /тогда именуемый Ленинск/, приехала из Коканда в 1960м году.
В 1958 году всего 15 дней была на ознакомительной практике на НГКМ 'Северный Сох.'  В 1959 - на м/р Палванташ 2 месяца, и в 1960м.-писала диплом уже - на "АндижанНефтеПром"
и уже была знакома с народом 'татары крымские.'  Народ как все малочисленные народы в Узбекистане. Их даже в статистике не отмечали особой пометкой.  Все татары шли в одной строке. Но какие-то ограничения в правах, очевидно, у них были. Я эти подробности не знала тогда.
Все они жили на нефтепромыслах. 5 их было. В городах - Ленинске, Шахрихане, Мархамате - тоже было кр.татар немало. И жили они зажиточно по тем временам.  Шутили над ними - татары же!  Очень работящий народ! Сады и огороды - это татары. У них и метла дворовая летом зацветала.

 Национализма снаружи вообще не наблюдалось. Он созревал изнутри. Как червь точит плод айвы. Вылезет червь наружу - плод выбрасывай.
. . .
Старики, конечно, играли ключевую скрипку. Как Моисей 40 лет вёл евреев из Египта в Израиль, так и у татар были свои Моисеи - Мусы, которые обещали татарам Крым и Бахчисарай.

Правительство СССР и КПСС - уже наступили  времена Хрущёва - разработали очередной план смягчения ситуации.
. . . .
1962й (а может быть и 1963й год?).  Явно видим - ежедневно город преображается. Будто 7 ноября или 1 мая на 'носу.' интересуемся - чего-кого ждут?
- Правительство!?  Ого! Ничего себе!!!

Муж мой, тромбонист, разучивает какие-то новые фуги. Наш Дом Культуры в Ленинске будто заново выстроили! Чудо просто!
И вот наступил этот день - Курултай крымских татар Ферганской долины.
Машин съехалось - видимо-не-видимо.
Впервые я увидела татар в их национальной одежде. Глаз от женщин не оторвать. Музыка. Флаги разноцветные. Все в ожидании неожиданного.
И вот - кортеж. Правительственный. Коридор ликующих татар.
Актовый зал ДК"НЕФТЯНИК" - почти академический театр того времени. На сцену поднимается Ядгар Насридинова. Овации долго не стихают.
В муз.яме духовой оркестр. Гимн СССР. Гимн Узб.ССР. И новая музыка -крымско-татарский гимн. Вот какие фуги тромбонные дома у нас гудели! Раздельно было и не понять-о чем звуки.
...
И вот! Торжественная минута. Зачитывается Указ Президиума ВС СССР  о снятии  "клейма" - депортированный народ. И грянула тут татарская "ХАЙТАРМА" !!!  И пошли по кругу счастливые женщины и мужчины. И даже дети. И это было 'рождение' нового, свободного народа. Такого ликования народного я не видела никогда и нигде!
Вот оно - хрущёвское возвеличивание женщины-узбечки. Она первая развязала крымско-татарский узел. И это было начало 70х 20го века.

Конечно, после торжества был грандиозный концерт, каких до этого никогда не бывало.
БГАТ оперы и балета привезли сцены из балетов "Щелкунчик" и "ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО". Кстати, именно балет поразил воображение и мнение мужа об этом искусстве.
Пел молодой дуэт Алла Йошпе + Стахан Рахимов.
ВиА "хайтарма" - это вообще не поддавалось описанию никакими словами.
Вот откуда моя музыкальная память в моих видео-клипах про мой Асака - Ленинск. Отсюда, из воспоминаний.
. . . .