Вечный диск человеческой души

Лариса Павлович 2
Люди уже несколько тысяч лет исследуют дyшу, но так и не пришли к единому мнению, существует ли она. В древней Индии её исседовали  с помощью глубокой медитации, то есть изнутри, но пришли к выводу, что индивдульной души, или линости, нет. Есть лишь бeзличный Атман, который не делится на индивидуальности. Только он реально существует, и он недвойстенен. То есть есть только одна субстанция, но нет субьектов, или индивидульных душ. Эта духовная субстанция и есть Бог. Следовательно, и ты Бог, и я Бог, и собаки, бегающие по улице, тоже Бог, и оба мы безличны и безразличны, то есть не отличаемся друг от друга.

На этом основаана философия адвайты, от которой индийцы не отступили и по сей день. (Адвайта - философия, возникшая в Индии примерно 2500 лет назад). Личность Бога в индуизме смешана с субстанцией, нет чёткой грани между субстанцией и субъектом, как в западной философии. И хотя в западной традиции мышления нет практики глубокой медитации, всё же она лучше различает такие основополагающие термины, как субстанция и субьект. Субстанция безлична, субъект имеет личность и индивидуальность.

В буддизме отход от западной традиции ещё круче, там даже Амана нет, есть только пустота, или шуньята. Не правда ли, отрицать душу, личность и личностного Бога - это безумие на взгляд монотеиста, знающего, что душа и Бог существуют?

Чтобы понять разницу западного и восточного воззрений на душу, возьмем пример с обычным  диском. Человеческая душа - это некая сфера, или диск; можно сравнить её также с кольцами дерева. У каждого они свои, индивидуальные: это особенности каждой конкретной души: её личность, темперамент, роль, предназначение, значимость и и.д. Но внутри, в самой сердцевине, есть мертвая точка, бессознательное. Именно в эту мертвую точку мы перемещаемся, когда завершаем свой путь на земле, и она похожа у всех, хотя тоже не идентична. Это и есть бестелесный, нематериальный кайф, или вечный покой, и только он кажется реальным за пределами всего материального.

Но на самом деле сам диск никуда не исчезает, и вся запись, как на фабричном диске, остаётся, причём у всех она разная. А вот дырка, пустота посредине диска у всех одинаковая: кома, провал в блаженное забытие, вечный покой.

В философии адвайты говорится, что наше индивидуальное Я - это иллюзия, и что реален только Атман - безличное духовное пространство, где личность исчезает, а всё остальное, в том числе и материальный мир - это иллюзия. Получается, как будто только дырка от диска реальна, а сам диск не реален. Так ли это?

На самом деле нельзя сказать, что лишь дырка реальна, а всё остальное - нет. И вообще такого понятия как Атман нет, его выдумали адвайтисты. Есть атма, душа, и есть место, где она обитает изначально - элемент Брахм, или Брахманд. Но дом и его обитатели - разные вещи, не так ли? Атман - это элемент Брахм, или дом атмы, души. Но у адвайтистов Атман равен Брахману, житель равен дому. И диска якобы нет, он иллюзия, а есть лишь одна дырка от него.

Спрашивается, зачем же тогда мы покупам диск: ради записи на нём ли ради дырки посредине? Разумеется, для записи. Но и дырка тоже важна: без неё диск не встанет в компьютер. Поэтому и диск реален, и дырка тоже рельна, но предназначение у них разное. Дырка нужна для нашего закрепления в нематериальном мире, или Брахманде. У каждой дырки - свой статус. Каждый закреплен в бестелесном мире не хаотично, а находится на своём месте, оставаясь там там до того момента, как его диск понадобится на земле. (Так же и в магазине: диск пылится на полке, пока его не купят, пока он кому-то не понадобится).

Дырки не сливаются в одну безликую массу, капля не растворяется в море безличного, как говорят адвайтисты. Лишь само содержание диска уходит на второй план, поэтому, находясь в Брахманде, мы теряем своё сознание, личность и память, но всё же не исчезаем. (Есть хорошее выражение на этот счёт: "Отдал Богу душу". Оно более верно описывает бытие в Брахманде, чем выражение "растворился в элементе Брахм" Отдал Богу всё личное, но остался вместе с ним, будучи безличным, "дыркой" Личность не исчезла при этом, а просто притаилась до той поры, когда она понадобится).

Вообще описать освобождение от собственной личности в бестелесном мире очень трудно. Одно очевидно, что этот процесс крайне интимный, что-то вроде самоотречения, или растворения в любви. И монотеисту его легче понять, чем стороннику адвайты. Именно "отдал Богу душу", и тебе стало легче. Не потерял, не отобрали, не лишили, а сам отдал, добровольно, но при этом сам не исчез, а сушествуешь в облегчённом и улучшенном варианте самого себя.

Священный звук ОМ намекает на двойственность нашего бытия в Брахманде, мире, где нет тела, движения и звука. "О" символизирует безличность, Общее. "М" говорит о том, что личность не растворилась, а лишь уснула: недаром во всех индоевропейских языках с этой буквы начинается "я" и "мое" в косвенных падежах: me, my (английский), mera (хинди), mon (французский), man (я в фарси), мне, меня, мой (русский).

Другими словами, в Брахманде нас нет в прямом падеже, но мы есть в косвенном. Личность для того и существует, чтобы не было безразличия. Философы адвайты и буддисты этого не понимают, заменяя личность пустотой. Да и я называю полость посреди диска дыркой лишь условно. На самом деле никакой полости внутри души нет: это точка, в которой записана целая вселенная. Её нельзя увидеть, как днём нельзя увидеть звезды. Но её можно проявить, если есть сильное желание и сосредоточенность.

Состояние точки, действительно, уникально и неописуемо, полно блаженства. И ты хотел бы остаться в этом состоянии вечно, потому что оно божественно, но когда-нибудь тебе придётся спуститься с небес на землю ради того, чтобы сыграть свою роль. Именно тогда и проявится содержимое твоего диска, и акцент перейдёт на него вместо дырки, точки.

Нет ничего случайного, и ты появляешься на земле в нужное время и в нужном месте. Там, на земле (или на другой планете) ты будешь реализовывать то, что уже записано на твоём диске. Табула раза, или чистая доска, не существует, на каждом диске что-то уже записано: например, поп, рок, регги, классика, психоделия и т.д. И твоя личность записана не в генах тела, данного родителями, а на невидимом глазу диске твоей души, в твоей точке.

Из каждого семени прорастает дерево, и у каждого дерева своё кольцо, если его спилить. У него рпзная толщина, разное расположение колец. По кольцам можно понять, сколько лет дереву. Точно также по бороздкам на диске человеческой души можно понять, на сколько столетий или тысячелетий мы рассчитаны. У некоторых совсем маленькая и короткая роль в этом мире, у других - большая и долгая роль, как на долгоиграющей пластинке. Мы никогда не исчезаем и не появляемся из ничего. Мы вечны, не сотворены и не растворимы.