Хороший детектив немыслим без фантасмагории

Владимир Кожевников
В хорошем детективе обязательно должны присутствовать элементы фантасмагории. Это нечто нереальное, фантастическое, которое в конце находит реальное объяснение.
Пример из классического детектива: в "Собаке Баскервилкей" Артура Конан Дойля Генри Баскервиль обнаруживает, что в гостинице у него пропал один новый башмак. Логичнее, если бы пропали оба, но тут  почему-то только один. Дальше идет нагромождение нелепостей: новый башмак чудесным образом находится, но почему-то пропадает старый. Объяснение: башмак жертвы похитил преступник, чтобы дать понюхать собаке (орудию преступления). Новый для этой цели не годился - пришлось похитить старый. 

У Агаты Кристи уже само название романа фантасмагорическое - "Десять негритят": по мере уничтожения жертв в гостиной исчезают статуэтки. У оставшихся в живых жертв это вызывает ужас на грани безумия.

В "Убийстве на улице Морг" Эдгара По фантасмагорический сам способ убийства - тело жертвы засунуто в печную трубу. Образ нереальный, фантастический,  потому что человек, даже обладающий чудовищной силой, не способен на это. Объяснение ж такого: это сделала человекообразная обезьяна.

Фантасмагория не чужда ни одному произведению детективного жанра: вы находим ее и в литературе, и в театре, и в кино.

Фантасмагорические образы, как прием, я использую в романе "Динары пятого халифа". Это преследующий группу белый верблюд, наводящая ужас происходящим там таинственная фисташковая роща, фантасмагорические сны героя-расказчика, легенда о варанах, называемых "драконами", уходящие под бархан следы пропавших туристов, старый обшарпанный кофр, в котором оператор таскает свою дорогу. новую видеокамеру, нереально тяжелый предмет в рюкзаке, о который ушибает ногу завхоз, невероятные проницательность и навыки доктора.

Главное, чтобы все фантасмагорическое получило в конце объяснение и вся мистика  развеялась.